Курганы Мелового увала
Выпуск:
ART 970641
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Гуменюк
А.
Б. Курганы Мелового увала // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2017. – Т. 39. – С.
1571–1575. – URL:
http://e-koncept.ru/2017/970641.htm.
Аннотация. Данная статья рассматривает памятник археологии – Меловой увал, который находится на полуострове Тарханкут.
Текст статьи
Гуменюк Анастасия Бориславовна;воспитанница кружка «Обществознание» МБОУ ДО«Центр детского и юношеского творчества» муниципального образования Черноморский район Республики Крым,пгт. Черноморскоеagumenyk@mail.ru
Курганы Мелового увала
Аннотация.Данная статья рассматривает памятник археологии Меловой увал, который находится на полуострове Тарханкут.Ключевые слова:курган, археология, склеп.
«На высоте 176 м…правильно организованное укрепление из валов, сложенных из камня и засыпанных сверху землёй. Два звездообразных в плане укрепления…» [1].Вот что можно узнать из дневников П.Н.Шульца (археолог и историк, сотрудник Института археологии АН СССР, доктор исторических наук, профессор) о загадочном древнем укреплении на высшей точке Тарханкута. Именно там находится Меловой увал, где наблюдается большое скопление курганов, которое мне хотелось бы рассмотреть в данной работе, в частности курган 335, известный так же, как склеп, что сохранился до наших дней на Тарханкуте в наилучшем состоянии. В 2010 году на пологом северном склоне Мелового увала, от его вершины до нижней части, по которой тянется длинная ЮжноОленевская балка, были проведены автомобильные и пешие разведки. В широтном направлении исследуемая площадь ограничивалась восточной окраиной посёлка Оленевка с запада и шоссейной дорогой КрасносельскоеМарьино с востока. В ходе этих работ один из обнаруженных каменных курганов в полевой документации получил порядковый номер 335. Этот курган был раскопан в 2010 и 2011 годах. Он находится в центральной части северного склона Мелового увала на расстоянии 5,5 километров на ВЮВ от посёлка Оленевка и 7,8 километров на ЗЮЗ от посёлка Красноселькое [2].Характер распределения выявленных памятников позволяет выделить четыре основных кластера: Северный район, СевероЗападный район, Центральный район, Южный район. Все они включают в себя склоны Тарханкутского поднятия [3]. Северный район. Изрезанные глубокими балками склоны Тарханкутской возвышенности от посёлка Черноморского до верховьев Джарылгачского озера представляют собой исторический ландшафт, главной особенность которого, является уникальная сохранность в центральной и восточной частях. В ходе исследований Тарханкутского полуострова было картировано большое количество курганов, но не было обнаружено никаких следов поселений. Это привело к устоявшемуся мнению: все поселения были расположены исключительно в прибрежной зоне. Однако, как показали исследования 20072008 годов, здесь расположены разнообразные археологические памятники, типа: курганов, поселений, следов землепользования, включая участки античного кадастра, каменоломней и т.д [3].Тем не менее, в ходе работ 20072008 годов в Северном районе, с помощью пеших археологических разведок и магнитометрии удалось зафиксировать следы жизнедеятельности древних людей: загоны для скота, жилые и хозяйственные постройки и ямы, следы распашки земли. В эллинистическое время вся территория склонов, находилась в активном хозяйственном использовании [3].Северозападный район. Здесь наблюдается наибольшая концентрация поселений. На относительно небольшой площади, занятой как неглубокими оврагами, так и мощными растительными балочными системами, было обнаружено не менее трети всех поселений. Здесь же находятся и самые крупные поселения, состоящие, по крайней мере, из 14 построек каждое. Так, крупнейшее поселение Джангуль насчитывает 20 больших строений или отдельно стоящих усадеб [3].Между поселением 68 и Джангульскими обрывами на высоком плато находится не менее 5 небольших курганов, ещё два располагаются вдоль линии построек в западной части поселения. Конечно же, нельзя исключать связь погребальных комплексов с поселением 68 [3].Центральный район.Здесь можно встретить многочисленные остатки жилых строений, загоны для скота и прочие строительные остатки татарского времени, которые свидетельствуют о том, что географические преимущества этого района не остались без внимания древнего населения. Однако, эти же обстоятельства существенно затрудняют поиски древних памятников, которыев ряде случаев могут скрываться под остатками более поздних поселений [3].