Солнечный герой нартовского эпоса осетин и мировой фольклор
Выпуск:
ART 970779
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Тепсикоева
В.
А.,
Хугаева
Ф.
В. Солнечный герой нартовского эпоса осетин и мировой фольклор // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2017. – Т. 39. – С.
2261–2265. – URL:
http://e-koncept.ru/2017/970779.htm.
Аннотация. Статья раскрывает компаративные связи нартовского эпоса осетин с мифами народов мира, показывает генетические и ареальные связи солнечного героя нартовского эпоса Сослана с солярной мифологией народов Кавказа, России, мира.
Текст статьи
Тепсикоева Валерия Артуровна,студентка КА2/1 курса ГБО УВО «СевероОсетинский государственный педагогический институт», г. Владикавказlera.tepsikoeva@mail.ru
Хугаева Фатима Владимировна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики ГБО УВО «СевероОсетинский государственный педагогический институт»,г. Владикавказf.hugati@mail.ru
Солнечный герой нартовского эпоса осетин и мировой фольклор
Аннотация.Статья раскрывает компаративные связи нартовского эпоса осетин с мифами народов мира, показывает генетические и ареальные связи солнечного героя нартовского эпоса Сослана с солярной мифологией народов Кавказа, России, Мира.Ключевые слова:нартовский эпос осетин, мировой фольклор, солярные мифы, ноосфера
Тысячи лет отделяют наше время от тех далёких и таинственных веков, когда были созданы мифы и сказания наших народов и самое парадоксальное заключается в том, что они не просто живут, но и переживают своеобразный ренессанс в наше неспокойное время.Художники, музыканты, поэты и даже учёные –все испытывают вдохновение и прилив творческой энергии при соприкосновениис этими загадочными произведениями, все пытаются их понять, открыть их символическое значение, разгадать смысл далёкого послания к нам наших прародителей. Не зря английский этнограф Б. Малиновский в книге «Миф в первобытной психологии» писал, что миф это своего рода «священное писание» народа. Эпическое время в этих памятниках мифическая эпоха первотворения.«Народный эпос, как и миф, есть героическое повествование о прошлом, передающее представления людей о мире, месте человека в нем, о происхождении всего сущего, о богах и героях прославивших свои имена в веках. Миф кодифицирует мысль, укрепляет мораль, предлагает определенные правила поведения и санкционирует обряды, рационализирует и оправдывает социальные установления. Мифы, в особенности мифологические сказания о первопредках культурных героях, являются важнейшим источником формирования героического эпоса»[9, с. 209].«Мифологическое знание представляет собой синкретическое единство рационального и эмоционального отражения действительности. В мифологическом знании присутствуют данные наблюдений об окружающем мире, однако они не осмысливаются рациональным образом. Мифологическое знание представляет собой не столько объективное отражение действительности, сколько отражение переживаний людей по поводуэтой действительности. Па первоначальных этапах развития человечества мифологическое знание играло значительную роль, обеспечивая стабильность первобытного социума и трансляцию значимой информации от одних поколений людей к другим. С помощью мифологического знания первобытный человек структурировал и моделировал реальность, т. е. в конечном итоге познавал ее. Первоначальная мифологическая классификация явлений послужила в дальнейшем основой возникновения рациональных форм знания –философии и науки» [7]. Нартский эпос это эпическое произведение ряда народов Северного Кавказа, основу которого составляют сказания о происхождении и приключениях героевбогатырей («нартов») [6]. Существует, прежде всего, у осетини абхазоадыгских народов(адыгов, абазин, в меньшей мере абхазов); известны также версии эпоса, встречающиеся у чеченцеви ингушей, карачаевцеви балкарцеви др. Бытует в прозаической и стихотворной форме. К большому сожалению, современная молодежь не всегда обладает знаниями истории, культуры, традиций своего и соседних народов. Нартовский эпос является важным информационным источником в этой области.В свое время известный осетинский художник, просветитель Махарбек Туганов в статье «Кто такие нарты?» выступил с призывомк осетинской интеллигенции изучать нартовский эпос, как бесценный источник духовного наследия своего народа[8].Художник многие свои картины посвятил сюжетам из нартовского эпоса осетин. «Пир нартов»по словам В.И. Абаева самая замечательная картина художника в которой он «с тонким знанием реалий и блестящей интуицией передал, как должны были пировать нарты, эти фламандцы железного века» [1].И сегодня будущим педагогам необходимо изучатьэпическое наследиесвоего народа, богатого гуманными, нравственными идеями. Это способствует формированию в нихтолерантности, так необходимой сегодня в условиях глобализации, поликультурного образовательного пространства Северного Кавказа, России и мира.Научноисследовательский материал собранный ученыминартоведами за прошедшее столетие в наши дни необходимо активно использовать в поликультурном образовании учащихся во имя мира на Кавказе. В этом отношении можно отметить работы В.Ф. Миллера, Л.П. Семенова; Б.В. Скитского; В.И. Абаева, Ж. Дюмезиля, О.Н. Туаевой; Ш.Д. ИналИпа; З.Д. Джапуа; Г.3. Калоева; У.Б. Далгат; Е.М. Мелетинского; Б.А. Калоева; А.И. Алиевой; С.Ч. Эльмурзаева; М.Я. Чиковани; А.О. Мальсагова; А.3. Холаева; П.К. Козаева, Т.А. Гуриева; А.А. Туаллагова и многих других. В соответствии с темой нашей статьи особый интерес для нас представляют исследования следующих учёных:«Нартовский эпос осетин III. Миф и история в сказаниях о нартах»В.И. Абаева; «Абхазские и осетинские нартские сказания о Сасрыкуа/ Сослане/Созырыко (Опыт сравнительного указателя)» и «Абхазские нартские сказания о Сасрыкуа в соотношении с их северокавказскими версиями (Некоторые предварительные итоги сравнительного указателя сюжетов) З.Д. Джапуа; «Сосруко в адыгском героическом эпосе о нартах (Этапы эпической биографии героя. Сравнительная характеристика версий и вариантов народных сказаний)» А.И. Алиевой; «Скифосарматский мир и Нартовский эпос осетин» А.А. Туаллагова;«Нарт Сослан и его аналоги в индоевропейском мифологическом пространстве» Л.А. Чибирова и многих других исследователей.В настоящее время цели, задачи, логикаразвития современного образования, направленына формированиеполикультурной личности, обладающей межкультурной компетентностью и, как следствие, толерантностью.Живя в мире, наполненном скрытым и явным противостоянием этнокультурных групп, особенно отчетливо понимаешь, как драгоценны привязанности, воспитанные независимо от национальной принадлежности. Педагогическая деятельность в духе поликультурного воспитания добавит народам России сил в укреплении целостного и одновременно многообразного гражданского общества. Такая деятельность созвучна национальной идее консолидации граждан Российской Федерации. Многонациональность народа России со всей очевидностью требует осмысления проблемы взаимодействия различных этнокультурных групп в деле воспитания и обучения. Растет необходимость получения ответов на широкий круг научных и методических вопросов, связанных с педагогической деятельностью в поликультурной и полиэтнической среде, от осуществления демократических идеалов до внедрения новых, более совершенных программ, форм и методов воспитания и обучения.Поликультурное воспитание в многонациональной России пока не стало приоритетом образования и педагогики. По словам А.Н. Джуринского: «Современные учебные заведения слабо ориентируются на диалог культур»[2, с. 6]. При этом важнейшей целью образования является формирование способности к активной и эффективной жизнедеятельности в поликультурной среде, воспитание чувства понимания и уважения другихкультур, умения жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований.
