Этнокультурные особенности Брянской области как фактор развития событийного туризма
Выпуск:
ART 970695
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Борсук
А.
А.,
Москаленко
О.
П. Этнокультурные особенности Брянской области как фактор развития событийного туризма // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2017. – Т. 39. – С.
1841–1845. – URL:
http://e-koncept.ru/2017/970695.htm.
Аннотация. В статье рассматривается возможность использовать этнокультурные особенности области для развития событийного туризма. Акцентировано внимание на значении приграничного положения Брянской области и его отражении в формировании этнических особенностей населения. Событийный туризм рассматривается как один из факторов развития региона.
Ключевые слова:
брянская область, событийный туризм, этнокультурные особенности, этнографические праздники
Текст статьи
Борсук Анастасия Александровна,Аспирантка 3 курса кафедры географии, экологии и землеустройства ФГБОУВО «Брянский государственный университет имени академика И.Г.Петровского», г.Брянск n.podwoiskaya@yandex.ru
Москаленко Ольга Павловна,кандидат географических наук, доцент кафедры географии, экологии и землеустройства ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет имени академика И.Г.Петровского», г. Брянскasik54@mail.ru
Этнокультурные особенности Брянской области
как фактор развития событийного туризма
Аннотация.В статье рассматривается возможность использовать этнокультурные особенности области для развития событийного туризма. Акцентировано внимание на значении приграничного положения Брянской области и его отражении в формировании этнических особенностей населения. Событийный туризм рассматривается как один из факторов развития региона.Ключевые слова:событийный туризм, этнокультурные особенности, этнографические праздники, Брянская область.
В широком спектре различных видов туризма своеобразием и динамичностью выделяется событийный туризм.Уникальность данного вида туризма состоит в его неисчерпаемости по содержанию и форме, т.к.включает мероприятия разного характера: культурного, спортивного, этнографического, экономическогои др.Событийный туризм как самостоятельная отрасль науки со своим терминологическим аппаратом первоначально получил развитие в трудах зарубежных авторов, обзор которых приводится в статье CrouchG.I. andRitchieJ.R.[10].Современный период характеризуется активизациейисследований событийного туризма в России, формированием понятийного аппарата [110].Многовариантность определений объекта исследования характерная черта становления научного направления.Например, наиболее общая трактовка объекта исследования приводится в работе Г.П.Долженко и А.В.Шмытковой: «Вид туризма, ориентированный на посещение местности в определенное время, связанное с какимлибо событием» [5, с.117].В определении Е.А.Лакомова конкретизируются ресурсные факторы событийного туризма:«Туристская деятельность, связанная с разнообразными значимыми общественными событиями, а также редкими природными явлениями, привлекающими своей уникальностью, экзотичностью, неповторимостью большое количество туристов из разных стран»[6, с.10].
