Культурология современности: жанрово-стилевые инновации Г. Д. Гачева
Выпуск:
ART 970735
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Уянаева
З.
М.,
Шаваева
М.
О. Культурология современности: жанрово-стилевые инновации Г. Д. Гачева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2017. – Т. 39. – С.
2041–2045. – URL:
http://e-koncept.ru/2017/970735.htm.
Аннотация. В статье предпринята попытка осмысления особого метода культурологического мышления Г. Д. Гачева. Метод исследования культуролога современности расширил понимание смысла научного познания, сформировал свою стройную, творческую систему философствования.
Ключевые слова:
жанрово-стилевые особенности, жизнемысль, культурологический метод, философия культуры
Текст статьи
Уянаева Зухра Магомедовна,студентка 2 курса кафедры культурологии, СКГИИ, г.Нальчик
Научный руководитель: Шаваева Марина Олиевна,к.ф.н.,доцент
Культурология современности: жанровостилевые инновации Г.Д. Гачева
Аннотация. В статье предпринята попыткаосмысления особого метода культурологического мышления Гачева Г. Д. Метод исследования культуролога современности расширил понимание смысла научного познания, сформировал свою стройную, творческую систему философствования.Ключевые слова:жанровостилевыеособенности, жизнемысль, культурологический метод, философия культуры.
Г.Д.Гачев является одним из знаковых представителей современной науки. Его ©научнохудожественнаяª картина мира, специфическое мировосприятие и метод глубокого философского способа познания отражают основной вектор развития современной культуры.В его трудах, достаточно органично, сочетаются чувственное и рациональное знание, которое проходит сквозь призму личностного мировосприятия.Специфический, нестандартный тип научного мышления реализуется в постоянном авторском словообразовании, которое эффективно решает комплекс методологических и коммуникативных задач.Одна треть жизни Г.Д.Гачева прошла в русле историколитературных исследований. Переход от литературоведения и эстетики к культурологии проходил плавно и органично.Касаясь вопроса о жанровостилевых инновациях исследователя, необходимо кратко охарактеризовать основные черты научного и художественного метода Г.Д.Гачева:1. Новаторский стиль научного изложения материала: построен на особой стилистике апелляцииавтора к читателю и слушателю.Наука, по мнению Г.Д.Гачева, должна быть освобождена от рамок догматизма и давления абсолюта истины, она сама способствует появлению новых форм знания и познания, возникающих в интеграции различных областей миропонимания. Яркая личность ученого одновременно является объектом и субъектом исследования, а научный текст, как результат интеллектуального творчества, представляет собой синтез знания о мире и авторе, эстетически выверенный и систематизированный. В рамках своего метода, Г.Д.Гачев создал новаторский стиль научного повествования ©метафорическиобразныйª, который заключается в том, что в тексте даются размышления об объективном предметечерез призму личного отношения самого автора и обилия примеров из собственной жизни.Для трудов Г.Д.Гачева характерно множество свободных ассоциации, что провоцирует его читателя на самостоятельные рассуждения, но делает тексты менее строгими в научном понимании этого слова: ©Текстура моих национальных космосов сплошь состоит из таких толкований вещей, как идей. Например, юртаэто жизнь в животном, избав дереве, сакляв камне, и вот модели мира кочевника, земледельца, горца! А упоение вальса в том, что вращение и вокруг оси, и по орбите как у Земли: ей мыв этом танце уподобляемся…ª [5:24].