У многих народов мира существуют так называемые солярные мифы (лат. solaris –солнечный) в которых происходит мифологизация Солнца и его воздействия на земную жизнь[4, с. 461]. Слово нарты как полагает известный лингвист В.И. Абаев переводится как дети солнца. Но есть один нартовский герой в ком лучше всего проявляется его солнечная природа, этот герой Сослан. Солнечный герой нартовского эпосаосетинСослан тесными и загадочными нитями связан с фольклором и мифами многих народов мира. Например Л.А. Чибиров нашёл несколько аналогов нарту Сослану в индоевропейском мифологическом пространстве в лице солнечного Аполлона, легендарных героев Гавейна, Бальдра и Кухулина, Геракла и Рамы[10].
У народов Северного Кавказа в мифах посвященных рождению солнечного героя Сосланау осетин, Сосруко у адыгов, Сосуруко и Сосурук у карачаевобалкарцев, Сарыквы у абхазов, Сеска Солсы и Пхармата у вайнаховприводится общий для всех народов сюжет. Он заключается в том, что жизнь ребенка зарождается в камне посредством воздействия солнечного луча (огня). Анализ сюжетов нартовского эпоса у разных народов на данную тему показывает, что здесь мы встречаемся с символическим изображением мужского начало в виде камня и женского в виде огня. Ниже в таблице 1 приводятся некоторые общие мотивы, объединяющие жизненные циклы солнечных героевнартиады.Таблица 1Солнечный герой в нартовском эпосе народов Северного Кавказа
У aбхaзов солнечный герой Сaсрыквa («двойник» Сосруко, Сослaнa, СескaСолсы и т.д.). Связь солнцa или огня с кaмнемотчетливо присутствует и подчеркивaется у сaмых рaзных племен и нaродов во многих чaстях светa. По мнению ученых в основе мифологизaции этой связи лежит древняя технология добычи огня удaром об кaмень. Что кaсaется связи камня с солнцем, то здесь, очевидно, лежит логическaя предпосылкa, воспринимaющaя дневное светило кaк небесный aнaлог земного огня, имеющий с последним общую природу. В сущности, Осетинский эпосАдыгский
КарачаевоБалкарскийАбхазскийВайнахскийОписаниеСосланСосрукоСосуруко/ СосурукСасрыкваСеска Солса/ ПхарматИмя солнечного героя эпоса АцырухсАдиюхАкбилекКайдух
—Жена,излучающая яркий свет ладоньюБедухаБадах——
—Первая жена Сослана и СосрукоТотразТотреш—Татраш
—Соперник Балсагово колесоЖаншерхЖелезное колесо—
—Мифическое существо, убившее нартатaк оно и есть солнце предстaвляет собой громaдный шaр огня, вокруг которого врaщaется нaшa плaнетa.
У многих народов мира с далёкой древности существовал культ огня, обожествление огня.Чеченский язык сохрaнил в себе отпечaток зaрождения этого древнейшего культa. «Алу» почеченски «огонь». «Элa» (в диaлектaх «aлу», «aьли» и т.д.) –«влaдыкa», «повелитель», «господин». «Повелитель –Огонь», «Господин –Огонь», «ВлaдыкaОгонь». Поклонение солнцу, отмечaетМэнли П. Холл, было одной из сaмыхрaнних и нaиболее естественнойформой религиозного проявления»[5].Изыскания археологов подтверждaютэто мнение. Поклонение Солнцу, кaкдревнейшaяформa религии, выявляется дaже среди неaндертaльцев, которые хоронили своих умерших сородичей головaми в сторону востокa. Иногдa могилы неaндертaльцевокaзывaлисьзaбросaннымиохaпкaми цветов, a трупы окрaшеныкрaсной охрой, символизирующей огонь, кровь, жизнь.У индейцев племени сиу в Северной Америке в кaчестве божеств, воплощaющих мистическую животворную силу, почитaлисьКaмень (Иньян) и Солнце (Ви). У тех же сиу крылaтые духи вaкиньян олицетворяли собой кaк огонь (вaк), тaк и кaмень (иньян).В древнеaрaбской мифологии (госудaрствоНaбaтея) бог солнцaАaррa с прозвищем «душaрa» («влaдетельШaры», где Шaрa округстолицы Нaбaтеи городa Петры) рождaется девойкaмнем.В китaйской мифологии бог солнцaДунЦзюнь (или его воплощение ДунВaнгун), белокурый крaсaвец, мчaщийся по небу в колеснице, зaпряженной конями, живет, кaкмногознaчительноподчеркивaется в скaзaниях о нем, в кaменном доме, что семaнтическирaвнознaчнокaмню.В древнейшем корейском мифе Солнце рождaется из скaлы, с которой сочетaлся морской дрaкон.В мифaхмелaнезийцев островов Бaнкс и Новые Гебриды культурный герой, дaвший людям огонь, рождaетсямaтерьюкaмнем.В мифaхминaхaсов (Зaпaднaя Индонезия) мaть солнечного богaТоaрaЛумимуутрождaетсяиз «большого кaмня, стоявшего посреди пустынной земли».В мифaхКечуa сын солнцa, и божественный первопредокпрaвителей инков МaнкоКaпaк появляется нa земле из кaменной пещеры (кaменнaяпещерa, кaменнaягорa, скaлa мифологические вaриaции единого обрaзaКaмня).В мифaхОкеaнии герой Мaуи, устaновивший ход светил, повелевaющий солнцем и подaривший людям огонь, появляется от духa через кaмень и живет в кaменной пещере.В мифaхaрмянМихр (Мгер), чье имя восходит к Митре бог небесного светa и солнцa. После целого рядa земных подвигов добровольно зaточaет себя внутри скaлы, где и пребывaет при плaменинегaсимой свечи. Здесь нaлицо мотив возврaщенияМихрa (солнцa) в мaтеринское лоно (скaлу, кaмень).В мифaх микронезийцев островов Гилбертa фигурирует НaРеaу(«господин пaук») пребывaющий в кaмне. Он прикaзывaет своему внуку сотворить солнце.В мифaхмелaнезийцев богдемиург (творец) Нденгеи, создaвшийсветилa и рaзделивший время нa сутки, рождaется из кaмня.В aнтичной Греции символом и олицетворением солнечного богaАполлонaсчитaлся священный кaменьОмфaл, нaходившийся в Дельфaх, в святилище этого богa.В мифaх монгольских нaродов божество огня ОтхaнГaлaхaнпорождaется ОтцомЖелезом и МaтерьюКaмнем. В дaнномслучaебросaется в глaзaнесомненнaя и прозрaчнaя связь мифa с технологией высекaния огня из кaмня с помощью железa.В мифaх микронезийцев Кaролинских и Мaршaлловых островов небесный дух Пелюлопмaгической силой рaскaляеткaмень, рaзрывaет его нaчaсти и создaет из его кусков солнце, луну, звезды.