Система контроля качества топлива как фактор конкурентоспособности автозаправочных станций

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Шалабаева Д. С. Система контроля качества топлива как фактор конкурентоспособности автозаправочных станций // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 1616–1620. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970650.htm.
Аннотация. Статья посвящена изучению основных факторов, влияющих на конкурентоспособность автозаправочных станций, выявлению направления обеспечения и повышения ее уровня. Цель данной работы заключается в разработке мероприятий по повышению конкурентоспособности сети автозаправочных станций ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт».
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Шалабаева Дина Сергеевна,студент ФГБОУ ВПО «Астраханский государственный технический университет», г. Астраханьmelkovskiih@mail.ru

Система контроля качества топлива как фактор конкурентоспособности автозаправочных станций

Аннотация. Статья посвященаизучению основных факторов, влияющих на конкурентоспособность автозаправочных станций, выявлению направления обеспечения и повышения ее уровня. Цель данной работы заключается вразработке мероприятий по повышению конкурентоспособности сети автозаправочных станций ООО «ЛУКОЙЛНижневолжскнефтепродукт».Ключевые слова:конкурентоспособность,качество топлива,система контроля качества продукции, автозаправочнаястанция.

На современном этапе экономического развития для каждого предприятия на первый план выходит задача сохранения и повышения собственной конкурентоспособности. В рыночной экономике понятие «конкурентоспособность» представляет собой относительную характеристику предприятия, которая выражена в способности противостоять конкурентам с аналогичной продукцией как по степени удовлетворения запросов потребителей, так и по эффективности производственной деятельности. Актуальность данной темызаключается в том, что заинтересованность предприятий в результатах своей деятельности усиливает необходимость повышения конкурентоспособности организации, поскольку данная категориявыступает важнымфактором выживания в условиях изменчивой окружающей среды и последующего эффективного развития организации.Автозаправочные станции и комплексы являются важным звеном в системе обслуживания автотранспортных средств и играют существенную роль в обеспечении работоспособности автомобилей. Они представляют собой специализированные предприятия, предназначенные для снабжения автомобильного транспорта и другихмашин топливом, эксплуатационными материалами для оказания дополнительных услуг в виде подкачки шин, продажи запасных частей и аксессуаров к автомобилям, мойки автомобилей и техническогообслуживания. Конкурентными преимуществами автозаправочных станций«ЛУКОЙЛНижневолжскнефтепродукт»является известность бренда и качество продукции, которые позволяют занимать устойчивые позиции на рынке. Для реализации возможностей компании необходимо проводить регулярные маркетинговые исследования, осуществлять программы, направленные на длительность контакта потребителя с компанией. Организация может рассчитывать на успех на рынке только в том случае, если она имеет активное обслуживание клиентов, творчески организованную рекламу и продвижение товаров и услуг. Для устранения слабых сторон следует направить внимание к качеству сервисных услуг и формированию приверженности компании у потребителей. Имидж организации как внутри, так и вне ее, определяется тем впечатлением, которое создается с помощью сотрудников, клиентов и общественным мнением в целом. Эффективное предпродажное и послепродажное обслуживание способствует большему количеству продаж, формирует и сохраняет лояльность покупателей к компании. Товаромзаменителем традиционных видов топлива является моторное топливо –природный газ. Резкий рост числа автомобилей в современном мире потребовал значительного увеличения объемов выработки бензина. В результате поиска альтернативы бензину отечественные специалисты остановили выбор на газе, поскольку ресурсы газа значительно превосходят ресурсы нефти, двигатели на газовом топливе работают в 1,52,0 раза дольше, чем на бензине, так как при сгорании газа образуется меньше твердых частиц и золы, вызывающих износ цилиндров и поршней; кроме того, газ не смывает масляную пленку с поверхности цилиндров, как бензин, и не вызывает коррозию металла. Его применение имеет ряд достоинств:выбросы вредных веществ значительно ниже;доступная цена, т.к. для его переработки требуются минимальные затраты.При всех преимуществах природный газ не получил широкого распространения, поскольку переход на данное моторное топливо несет большие издержки и создает неудобства для потребителей. Издержками в данном случае являются затраты на переоборудование, частые плановые технические осмотры автомобиля и неудобства, связанные с инфраструктурной поддержкой.