Южный район. Здесь почти нет глубоких балок, а в связи с этим поселений значительно меньше, чем в других районах, но они достаточно выразительные и довольно большие по размерам [3].Я выбрала для рассмотрения именно Меловой увал, так как он имеет историкокраеведческую привлекательность для туристов и археологов, а также богатую историю. Мне стало интересно почему именно там располагается большое скопление курганов: так называемый курганный некрополь. Скифы испокон веков ценили и бережно хранили места захоронений своих прародителей, поклонялись с особой любовью, которая возрастала в связи с отсутствием храмовмест поклонений. Обряд захоронения был самым мистическим, самым величественным ритуалом, требующим больших затрат: как физических, так и материальных [6].Но почему скифы старались хоронить своих умерших на более высоких точках Тарханкута? Чтобы те вознеслись на небо? Или это было связано с какимто обрядом? Теперь мы уже не узнаем что сподвигало их на это действие, можем лишь догадываться. Разберём же что такое курган.Курган –насыпь над древнеймогилой, иногда –занесённый землёй развал многообразных погребальных сооружений (деревянных, каменных или земляных). Древнейшие курганы появились в позднем неолите и энеолите (IV III тыс. до н. э.) в каспийскочерноморских степях (курганы древнеямной культуры), в Предкавказье (курганы майкопской культуры) и Закавказье [7].Каменные курганы содержат плитовые наземные или заглубленные каменные гробницы, перекрытые громадными плитами, окруженные каменными кольцами. Их «насыпь» в основном состоит из камней различного размера. Именно наличием этих погребальных памятников и объясняется повышенная концентрация курганов на Тарханкуте по сравнению с остальной территорией Крыма. «Каменные» курганы содержат по нескольку асинхронных захоронений и, повидимому, оставлены оседлым населением, жившим в северозападном Крыму в позднеклассическое и раннеэллинистическое время. Наиболее крупные, «классические» курганы с земляными насыпями, располагаются по вершинам Мелового (волнообразного поднятия, идущего вдоль южной части Тарханкутского полуострова) и Джангульского (Северного) увалов [4].Курганы Тарханкутскойвозвышенной равнины сравнительно небольшие наземные каменные строения в виде маленьких прямоугольных склепов, которые, возможно, первоначально имели уступчатые перекрытия. Некоторые из них служили коллективными захоронениями, представляющими собой остатки нескольких погребений, часть из которых еще в древности была сдвинута к краям могилы, чтобы освободить место для новых останков погибших или умерших кочевников. В могилах найдены небольшой железный акинак, бронзовые наконечники стрел, мелкие бусы, лепная керамика. Около склепов располагались небрежно изготовленные каменные ящики — жертвенники [5].Каменные курганы на Тарханкуте распространены неравномерно. Те, что находятся на Меловом увале, обособлены от поселений и группируются в «курганные поля». Самое крупное их скопление располагается на скалистых обнажениях, на склонах центральной, наиболее высокой части Мелового увала. Здесь, на семи каменистых выпуклых водоразделах между балками, спускающимися по южному склону увала, насчитывается около сотни курганов с каменными насыпями [4].Проведя визуальный анализ, я выяснила, что на склонах Мелового увала, включая и Северный склон, на котором находится курганный некрополь, включающий 335 курган, вовсе отсутствует культурный слой, но наблюдается большое скопление как нетронутых и раскопанных камер захоронений, так и разграбленных чёрными археологами курганов.
Ссылки на источники1.1.Полевой дневник П.Н. Шульца.2.Каменные курганы на полуострове Тарханкут. С.А.Мульд, Т.Н.Смекалова. Выпуск IV, Часть I. 3.Памятники эпохи бронзы и раннего железного века на полуострове Тарханкут: предварительное сообщение. Т.Н.Смекалова, В.Ф.Столба, Симферополь 2009 г. Выпуск I. 4.«Каменные» курганы и каменные «ящики» на пове Тарханкут и в Крымском Приазовье. Т.Н.Смекалова (СанктПетербургский государственный университет). 5.http://jalita.com/guidebook/chernomorskoe/kurgany.shtml6.http://www.ooolong.ru/pogrebalnyjobrjadskifov7.http://bse.scilib.com/article067608.html
Приложение 1Курганы Мелового увала
Приложение 2Полуверстовая карта Тарханкута конца 19 века
Курганы Мелового увала
Аннотация.Данная статья рассматривает памятник археологии Меловой увал, который находится на полуострове Тарханкут.Ключевые слова:курган, археология, склеп.