По собственному определениюавтора, его труды написаны в ©научноличнохудожественномª жанре, а основной единицей изучения является ©жизнемысльª. Он пишет по поводу жанра своих трудов следующее: ©Возьмите любой толстый журнал и увидите в нем разделы: ©прозаª, ©поэзияª, ©критикаª, ©публицистикаª, ©культураª, ©искусствоª, ©наукаª, ©юмор и сатираª и проч. Смешайте все и получите мой жанрª [5:28]Г.Д.Гачев является ученым с нестандартным типом научного мышления, которое выражается в постоянном моделировании интеллектуальных понятий, тексты изобилуют авторскими новообразованиями (только в книге ©Национальные образы мираª их более 600).Контекст, в котором функционирует авторское новообразование расширяет рамки его понимания и применения, а в лингвистике данное явлениеорганизации текста обозначается термином ©актуализацияª.При этом Г.Д.Гачев делает изложение максимально живым, используя для этого достаточно провокационный метод письмас элементами буффонной театральности. Именно здесь прослеживается стилистика Василия Розанова, влияние которого признает и сам автор.2. Методология исследований Г.Д.Гачева.Опираясь на Гегеля, стремился постичь ©феноменологию духаª народа, как универсальное проявляется в национальном. Гегелевский принцип единства исторического и логического лег в основу работ Гачева, посвященных развитию образного сознания в русской и мировой литературе
При определении основных методов исследования различных культур Г.Д.Гачев развивает традицию Бахтина, метод которого являет собой плодовитость синтеза различных гуманитарных дисциплин.Междисциплинарный и общефилософский интерес выступает на первый план в таких трудах Георгия Гачева как ©Русская думаª (М.,1991), ©Книга удивлений, или Естествознание глазами гуманитария, или Образы в наукеª (М.,1991). Однако, первым в этом ряду следует указать цикл исследований под общей рубрикой ©Национальные образы мираª. Позже появляются ©Наука и национальные культурыª, ©Образы Индии. Опыт экзестенциальной культурологиª, ©Русский эросª, ©КосмоПсихоЛогос. Национальные образы мираª.Помимо научных трудов, Г.Д.Гачев в течение 40 лет вел жизненнофилософский дневник. ©Секретарствовал Бытиюª, записывая ©опыты жизни и мысли каждого дняª. Не отклоняясь от своего литературного жизнеосмысления, в августеоктябре 1961 года написана книга ©отчаянного жанраª (авторское определение) ©60 дней в мышлении. Дневник одного путешествия вокруг света, или роман о приключениях мыслиª. В данной работе представлено сочетание исследования теоретических проблемлитературы, эстетики художественного текста и самоисследования автора. Это явилось первой попыткойуравнять бытие и мышление, демонстрация того, как личный опыт познающего субъекта отражается в самом предмете анализа. Позднее данный метод названГачевым ©экзистенциальной культурологиейª.3. Практика философствования в трудах Г.Д. Гачева.Наиболее показателен авторский инновационный философский метод в упоминавшемся труде ©Национальные образы мираª. Данное исследование представлено в жанре ©жизнеизмышленияª, которое сочетало в себе императивы©познай самого себяª и ©познай мирª.Не имея возможности выезда за границу, Г.Д.Гачев предпринимал ©интеллектуальные путешествияª. В них анализировались различные способы мировосприятия, образы пространства и времени, культурная семантика пищи, танцев, игр, представления о Боге. Национальная целостность рассматривается с точки зрения природы, национального характера и способа мышления (КосмоПсихоЛогос)Весь труд ©Национальные образы мираª основан на особом способе организации и подачи научного текста, который, по мнению автора, способен исключить влияние штампов и стереотипов: ©В предпринимаемой нами работе есть серьезная интеллектуальная польза: понимание того, как одна идея, та же вещь, может представляться и пониматься различным образом вариантно, это расширяет умы, освободит их от стереотиповª [2:10].