Повседневность советского человека периода зрелого социализма (воспоминания Надежды Р.)

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Драгун Д. А., Зеленская Т. В. Повседневность советского человека периода зрелого социализма (воспоминания Надежды Р.) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 2166–2170. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970760.htm.
Аннотация. Данная статья посвящена периоду зрелого социализма, во время которого главное для человека было создать себе комфортные условия для проживания. Повседневность казалась на первый взгляд неинтересной и мрачной. Мы считаем совсем иначе. На примере своей семьи мы покажем, что данный период был целиком и полностью наполнен радостью, счастливыми моментами, ведь практически каждого человека окружала любимая семья и близкие ему люди.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Драгун Дарья Александровна,студентка, Таганрогский институт имени А.П.Чехова (филиал) «Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)», г. ТаганрогDragun_97@mail.ru

Зеленская Татьяна Вячеславовна,кандидат исторических наук, доцент кафедры истории, Таганрогский институт имени А.П.Чехова (филиал) «Ростовского государственного экономического университета ( РИНХ)», г. Таганрогtzelenskaya@mail.ru

Повседневность советского человека периода "зрелого социализма"(воспоминания Надежды Р.)

Аннотация.Данная статья посвящена периоду зрелого социализма, во время которого главное для человека было создать себе комфортные условия для проживания. Повседневность казалась, на первый взгляд, неинтересной и мрачной. Мы считаем совсем иначе.На примере своей семьи, мы покажем, что данный период был целиком и полностью наполнен радостью, счастливыми моментами. Ведь, практически,каждого человека окружаларядом любимая семья и близкие ему люди.Ключевые слова:повседневность, трудовые будни, социализм, воспоминания, семейные заботы.

Сегодня в российской исторической науке все чаще объектом исследований становится повседневная жизнь советского общества. «История повседневности» (everyday life history) –отрасль исторического знания, предметом изучения которой является сфера человеческой обыденности во множественных историкокультурных, политикособытийных, этнических и конфессиональных контекстах. В центре внимания истории повседневности –комплексное исследование повторяющегося, нормального и привычного, конструирующего стиль и образ жизни, их компоненты и их изменения у представителей разных социальных слоев, включая эмоциональные реакции на жизненные события и мотивы поведения.Интерес к этой проблематике связан с тем, что эпоха 1920 –1930х гг. –время становления нового типа общества –повлекла за собой коренные изменения в его социальной структуре, материальной среде обитания и духовных сферах повседневного бытия. Но в советской историографии этой стороне жизни людей уделялось мало внимания: в центре исследований в основном были политические и экономические преобразования и эксперименты. Такая же судьба была и у изучения повседневности периода послевоенных лет (1945 –начало 1950х), который в основном рассматривался с позиции восстановления разрушенного войной народного хозяйства.[1]Значительный интерес применительно к нашей теме представляет исследование Елены ЮрьевныЗубковой о послевоенном советском обществе [2].Лишь в конце 1980х гг., начале 90х гг. исследователи попытались взглянуть поновому на само советское общество и разобраться в специфике его каждодневного существования, оно стало объектом исследования российских и зарубежных гуманитариев в различных исторических аспектах. Большинство исследователей первостепенное внимание уделяют формам поведения и стратегиям выживания людей в специфических социальнополитических условиях.Особо можно выделить ряд исследований, внесших существенный методологический и историографический вклад в изучение советской повседневности.Например, Наталья Козлова « Советские люди», Александр Зиновьев «Гомосоветикус», Борис Орлов « Советская повседневность», Михаил Федченко « Повседневная жизнь советского человека 19451991 гг» и многие другие.Среди нихособый интерес представляет монография Натальи Никитичны Козловой «Советские люди: Сцены из истории», основанная на материалах «Народного архива» ивключенная в специфический интеллектуальный контекст [3]. В отличие от исследователей, которые в 1990х годах оценивали советское прошлое как нечто «безвозвратно ушедшее» и «больное», Н.Н. Козлова не считалаграницу между прошлым и настоящим как непроницаемую: «Советское общество –предпосылка того, что происходит здесь и теперь».Таким образом, исследуя нормы и ценности советской повседневности, она стремилась выявить и уточнить собственные нормы и ценности, что определило чередование в тексте аналитического нарратива автора и фрагментов автобиографий героев. С точки зрения Козловой, опыт советских людей во многом носил универсальный характер, принципиально не отличался от опыта их современников в других странах, в силу чего особое внимание она уделила мотивациям советского человека, подтверждающим его причастность к общей цивилизации модерна. Желание создать «насыщенное» и непротиворечивое описание советской повседневности побудило автора избегать сюжетов, связанных с трагическими жизненными обстоятельствами, и, наоборот, говорить о терапевтическом эффекте частной жизни и способности ее героев «латать» трагические разрывы с помощью погружения в спасительную повседневность.