«На высоте 176 м…правильно организованное укрепление из валов, сложенных из камня и засыпанных сверху землёй. Два звездообразных в плане укрепления…» [1].Вот что можно узнать из дневников П.Н.Шульца (археолог и историк, сотрудник Института археологии АН СССР, доктор исторических наук, профессор) о загадочном древнем укреплении на высшей точке Тарханкута. Именно там находится Меловой увал, где наблюдается большое скопление курганов, которое мне хотелось бы рассмотреть в данной работе, в частности курган 335, известный так же, как склеп, что сохранился до наших дней на Тарханкуте в наилучшем состоянии. В 2010 году на пологом северном склоне Мелового увала, от его вершины до нижней части, по которой тянется длинная ЮжноОленевская балка, были проведены автомобильные и пешие разведки. В широтном направлении исследуемая площадь ограничивалась восточной окраиной посёлка Оленевка с запада и шоссейной дорогой КрасносельскоеМарьино с востока. В ходе этих работ один из обнаруженных каменных курганов в полевой документации получил порядковый номер 335. Этот курган был раскопан в 2010 и 2011 годах. Он находится в центральной части северного склона Мелового увала на расстоянии 5,5 километров на ВЮВ от посёлка Оленевка и 7,8 километров на ЗЮЗ от посёлка Красноселькое [2].Характер распределения выявленных памятников позволяет выделить четыре основных кластера: Северный район, СевероЗападный район, Центральный район, Южный район. Все они включают в себя склоны Тарханкутского поднятия [3]. Северный район. Изрезанные глубокими балками склоны Тарханкутской возвышенности от посёлка Черноморского до верховьев Джарылгачского озера представляют собой исторический ландшафт, главной особенность которого, является уникальная сохранность в центральной и восточной частях. В ходе исследований Тарханкутского полуострова было картировано большое количество курганов, но не было обнаружено никаких следов поселений. Это привело к устоявшемуся мнению: все поселения были расположены исключительно в прибрежной зоне. Однако, как показали исследования 20072008 годов, здесь расположены разнообразные археологические памятники, типа: курганов, поселений, следов землепользования, включая участки античного кадастра, каменоломней и т.д [3].Тем не менее, в ходе работ 20072008 годов в Северном районе, с помощью пеших археологических разведок и магнитометрии удалось зафиксировать следы жизнедеятельности древних людей: загоны для скота, жилые и хозяйственные постройки и ямы, следы распашки земли. В эллинистическое время вся территория склонов, находилась в активном хозяйственном использовании [3].Северозападный район. Здесь наблюдается наибольшая концентрация поселений. На относительно небольшой площади, занятой как неглубокими оврагами, так и мощными растительными балочными системами, было обнаружено не менее трети всех поселений. Здесь же находятся и самые крупные поселения, состоящие, по крайней мере, из 14 построек каждое. Так, крупнейшее поселение Джангуль насчитывает 20 больших строений или отдельно стоящих усадеб [3].Между поселением 68 и Джангульскими обрывами на высоком плато находится не менее 5 небольших курганов, ещё два располагаются вдоль линии построек в западной части поселения. Конечно же, нельзя исключать связь погребальных комплексов с поселением 68 [3].Центральный район.Здесь можно встретить многочисленные остатки жилых строений, загоны для скота и прочие строительные остатки татарского времени, которые свидетельствуют о том, что географические преимущества этого района не остались без внимания древнего населения. Однако, эти же обстоятельства существенно затрудняют поиски древних памятников, которыев ряде случаев могут скрываться под остатками более поздних поселений [3].Южный район. Здесь почти нет глубоких балок, а в связи с этим поселений значительно меньше, чем в других районах, но они достаточно выразительные и довольно большие по размерам [3].