Цель исследования проанализировать этнокультурные особенности Брянской области как предпосылки развития событийного туризма.Мир современного человека это взаимодействие множества культур, т.к. нет культур, пребывающих «в одиночестве». В то же время человек погружен в среду, с которой он образуетконтинуум. Территория Брянской области отличается мозаичностью этнокультурного пространства вследствие своего географического положения пограничья трех славянских народов. Взаимопроникновение и взаимообогащение культур проявляется в лингвистических, этнических особенностях, традиционных направлениях природопользования и др. Не смотря на то, что различия между городскими поселениями практически стираются,в сельской «глубинке» сохраняются ландшафты, о которых известный архитектор В.Орфинскийговорил: «…с каким мастерством наши предки вписывали свои «типовые» часовни и избы в пейзаж, как тонко они учитывали природные условия края!». Такие пейзажи являются великолепным естественным фоном проведения народных праздников и обрядов.Самобытность славянской народной культуры отражается в проводимых на территории области на протяжении многих лет неповторимых по своему содержанию и наполнению праздниках. Ярким украшением подобных праздников и фестивалей являются самодеятельные народные коллективы Брянщины лауреаты многих престижных международных и всероссийских фестивалей и конкурсов. Всего в области работают 178 любительских разножанровых коллективов, имеющих звание «Народный». Среди них выделяются народные ансамбли песни, хоровые, фольклорные, хореографические, вокальноэстрадные и театральные коллективы, театры мод, оркестры народных и духовых инструментов, эстрадноджазовые оркестры, студии декоративноприкладного искусства и цирковые студии.Мероприятия, составляющиеоснову ресурсов событийного туризма, имеют региональные особенности и проводятся на международном, всероссийском и местном уровнях.Международный молодежный фестиваль славянских народов «Славянское единство» традиционно проходит на границе Белоруссии, России, Украины у Монумента Дружбы. К сожалению, в последние годы граница с Украиной в большей степени выполняет барьерные функции. С 17 века в России и за рубежом известна Свенская ярмарка, торговые ряды которой выстраиваются на Андреевском лугу у стен Свенского монастыряв окружении живописных ландшафтов долины р.Десна. Активная торговля товарами местного производства и ремесла, заключение экономических сделок сопровождается веселым народным праздником. В культурной программе отражается этнографический колорит всех районов области.Брянская область край богатых литературных традиций. В июне в с.Овстуг Жуковского района, на родине Ф.И.Тютчева, ежегодно проходит Всероссийский праздник поэзии «Родник поэзии твоей...». В начале сентября Всероссийский праздник поэзии «Серебряная лира», посвященный творчеству А.К.Толстого,проходит в с.Красный Рог Почепского района.Особое место в культурной жизни области имеет Межрегиональный праздник славянской письменности и народного творчества «На земле Бояна», который проходит в г.Трубчевск.Пользуется популярностью Межрегиональный праздник «Севская частушка» и конкурс «Играй, гармонь» (г. Севск).На Брянской земле бережно хранят память о традиционных праздниках и обрядах глубокой старины. В каждом уголке Брянского края свои обряды и свои престольные праздники, которые при достаточной информационной освещенности и финансовой поддержке могут быть использованы в качестве ресурса для развития событийного туризма.Среди этнографических мероприятий Брянской области можно отметить такие праздники как Ивана Купала, Яблочный и медовый спас, «Дрема», «Аграфена Купальница», «Троицкие хороводы» и др. Ежегодно в Комаричском районе Брянской области проводится праздник «Троицкие хороводы». По сложившейся традиции в нем принимают участие творческиеколлективы из районов Брянской области, гости из регионов России, Белорусиии Украины. Это главный областной Троицкий праздник. В этот день украшают лентами березу, пускают венки по воде, совершают обряд гостевания. В сельских подворьях в присутствии гостей варят уху, пекут блины, жарят яичницу. В празднике участвуют фольклорные коллективы со всей области.ВТрубчевском районе Брянской области проводится уникальный праздник «Дрема». Обряд вождения Дремы в деревне Сагутьево настолько древен, что никто и не знает точно, когда он зародился. Другое название праздника «зеленые игрища». Считается, что в этот день героиня народных преданий «Дрема» празднует свои именины. Обряд был реконструирован ансамблем народной песни «Дрема» в 1990х гг., и с тех пор стал традиционным праздником. Накануне праздника из берёзовых веток и прядей зелёной ржи делали так называемые «ворота». Их проносили через все село, останавливаясь на перекрестках, и устанавливали вцентре. Каждый желающий крестясь, мог трижды пройти под «воротами» трижды, произнося при этом заговор: «от хвори в голове, от хвори в спине, от хвори в ногах». Затем праздник переносился к реке. Здесь жгли костры, венки и «ворота» бросали в воду. Считается, если умыться водой, когда брошены «ворота», очистишься от всякой скверны. Если долго не было дождя, старались сделать «мочуло» столкнуть девушку или женщину в воду прямо в одеждешли к реке, чтобы бросить в неё дугу.