Культурология современности: жанрово-стилевые инновации Г. Д. Гачева

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Уянаева З. М., Шаваева М. О. Культурология современности: жанрово-стилевые инновации Г. Д. Гачева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 2041–2045. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970735.htm.
Аннотация. В статье предпринята попытка осмысления особого метода культурологического мышления Г. Д. Гачева. Метод исследования культуролога современности расширил понимание смысла научного познания, сформировал свою стройную, творческую систему философствования.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Уянаева Зухра Магомедовна,студентка 2 курса кафедры культурологии, СКГИИ, г.Нальчик

Научный руководитель: Шаваева Марина Олиевна,к.ф.н.,доцент

Культурология современности: жанровостилевые инновации Г.Д. Гачева

Аннотация. В статье предпринята попыткаосмысления особого метода культурологического мышления Гачева Г. Д. Метод исследования культуролога современности расширил понимание смысла научного познания, сформировал свою стройную, творческую систему философствования.Ключевые слова:жанровостилевыеособенности, жизнемысль, культурологический метод, философия культуры.

Г.Д.Гачев является одним из знаковых представителей современной науки. Его ©научнохудожественнаяª картина мира, специфическое мировосприятие и метод глубокого философского способа познания отражают основной вектор развития современной культуры.В его трудах, достаточно органично, сочетаются чувственное и рациональное знание, которое проходит сквозь призму личностного мировосприятия.Специфический, нестандартный тип научного мышления реализуется в постоянном авторском словообразовании, которое эффективно решает комплекс методологических и коммуникативных задач.Одна треть жизни Г.Д.Гачева прошла в русле историколитературных исследований. Переход от литературоведения и эстетики к культурологии проходил плавно и органично.Касаясь вопроса о жанровостилевых инновациях исследователя, необходимо кратко охарактеризовать основные черты научного и художественного метода Г.Д.Гачева:1. Новаторский стиль научного изложения материала: построен на особой стилистике апелляцииавтора к читателю и слушателю.Наука, по мнению Г.Д.Гачева, должна быть освобождена от рамок догматизма и давления абсолюта истины, она сама способствует появлению новых форм знания и познания, возникающих в интеграции различных областей миропонимания. Яркая личность ученого одновременно является объектом и субъектом исследования, а научный текст, как результат интеллектуального творчества, представляет собой синтез знания о мире и авторе, эстетически выверенный и систематизированный. В рамках своего метода, Г.Д.Гачев создал новаторский стиль научного повествования ©метафорическиобразныйª, который заключается в том, что в тексте даются размышления об объективном предметечерез призму личного отношения самого автора и обилия примеров из собственной жизни.Для трудов Г.Д.Гачева характерно множество свободных ассоциации, что провоцирует его читателя на самостоятельные рассуждения, но делает тексты менее строгими в научном понимании этого слова: ©Текстура моих национальных космосов сплошь состоит из таких толкований вещей, как идей. Например, юртаэто жизнь в животном, избав дереве, сакляв камне, и вот модели мира кочевника, земледельца, горца! А упоение вальса ‬в том, что вращение и вокруг оси, и по орбите ‬как у Земли: ей мыв этом танце уподобляемся…ª [5:24].По собственному определениюавтора, его труды написаны в ©научноличнохудожественномª жанре, а основной единицей изучения является ©жизнемысльª. Он пишет по поводу жанра своих трудов следующее: ©Возьмите любой толстый журнал и увидите в нем разделы: ©прозаª, ©поэзияª, ©критикаª, ©публицистикаª, ©культураª, ©искусствоª, ©наукаª, ©юмор и сатираª и проч. Смешайте все ‬и получите мой жанрª [5:28]Г.Д.Гачев является ученым с нестандартным типом научного мышления, которое выражается в постоянном моделировании интеллектуальных понятий, тексты изобилуют авторскими новообразованиями (только в книге ©Национальные образы мираª их более 600).Контекст, в котором функционирует авторское новообразование расширяет рамки его понимания и применения, а в лингвистике данное явлениеорганизации текста обозначается термином ©актуализацияª.При этом Г.Д.Гачев делает изложение максимально живым, используя для этого достаточно провокационный метод письмас элементами буффонной театральности. Именно здесь прослеживается стилистика Василия Розанова, влияние которого признает и сам автор.2. Методология исследований Г.Д.Гачева.Опираясь на Гегеля, стремился постичь ©феноменологию духаª народа, как универсальное проявляется в национальном. Гегелевский принцип единства исторического и логического лег в основу работ Гачева, посвященных развитию образного сознания в русской и мировой литературе

