Компоненты имиджа высшего учебного заведения

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Симакова М. А., Вахтерова М. В., Кочеткова Н. В. Компоненты имиджа высшего учебного заведения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 1771–1775. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970681.htm.
Аннотация. На сегодняшний день имидж вуза является одним из самых важных условий в обеспечении его конкурентоспособности на рынке образовательных услуг. В данной статье рассмотрены основные компоненты имиджа образовательного учреждения и охарактеризованы их свойства. На примере Самарского государственного экономического университета проанализировано содержание того или иного компонента имиджа и выявлен наиболее значимый.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Симакова Мария Александровна,студентка ФГБОУ ВО «Самарский государственный экономический университет», г. Самараmashuliksim@mail.ru

Вахтерова Марина Валерьевна,студентка ФГБОУ ВО «Самарский государственный экономический университет», г. Самараmarcipanchos8@gmail.com

Кочеткова Наталья Викторовна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры менеджмента ФГБОУ ВО «Самарский государственный экономический университет», г. СамараNVKochetkova@bk.ru

Компоненты имиджавысшего учебного заведения

Аннотация.На сегодняшний день имидж вуза является одним из самых важных условий в обеспечении его конкурентоспособности на рынке образовательных услуг. В данной статье рассмотрены основные компоненты имиджа образовательного учреждения и охарактеризованы их свойства. На примере Самарского государственного экономического университета проанализировано содержание того или иного компонента имиджа и выявлен наиболее значимый.Ключевые слова:имидж вуза, конкурентоспособность вуза, компоненты имиджа вуза, внешнийи внутренний имидж.