В Карачевском районе популярен очень красивый, интересный и необычный обряд «Аграфена Купальница». Это праздник соединения двух противоположных стихий Огня и Воды. Он сопровождается купанием в озере, разжиганием костров и поисками заветного цветка папоротника, который, по преданию, приносит счастье. В ночь с 6 на 7 июля смельчаки прыгают через костёр, девушки водят хороводы и ставятзажжённые свечи на каравай, чтобы узнать свою судьбу. Не менее интересен обрядовый праздник «Ивана Купала» в с.Новые Бобовичи Новозыбковского района.В день Вознесения Господня в югозападных районах области проходит обрядовый праздник, имеющий несколькоразных названий «Стрела», «Ушестя», «Бервень». Обряд совершается в Новозыбковском, Злынсковском, Красногорском и Климовском районах на ржаном поле и символизирует просьбы о богатом урожае и полных закромах в будущем году. В обряде должно принимать участие все женское население села от девочекподростков до старух. В настоящее время население в деревнях резко сократилось, и в каждой из них проживает недостаточно людей для полноценного совершения обряда. Поэтому жители из разных деревень объединяются для проведения ритуала. Все женщины, как и в прежние времена, одеваются вдомотканые рубахи с вытканными рукавами, юбки с нашитыми на них разноцветными лентами, белые с кружевом фартуки и вытканныеплатки, закрученные на голове особым образом.В проведении праздника уже на протяжении многих лет неизменно одно место и время начала обряда. Он всегда начинался на площади перед сельским храмом сразу после окончания праздничной литургии. Все собравшиеся перед храмом водят круговые хороводы. В наши дни вождение хороводов заканчивается общими плясками под гармонь с пением частушек, чего раньше не было. Затем участники выстраиваются в шеренги по 57 человек и с пением специальных песен идут по главной улице села к засеянному полю. При этом женщины объединяются по территориальному принципу, и каждая группа поет песни своего села. В шествии принимают участие и мужчины гармонист и плясуны, чего раньше не допускалось. Более того, сейчас мужчины выступают и в роли ряженых, неизменных участников обряда. По пути ряженые развлекают окружающих, встречают прохожих, местных жителей. Движение колонны сопровождается песнями, приуроченными к этому празднику. В наши дни обычай угощать ряженых утрачен и местные жители уже не ставят столы с угощением около своих домов. Ряженый дед сам подбегает ко всем встречным, выпрашивая у них деньги, конфеты и др., как правило, его просьбы остаются без ответа. Дети проявляют неподдельный интерес ко всему происходящему. Ряженые гоняют их посохом, водят с ними хороводы и пляшут.На каждом перекрестке процессия останавливается. Ее участницы образуют несколько кругов и водят хороводы. Пройдя по селу, женщины заходят на ржаное поле, на 1015 метров от его края, и встают полукругом. Одна из женщин читает молитву «Отче наш». Сразу после этого по правилам должна была произноситься народная молитвазаговор, которая местными жителями уже забыта и заменена текстом авторского происхождения. Произнося этот текст, «заводила» поднимает над головой специально заготовленный узелок из белой ткани с куском хлеба, солью и иголкой, олицетворяющей стрелу. Затем она опускается на колени и закапывает этот узелок на поле. Все участницы обряда выдергивают из земли стебли зеленого жита и бросают их назад через плечо. Затем неподалёку от поля, на траве расстилают скатерти с традиционными угощениями, приготовленными неподалёку на костре.В последние десятилетия ритуал претерпел очевидные изменения. В него включены необрядовые песенные и инструментальные жанры, дополнительные ряженые персонажи с современной атрибутикой, произошла замена утраченных обрядовых текстов. Привнесение карнавального начала, комичность ряженых персонажей, исполнение частушек непристойного содержания вызывают смех окружающих, что символизирует торжество жизни и ее победу над смертью.Событийный туризмпри относительно небольшом количестве затрат может привлечь туристов в регион, что имеет немаловажное экономическое значение для Брянской области. В то же время будет способствовать сохранению этнокультурной самобытности и усадебных комплексов, формируя привлекательный образ региона.