Автор, по мнению Г.Д. Гачева, всегда стремиться дать Идею, представление об избранном предмете, определив его проблемность, но представив право сделать собственный вывод и соотнеси с имеющимся опытом.©Ведь при открытых картах идет научная игра, и слушатель и читатель может видеть мои ограниченности и где меня заносит страсть в односторонность идеи, и имеет возможность со стороны меня судить и выправить мою мысльª [2:12].В трудах Г.Д.Гачева основная линия изложения постоянно перекликается потоком индивидуального сознания автора, представляющим читателю личные сведения о жизни, семье. Таким образом, согласно философии автора, постижение мира других неотделимо от постижения самого себя. Г.Д. Гачев определял на особом интуитивном уровне различия национальных культур по соотношению пространства и времени, вертикали и горизонтали, рождения и труда, мужского и женского, растительной и животной образности, вариантамрелигиозного чувства. При этом, исследуя национальные логики, подчеркивал образный априоризм, присутствующий в глубинах языка философа и отсылающий к первичным интуициям, которые присущи всем представителям данной национальной культуры.Движимый особым индивидуальным творческим импульсом, работающий только ©внутренним видением умозренияª, Георгий Гачев зимой 19751976 гг пишет труд об американском образе мира, который он сам называл ©Америка глазами человека, который ее Не виделª.Пребывая, впоследствии, встранах, о которых писал заочно, Георгии Дмитриевич вносил лишь незначительные поправки и дополнения, не меняя стилистику и особый научный словооборот.По его мнению, впечатления философа о наблюдении несколько ©стушевывают азарт исследованияª: ©Так я осознал, что мой интерес и азарт заключается не в том, чтобы знать точно, но в том, чтобы не зная, Угадать правдоподобноª [2:14].В русле данной парадигмы вводит понятие ©презумпция непониманияª, которая, по его мнению, не ставит преграды пониманию между народами, а расширяет его, делает более сознательным (приводит пример путешественника, осознающего непонимание чужой культуры).При этом выделение ©энтелехииª (целевой причины по Аристотелю) это и есть, по мнению Гачева, главенствующаясущность познания любого аспекта культуры. В данной работе лишь кратко обозначены некоторые векторы исследований ведущего современного ученого Г.Д.Гачева, чей язык стилистически своеобразен, а научное наследие может послужить неисчерпаемым ресурсом для исследовании, как с лингвистических, так и с философских, культурологических и литературоведческих позиций.
Ссылки на источники1.Г.Д. Гачев Наука и национальная культура. Гуманитарный комментарий к естествознанию , Изд. Ростовского университета, 1992 .2.Г.Д. Гачев Национальные образы мира. М.: Советский писатель, 1988.3.Г.Д. Гачев Русская Дума. Портреты русских мыслителей, М.: Новости, 1981.4.Г.Д. Гачев Образы Индии. Опыт экзистенциальной культурологи, М: Наука, 1993.5.Г.Д. Гачев Содержательность художественных форм. Эпос. Лирика. Театр, М.: Просвещение, 1968.
Научный руководитель: Шаваева Марина Олиевна,к.ф.н.,доцент
Культурология современности: жанровостилевые инновации Г.Д. Гачева
Аннотация. В статье предпринята попыткаосмысления особого метода культурологического мышления Гачева Г. Д. Метод исследования культуролога современности расширил понимание смысла научного познания, сформировал свою стройную, творческую систему философствования.Ключевые слова:жанровостилевыеособенности, жизнемысль, культурологический метод, философия культуры.