При определении основных методов исследования различных культур Г.Д.Гачев развивает традицию Бахтина, метод которого являет собой плодовитость синтеза различных гуманитарных дисциплин.Междисциплинарный и общефилософский интерес выступает на первый план в таких трудах Георгия Гачева как ©Русская думаª (М.,1991), ©Книга удивлений, или Естествознание глазами гуманитария, или Образы в наукеª (М.,1991). Однако, первым в этом ряду следует указать цикл исследований под общей рубрикой ©Национальные образы мираª. Позже появляются ©Наука и национальные культурыª, ©Образы Индии. Опыт экзестенциальной культурологиª, ©Русский эросª, ©КосмоПсихоЛогос. Национальные образы мираª.Помимо научных трудов, Г.Д.Гачев в течение 40 лет вел жизненнофилософский дневник. ©Секретарствовал Бытиюª, записывая ©опыты жизни и мысли каждого дняª. Не отклоняясь от своего литературного жизнеосмысления, в августеоктябре 1961 года написана книга ©отчаянного жанраª (авторское определение) ©60 дней в мышлении. Дневник одного путешествия вокруг света, или роман о приключениях мыслиª. В данной работе представлено сочетание исследования теоретических проблемлитературы, эстетики художественного текста и самоисследования автора. Это явилось первой попыткойуравнять бытие и мышление, демонстрация того, как личный опыт познающего субъекта отражается в самом предмете анализа. Позднее данный метод названГачевым ©экзистенциальной культурологиейª.3. Практика философствования в трудах Г.Д. Гачева.Наиболее показателен авторский инновационный философский метод в упоминавшемся труде ©Национальные образы мираª. Данное исследование представлено в жанре ©жизнеизмышленияª, которое сочетало в себе императивы©познай самого себяª и ©познай мирª.Не имея возможности выезда за границу, Г.Д.Гачев предпринимал ©интеллектуальные путешествияª. В них анализировались различные способы мировосприятия, образы пространства и времени, культурная семантика пищи, танцев, игр, представления о Боге. Национальная целостность рассматривается с точки зрения природы, национального характера и способа мышления (КосмоПсихоЛогос)Весь труд ©Национальные образы мираª основан на особом способе организации и подачи научного текста, который, по мнению автора, способен исключить влияние штампов и стереотипов: ©В предпринимаемой нами работе есть серьезная интеллектуальная польза: понимание того, как одна идея, та же вещь, может представляться и пониматься различным образом вариантно, это расширяет умы, освободит их от стереотиповª [2:10].Автор, по мнению Г.Д. Гачева, всегда стремиться дать Идею, представление об избранном предмете, определив его проблемность, но представив право сделать собственный вывод и соотнеси с имеющимся опытом.©Ведь при открытых картах идет научная игра, и слушатель и читатель может видеть мои ограниченности и где меня заносит страсть в односторонность идеи, и имеет возможность со стороны меня судить и выправить мою мысльª [2:12].В трудах Г.Д.Гачева основная линия изложения постоянно перекликается потоком индивидуального сознания автора, представляющим читателю личные сведения о жизни, семье. Таким образом, согласно философии автора, постижение мира других неотделимо от постижения самого себя. Г.Д. Гачев определял на особом интуитивном уровне различия национальных культур по соотношению пространства и времени, вертикали и горизонтали, рождения и труда, мужского и женского, растительной и животной образности, вариантамрелигиозного чувства. При этом, исследуя национальные логики, подчеркивал образный априоризм, присутствующий в глубинах языка философа и отсылающий к первичным интуициям, которые присущи всем представителям данной национальной культуры.Движимый особым индивидуальным творческим импульсом, работающий только ©внутренним видением умозренияª, Георгий Гачев зимой 19751976 гг пишет труд об американском образе мира, который он сам называл ©Америка глазами человека, который ее Не виделª.Пребывая, впоследствии, встранах, о которых писал заочно, Георгии Дмитриевич вносил лишь незначительные поправки и дополнения, не меняя стилистику и особый научный словооборот.По его мнению, впечатления философа о наблюдении несколько ©стушевывают азарт исследованияª: ©Так я осознал, что мой интерес и азарт заключается не в том, чтобы знать точно, но в том, чтобы не зная, Угадать правдоподобноª [2:14].В русле данной парадигмы вводит понятие ©презумпция непониманияª, которая, по его мнению, не ставит преграды пониманию между народами, а расширяет его, делает более сознательным (приводит пример путешественника, осознающего непонимание чужой культуры).При этом выделение ©энтелехииª (целевой причины по Аристотелю) это и есть, по мнению Гачева, главенствующаясущность познания любого аспекта культуры. В данной работе лишь кратко обозначены некоторые векторы исследований ведущего современного ученого Г.Д.Гачева, чей язык стилистически своеобразен, а научное наследие может послужить неисчерпаемым ресурсом для исследовании, как с лингвистических, так и с философских, культурологических и литературоведческих позиций.

Ссылки на источники1.Г.Д. Гачев Наука и национальная культура. Гуманитарный комментарий к естествознанию , Изд. Ростовского университета, 1992 .2.Г.Д. Гачев Национальные образы мира. М.: Советский писатель, 1988.3.Г.Д. Гачев Русская Дума. Портреты русских мыслителей, М.: Новости, 1981.4.Г.Д. Гачев Образы Индии. Опыт экзистенциальной культурологи, М: Наука, 1993.5.Г.Д. Гачев Содержательность художественных форм. Эпос. Лирика. Театр, М.: Просвещение, 1968.