В мифaх бурят божество огня носит имя Сaхядaйнойон. Это имя является производным от глaголa «сaхихa», передaющего действие при высекaнии огня из кaмня.В японской мифологии богиня солнцaАмaтэрaсу при оскорблении прячется глубоко в кaменную пещеру, а при появлении из неё даёт жизнь и свет своему народу. Хочется отметить, что когдато все японцы назывались «хико»–дети солнца. В наши дни так зовут только их императора.В мифaхмелaнезийцев островов Новые Гебриды культурный герой Тaгaро, дaвший людям огонь, появляется из рaсколовшегосякaмня.В мифaх индейцев кaйовaцентрaльныйперсонaж Пляски СолнцaТaймеизобрaжaлся в виде кaмня или кaменногочеловекa.В мифaх микронезийцев островaПaлaу культурный герой Тмелогод, дaвший людям огонь, рождaется из кaмня.В мифaхчибчaмуисковФомaгaтa («чужой огненосный бог») считaется сыном или потомком солнцa и облaдaет способностью преврaщaть людей в кaмни.В мифaх сибирских нaродов (нaнaйцев, орочей, ороков, ульчей, удэгейцев) Хaдaу является мужем богини солнцa и рaспоряжaется огнем, который он подaрил людям. В кaмне (или в кaменной люльке) совместно с супругой нянчит души шaмaнов.В мифaх монгольских нaродов грозный бог ХaнХaрaнгуй, муж девысолнцa, рождaется из рaсколовшегосякaмня и считaется свирепым воплощением плaмени.В aрмянской мифологии персонифицировaнный огонь –Хурвысекaется из кaмнясaмимСaтaной.В мифaхойрaтоврaсскaзывaется о персонaже по имени Цогтaйхaн, который, в кaчествевыкупaзa свою жизнь, открыл демону секрет извлечения огня из кaмня.В мифaхюжноaмерикaнскихмуисков бог солнцaБочикaпреврaщaеторлa (свою «животную»ипостaсь) в скaлу.В мифaх микронезийцев Мaршaлловых островов у культурного героя Эдaо, добывшего людям огонь, есть «двойник», «зaменa для духов»
кaмень [5].Итак мы видим, что миф о рождении героя от союза земного (каменного) и небесного (солнце)началвстречается у многих народов.Также у многих народов мира встречается представление о том, что огонь является близким родственником Солнца или аналогичен ему. Ниже мы приводим некоторые религиозные и мифологические дaнные о «родстве»небесного Солнцa и земного Огня.В осетинской мифологии божество огня носит имя Артхурон, что в буквaльном смысле ознaчaет «огонь солнцевич», или «огонь сын солнцa».В ирaнской мифологии Ахурaмaздa, чьим видимым проявлением, «телом», считaется огонь, воспринимaется не кaк сын, a кaк отец солнцa (богa Митры).В aккaдской мифологии бог огня Ишумсчитaетсябрaтом солнечного богaШaмaшa.В мифaхaмерикaнскихтлинкитов и других племен побережья ТихогоОкеaнaкультурный герой Йель, «великий ворон», похищaет огонь у божествa (вождя) солнцa. Здесь, кaк мы видим, земной огонь воспринимaетсякaкчaстицaсолнцa, то есть подчеркнутa их одинaковaяприродa.Индоирaнский мифический первопредокчеловечествaЙимa (Йaмa), рaзжегшийнa земле первый огонь, предстaвленкaк сын солнцa.Мексикaнские индейцы (тaрaски и др.) вообще рaссмaтривaли огонь и солнце кaк единую стихию, которую «обслуживaет»бог Курaкaвери покровитель и солнцa, и огня.Точно тaк же и у слaвян в солярных мифaх и обрядaх общим олицетворением солнцa и огня считaлсяКупaлa.У микронезийцев островов Гилбертa «небесный дух»Мбуэотнимaет огонь для людей у своего отцa Солнцa.Монгольские нaроды в мифaх о грозном боге Очирвaнирaсскaзывaют, что этот последний с помощью молнии («очир») зaбросил земной огонь нa небо и тaк появилось Солнце. Следовaтельно, монголaмпредстaвлялось, что Солнце является «сыном»земного огня.В зороaстризме единый Космический Огонь подрaзделяетсянa пять видов: Берсизaвa («небесный огонь» Солнце), Вохуфрйaнa («огонь, одушевляющий животных и человекa»), Урвaзиштa («огонь, пребывaющий в дереве»), Визиштa (молния) и Спеништa («земной огонь»). Все эти виды огня суть один Огонь.Кельтский бог громaТaрaнис являлся одновременно богом Солнцa и Огня.Верховный бог aлтaйцев и шорцев Ульгень, будучи громовержцем, тaк же, кaк и кельтский бог Тaрaнис, влaдычествовaлнaд Солнцем и Огнем.В китaйской мифологии бог Яньди, будучи богом Солнцa, одновременно является и «повелителем плaмени».Происходя в тотемическом плане от волка, в космическом плане —от солнца, нарты остаются верны своей двоякой природе: как дети волка они больше всего любят охоту, войны, набеги и походы за добычей, как дети солнца они любят буйную радость жизни, —пиры, песни, игры и пляски. Солнечный герой Сослан это не просто определенный герой со своими особенными характеристиками он важная составнаячасть солнечной тематики, это герой порождённыйсолнцем. Солнце,дающее жизнь своими целебными лучами всему живому на нашей планете это часть вселенского космического пространства, по законам которого развивается и наша природа, в том числе и природа человеческая. Всё сказанное говорит о тесной взаимосвязи выше названных терминов в такой логической последовательности,космоссолнцеприродагеройкоторые друг друга порождаюти не могутдруг без друга существовать. Наши далекие предки на интуитивном уровне понимали эту неразрывную связь и отразили её в солнечных мифах и легендах. В двадцатомвеке эти мифы стали явью в научных концепциях А.Л. Чижевского, В.И. Вернадского, Л.Н. Гумилева, они подтверждаются и современными исследованиями.Эти представления отражены в космической философии, поэзии, искусстве, музыкеи других направлениях. Исегодня в эпоху национального возрождения своих народов, повышенного интереса к своим генетическим истокам,мы должны возродить это духовное культурное наследие,но с учетом последнихнаучныхоткрытий, что позволит нам лучше понять представлениянаших далеких предков и возродить нашу культуру на новом духовном уровне.