Отдельным аспектом изучения повседневности могут вступать рабочие и семейные будни на любых отрезках советского прошлого. Темой нашего общения с респондентом стали годы так называемого «зрелого социализма», т.е.1970е и 1980е гг.[7]Опрос был проведен Драгун Дарьей Александровной 10 апреля 2016 года, опрашиваемый НадеждаДенисовнаР.Рабочие и семейные будни, как может показаться на первый взгляд, не несут ничего интересного. Но в тевремена человек запоминал каждый день до мельчайшей подробности, ведь даже новый день мог принести массу всего интересногои пусть иногда кажется, что будний деньэто сплошная суета ,но даже в этой самой суете можно уловить неповторимый момент ,впечатление и даже мимолетного счастья. Так произошло и в моей семье, воспоминания моего близкого человека и стали предметом моего исследования. Данное исследование было проведено на основе материалов воспоминаний Надежды Р.Родилась Надя 21 октября 1934 года в г. Таганроге. Детские годы нашего респондента пришлись на предвоенные и военные годы. Таких людей в нашей стране называют «детивойны». В послевоенное время училась в Новочеркасском институте и получила нелегкую для женщины профессию: инженератехнолога. По окончанию учебы, вернулась в родной город. Спустя время связала свою жизнь с Игорем ДмитриевичемР. С улыбкой Наденька рассказывала, как они начинали свои отношения, ведь были тяжелые времена, и к счастью, нашелся тот человек, который стал поддержкой и опорой во всем. Спустя еще несколько лет в 1963 и 1970 гг. в семье Надежды и Игоря появились на свет сыновья Валерий и Александр.

Трудовая деятельность нашего респондента была связана своенным производством. В советское время работа на оборонных предприятиях или так называемых «почтовых ящиках» было распространенным явлением, тем более для граждан, имевших технические и рабочие специальности. В ноябре 1959 года Надежда устроилась работать по специальности« инженертехнолог» на таганрогский завод «Прибой», который специализировался на производстве надводных кораблей «Платина», антенн, отдельных приборов и т.д. Трудовые будни того времени выглядели так: каждый день с 8:00 и до 16:45 Надежда трудилась на заводе, а приходя домой её встречала семья: муж и двое детей. Каждодневные заботы заставляли сразу после работы бежать домой, накормить всю семью и готовиться к новому рабочему дню. Надя никогда не опаздывала на работу, ведь это каралось выговором, поэтому ложиться спать приходилось рано, часов в 10 вечера. На заводе дисциплина была жесткая:«Да и, наверное, сказать, что жесткая это ничего не сказать», вспоминает Надежда, поэтому мысли о прогуле даже не возникало. «Работали и работали. Гоняли за прогулы, не могли и думать, что чтото поменяется, привыкали ко всему», рассказывала Надежда. Конечно, в жизни каждого человека есть дорогие для сердца люди, а у Наденьки этими людьми был её рабочий коллектив. «Моя микросемья», так называла она их. Ведь эти люди помогали и в горе, и в радости, и денежно, и добрыми словами. В перерывах на работе, с 12:00 до 12:45, отмечали дни рождения сотрудников, обязательно собирали средства на подарок от коллектива, а на столе традиционно были салат «Оливье», окрошка, бутерброды с колбасой и компот, чаще всего из сухофруктов, а летом из свежих яблок, вишен или слив. Иногда заводская администрация по рабочей необходимости отправляла людей в командировки на Украину, чаще всего в Амвросиевку, оттуда Надежда привозила семье кур, колбасу, яйца и сливочное масло. Так уж сложилось в советское время, что шахтерские города снабжались лучше, а в Таганроге былопределенный дефицит товаров.