Ссылки на источники1.АлексееваО.В. Событийный туризм как фактор социальноэкономического развития региона: автореф. дис. ... канд. экон. наук.М., 2012.24 с.2.БиржаковМ.Б. Событийный туризм: карнавалы в истории и современном туризме / М.Б.Биржаков, И.В.Воронцова, Н.И.Метелев // Туристские фирмы. 2000. № 23.С. 941113.ВласоваТ.И. Событийный туризм эффективный антикризисный инструмент привлечения туристских потоков в регион / Т.И.Власова, А.В.Алейников // Вестник НАТ. 2015. №1.С. 38404.ВоронинА.Н. Теоретические и методические аспекты развития событийного туризма в дестинации / А.Н.Воронин, И.В.Крылова, Г.А.Громова // Вестник НАТ.2012. № 2. С. 40435.ДолженкоГ.П., Событийный туризм в Западной Европе и возможности его развития в России/Г.П.Долженко, А.В.Шмыткова// Известия высших учебных заведений. СевероКавказский регион. Серия: Общественные науки. 2007. № 6. С. 1161196.ЛакомовЕ.А. Повышение конкурентоспособности регионов России на основе развития услуг по событийному туризму: автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2013. 28 с.7.ЛеонидоваЕ.Г. Событийный туризм как перспективное направление развития сферы туризма региона // В сборнике: Бизнес. Наука. Образование: проблемы, перспективы, стратегии Материалы российской заочной научнопрактической конференции с международным участием: в 2х частях. 2015. С. 591595.8.НикитинаС.С., Событие как основа для проектирования туристического продукта / С.С.Никитина, М.В.Зинченко //Материалы Международной научнопрактической конференции «Актуальные проблемы гуманитарных наук». Томск, 56 апреля 2012 г. С. 81849.ФроловаТ.А. Экономика и управление в сфере социальнокультурного сервиса и туризма: конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2010. Режим доступа: http://www.aup.ru/books/m19/2_1.htm (дата обращения: 01.03.2017)10.Crouch,G.I.andRitchie,J.R.Tourism,Competitiveness,andSocietal Prosperity //Journal of Business Research. 1999. V. 44. Р. 137152
Москаленко Ольга Павловна,кандидат географических наук, доцент кафедры географии, экологии и землеустройства ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет имени академика И.Г.Петровского», г. Брянскasik54@mail.ru
Этнокультурные особенности Брянской области
как фактор развития событийного туризма
Аннотация.В статье рассматривается возможность использовать этнокультурные особенности области для развития событийного туризма. Акцентировано внимание на значении приграничного положения Брянской области и его отражении в формировании этнических особенностей населения. Событийный туризм рассматривается как один из факторов развития региона.Ключевые слова:событийный туризм, этнокультурные особенности, этнографические праздники, Брянская область.
В широком спектре различных видов туризма своеобразием и динамичностью выделяется событийный туризм.Уникальность данного вида туризма состоит в его неисчерпаемости по содержанию и форме, т.к.включает мероприятия разного характера: культурного, спортивного, этнографического, экономическогои др.Событийный туризм как самостоятельная отрасль науки со своим терминологическим аппаратом первоначально получил развитие в трудах зарубежных авторов, обзор которых приводится в статье CrouchG.I. andRitchieJ.R.[10].Современный период характеризуется активизациейисследований событийного туризма в России, формированием понятийного аппарата [110].Многовариантность определений объекта исследования характерная черта становления научного направления.Например, наиболее общая трактовка объекта исследования приводится в работе Г.П.Долженко и А.В.Шмытковой: «Вид туризма, ориентированный на посещение местности в определенное время, связанное с какимлибо событием» [5, с.117].В определении Е.А.Лакомова конкретизируются ресурсные факторы событийного туризма:«Туристская деятельность, связанная с разнообразными значимыми общественными событиями, а также редкими природными явлениями, привлекающими своей уникальностью, экзотичностью, неповторимостью большое количество туристов из разных стран»[6, с.10].