В наше времяособую актуальность приобретают исследования А.Л. Чижевского о влиянии солнечной активности на поведение людейв масштабах всего земного шара, прогнозировании социальноисторических процессов. В своих работах «О периодичности всемирноисторического процесса», «Земное эхо солнечных бурь» учёный доказал, что в масштабах земного шара главные периоды жизни народов протекают циклично и синхронно. И как пишет Ю. В. Лупачев в своей статье «Историометрические циклы А.Л. Чижевского: реальность и прогностические возможности» концентрация исторических событий достигает наивысших значений при максимуме солнечной активности и существенно уменьшается в годы ее минимума.Приведём отрывок из произведения «Земное эхо солнечных бурь»: «Бесконечно велико количество и бесконечно разнообразно качество физикохимических факторов окружающей нас со всех сторон среды —природы. Мощные взаимодействующие силы исходят из космического пространства. Солнце, Луна, планеты и бесконечное число небесных тел связаны с Землею невидимыми узами. Движение Земли управляется силами тяготения, которые вызывают в воздушной, жидкой и твёрдой оболочках нашей планеты ряд деформаций, заставляют их пульсировать, производят приливы. Положение планет в солнечной системе влияет на распределение и напряжённость электрических и магнитных сил Земли. Но наибольшее влияние на физическую и органическую жизнь Земли оказывают радиации, направляющиеся к Земле со всех сторон Вселенной. Они связывают наружные части Земли непосредственно с космической средой, роднят её с нею, постоянно взаимодействуют с нею, а потому и наружный лик Земли, и жизнь, наполняющая его, являются результатом творческого воздействия космических сил. А потому и строение земной оболочки, её физикохимия и биосфера являются проявлением строения и механики Вселенной, а не случайной игрой местных сил. Наука бесконечно широко раздвигает границы нашего непосредственного восприятия природы и нашего мироощущения. Не Земля, а космические просторы становятся нашей родиной, и мы начинаем ощущать во всем её подлинном величии значительность для всего земного бытия и перемещения отдаленных небесных тел, и движения их посланников —радиации...»[11]. В 1921 году А. Л. Чижевским было написано стихотворение «Галилей». Вслушаемся в слова данного стихотворения:«И вновь и вновь взошли на Солнце пятна,И омрачились трезвые умы,И пал престол, и были неотвратныГолодный мор и ужасы чумы.
И вал морской вскипал от колебаний,И норд сверкал и двигались смерчи,И родились на ниве состязанийФанатики, герои, палачи.
И жизни лик подернулся гримасой;Метался компас буйствовал народ,А над землей и над людскою массойСвершало Солнцесвой законный ход.
О ты, узревший солнечные пятнаС великолепной дерзостью своей,Не ведал ты, как будут мне понятныИ близки твои скорби, Галилей!»Наука уже знает, что жизнь на Земле обязана главным образом солнечному лучу. Но еще мало ученых, которые до конца поняли эту истину, писал с горечью Чижевский в работе «Земное эхо солнечных бурь». И далее: «Человек и микроб —существа не только земные, но и космические, связанные всей своей биологией, всеми молекулами, всеми частицами своих тел с космосом, с его лучами, потоками и полями»По мнению исследователя, его теория открывает возможность прогноза ближайшего будущего, позволяет предсказывать поведение отдельных социальных групп, народов и даже семей. Идеи взаимосвязи человека и космоса особенно выделялась в работах другого великого учёного К.Э. Циолковского, который даже называет одну из них «Космическая философия». «Весь космос обусловливает нашу жизнь, писал он, все непрерывно и все едино». Циолковский не просто указывает на взаимосвязь человека и Космоса, но и подчеркивает зависимость человека от него. «…трудно предположить, чтобы какаянибудь его (космоса) часть не имела рано или поздно на нас влияние». Вполне возможно, что солнечный герой Сослан и все его мифологические солнечные братья на нашейпланете, это архетип людей, которые рождаются в эпоху солнечной активности и поэтому обладают особой пассионарной энергией(Л.Н. Гумилев). Такие люди пассионарии, они способны изменить не только свою жизнь, но и жизнь целых народов, при этом недостаточное внимание к воспитанию таких людей, целых поколений рождённых в годы солнечной активности могут привестик катастрофическим последствиям для истории человечества. В солнечных мифах отражается идея живой природы, которая живая даже в камнях, которые под влиянием солнца рождают героев освещающих нашу жизнь своей преобразующей деятельностью. Идея жизни во всем, что нас окружает, приводит нас к мысли о хрупком экологическом равновесии в окружающей нас действительности, и о важности воспитанияв наше сложное, неспокойное, солнечноактивное время.Нартский эпос достояние всего Кавказа. Он в значительной степени повлиял на культуру народовносителей. Обычаи, описанные в нартском эпосе, находят свое отражение в повседневной культуре осетин, в несколько измененной форме у адыгов, абхазов, карачаевцев и балкарцев. Именами героев нартского эпоса попрежнему называют детей. Множество населенных пунктов получили свое название благодаря нартскому эпосу: к примеру, кабардинский поселок Нарткала или осетинскоеселение Нарт. В Абхазии до сих пор почитается могила Сасрыквы. Многие осетины считают, что могила Сослана, находится в Дигорском ущелье Северной Осетии. Жители данного ущелья до сих пор, когда в небе появляется радуга, называют её «луком» Сослана. В честьСослана и других нартов называют детей, героямнартовского эпосаставят памятники и пишут о них картины. И как пишет Михаил Абоев нартовский эпос –это и прошлое, и часть современной жизни народов Кавказа. Осетины верят, что нарт Сослан не умер, до сих пор когда наступает весна и появляются первые зеленые ростки, расцветает природаи веселее начинают щебетать птицы,люди полагают, что силу всем этим процессам дает энергия нарта Сослана, которая ежегодно пробуждается вместе с живительными солнечными лучами и направляет свои энергетические потоки к ныне живущим потомкам героя из другого мира, с целью созидания, прогресса и развития человеческого в человеке.Сегодня мы должны как никогда прислушаться к словам Л.А. Чижевского который писал, что современное человечество, «должно учесть культурный опыт предков, для которых солнце «было мощным богом, дарующим жизнь, светлым гением, возбуждающим умы». Сам мыслитель на протяжении всей своей жизни благоговейно относился к солнцу, полностью разделяя древнее понимание людей и «всех тварей земных» как «детей солнца»»[3, с. 76].