Спустя,конечно, время на улицах города замелькали аккуратные, в белых фартучках «моссельпромщицы», торгующие с лотков шоколадом, конфетами, папиросами. Постепенно исчезли очереди; один за другим открывались магазины: одежда, обувь, галантерея. «Вскоре, как по мановению волшебной палочки, появилось все: канули в прошлое голод, неустроенность и боязнь за завтрашний день, люди стали добрее, милосерднее, раскованнее»[4].Также в весеннеосенний период трудовые коллективы городских предприятий брали шефство над местными колхозами и совхозами. Помощь в полевых работах сельчанам были повсеместной практикой советского времени. Вспоминает об этом Надежда:«Зачастую ездили в совхоз«Прогресс» на прополку полей и уборку урожая. Трудилась на полях, за что и получала награду овощами, забирали себе и приносили семье». Выходные дни Надежда с семьей ждала с нетерпением, ведь за рабочую неделю накапливалось достаточно много дел. Субботний день семья занималась домашними делами. В законный выходной можно и поспать подольше и никуда не спешить, спокойно прогуляться на рынок, убрать в доме, отвести детей в спортивные кружки, а вечером пригласить гостей. Угощали званых гостей душистым чаем, вкусным печеньем, чаще всего сделанным умелыми руками хозяйки, а также домашним вареньем. При этом велись размеренные разговоры о жизни, детях и былых временах.Летом после работы Надю с семьей ожидал огород, полив и сбор урожая: помидоры, огурцы, редиска, яблоки и «многомного черешни». По наследству достался дом, в котором несколько столетий подряд проживал род семьи Р. Дом, конечно, «очень стар, но креп». Каждой весной осуществлялся ремонт в доме, в частности покраска полов, дверей и окон. До 1988 года в доме топили печь, поэтому разгара печи занимала очень много времени, но к счастью, бабушкепомогал в этом ее сын Валерий, а как кончался отопительный сезон, белили печь и оставляли до холодных времен.А вот в воскресенье семья Нади проводили поособенному. Все члены семьи с самого утра собирались на прогулку: садились на трамвай № 2, вставали на конечной остановке и шли по улицам города, но обязательно на обратном пути заходя в кафе «Красный Мак». «Пирожные там были самые вкусные в городе, особенно «заварные» и по приемлемой цене», вспоминаетНадя . Ближе к вечеру, уставшие и довольные, возвращалась домой и готовилась к новой рабочей и учебной неделе.Трудовые будни переходили в выходные,выходные в будни, поэтомусамым желанным временем для рабочего человека был отпуск.Стех времен мало что изменилось.В советское время особое место в жизни заводскихколлективов занимал профсоюз,конечно,не выполнял всех своих функций, связанных с защитой праврабочего человека, однако деятельность по социальному обеспечению работников предприятий была на высоте. Это касалось как раз вопросов лечения и отдыха. Наденька является «Почетным Донором СССР». За сдачу крови на благо людям, давали два «отгула от работы». «Это многих держало, ведь отпрашиваться с работы было трудно». В дни этих «донорских выходных» бабушка занималась домашними делами: уборкой, готовкой, помогала с уроками старшему сыну, а в свободное время читала любимые газеты «Комсомольская Правда» и «Труд». В них большинство страниц, конечно, занимали различные пропагандистские статьи и лозунги, но можно было найти и много интересной информации о простых людях и событиях в стране и мире. Семья выписывала и детский журнал «Веселые картинки», где были очень увлекательные стихи и рассказы, ребусы, шуткии загадки для детишек.

Раз в два года Надежда получала от заводского профсоюза турпутевки (на 24 дня) по столицам союзных республик и городам СССР Киев, Минск, Вильнюс, Талин, Рига, Калининград, Ленинград, Москва, Подмосковье и многие другие. «Когда попадали в Москву, то было огромный выбор вещей и продуктов питания, намного больше, чем в других городах». Также, с удовольствием посещала музеи, театры. С каждой поездки по возможности привозила вещи, продукты питания: фрукты и мясо, куски ткани для шитья одежды, а также, набор открыток с мест, в которых она побывала. Эти открытки бережно хранились в семье, их с огромным интересом разглядывали сыновья, мечтая, что когданибудь тоже окажутся в этих местах.Жизнь 70х годов для семьи Надежды была разнообразна, гдето трудная, а гдето очень интересная. Дефицит бытовой техники заставлял становиться «на очередь» в магазины. Таким образом, благодаря очереди, в семье появился холодильник, вначале маленький, потом побольше, а затем и стиральная машинка, которая намного облегчала труд хозяйке. Эти обновки быта и уюта приносили семье радость и веселье.Для советской повседневности был традиционным вопрос: «Где достали?» Этот вопрос задавали на улице друг другу совершенно незнакомые люди в надежде тоже купить чегонибудь неожиданно, «на авось» [5].

Разговаривая с Надеждой, я заметила, что вспоминать о советском времени ей было очень приятно. Она сказала мне : «Стабильные и, спокойные 1970 годы наполняли нашу жизнь мирными и яркими красками. Говорят, что нельзя жить, постоянно оглядываясь назад. Но ведь оно это прошлое для когото детство, для когото юность, а для когото светлые и очень добрые воспоминания, которые остались со мной на всю жизнь. Это прошлое оставляет в душе такое тепло ощущение защищенности,которого не хватает в наши дни»Подводя итоги, можно сказать, что советская повседневность длябольшинства людей была трудной, неустроенной, с нелегким коммунальным бытом, с обычными житейскими заботами, с постоянной борьбой за выживание. При этом люди испытывали чувство гордости за принадлежность к первому в мире социалистическому государству, самоиндетифицировали себя как «новый советский человек», и одновременно безгранично любили Родину. Несмотря на привыкание ко многим стандартам жизни, у людей (и во многом благодаря политике властей) сформировались довольно высокие духовные запросы[6].

Ссылки на источники1.Аксютин Ю.В.Послевоенные годы // Родина. 1993.№12.С.2.2.3убкова Е.Ю. Послевоенное советское общество: Политика и повседневность. 19451953. М., 1993.С.45.3.Козлова Н.Н.Советские люди. М.,2005.С.120.4.Зиновьев А.А.Гомо советикус. М.,1991.С.96.5.Осокина Е.А. Советская повседневность: обыденность приключения, привычность риска. М.,2008.С.121.6.Аксютин Ю.В.Лечение после смерти // Родина. 1995.№8.С.5.7.Опрос был проведен Драгун Дарьейв апреле 2016 года, опрашиваемый –Надежда Денисовна Р.