Цель исследования проанализировать этнокультурные особенности Брянской области как предпосылки развития событийного туризма.Мир современного человека это взаимодействие множества культур, т.к. нет культур, пребывающих «в одиночестве». В то же время человек погружен в среду, с которой он образуетконтинуум. Территория Брянской области отличается мозаичностью этнокультурного пространства вследствие своего географического положения пограничья трех славянских народов. Взаимопроникновение и взаимообогащение культур проявляется в лингвистических, этнических особенностях, традиционных направлениях природопользования и др. Не смотря на то, что различия между городскими поселениями практически стираются,в сельской «глубинке» сохраняются ландшафты, о которых известный архитектор В.Орфинскийговорил: «…с каким мастерством наши предки вписывали свои «типовые» часовни и избы в пейзаж, как тонко они учитывали природные условия края!». Такие пейзажи являются великолепным естественным фоном проведения народных праздников и обрядов.Самобытность славянской народной культуры отражается в проводимых на территории области на протяжении многих лет неповторимых по своему содержанию и наполнению праздниках. Ярким украшением подобных праздников и фестивалей являются самодеятельные народные коллективы Брянщины лауреаты многих престижных международных и всероссийских фестивалей и конкурсов. Всего в области работают 178 любительских разножанровых коллективов, имеющих звание «Народный». Среди них выделяются народные ансамбли песни, хоровые, фольклорные, хореографические, вокальноэстрадные и театральные коллективы, театры мод, оркестры народных и духовых инструментов, эстрадноджазовые оркестры, студии декоративноприкладного искусства и цирковые студии.Мероприятия, составляющиеоснову ресурсов событийного туризма, имеют региональные особенности и проводятся на международном, всероссийском и местном уровнях.Международный молодежный фестиваль славянских народов «Славянское единство» традиционно проходит на границе Белоруссии, России, Украины у Монумента Дружбы. К сожалению, в последние годы граница с Украиной в большей степени выполняет барьерные функции. С 17 века в России и за рубежом известна Свенская ярмарка, торговые ряды которой выстраиваются на Андреевском лугу у стен Свенского монастыряв окружении живописных ландшафтов долины р.Десна. Активная торговля товарами местного производства и ремесла, заключение экономических сделок сопровождается веселым народным праздником. В культурной программе отражается этнографический колорит всех районов области.Брянская область край богатых литературных традиций. В июне в с.Овстуг Жуковского района, на родине Ф.И.Тютчева, ежегодно проходит Всероссийский праздник поэзии «Родник поэзии твоей...». В начале сентября Всероссийский праздник поэзии «Серебряная лира», посвященный творчеству А.К.Толстого,проходит в с.Красный Рог Почепского района.Особое место в культурной жизни области имеет Межрегиональный праздник славянской письменности и народного творчества «На земле Бояна», который проходит в г.Трубчевск.Пользуется популярностью Межрегиональный праздник «Севская частушка» и конкурс «Играй, гармонь» (г. Севск).На Брянской земле бережно хранят память о традиционных праздниках и обрядах глубокой старины. В каждом уголке Брянского края свои обряды и свои престольные праздники, которые при достаточной информационной освещенности и финансовой поддержке могут быть использованы в качестве ресурса для развития событийного туризма.