Г.Д.Гачев является одним из знаковых представителей современной науки. Его ©научнохудожественнаяª картина мира, специфическое мировосприятие и метод глубокого философского способа познания отражают основной вектор развития современной культуры.В его трудах, достаточно органично, сочетаются чувственное и рациональное знание, которое проходит сквозь призму личностного мировосприятия.Специфический, нестандартный тип научного мышления реализуется в постоянном авторском словообразовании, которое эффективно решает комплекс методологических и коммуникативных задач.Одна треть жизни Г.Д.Гачева прошла в русле историколитературных исследований. Переход от литературоведения и эстетики к культурологии проходил плавно и органично.Касаясь вопроса о жанровостилевых инновациях исследователя, необходимо кратко охарактеризовать основные черты научного и художественного метода Г.Д.Гачева:1. Новаторский стиль научного изложения материала: построен на особой стилистике апелляцииавтора к читателю и слушателю.Наука, по мнению Г.Д.Гачева, должна быть освобождена от рамок догматизма и давления абсолюта истины, она сама способствует появлению новых форм знания и познания, возникающих в интеграции различных областей миропонимания. Яркая личность ученого одновременно является объектом и субъектом исследования, а научный текст, как результат интеллектуального творчества, представляет собой синтез знания о мире и авторе, эстетически выверенный и систематизированный. В рамках своего метода, Г.Д.Гачев создал новаторский стиль научного повествования ©метафорическиобразныйª, который заключается в том, что в тексте даются размышления об объективном предметечерез призму личного отношения самого автора и обилия примеров из собственной жизни.Для трудов Г.Д.Гачева характерно множество свободных ассоциации, что провоцирует его читателя на самостоятельные рассуждения, но делает тексты менее строгими в научном понимании этого слова: ©Текстура моих национальных космосов сплошь состоит из таких толкований вещей, как идей. Например, юртаэто жизнь в животном, избав дереве, сакляв камне, и вот модели мира кочевника, земледельца, горца! А упоение вальса в том, что вращение и вокруг оси, и по орбите как у Земли: ей мыв этом танце уподобляемся…ª [5:24].По собственному определениюавтора, его труды написаны в ©научноличнохудожественномª жанре, а основной единицей изучения является ©жизнемысльª. Он пишет по поводу жанра своих трудов следующее: ©Возьмите любой толстый журнал и увидите в нем разделы: ©прозаª, ©поэзияª, ©критикаª, ©публицистикаª, ©культураª, ©искусствоª, ©наукаª, ©юмор и сатираª и проч. Смешайте все и получите мой жанрª [5:28]Г.Д.Гачев является ученым с нестандартным типом научного мышления, которое выражается в постоянном моделировании интеллектуальных понятий, тексты изобилуют авторскими новообразованиями (только в книге ©Национальные образы мираª их более 600).Контекст, в котором функционирует авторское новообразование расширяет рамки его понимания и применения, а в лингвистике данное явлениеорганизации текста обозначается термином ©актуализацияª.При этом Г.Д.Гачев делает изложение максимально живым, используя для этого достаточно провокационный метод письмас элементами буффонной театральности. Именно здесь прослеживается стилистика Василия Розанова, влияние которого признает и сам автор.2. Методология исследований Г.Д.Гачева.Опираясь на Гегеля, стремился постичь ©феноменологию духаª народа, как универсальное проявляется в национальном. Гегелевский принцип единства исторического и логического лег в основу работ Гачева, посвященных развитию образного сознания в русской и мировой литературе
При определении основных методов исследования различных культур Г.Д.Гачев развивает традицию Бахтина, метод которого являет собой плодовитость синтеза различных гуманитарных дисциплин.Междисциплинарный и общефилософский интерес выступает на первый план в таких трудах Георгия Гачева как ©Русская думаª (М.,1991), ©Книга удивлений, или Естествознание глазами гуманитария, или Образы в наукеª (М.,1991). Однако, первым в этом ряду следует указать цикл исследований под общей рубрикой ©Национальные образы мираª. Позже появляются ©Наука и национальные культурыª, ©Образы Индии. Опыт экзестенциальной культурологиª, ©Русский эросª, ©КосмоПсихоЛогос. Национальные образы мираª.Помимо научных трудов, Г.Д.