Я выбрала для рассмотрения именно Меловой увал, так как он имеет историкокраеведческую привлекательность для туристов и археологов, а также богатую историю. Мне стало интересно почему именно там располагается большое скопление курганов: так называемый курганный некрополь. Скифы испокон веков ценили и бережно хранили места захоронений своих прародителей, поклонялись с особой любовью, которая возрастала в связи с отсутствием храмовмест поклонений. Обряд захоронения был самым мистическим, самым величественным ритуалом, требующим больших затрат: как физических, так и материальных [6].Но почему скифы старались хоронить своих умерших на более высоких точках Тарханкута? Чтобы те вознеслись на небо? Или это было связано с какимто обрядом? Теперь мы уже не узнаем что сподвигало их на это действие, можем лишь догадываться. Разберём же что такое курган.Курган –насыпь над древнеймогилой, иногда –занесённый землёй развал многообразных погребальных сооружений (деревянных, каменных или земляных). Древнейшие курганы появились в позднем неолите и энеолите (IV III тыс. до н. э.) в каспийскочерноморских степях (курганы древнеямной культуры), в Предкавказье (курганы майкопской культуры) и Закавказье [7].Каменные курганы содержат плитовые наземные или заглубленные каменные гробницы, перекрытые громадными плитами, окруженные каменными кольцами. Их «насыпь» в основном состоит из камней различного размера. Именно наличием этих погребальных памятников и объясняется повышенная концентрация курганов на Тарханкуте по сравнению с остальной территорией Крыма. «Каменные» курганы содержат по нескольку асинхронных захоронений и, повидимому, оставлены оседлым населением, жившим в северозападном Крыму в позднеклассическое и раннеэллинистическое время. Наиболее крупные, «классические» курганы с земляными насыпями, располагаются по вершинам Мелового (волнообразного поднятия, идущего вдоль южной части Тарханкутского полуострова) и Джангульского (Северного) увалов [4].Курганы Тарханкутскойвозвышенной равнины сравнительно небольшие наземные каменные строения в виде маленьких прямоугольных склепов, которые, возможно, первоначально имели уступчатые перекрытия. Некоторые из них служили коллективными захоронениями, представляющими собой остатки нескольких погребений, часть из которых еще в древности была сдвинута к краям могилы, чтобы освободить место для новых останков погибших или умерших кочевников. В могилах найдены небольшой железный акинак, бронзовые наконечники стрел, мелкие бусы, лепная керамика. Около склепов располагались небрежно изготовленные каменные ящики — жертвенники [5].Каменные курганы на Тарханкуте распространены неравномерно. Те, что находятся на Меловом увале, обособлены от поселений и группируются в «курганные поля». Самое крупное их скопление располагается на скалистых обнажениях, на склонах центральной, наиболее высокой части Мелового увала. Здесь, на семи каменистых выпуклых водоразделах между балками, спускающимися по южному склону увала, насчитывается около сотни курганов с каменными насыпями [4].Проведя визуальный анализ, я выяснила, что на склонах Мелового увала, включая и Северный склон, на котором находится курганный некрополь, включающий 335 курган, вовсе отсутствует культурный слой, но наблюдается большое скопление как нетронутых и раскопанных камер захоронений, так и разграбленных чёрными археологами курганов.
Ссылки на источники1.1.Полевой дневник П.Н. Шульца.2.Каменные курганы на полуострове Тарханкут. С.А.Мульд, Т.Н.Смекалова. Выпуск IV, Часть I. 3.Памятники эпохи бронзы и раннего железного века на полуострове Тарханкут: предварительное сообщение. Т.Н.Смекалова, В.Ф.Столба, Симферополь 2009 г. Выпуск I. 4.«Каменные» курганы и каменные «ящики» на пове Тарханкут и в Крымском Приазовье. Т.Н.Смекалова (СанктПетербургский государственный университет). 5.http://jalita.com/guidebook/chernomorskoe/kurgany.shtml6.http://www.ooolong.ru/pogrebalnyjobrjadskifov7.http://bse.scilib.com/article067608.html
Приложение 1Курганы Мелового увала
Приложение 2Полуверстовая карта Тарханкута конца 19 века