Среди этнографических мероприятий Брянской области можно отметить такие праздники как Ивана Купала, Яблочный и медовый спас, «Дрема», «Аграфена Купальница», «Троицкие хороводы» и др. Ежегодно в Комаричском районе Брянской области проводится праздник «Троицкие хороводы». По сложившейся традиции в нем принимают участие творческиеколлективы из районов Брянской области, гости из регионов России, Белорусиии Украины. Это главный областной Троицкий праздник. В этот день украшают лентами березу, пускают венки по воде, совершают обряд гостевания. В сельских подворьях в присутствии гостей варят уху, пекут блины, жарят яичницу. В празднике участвуют фольклорные коллективы со всей области.ВТрубчевском районе Брянской области проводится уникальный праздник «Дрема». Обряд вождения Дремы в деревне Сагутьево настолько древен, что никто и не знает точно, когда он зародился. Другое название праздника «зеленые игрища». Считается, что в этот день героиня народных преданий «Дрема» празднует свои именины. Обряд был реконструирован ансамблем народной песни «Дрема» в 1990х гг., и с тех пор стал традиционным праздником. Накануне праздника из берёзовых веток и прядей зелёной ржи делали так называемые «ворота». Их проносили через все село, останавливаясь на перекрестках, и устанавливали вцентре. Каждый желающий крестясь, мог трижды пройти под «воротами» трижды, произнося при этом заговор: «от хвори в голове, от хвори в спине, от хвори в ногах». Затем праздник переносился к реке. Здесь жгли костры, венки и «ворота» бросали в воду. Считается, если умыться водой, когда брошены «ворота», очистишься от всякой скверны. Если долго не было дождя, старались сделать «мочуло» столкнуть девушку или женщину в воду прямо в одеждешли к реке, чтобы бросить в неё дугу.В Карачевском районе популярен очень красивый, интересный и необычный обряд «Аграфена Купальница». Это праздник соединения двух противоположных стихий Огня и Воды. Он сопровождается купанием в озере, разжиганием костров и поисками заветного цветка папоротника, который, по преданию, приносит счастье. В ночь с 6 на 7 июля смельчаки прыгают через костёр, девушки водят хороводы и ставятзажжённые свечи на каравай, чтобы узнать свою судьбу. Не менее интересен обрядовый праздник «Ивана Купала» в с.Новые Бобовичи Новозыбковского района.В день Вознесения Господня в югозападных районах области проходит обрядовый праздник, имеющий несколькоразных названий «Стрела», «Ушестя», «Бервень». Обряд совершается в Новозыбковском, Злынсковском, Красногорском и Климовском районах на ржаном поле и символизирует просьбы о богатом урожае и полных закромах в будущем году. В обряде должно принимать участие все женское население села от девочекподростков до старух. В настоящее время население в деревнях резко сократилось, и в каждой из них проживает недостаточно людей для полноценного совершения обряда. Поэтому жители из разных деревень объединяются для проведения ритуала. Все женщины, как и в прежние времена, одеваются вдомотканые рубахи с вытканными рукавами, юбки с нашитыми на них разноцветными лентами, белые с кружевом фартуки и вытканныеплатки, закрученные на голове особым образом.В проведении праздника уже на протяжении многих лет неизменно одно место и время начала обряда. Он всегда начинался на площади перед сельским храмом сразу после окончания праздничной литургии. Все собравшиеся перед храмом водят круговые хороводы. В наши дни вождение хороводов заканчивается общими плясками под гармонь с пением частушек, чего раньше не было. Затем участники выстраиваются в шеренги по 57 человек и с пением специальных песен идут по главной улице села к засеянному полю. При этом женщины объединяются по территориальному принципу, и каждая группа поет песни своего села. В шествии принимают участие и мужчины гармонист и плясуны, чего раньше не допускалось. Более того, сейчас мужчины выступают и в роли ряженых, неизменных участников обряда. По пути ряженые развлекают окружающих, встречают прохожих, местных жителей. Движение колонны сопровождается песнями, приуроченными к этому празднику. В наши дни обычай угощать ряженых утрачен и местные жители уже не ставят столы с угощением около своих домов. Ряженый дед сам подбегает ко всем встречным, выпрашивая у них деньги, конфеты и др., как правило, его просьбы остаются без ответа. Дети проявляют неподдельный интерес ко всему происходящему. Ряженые гоняют их посохом, водят с ними хороводы и пляшут.