На современном этапе развития человечества образование предоставляет человеку жизненные ориентиры, оказывает влияние на формирование его мировоззрения и системы ценностей, поэтому роль высшего учебного заведения нельзя недооценивать.Основной задачей вуза является привлечение наиболее талантливых и амбициозных студентов, самым эффективным способом выполнения которой является создание привлекательного имиджа.В России понятие «имидж вуза» появилось сравнительно недавно, в середине 90х гг. ХХ в. В этот период образование стало одним из основополагающих элементов социализации общества в целом. Наряду с государственными учреждениями стали появляться коммерческие вузы. Имидж стал важной составляющей любого учебного заведения в связи с обострением конкуренции на рынке образовательных услуг. Благодаря вступлению Российской Федерации во Всемирную торговую организацию вузам необходимо позиционировать себя на международной арене, в связи с чем актуальность проблемы формирования эффективного имиджа возрастает, и необходимо использовать весь спектр маркетинговых мер.Преставление о высшем учебном заведении складывается из внешних отличительных признаков, таких как стиль вуза, внешний и внутренний интерьер, а цвет,форма и сочетание знаков в аббревиатуреявляются инструментами формирования имиджа. Имидж вуза должен быть построен в соответствии с ожиданиями, интересами и потребностями целевых аудиторий. Должны быть учтены особенности социальной психологии и психологии личности, идеологических воззрений, культуры, традиций. Критерием успешности формирования благоприятного имиджа вуза являются оригинальность, активность, сочетание рациональных и эмоциональных аспектов.Выделяют два вида имиджа: внутренний и внешний. Внешний –характеризуется проявлением во внешней среде и ориентируется напотребителей. Он состоит из следующих компонентов:1)Имидж ректора, которыйвключает ценностные ориентации, внешность, социальнодемографическую принадлежность, правильность речи, коммуникабельность, хобби и вневузовскую деятельность.2)Бизнесимидж организации, компонентами которого являются деловая репутация, возможность повышения образования (докторантура, аспирантура), успешные выпускники вуза, многообразие факультетов и различных направлений, использование инноваций, история и традиции вуза.3)Социальный имидж, определяющийроль вуза в социальной, экономической и культурной жизниобщества, то есть наличие военной кафедры, возможность бесплатного обучения инвалидов дистанционно, сирот, социальная защищённость студентов в целом.4)Визуальный имидж организации, который представляет собой представления о внешнем виде каждого уголка здания: корпусов, кабинетов, лекционных, спортивных и актовых залов. Также к этому виду имиджа относят символику и интернетсайт учреждения. Внутренний имидж выражается в формировании норм, ценностей, характера отношений в вузе между сотрудниками и студентами.Представления о вузе персоналом и обучающимися складываютсяпод влиянием корпоративной культуры и социальнопсихологического климата.Роль внутреннего имиджа заключается в том, что под его воздействием формируется сплочённый коллектив, отличающийся своими правилами, структурами и идеями. Он включает:1)Имидж образовательной услуги, который выражается вотличительных характеристикахи свойствах, формирующихсяу потребителей: качеством образования и его стоимостью,престижность получаемой специальности,специализацией, взаимодействием с зарубежными странами.2)Имидж потребителей образовательных услуг, базирующийсяна информации об общественном статусе потребителей,их личностных характеристиках и образе жизни.3)Имидж персонала, элементами которогоявляютсяуровень профессиональной компетентности, точность выполнения должностных обязанностей, высококвалифицированная подготовка, коммуникабельность, правильно поставленная речь и внешний вид. Рассмотрим содержание компонентов имиджа на примере Самарского государственного экономического университета.Самарский государственный экономический университет (СГЭУ) –вуз с высокой конкурентоспособностью на рынке образовательных услуг, занимающийся научноисследовательскими и инновационными проектами, который находится в числе первых среди российских экономических вузов.СГЭУ воплощает образ современного вуза, который ассоциируется с качественными образовательными услугами, надежной творческой образовательной средой, актуальными направлениями подготовки, востребованными на трудовом рынке.Студент СГЭУ предпочитает активный стиль жизни, обладает профессиональными знаниями и умениями, высоким культурным уровнем. Выпускники вуза имеют хорошую жизненную позицию высокую мотивацию и стремление к саморазвитию. Состав преподавателей имеет высокую квалификацию:более 70 % преподавателейдоктораи кандидаты наук, свободно владеющие инновационными технологиями. Авторитет ректора вуза, энергичного руководителялидера, основывается на понимании проблем каждого студента: каждый семестрпроводится специальное мероприятие «Час с ректором», в ходе которого обсуждаются насущные проблемы студентов, их интересы и различныенаучные проекты. В СГЭУ проводится ряд социальных программ: содействие трудоустройству молодежи посредством проведения мероприятия «Ярмарка вакансий», программа поддержки научноисследовательской деятельности студентов(СНО), создание условий для всестороннего развития студентов (ежегодный молодежный форум «Горизонт», дискуссионный клуб, интеллектуальная игра «Что?Где? Когда?» и много другое).При создании имиджа СГЭУ были разработаны такие элементы, как: логотип, одежда с фирменной символикой, листовки, сувенирная продукция, рекламные ролики об институте, элементы профессиональной поддержки (именные стипендии,благодарственные письма, грамоты) и корпоративные мероприятия (фестивали студенческого творчества «Студенческий дебют», «Мисс СГЭУ», «Студенческая весна», День открытых дверей,«Первый шаг», «Веревочный курс» для первокурсников).Для выявления наиболее значимого компонента имиджа вуза было проведено выборочное, заочное анкетирование студентов СГЭУ. Респондентами выступили 100 студентов и 10выпускников. По результатам исследования сделаны следующие выводы:Ключевым компонентом имиджа вуза является бизнесимидж организации. Хорошая репутация для многих студентов(53%) играет важную роль. Однако большое значение студенты отдаюти наличию бюджетных мест (21%). В 2016 году наш вуз выбрали 14 стобалльников из разных регионов страны. Покачеству приема университет в числе лидеров среди социальноэкономических вузов страны. 83,7 средний балл ЕГЭ на бюджетные места[1].15% опрошенных предпочли СГЭУ по причине наличия особых специальностей, которых нет в других вузах Самарской области.Для 7% важным фактором является активная внеучебная деятельность, а для оставшихся 4% визуальный имидж организации.Студенческое сообщество характеризуется сильной корпоративной культурой, подавляющая часть студентов (63%) хочет активно принимать участие в жизни университета, почитают традиции и ценности вуза. Большая часть студентов (54%) собирается продолжить обучение на магистратуре и как можно дольше поддерживать отношения с университетом. Таким образом, формирование имиджа СГЭУ осуществляется черезцеленаправленную педагогическую программу высшего учебного заведения, которая реализуется при активном сотрудничестве всех субъектов образовательного процесса. Она является составной частью развития и поддержания имиджа вуза на длительную перспективу и ведет к созданию позитивного мнения о СГЭУ у различных целевых аудиторий.

Ссылки на источники1.Прессцентр СГЭУ. Новости и события. –2016. URL: http://www.sseu.ru/novostiisobytiya/gubernatorsamarskoyoblastinimerkushkinposetilsgeu(дата обращения: 14.03.2017).2.Кочеткова Н.В., Красова К.А. Исследование корпоративной культуры высшего учебного заведения с целью формирования корпоративных стандартов (на примере СГЭУ) // Вестник Самарского государственного экономического университета, 2012. №7, с. 9497.3.Павлов С.Н. Основные положения концепцииформирования эффективного имиджа вуза // Педагогические науки, 2013. №4, с. 12161221.4.Какоткина Е.А. Формирование и использование имиджа регионального вуза на основе концепции имиджевой политики вуза // Вестник экономики, права и социологии, 2016. №3, с. 152156.5.Бабкин П.Ю., Суркова Т.В. Имидж образовательного учреждения в контексте проблемы конкурентоспособности вузов // Вестник Международной академии системных исследований. Информатика, экология, экономика, 2013. Т.15. №2, с. 147152.