Гачев в течение 40 лет вел жизненнофилософский дневник. ©Секретарствовал Бытиюª, записывая ©опыты жизни и мысли каждого дняª. Не отклоняясь от своего литературного жизнеосмысления, в августеоктябре 1961 года написана книга ©отчаянного жанраª (авторское определение) ©60 дней в мышлении. Дневник одного путешествия вокруг света, или роман о приключениях мыслиª. В данной работе представлено сочетание исследования теоретических проблемлитературы, эстетики художественного текста и самоисследования автора. Это явилось первой попыткойуравнять бытие и мышление, демонстрация того, как личный опыт познающего субъекта отражается в самом предмете анализа. Позднее данный метод названГачевым ©экзистенциальной культурологиейª.3. Практика философствования в трудах Г.Д. Гачева.Наиболее показателен авторский инновационный философский метод в упоминавшемся труде ©Национальные образы мираª. Данное исследование представлено в жанре ©жизнеизмышленияª, которое сочетало в себе императивы©познай самого себяª и ©познай мирª.Не имея возможности выезда за границу, Г.Д.Гачев предпринимал ©интеллектуальные путешествияª. В них анализировались различные способы мировосприятия, образы пространства и времени, культурная семантика пищи, танцев, игр, представления о Боге. Национальная целостность рассматривается с точки зрения природы, национального характера и способа мышления (КосмоПсихоЛогос)Весь труд ©Национальные образы мираª основан на особом способе организации и подачи научного текста, который, по мнению автора, способен исключить влияние штампов и стереотипов: ©В предпринимаемой нами работе есть серьезная интеллектуальная польза: понимание того, как одна идея, та же вещь, может представляться и пониматься различным образом вариантно, это расширяет умы, освободит их от стереотиповª [2:10].Автор, по мнению Г.Д. Гачева, всегда стремиться дать Идею, представление об избранном предмете, определив его проблемность, но представив право сделать собственный вывод и соотнеси с имеющимся опытом.©Ведь при открытых картах идет научная игра, и слушатель и читатель может видеть мои ограниченности и где меня заносит страсть в односторонность идеи, и имеет возможность со стороны меня судить и выправить мою мысльª [2:12].В трудах Г.Д.Гачева основная линия изложения постоянно перекликается потоком индивидуального сознания автора, представляющим читателю личные сведения о жизни, семье. Таким образом, согласно философии автора, постижение мира других неотделимо от постижения самого себя. Г.Д. Гачев определял на особом интуитивном уровне различия национальных культур по соотношению пространства и времени, вертикали и горизонтали, рождения и труда, мужского и женского, растительной и животной образности, вариантамрелигиозного чувства. При этом, исследуя национальные логики, подчеркивал образный априоризм, присутствующий в глубинах языка философа и отсылающий к первичным интуициям, которые присущи всем представителям данной национальной культуры.Движимый особым индивидуальным творческим импульсом, работающий только ©внутренним видением умозренияª, Георгий Гачев зимой 19751976 гг пишет труд об американском образе мира, который он сам называл ©Америка глазами человека, который ее Не виделª.Пребывая, впоследствии, встранах, о которых писал заочно, Георгии Дмитриевич вносил лишь незначительные поправки и дополнения, не меняя стилистику и особый научный словооборот.По его мнению, впечатления философа о наблюдении несколько ©стушевывают азарт исследованияª: ©Так я осознал, что мой интерес и азарт заключается не в том, чтобы знать точно, но в том, чтобы не зная, Угадать правдоподобноª [2:14].В русле данной парадигмы вводит понятие ©презумпция непониманияª, которая, по его мнению, не ставит преграды пониманию между народами, а расширяет его, делает более сознательным (приводит пример путешественника, осознающего непонимание чужой культуры).При этом выделение ©энтелехииª (целевой причины по Аристотелю) это и есть, по мнению Гачева, главенствующаясущность познания любого аспекта культуры. В данной работе лишь кратко обозначены некоторые векторы исследований ведущего современного ученого Г.Д.Гачева, чей язык стилистически своеобразен, а научное наследие может послужить неисчерпаемым ресурсом для исследовании, как с лингвистических, так и с философских, культурологических и литературоведческих позиций.
Ссылки на источники1.Г.Д. Гачев Наука и национальная культура. Гуманитарный комментарий к естествознанию , Изд. Ростовского университета, 1992 .2.Г.Д. Гачев Национальные образы мира. М.: Советский писатель, 1988.3.Г.Д. Гачев Русская Дума. Портреты русских мыслителей, М.: Новости, 1981.4.Г.Д. Гачев Образы Индии. Опыт экзистенциальной культурологи, М: Наука, 1993.5.Г.Д. Гачев Содержательность художественных форм. Эпос. Лирика. Театр, М.: Просвещение, 1968.