Ссылки на источники1.Абаев В.И. Нартовский эпос осетин [Электронный ресурс] URL: http://ironau.ru/narty78.html2.Джуринский А.Н. Педагогика межнационального общения: поликультурное воспитание в России и за рубежом. Учебное пособие. –М.: ТЦ Сфера, 2007. –224 с.3.Майков В.В. Трансперсональный проект. Психология, антропология, духовные традиции. Том II. Российский трансперсональный проект [Электронный ресурс]/ Майков В.В., Козлов В.В.—Электрон. текстовые данные.—Саратов: Вузовское образование, 2014.—387 c.—Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/18336.html.—ЭБС «IPRbooks»4.Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2х т. / Гл. ред. С.А. Токарев. –М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998. –Т. 2. –720 с. с ил. (Солярные мифы) C.461 5.Мэнли П. Холл, Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии. —М.: Эксмо, Мидгард, 2007. —С. 8. —864 с. [Электронный ресурс] URL: http://www.telesmi.info/holl/enc_content.htm
6.Нарты. Осетинский героический эпос в трех книгах. Книга 2. М.: Наука. Главная редакция в восточной литературы, 1989. –492 с. (Эпос народов СССР).7.Стрельник О.Н. Естествознание: учеб. пособие для СПО / О.Н. Стрельник. –М.: Издательство Юрайт, 2015. –223 с. –Серия: Профессиональное образование. [Электронный ресурс] URL: http://fictionbook.ru/static/trials/00/17/90/00179011.a4.pdf
8.Туганов М.С. Кто такие нарты?: статья. –Владикавказ, 2011. [Электронный ресурс]. URL.: http://iriston.com/nogbon/news.php?newsid=1254 (дата обращения: 06.03.2017).9.Хугаева Фатима Владимировна Нартский героический эпос как средство поликультурного воспитания // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. №4 (15). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/nartskiygeroicheskiyeposkaksredstvopolikulturnogovospitaniya (дата обращения: 13.04.2017). С. 209 21110.Чибиров Л. А. Нарт Сослан и его аналоги в индоевропейском мифологическом пространстве // Вестник Владикавказского научного центра Т. 12 № 2 2012 С,512 [Электронный ресурс] URL: file:///C:/Users/kafprepod/Downloads/2012202.pdf
11.Чижевский А.Л. Земное эхо солнечных бурь. Изд. 2е. Предисл. О. Г. Газенко. Ред. коллегия: П.А. Коржуев (отв. ред.) и др. М, «Мысль», 1976. 367 с. [Электронный ресурс] URL: http://www.templeofthepeople.ru/ftpgetfile.php?id=198
Хугаева Фатима Владимировна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики ГБО УВО «СевероОсетинский государственный педагогический институт»,г. Владикавказf.hugati@mail.ru
Солнечный герой нартовского эпоса осетин и мировой фольклор
Аннотация.Статья раскрывает компаративные связи нартовского эпоса осетин с мифами народов мира, показывает генетические и ареальные связи солнечного героя нартовского эпоса Сослана с солярной мифологией народов Кавказа, России, Мира.Ключевые слова:нартовский эпос осетин, мировой фольклор, солярные мифы, ноосфера
Тысячи лет отделяют наше время от тех далёких и таинственных веков, когда были созданы мифы и сказания наших народов и самое парадоксальное заключается в том, что они не просто живут, но и переживают своеобразный ренессанс в наше неспокойное время.Художники, музыканты, поэты и даже учёные –все испытывают вдохновение и прилив творческой энергии при соприкосновениис этими загадочными произведениями, все пытаются их понять, открыть их символическое значение, разгадать смысл далёкого послания к нам наших прародителей. Не зря английский этнограф Б. Малиновский в книге «Миф в первобытной психологии» писал, что миф это своего рода «священное писание» народа. Эпическое время в этих памятниках мифическая эпоха первотворения.«Народный эпос, как и миф, есть героическое повествование о прошлом, передающее представления людей о мире, месте человека в нем, о происхождении всего сущего, о богах и героях прославивших свои имена в веках. Миф кодифицирует мысль, укрепляет мораль, предлагает определенные правила поведения и санкционирует обряды, рационализирует и оправдывает социальные установления. Мифы, в особенности мифологические сказания о первопредках культурных героях, являются важнейшим источником формирования героического эпоса»[9, с. 209].«Мифологическое знание представляет собой синкретическое единство рационального и эмоционального отражения действительности. В мифологическом знании присутствуют данные наблюдений об окружающем мире, однако они не осмысливаются рациональным образом. Мифологическое знание представляет собой не столько объективное отражение действительности, сколько отражение переживаний людей по поводуэтой действительности. Па первоначальных этапах развития человечества мифологическое знание играло значительную роль, обеспечивая стабильность первобытного социума и трансляцию значимой информации от одних поколений людей к другим. С помощью мифологического знания первобытный человек структурировал и моделировал реальность, т. е. в конечном итоге познавал ее. Первоначальная мифологическая классификация явлений послужила в дальнейшем основой возникновения рациональных форм знания –философии и науки» [7]. Нартский эпос это эпическое произведение ряда народов Северного Кавказа, основу которого составляют сказания о происхождении и приключениях героевбогатырей («нартов») [6]. Существует, прежде всего, у осетини абхазоадыгских народов(адыгов, абазин, в меньшей мере абхазов); известны также версии эпоса, встречающиеся у чеченцеви ингушей, карачаевцеви балкарцеви др. Бытует в прозаической и стихотворной форме. К большому сожалению, современная молодежь не всегда обладает знаниями истории, культуры, традиций своего и соседних народов. Нартовский эпос является важным информационным источником в этой области.