ООО «ЛУКОЙЛНижневолжскнефтепродукт» имеет положительную репутацию, которая зависит от положительного имиджа, известностифирменного наименования и отношения к компании со стороны клиентов. Ценность данного критерия дает определенные преимущества компании, а именно помогает потребителям осуществить выбор между схожими товарами и услугами. С точки зрения потребителя положительная репутация позволяет уменьшить осознанный риск при покупке топлива, так как репутация служит залогом их высокого качества. Сеть автозаправочных станций«ГАЗПРОМ» приоритетной задачей ставит решение проблем экологии, промышленной безопасности и контроля качества продукции, как основного фактора защиты окружающей среды. Уделяя особое значение безопасности и экологичности объектов, данная компания реализует политику, которая направлена на развитие безопасных социальнозначимых объектов –строительство и ввод в эксплуатацию сети Мини автозаправочные станции.Наряду с высокими характеристиками топлива, сервиса и услуг, потребители выбирают сеть автозаправочных станций«ГАЗПРОМ» за оптимальное соотношение цены и качества. С развитием жесткой конкуренции на рынке автозаправочных станций необходимо осуществлять постоянный поиск эффективных инструментов, позволяющих удержать потребителей и сделать их приверженными компании. В связи с этим в последние годы активно внедряются поощрительные программы для клиентов. Программы лояльности выгодны не только для компаний, но и для их потребителей. Поскольку они позволяют увеличить продажи, анализировать поведение покупателей, сегментировать аудиторию и продвигать бренд. Программы по накоплению баллов предполагает наличие игрового момента, благодаря чему приобретение продукции вызывает большой интерес среди клиентов. Балл –это единица, которая зачисляется на счет участника за покупки с картой программы на АЗС и предоставляет возможность впоследствии приобретать товары на АЗС с учетом скидки. Эффективность внедрения программ лояльности по сравнению с простыми скидками проявляется в том, что клиент видит ценность накопленных баллов, что обуславливает эффект удержания. Компания «ГАЗПРОМ» своим клиентам предлагает программу лояльности, которая помимо скидок на топливо и сопутствующие товары, предлагает систему скидок у партнеров клуба: магазины, рестораны, развлекательные комплексы. 1АЗС «ЛУКОЙЛНижневолжскнефтепродукт» реализует программу лояльности для клиентов, позволяющую совершать покупки на более выгодных условиях. Программа позволяет участнику накапливать баллы за каждую покупку на АЗС и использовать накопленные баллы для получения скидок при следующих покупках. В области сохранения качества нефтепродуктов компания «ЛУКОЙЛНижневолжскнефтепродукт» выполняет принцип «от скважины до АЗС», осуществляя проверку топлива на нефтебазах на соответствие стандартам качества. Кроме того, с целью оперативного контроля качества топлива и обслуживания клиентов, действуют собственные передвижные лаборатории контроля качества нефтепродуктов. 2В настоящее время одним из ключевых факторов конкурентоспособности автозаправочной станции является качество топлива. Широкое распространение относительно дорогостоящих автомобилей импортного производства, чувствительных к качеству горючего, предопределяет особое внимание к выбору автозаправочной станции. Предпочтение на психологическом уровне отдается сетевым автозаправочным станциямвертикальноинтегрированных нефтяных компаний. По мнению потребителей, качество топлива у них должно быть выше. Таким образом, бренд топлива приносит большой приток доходов.Тенденцией развития рынка автозаправочных станций г. Астрахани является расширение функциональной составляющей, т.е. дополнение реализации топлива различными сопутствующими услугами. Автозаправочные станции постепенно превращаются в многофункциональные комплексы, которые помимо топливнораздаточной функции, включают в себя перечень услуг для удобства водителей и пассажиров.Оборот и доходность АЗС во многом зависит от места расположения станции. Потребители отдадут предпочтение автозаправочным станциям, действующим в зоне развитой инфраструктуры, на территориях интенсивного движения.Конечный потребитель, приобретая топливо, ставит оценку не только автозаправочной станции, но и всей отраслевой цепочке. Все участники отраслевой цепи участвуют в создании потребительской стоимости и ценности, поэтому предприятие, включенное в цепь, несет ответственность не только за результаты деятельности в пределах своей зоны, но и за качественное обеспечение связей между различными звеньями. Следовательно, необходимым условием для высокой конкурентоспособности организации является тщательный контроль качества нефтепродуктов, поставляемых с нефтебаз.Проблемы управления качеством в настоящее время являются весьма актуальными. Основой обеспечения высокого качества продукции является разработка всесторонних методов оценки, внесение на постоянной основе необходимых коррективов.

