Нетрадиционный урок как эффективная форма организации процесса обучения иностранному языку в младшем школьном возрасте

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Захарова Д. В. Нетрадиционный урок как эффективная форма организации процесса обучения иностранному языку в младшем школьном возрасте // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 1951–1955. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970717.htm.
Аннотация. В статье рассматривается нетрадиционный урок как одна из эффективных организационных форм обучения иностранному языку в младшем школьном возрасте. Автор рассматривает характерные особенности и признаки нетрадиционного урока иностранного языка, его возможности, принципы эффективного проведения в младшем школьном возрасте.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Захарова Дарья Васильевна,студентка 4 курса, кафедра английского языкаи методики его преподавания ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г.Шадринскzakharcha21@yandex.ru

Научный руководитель: Дубаков Артём Викторович,доцент, к.п.н., доцент кафедры английского языка и методики его преподавания ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г.Шадринскrain.22@rambler.ru

Нетрадиционный урок как эффективная формаорганизации процесса обучения иностранному языку в младшем школьном возрасте

Аннотация.В статье рассматривается нетрадиционный урок как однаиз эффективных организационных форм обучения иностранному языку в младшем школьном возрасте. Автор рассматриваетхарактерныеособенности ипризнаки нетрадиционного урока иностранного языка, его возможности,принципыэффективного проведенияв младшем школьном возрасте.Ключевые слова:организационные формы обучения иностранному языку,нетрадиционный урок иностранного языка, младший школьный возраст.

Введение.Многочисленные изменения, характерные для современного социума, оказывают непосредственное влияние, в том числе, и на образовательный процесс. В связи с изменением требований, в качестве финальных образовательных результатов выступают не просто знания, а комплекс различных компетенций. По данной причинесовременный образовательный процессориентирован на формирование и развитиетворческих умений, мобильности, рефлексивной позиции, коммуникативных умений.Меняются также и целевые ориентиры в обучении различным предметам, где исключением не является «Иностранный язык». Сегодня в процессе обучения иностранному языку должна быть сформирована коммуникативная компетенция, предполагающая умение организовывать иноязычное общение в контексте бытовых и социокультурныхситуаций.Обучение иностранным языкам в условиях современной реальности начинается в младшем школьном возрасте, что способствовалопоявлениюавтономного, интенсивно развивающегося направления в методикеобучения иностранному языку. Учитель должен всегда помнитьо том, что успех организации обучения иностранному языку в младшем школьном возрасте зависит от учета многих факторов. Так, всегда стоит учитывать возрастные особенности младших школьников, их мотивационную сферу.В младшем школьном возрастеосуществляется «вовлечение» ребенкав многогранный мир иностранногоязыка, формируются основы его лингвопознавательных интересов и устремлений. Закономерно, что от качества обучения на начальной ступени зависит успешностьили неуспешностьовладения иностранным языком в дальнейшем.Для обеспечения эффективности процесса обучения иностранному языку в младшем школьном возрасте необходим отбор и использование специальныхдидактических средств и организационных форм, которые бы помогли сделать данный процесс увлекательным, незабываемым и интересным. В данном ключе, на наш взгляд, наиболееэффективными являются нетрадиционные уроки.Практика показывает, что нетрадиционные (нестандартные) уроки становятся всё более распространенными в обучениииностранному языку в условиях общеобразовательной школы, особенно на начальном этапе. Данная распространенность объясняется их комплексными лингводидактическими и психологопедагогическими возможностями.