В свое время известный осетинский художник, просветитель Махарбек Туганов в статье «Кто такие нарты?» выступил с призывомк осетинской интеллигенции изучать нартовский эпос, как бесценный источник духовного наследия своего народа[8].Художник многие свои картины посвятил сюжетам из нартовского эпоса осетин. «Пир нартов»по словам В.И. Абаева самая замечательная картина художника в которой он «с тонким знанием реалий и блестящей интуицией передал, как должны были пировать нарты, эти фламандцы железного века» [1].И сегодня будущим педагогам необходимо изучатьэпическое наследиесвоего народа, богатого гуманными, нравственными идеями. Это способствует формированию в нихтолерантности, так необходимой сегодня в условиях глобализации, поликультурного образовательного пространства Северного Кавказа, России и мира.Научноисследовательский материал собранный ученыминартоведами за прошедшее столетие в наши дни необходимо активно использовать в поликультурном образовании учащихся во имя мира на Кавказе. В этом отношении можно отметить работы В.Ф. Миллера, Л.П. Семенова; Б.В. Скитского; В.И. Абаева, Ж. Дюмезиля, О.Н. Туаевой; Ш.Д. ИналИпа; З.Д. Джапуа; Г.3. Калоева; У.Б. Далгат; Е.М. Мелетинского; Б.А. Калоева; А.И. Алиевой; С.Ч. Эльмурзаева; М.Я. Чиковани; А.О. Мальсагова; А.3. Холаева; П.К. Козаева, Т.А. Гуриева; А.А. Туаллагова и многих других. В соответствии с темой нашей статьи особый интерес для нас представляют исследования следующих учёных:«Нартовский эпос осетин III. Миф и история в сказаниях о нартах»В.И. Абаева; «Абхазские и осетинские нартские сказания о Сасрыкуа/ Сослане/Созырыко (Опыт сравнительного указателя)» и «Абхазские нартские сказания о Сасрыкуа в соотношении с их северокавказскими версиями (Некоторые предварительные итоги сравнительного указателя сюжетов) З.Д. Джапуа; «Сосруко в адыгском героическом эпосе о нартах (Этапы эпической биографии героя. Сравнительная характеристика версий и вариантов народных сказаний)» А.И. Алиевой; «Скифосарматский мир и Нартовский эпос осетин» А.А. Туаллагова;«Нарт Сослан и его аналоги в индоевропейском мифологическом пространстве» Л.А. Чибирова и многих других исследователей.В настоящее время цели, задачи, логикаразвития современного образования, направленына формированиеполикультурной личности, обладающей межкультурной компетентностью и, как следствие, толерантностью.Живя в мире, наполненном скрытым и явным противостоянием этнокультурных групп, особенно отчетливо понимаешь, как драгоценны привязанности, воспитанные независимо от национальной принадлежности. Педагогическая деятельность в духе поликультурного воспитания добавит народам России сил в укреплении целостного и одновременно многообразного гражданского общества. Такая деятельность созвучна национальной идее консолидации граждан Российской Федерации. Многонациональность народа России со всей очевидностью требует осмысления проблемы взаимодействия различных этнокультурных групп в деле воспитания и обучения. Растет необходимость получения ответов на широкий круг научных и методических вопросов, связанных с педагогической деятельностью в поликультурной и полиэтнической среде, от осуществления демократических идеалов до внедрения новых, более совершенных программ, форм и методов воспитания и обучения.Поликультурное воспитание в многонациональной России пока не стало приоритетом образования и педагогики. По словам А.Н. Джуринского: «Современные учебные заведения слабо ориентируются на диалог культур»[2, с. 6]. При этом важнейшей целью образования является формирование способности к активной и эффективной жизнедеятельности в поликультурной среде, воспитание чувства понимания и уважения другихкультур, умения жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований.
У многих народов мира существуют так называемые солярные мифы (лат. solaris –солнечный) в которых происходит мифологизация Солнца и его воздействия на земную жизнь[4, с. 461]. Слово нарты как полагает известный лингвист В.И. Абаев переводится как дети солнца. Но есть один нартовский герой в ком лучше всего проявляется его солнечная природа, этот герой Сослан. Солнечный герой нартовского эпосаосетинСослан тесными и загадочными нитями связан с фольклором и мифами многих народов мира. Например Л.А. Чибиров нашёл несколько аналогов нарту Сослану в индоевропейском мифологическом пространстве в лице солнечного Аполлона, легендарных героев Гавейна, Бальдра и Кухулина, Геракла и Рамы[10].