Таким образом, деятельность организация должна быть направлена на увеличение контроля качества предоставляемого топлива, повышение уровня технических процессов и их организации, от которых зависит достоверность измерительной информации и обоснованность принимаемых на ее основе управленческих решений.Эффектвивностьпроизводственных процессов складывается из качестватрудовой деятельности исполнителей, предметов труда и средств труда.Для улучшения системы контроля качества принимаемых нефтепродуктовна автозаправочных станциях «ЛУКОЙЛНижневолжскнефтепродукт»предлагается использование типовой эстакады при приеме бензовоза. Анализ состояния принимаемых нефтепродуктов с помощью типовой эстакады, использование которой рассчитано на безопасное проведение приема нефтепродуктов: замеров уровня нефтепродуктов, температуры, плотности, выявление наличия подтоварной воды, механических примесей. Установленный на эстакаде ящик из неискрообразующего металладля проведения замеров принимаемого нефтепродукта позволяет получать более точные результаты данных замеров с наименьшим температурным размахом, поскольку плотность, объем, масса нефтепродукта напрямую зависят от значения температуры, что является преимуществом перед проведением данных действий на бензовозе. Вопервых, результаты замеров, проводимые на бочке бензовоза без ящика замеров, существенно отличаются от данных товаротранспортной накладной отгрузки и находящегося в бензовозе топлива, так как проводятся под воздействием природных факторов. В результате наибольшего температурного размаха, результаты замеров плотности, объема и массы искажены.Использование эстакады обеспечивает безопасный подъем и спуск оператора, а применение ящика для замеров нефтепродукта при приеме бензовоза позволит произвести точные измерения состояния принимаемого нефтепродукта и исключит воздействия прямых солнечных лучей, ветра и иных природных воздействий. Данное сооружение необходимо в целях точного отображения значений замеров нефтепродуктов и безопасных условий труда работников, защиты здоровья персонала организации. Обеспечение необходимых условий для проверки основных характеристик нефтепродуктов при их приеме предотвращает отпуск некондиционных нефтепродуктов потребителю. Эффективность контроля качества нефтепродуктов в значительной степени зависит от правильного соблюдения требований инструкции и обеспечения необходимых условий для осуществления измерений. Точность измерений имеет первостепенное значение для достоверности качества принимаемого нефтепродукта. Возникновение погрешностей измерений может быть причиной неправильной оценки количества, качества принятого нефтепродукта. В данном случае проявляются отрицательные последствия в виде брака кондиционной продукции, выраженного в затратах, нарушениях ритмичности работы предприятия и предоставления некачественного топлива конечным потребителям. Произведенные на нефтеперерабатывающем заводе нефтепродукты в процессе хранения, транспортировки, эксплуатации непрерывно ухудшают свои качественные показатели. Экологические проблемы обеспечения функционирования автотранспортного средства во многом определяются качеством используемого моторного топлива. От качества топлива зависят основные технические показатели двигателей внутреннего сгорания автотранспортных средств, такие как надежность, экономичность, срок службы, легкость пуска при отрицательных температурах окружающего воздуха и экологическая безопасность окружающей среды при эксплуатации автотранспортного средства. Таким образом, контроль качества принимаемых нефтепродуктов представляет собой важную функцию объектов нефтепродуктообеспечения, которая оказывает влияние на конкурентоспособность предприятия.Для привлечения клиентов в прикассовой зоне автозаправочныхстанций следует установить монитор, где помимо новостных блоков транслируется процесс приема нефтепродуктов с бензовоза. Таким образом, потребители могут удостовериться в режиме реального времени о тщательном контроле качества поставляемого топлива. Применение видеосюжетов приема нефтепродуктов достигнет немаловажной цели –внедрение в сознание потребителя информации о высоком качестве предоставляемых нефтепродуктов. С помощьюданного мероприятия руководителиавтозаправочныхстанций смогутсоздать обстановку, способствующую полному вовлечению потребителей в процесс контроля качества принимаемых нефтепродуктов.Показ процесса контроляпринимаемого нефтепродукта гарантирует удовлетворение требований современного автомобиля в высоком качестве топлива на автозаправочной станции. Потребители будут уверены в том, что приобретают качественную продукцию социальноответственной компании. Если благоприятный имидж привлекает новых потребителей, то создаваемая репутация заставляет их оставаться верными однажды сделанному выбору. Таким образом, автозаправочныестанциибудут пользоваться среди потребителей положительной репутацией, привлекая новые потоки постоянных клиентов.Кроме того, использование типовой эстакады совместно с ящиком для замеров нефтепродуктов и монитора с целью транслирования процесса приема поставляемого топлива обеспечит комплекс дополнительных преимуществ, включая:улучшение условий труда работников;снижение рисков возникновения опасных ситуаций на рабочем месте и масштабов последствий в случае их возникновения;усиление благоприятного имиджа и улучшение отношений с потребителями.Следовательно, повышение конкурентоспособности предприятия будет реализовано за счет поддержания высокого качества нефтепродуктов, так как в результате внедрения данных мероприятий снижается вероятность продажи нефтепродуктов, не отвечающих стандартам качества.

Возрастающее количество поставок некондиционного топлива требует внесения коррективов в систему контроля качества нефтепродуктов. Система контроля качества представляет собой совокупность методов и средств, направленных на обеспечение реализации продукции,полностью соответствующей требованиям нормативных документов. Таким образом, использование автомобильной наливной эстакады с ящиком для замеров позволит получать точные результаты измерений физикохимических свойств нефтепродуктов, так как точность измерений имеет первостепенное значение для достоверности высокого уровня качества принимаемого топлива. Транслирование процесса приема нефтепродуктов с бензовоза позволит повысить уверенность потребителей в высоком качестве нефтепродуктов, так как высокое качество топлива является важным фактором принятия решений в пользу покупки именно продукции данной автозаправочной станции. Применение строгого контроля качества принимаемых нефтепродуктов позволит увеличить покупательскую привлекательность реализуемого топлива, поскольку качество продукции начинается с рабочего места, условий труда и эффективности работы персонала.

Ссылки на источники1.Официальный сайт сети АЗС «ГАЗПРОМ». URL: http://www.azsgazprom.ru2.Официальный сайт ПАО «ЛУКОЙЛ».URL: http://www.lukoil.ru/