На каждом перекрестке процессия останавливается. Ее участницы образуют несколько кругов и водят хороводы. Пройдя по селу, женщины заходят на ржаное поле, на 1015 метров от его края, и встают полукругом. Одна из женщин читает молитву «Отче наш». Сразу после этого по правилам должна была произноситься народная молитвазаговор, которая местными жителями уже забыта и заменена текстом авторского происхождения. Произнося этот текст, «заводила» поднимает над головой специально заготовленный узелок из белой ткани с куском хлеба, солью и иголкой, олицетворяющей стрелу. Затем она опускается на колени и закапывает этот узелок на поле. Все участницы обряда выдергивают из земли стебли зеленого жита и бросают их назад через плечо. Затем неподалёку от поля, на траве расстилают скатерти с традиционными угощениями, приготовленными неподалёку на костре.В последние десятилетия ритуал претерпел очевидные изменения. В него включены необрядовые песенные и инструментальные жанры, дополнительные ряженые персонажи с современной атрибутикой, произошла замена утраченных обрядовых текстов. Привнесение карнавального начала, комичность ряженых персонажей, исполнение частушек непристойного содержания вызывают смех окружающих, что символизирует торжество жизни и ее победу над смертью.Событийный туризмпри относительно небольшом количестве затрат может привлечь туристов в регион, что имеет немаловажное экономическое значение для Брянской области. В то же время будет способствовать сохранению этнокультурной самобытности и усадебных комплексов, формируя привлекательный образ региона.
Ссылки на источники1.АлексееваО.В. Событийный туризм как фактор социальноэкономического развития региона: автореф. дис. ... канд. экон. наук.М., 2012.24 с.2.БиржаковМ.Б. Событийный туризм: карнавалы в истории и современном туризме / М.Б.Биржаков, И.В.Воронцова, Н.И.Метелев // Туристские фирмы. 2000. № 23.С. 941113.ВласоваТ.И. Событийный туризм эффективный антикризисный инструмент привлечения туристских потоков в регион / Т.И.Власова, А.В.Алейников // Вестник НАТ. 2015. №1.С. 38404.ВоронинА.Н. Теоретические и методические аспекты развития событийного туризма в дестинации / А.Н.Воронин, И.В.Крылова, Г.А.Громова // Вестник НАТ.2012. № 2. С. 40435.ДолженкоГ.П., Событийный туризм в Западной Европе и возможности его развития в России/Г.П.Долженко, А.В.Шмыткова// Известия высших учебных заведений. СевероКавказский регион. Серия: Общественные науки. 2007. № 6. С. 1161196.ЛакомовЕ.А. Повышение конкурентоспособности регионов России на основе развития услуг по событийному туризму: автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2013. 28 с.7.ЛеонидоваЕ.Г. Событийный туризм как перспективное направление развития сферы туризма региона // В сборнике: Бизнес. Наука. Образование: проблемы, перспективы, стратегии Материалы российской заочной научнопрактической конференции с международным участием: в 2х частях. 2015. С. 591595.8.НикитинаС.С., Событие как основа для проектирования туристического продукта / С.С.Никитина, М.В.Зинченко //Материалы Международной научнопрактической конференции «Актуальные проблемы гуманитарных наук». Томск, 56 апреля 2012 г. С. 81849.ФроловаТ.А. Экономика и управление в сфере социальнокультурного сервиса и туризма: конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2010. Режим доступа: http://www.aup.ru/books/m19/2_1.htm (дата обращения: 01.03.2017)10.Crouch,G.I.andRitchie,J.R.Tourism,Competitiveness,andSocietal Prosperity //Journal of Business Research. 1999. V. 44. Р. 137152