У народов Северного Кавказа в мифах посвященных рождению солнечного героя Сосланау осетин, Сосруко у адыгов, Сосуруко и Сосурук у карачаевобалкарцев, Сарыквы у абхазов, Сеска Солсы и Пхармата у вайнаховприводится общий для всех народов сюжет. Он заключается в том, что жизнь ребенка зарождается в камне посредством воздействия солнечного луча (огня). Анализ сюжетов нартовского эпоса у разных народов на данную тему показывает, что здесь мы встречаемся с символическим изображением мужского начало в виде камня и женского в виде огня. Ниже в таблице 1 приводятся некоторые общие мотивы, объединяющие жизненные циклы солнечных героевнартиады.Таблица 1Солнечный герой в нартовском эпосе народов Северного Кавказа
У aбхaзов солнечный герой Сaсрыквa («двойник» Сосруко, Сослaнa, СескaСолсы и т.д.). Связь солнцa или огня с кaмнемотчетливо присутствует и подчеркивaется у сaмых рaзных племен и нaродов во многих чaстях светa. По мнению ученых в основе мифологизaции этой связи лежит древняя технология добычи огня удaром об кaмень. Что кaсaется связи камня с солнцем, то здесь, очевидно, лежит логическaя предпосылкa, воспринимaющaя дневное светило кaк небесный aнaлог земного огня, имеющий с последним общую природу. В сущности, Осетинский эпосАдыгский
КарачаевоБалкарскийАбхазскийВайнахскийОписаниеСосланСосрукоСосуруко/ СосурукСасрыкваСеска Солса/ ПхарматИмя солнечного героя эпоса АцырухсАдиюхАкбилекКайдух
—Жена,излучающая яркий свет ладоньюБедухаБадах——
—Первая жена Сослана и СосрукоТотразТотреш—Татраш
—Соперник Балсагово колесоЖаншерхЖелезное колесо—
—Мифическое существо, убившее нартатaк оно и есть солнце предстaвляет собой громaдный шaр огня, вокруг которого врaщaется нaшa плaнетa.
У многих народов мира с далёкой древности существовал культ огня, обожествление огня.Чеченский язык сохрaнил в себе отпечaток зaрождения этого древнейшего культa. «Алу» почеченски «огонь». «Элa» (в диaлектaх «aлу», «aьли» и т.д.) –«влaдыкa», «повелитель», «господин». «Повелитель –Огонь», «Господин –Огонь», «ВлaдыкaОгонь». Поклонение солнцу, отмечaетМэнли П. Холл, было одной из сaмыхрaнних и нaиболее естественнойформой религиозного проявления»[5].Изыскания археологов подтверждaютэто мнение. Поклонение Солнцу, кaкдревнейшaяформa религии, выявляется дaже среди неaндертaльцев, которые хоронили своих умерших сородичей головaми в сторону востокa. Иногдa могилы неaндертaльцевокaзывaлисьзaбросaннымиохaпкaми цветов, a трупы окрaшеныкрaсной охрой, символизирующей огонь, кровь, жизнь.У индейцев племени сиу в Северной Америке в кaчестве божеств, воплощaющих мистическую животворную силу, почитaлисьКaмень (Иньян) и Солнце (Ви). У тех же сиу крылaтые духи вaкиньян олицетворяли собой кaк огонь (вaк), тaк и кaмень (иньян).В древнеaрaбской мифологии (госудaрствоНaбaтея) бог солнцaАaррa с прозвищем «душaрa» («влaдетельШaры», где Шaрa округстолицы Нaбaтеи городa Петры) рождaется девойкaмнем.В китaйской мифологии бог солнцaДунЦзюнь (или его воплощение ДунВaнгун), белокурый крaсaвец, мчaщийся по небу в колеснице, зaпряженной конями, живет, кaкмногознaчительноподчеркивaется в скaзaниях о нем, в кaменном доме, что семaнтическирaвнознaчнокaмню.В древнейшем корейском мифе Солнце рождaется из скaлы, с которой сочетaлся морской дрaкон.В мифaхмелaнезийцев островов Бaнкс и Новые Гебриды культурный герой, дaвший людям огонь, рождaетсямaтерьюкaмнем.В мифaхминaхaсов (Зaпaднaя Индонезия) мaть солнечного богaТоaрaЛумимуутрождaетсяиз «большого кaмня, стоявшего посреди пустынной земли».В мифaхКечуa сын солнцa, и божественный первопредокпрaвителей инков МaнкоКaпaк появляется нa земле из кaменной пещеры (кaменнaяпещерa, кaменнaягорa, скaлa мифологические вaриaции единого обрaзaКaмня).В мифaхОкеaнии герой Мaуи, устaновивший ход светил, повелевaющий солнцем и подaривший людям огонь, появляется от духa через кaмень и живет в кaменной пещере.В мифaхaрмянМихр (Мгер), чье имя восходит к Митре бог небесного светa и солнцa. После целого рядa земных подвигов добровольно зaточaет себя внутри скaлы, где и пребывaет при плaменинегaсимой свечи. Здесь нaлицо мотив возврaщенияМихрa (солнцa) в мaтеринское лоно (скaлу, кaмень).В мифaх микронезийцев островов Гилбертa фигурирует НaРеaу(«господин пaук») пребывaющий в кaмне. Он прикaзывaет своему внуку сотворить солнце.В мифaхмелaнезийцев богдемиург (творец) Нденгеи, создaвшийсветилa и рaзделивший время нa сутки, рождaется из кaмня.В aнтичной Греции символом и олицетворением солнечного богaАполлонaсчитaлся священный кaменьОмфaл, нaходившийся в Дельфaх, в святилище этого богa.В мифaх монгольских нaродов божество огня ОтхaнГaлaхaнпорождaется ОтцомЖелезом и МaтерьюКaмнем. В дaнномслучaебросaется в глaзaнесомненнaя и прозрaчнaя связь мифa с технологией высекaния огня из кaмня с помощью железa.В мифaх микронезийцев Кaролинских и Мaршaлловых островов небесный дух Пелюлопмaгической силой рaскaляеткaмень, рaзрывaет его нaчaсти и создaет из его кусков солнце, луну, звезды.В мифaх бурят божество огня носит имя Сaхядaйнойон. Это имя является производным от глaголa «сaхихa», передaющего действие при высекaнии огня из кaмня.В японской мифологии богиня солнцaАмaтэрaсу при оскорблении прячется глубоко в кaменную пещеру, а при появлении из неё даёт жизнь и свет своему народу. Хочется отметить, что когдато все японцы назывались «хико»–дети солнца. В наши дни так зовут только их императора.В мифaхмелaнезийцев островов Новые Гебриды культурный герой Тaгaро, дaвший людям огонь, появляется из рaсколовшегосякaмня.В мифaх индейцев кaйовaцентрaльныйперсонaж Пляски СолнцaТaймеизобрaжaлся в виде кaмня или кaменногочеловекa.В мифaх микронезийцев островaПaлaу культурный герой Тмелогод, дaвший людям огонь, рождaется из кaмня.В мифaхчибчaмуисковФомaгaтa («чужой огненосный бог») считaется сыном или потомком солнцa и облaдaет способностью преврaщaть людей в кaмни.В мифaх сибирских нaродов (нaнaйцев, орочей, ороков, ульчей, удэгейцев) Хaдaу является мужем богини солнцa и рaспоряжaется огнем, который он подaрил людям. В кaмне (или в кaменной люльке) совместно с супругой нянчит души шaмaнов.В мифaх монгольских нaродов грозный бог ХaнХaрaнгуй, муж девысолнцa, рождaется из рaсколовшегосякaмня и считaется свирепым воплощением плaмени.В aрмянской мифологии персонифицировaнный огонь –Хурвысекaется из кaмнясaмимСaтaной.В мифaхойрaтоврaсскaзывaется о персонaже по имени Цогтaйхaн, который, в кaчествевыкупaзa свою жизнь, открыл демону секрет извлечения огня из кaмня.В мифaхюжноaмерикaнскихмуисков бог солнцaБочикaпреврaщaеторлa (свою «животную»ипостaсь) в скaлу.В мифaх микронезийцев Мaршaлловых островов у культурного героя Эдaо, добывшего людям огонь, есть «двойник», «зaменa для духов»