Учитель иностранного языка должен знать различные особенности и возможности нетрадиционного урока, обладать алгоритмом его проектирования и проведения в условиях начальной школы. Данные положения обусловили цель исследования, которая состоит в выявлении и обосновании комплексных возможностей нетрадиционных уроков иностранного в младшем школьном возрасте.Теоретические положения исследования.Младший школьный возраст –это особыйпериод в жизни ребенка, который выделилсяисторически сравнительно недавно. Он охватывает период жизни ребенка с 7до 1011лет[1]. По словам А. В. Петровского, «продуктивность памяти младших школьников зависит отпонимания ими характера мнемической задачии от овладения соответствующими приемами испособами запоминания и воспроизведения» [2, с. 89]. Первоначально дети применяют самые простыеспособы –многократное повторение материала при расчленении его на части, часто не совпадающие со смысловыми единицами. Смысловая группировка материала, сопоставление его отдельных частей, составлениеплана первоначально формируются у младшихшкольников как приемы произвольного запоминания. Но когда дети хорошо овладеваютими, психологическая роль этих приемов существенно меняется: они становятся основой развитой непроизвольной памяти, которая выполняет сложные функции в процессе усвоениязнаний, как в конце начального обучения, так ив последующие годы [2, с. 89]. Именно занятия языком способствуют постепенному увеличению объема памяти, крометого, занятия иностранным языком развиваютдетей младшего школьного возраста, преждевсего, их логическое мышление, поднимают ихобразовательный и культурный уровень, наблюдается положительное влияние изученияиностранного языка и на знание родного. Одним изосновных средствпри обучениииностранному языку в начальной школе остаются игровые формы деятельности, которыевызывают потребность в творческой деятельности, в поиске возможных путей и средствактуализации накопленных знаний, навыков иумений.Игра способна изменитьотношение младших школьников к тому или иному явлению,факту, проблеме. По своей природе игра необычна и нетрадиционна, она уводит от рутинности обычного урока, которая может оказать негативное влияние на познавательную активность младших школьников. По данной причине учитель иностранного языка должен систематически применять лингводидактические игры во время урока. Однако, здесь следует помнить об отрицательном воздействии чрезмерного использования игр в обучении, а также о нежелательностииспользования однообразных средств. Здесь учительдолжен задуматься о том, как рационально разнообразить процесс обучения иностранному языку, сделать его необычным и занимательным для младших школьников. В данном случае действеннойможет быть практика применения нетрадиционных уроков.Сущностные характеристики урока иностранного языка, особенности проектирования и проведения на различных возрастных этапов обучения отражения отражены в исследованиях З.А. Абасова, И.А. Андреевой, Е.Б. Беляевой, Ю.А. Ерофеевой, А.В. Конышевой, Т.С. Широбоковой и др.Нестандартные формы урока —это качественное изменение построения основных его этапов с достаточным уровнем креативности, использованием других форм внеурочной активности, применением современных информационных технологий и интеграцией с другими дисциплинами школьной программы [3].И. А. Андреева и А. В. Мачульская полагают, что нетрадиционные уроки иностранного языка это переосмысление построения основных его этапов с достаточным уровнем креативности, применением переноса других форм внеурочной активности, использованием современных информационных технологий и интеграцией с другими школьными предметами [4]. Ю. А. Ерофеева считает, что нетрадиционный урок не относится ни к одной известной классификации, данному типу урока свойственна огромная изменчивость структуры, в его основе заложены творчество, импровизация, а самое главное —взаимодействие ученика и преподавателя при их общем интересе в совместной творческой деятельности и в том, что обучающийся в данных конкретных условиях является уже не только объектом, но и субъектом процесса обучения [5]. Т. С. Широбокова определяет нетрадиционные уроки, как уроки, которые сочетают в себе многие методы и приемы разных форм обучения и общую работу учителя и ученика [6].Т. Г. Юсупова рассматривает нетрадиционный урок иностранного языка как одну из главных организационных форм обучения, которая содействует формированию постоянного интереса к обучению и развитию творческих способностей учащихся[7].Опираясь на представленные определения, можно сделать вывод, что нетрадиционный урок иностранного языка —это учебное занятие, которое имеет необычную структуру, содержит в себе приемы и методы различных форм обучения, базируется на общей взаимообогащаемой работе преподавателя и обучающихся. Нетрадиционный урок иностранного языка можно обозначить в качестве инновационной организационной формы, которая обеспечивает эффективность процесса обучения, помогает избежать рутинности, способствует реализации коммуникативногоподхода.Отличительными чертами нетрадиционного урока иностранного языка являются:

элементы нового, «искажение» внешних рамок;

в ходе проектирования данного урока применяется программный и внепрограммный материал;

коллективная работа учеников чередуется с индивидуальной;

урок может проводиться в необычном месте или рабочая аудитория представлена оригинально, в праздничном виде;

в течение занятия обычно используется музыка, видео, информационнокоммуникационные технологии, мультимедийное оборудование;

нетрадиционный урок также предоставляет возможность ученикам открыться поновому, способствует легкому ориентированию ватмосфере творческого поиска [6].Нетрадиционный урок чаще всего воплощает творчество как учителя, так и самих детей. Данный вид урока предоставляет преподавателю полную картину того, насколько учащиеся владеют языком, даже не смотря на тот факт, что оценки ставятся не всегда, что предполагает хорошие показатели. Но достичь хорошего результата можно лишь в том случае, если в работе учителя присутствует система, структура, желание мотивировать учащихся к изучению иностранного языка и к подготовке к этому уроку таким образом, чтобы это им приносило радость и удовлетворение [8, с.106].В практике преподавания иностранного языка также выделяют творческие принципы нетрадиционных уроков:

в организации урока необходимоотказаться от шаблона, а в проведении от рутины и формализма,

обязательно нужномаксимально вовлечь учащихся класса (группы) в активную деятельность на уроке,

основой эмоционального тона на уроке должна быть не развлекательность, а занимательность и увлеченность,

важно поддерживать множественность мнений, альтернативность,

нужно развивать отношения взаимопонимания с учениками,

использовать оценку не только как результирующий инструмент, но и как формирующий [6].До сих пор не решен один важный вопрос касательно нетрадиционных уроков иностранного языка как часто следует их проводить? В данном случае можно сказать, что однозначного ответа нет, но все же не стоит очень часто отходить от стандартной формы урока. Лучшим вариантом для проведения нестандартного урока иностранного языка считается завершающий урок после изучения какойлибо большой темы, так как данные уроки проходят в необычнойобстановке, и ее смена целесообразна. Иначе,в противном случае,они потеряют свою эффективность, а именно мотивацию к изучению иностранного языка и поддержание интереса к данной дисциплине. Однакокаждый учитель должен уметь выбрать соответственно случаю подходящую методику и уже в зависимости от ситуации уметь варьировать ею, ведь нетрадиционные уроки иностранного языкахороши тем, что ониорганично сочетают в себе образование, воспитание и развитие.По форме проведения можно выделить следующие типы нестандартных уроковиностранного языка:1. Творческие уроки: урокфантазия, уроксказка;2. Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровения;3. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, трибунал, цирк, патентное бюро, научный совет, редакционный совет; 4. Уроки, напоминающие публичные формы общения: прессконференция, бенефис, аукцион, митинг, панорама, диалог, рапорт, телемост, «живая газета», устный журнал, телепередача, регламентированная беседа;5. Уроки, основанные на применении современных информационных технологий: Интернетпроект, вебквест;6. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, мозговая атака, комментарий, интервью, репортаж, рецензия;7. Уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, ролевая игра, деловая игра, эстафета, дуэль, викторина, кроссворд, КВН;8. Интегрированные уроки [5].Как правило, такие уроки иностранного языка имеют различные формы, но их содержание представлено рамками школьной программы, и направлено на презентацию материала, его усвоение, активизацию и контроль. Несмотря на трудоемкость данного вида организации учебного пространства, он представляется нам весьма результативным, о чем может свидетельствовать высокий уровень овладения коммуникативными умениями говорения, аудирования, чтения и письма; устойчивый интерес учащихся к предмету; развитие творческих способностей учащихся.Таким образом, огромным достоинством проведения нетрадиционного урока иностранного языка является формирование коммуникативной компетенции, которая в свою очередь представляет собой не столько накопленные за время обучения знания, сколько умение учащихся использовать их, поскольку отличительной чертой нестандартных уроков является разнообразие форм и методов работы, здесь учащиеся имеют шанс не только продемонстрировать свои знания, но и показать свои организаторские, исследовательские и творческие способности.Нетрадиционные формы урока иностранного языка, естественно, помогают в более детальном и эффективном изучении данной дисциплины, развитии педагогики сотрудничества, стимулируют творческий потенциал учащихся и преподавателей, поднимают мотивацию к изучению предмета. Таким образом, нетрадиционные уроки иностранного языка позволяют: 1) развить у учащихся единое представление о пройденной теме;2) разъяснять самые трудные вопросы изучаемой темы; 3) выполнить межпредметные связи согласно потребностям времени; 4) простимулировать когнитивную деятельность школьников; 5) поднять уровень качества усвоения изучаемого материала; 6) создавать творческую обстановку в группе учащихся; 7) раскрывать способности каждого; 8) развивать связь преподавателя с учениками; 9) формировать навыки работы учащихся с дополнительными источниками; 10) научить школьников сравнивать, обобщать, экспериментировать; 11) мотивировать интерес учеников к данному предмету; 12) дополнять уже имеющиеся знания школьников новыми данными [8, с.116].Данные возможности можно детализировать и конкретизировать в зависимости от типа нетрадиционного урока, его содержания, конкретного класса.Апробацияи результаты. Дляподтверждения обозначенных положений мы остановились на проектировании и проведении серии нетрадиционных уроков в начальной школе. Тематика уроков была разнообразной. Данные уроки проводилисьнами во время педагогической практикив лицее №1 г. Шадринска в нескольких классах. Мы также присутствовали на нетрадиционных уроков, которые проводились студентами и учителямиинтернами. В качестве методов исследования былииспользованынаблюдение, опрос, сравнительносопоставительный анализ, количественнаяи качественнаяобработкаполученных данных.В ходе наблюдения мы пришли к выводу, что большая часть младших школьников активно работает во время подобных уроков –увеличивается активность обучающихся даже со слабым уровнем языковой подготовки. Благодаря необычности нетрадиционных уроков разрушаются коммуникативные барьеры, по сравнению с обычными уроками обучающиеся не стесняются отвечать, даже если затрудняются. Здесь нетрадиционный урок помогает раскрыть индивидуальные особенностимладших школьников, активизировать их познавательную деятельность. На нетрадиционных уроках обучающиеся в большей мере взаимодействуют друг с другом, т.к. очень часто работают в команде. Более эффективно усваивается языковойматериал. Так,в лучшей мере дети осознают грамматические явления, которые учитель объясняет в необычной, наглядной форме, где грамматика может превратиться в сказочную страну, а части речи в волшебных героев. Эффективны нетрадиционные уроки и в формировании лексических навыков. Все это подтверждается в ходе осуществления итогового и промежуточного контроля.Путем использования различных рефлексивных приемов (дерево эмоций и др.), личного опроса обучающихся мы также пришли к выводу, что младшим школьникам интереснынетрадиционные формы организации урока иностранного языка, они чувствуют себя комфортно, увлеченно работают, лучше запоминают языковой материал и лингвострановедческие реалии.Заключение.В качестве общего вывода отметим, что нестандартная организационная форма урока иностранного языка является уникальной возможностью сделать процесс обучения иностранному языку более креативным, мотивирующими насыщенным в познавательном плане. Проведение нетрадиционных уроков иностранного языка способствует формированию самых разнообразных структурных компонентов иноязычной коммуникативной компетенции младших школьников. В ходе проведения нетрадиционных уроков иностранного языкареализуется коммуникативный подход, осуществляется формирование универсальных учебных действий, младшие школьникив необычной формес новыми социокультурными и лингвострановедческими реалиями. Кроме того, нетрадиционный урок иностранного языка всегдапредполагает создание педагогической комфортной среды, условий для творчества, непринужденной атмосферы, создание всеобщей ситуации успеха. Данная форма проведения урока предполагает отсутствие формальности и рутинности, здесь даже обучающиеся с невысокимуровнем языковой подготовки получают все шансы для самовыражения, расширяются их границы для осуществления элементарной иноязычной коммуникации. Кроме того, нетрадиционный урок иностранного языка играет важную роль в становлении таких качествмладших школьников, как ответственность, целеустремленность, инициативность, стремление к творческому поиску.

Ссылки на источники1.Беляева, Е. Б. Готовность младших школьников к изучению иностранного языка в начальной школе [Текст] / Е. Б. Беляева // Современная школа. 2010. № 3 (5). С. 104109.2.Петровский, А. В. Возрастная и педагогическая психология [Текст] / под ред. А. В. Петровского. –М. : Просвещение, 1979. –288 с.3.Абасов, З. А. Нетрадиционные уроки как педагогическая инновация [Текст] / З.А. Абасов // Инновации в образовании. 2004. № 3. С. 118130.4.Андреева, И. А. Нетрадиционные формы уроков в обучении иностранным языкам [Текст] / И.А. Андреева, А.В. Мачульская // Современные проблемы науки и образования. 2006. №1. С. 2930.5.Ерофеева, Ю. А. Нетрадиционные формы проведения уроков китайского языка в начальной школе [Текст] / Ю.А. Ерофеева // Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 12. С. 140145. 6.Широбокова, Т. С. Методика организации и проведения нетрадиционных уроков в образовательном процессе учреждений СПО [Текст] / Т.С. Широбокова // Научные исследования в образовании. 2012. № 12. С. 4658.7.Юсупова Т. Г.Нетрадиционный урок в системе обучения иностранному языку в начальной школе [Текст] / Т.Г. Юсупова М.: Ежемесячный научнометодический журнал, 2014. №1. С.8385.

8.Конышева, А. В. Современные методы обучения английскому языку [Текст] / А.В.Конышева. Изд. 2ое, стереотип. Мн.: ТетраСистемс, 2004. 176 с.