кaмень [5].Итак мы видим, что миф о рождении героя от союза земного (каменного) и небесного (солнце)началвстречается у многих народов.Также у многих народов мира встречается представление о том, что огонь является близким родственником Солнца или аналогичен ему. Ниже мы приводим некоторые религиозные и мифологические дaнные о «родстве»небесного Солнцa и земного Огня.В осетинской мифологии божество огня носит имя Артхурон, что в буквaльном смысле ознaчaет «огонь солнцевич», или «огонь сын солнцa».В ирaнской мифологии Ахурaмaздa, чьим видимым проявлением, «телом», считaется огонь, воспринимaется не кaк сын, a кaк отец солнцa (богa Митры).В aккaдской мифологии бог огня Ишумсчитaетсябрaтом солнечного богaШaмaшa.В мифaхaмерикaнскихтлинкитов и других племен побережья ТихогоОкеaнaкультурный герой Йель, «великий ворон», похищaет огонь у божествa (вождя) солнцa. Здесь, кaк мы видим, земной огонь воспринимaетсякaкчaстицaсолнцa, то есть подчеркнутa их одинaковaяприродa.Индоирaнский мифический первопредокчеловечествaЙимa (Йaмa), рaзжегшийнa земле первый огонь, предстaвленкaк сын солнцa.Мексикaнские индейцы (тaрaски и др.) вообще рaссмaтривaли огонь и солнце кaк единую стихию, которую «обслуживaет»бог Курaкaвери покровитель и солнцa, и огня.Точно тaк же и у слaвян в солярных мифaх и обрядaх общим олицетворением солнцa и огня считaлсяКупaлa.У микронезийцев островов Гилбертa «небесный дух»Мбуэотнимaет огонь для людей у своего отцa Солнцa.Монгольские нaроды в мифaх о грозном боге Очирвaнирaсскaзывaют, что этот последний с помощью молнии («очир») зaбросил земной огонь нa небо и тaк появилось Солнце. Следовaтельно, монголaмпредстaвлялось, что Солнце является «сыном»земного огня.В зороaстризме единый Космический Огонь подрaзделяетсянa пять видов: Берсизaвa («небесный огонь» Солнце), Вохуфрйaнa («огонь, одушевляющий животных и человекa»), Урвaзиштa («огонь, пребывaющий в дереве»), Визиштa (молния) и Спеништa («земной огонь»). Все эти виды огня суть один Огонь.Кельтский бог громaТaрaнис являлся одновременно богом Солнцa и Огня.Верховный бог aлтaйцев и шорцев Ульгень, будучи громовержцем, тaк же, кaк и кельтский бог Тaрaнис, влaдычествовaлнaд Солнцем и Огнем.В китaйской мифологии бог Яньди, будучи богом Солнцa, одновременно является и «повелителем плaмени».Происходя в тотемическом плане от волка, в космическом плане —от солнца, нарты остаются верны своей двоякой природе: как дети волка они больше всего любят охоту, войны, набеги и походы за добычей, как дети солнца они любят буйную радость жизни, —пиры, песни, игры и пляски. Солнечный герой Сослан это не просто определенный герой со своими особенными характеристиками он важная составнаячасть солнечной тематики, это герой порождённыйсолнцем. Солнце,дающее жизнь своими целебными лучами всему живому на нашей планете это часть вселенского космического пространства, по законам которого развивается и наша природа, в том числе и природа человеческая. Всё сказанное говорит о тесной взаимосвязи выше названных терминов в такой логической последовательности,космоссолнцеприродагеройкоторые друг друга порождаюти не могутдруг без друга существовать. Наши далекие предки на интуитивном уровне понимали эту неразрывную связь и отразили её в солнечных мифах и легендах. В двадцатомвеке эти мифы стали явью в научных концепциях А.Л. Чижевского, В.И. Вернадского, Л.Н. Гумилева, они подтверждаются и современными исследованиями.Эти представления отражены в космической философии, поэзии, искусстве, музыкеи других направлениях. Исегодня в эпоху национального возрождения своих народов, повышенного интереса к своим генетическим истокам,мы должны возродить это духовное культурное наследие,но с учетом последнихнаучныхоткрытий, что позволит нам лучше понять представлениянаших далеких предков и возродить нашу культуру на новом духовном уровне.
В наше времяособую актуальность приобретают исследования А.Л. Чижевского о влиянии солнечной активности на поведение людейв масштабах всего земного шара, прогнозировании социальноисторических процессов. В своих работах «О периодичности всемирноисторического процесса», «Земное эхо солнечных бурь» учёный доказал, что в масштабах земного шара главные периоды жизни народов протекают циклично и синхронно. И как пишет Ю. В. Лупачев в своей статье «Историометрические циклы А.Л. Чижевского: реальность и прогностические возможности» концентрация исторических событий достигает наивысших значений при максимуме солнечной активности и существенно уменьшается в годы ее минимума.Приведём отрывок из произведения «Земное эхо солнечных бурь»: «Бесконечно велико количество и бесконечно разнообразно качество физикохимических факторов окружающей нас со всех сторон среды —природы. Мощные взаимодействующие силы исходят из космического пространства. Солнце, Луна, планеты и бесконечное число небесных тел связаны с Землею невидимыми узами. Движение Земли управляется силами тяготения, которые вызывают в воздушной, жидкой и твёрдой оболочках нашей планеты ряд деформаций, заставляют их пульсировать, производят приливы. Положение планет в солнечной системе влияет на распределение и напряжённость электрических и магнитных сил Земли. Но наибольшее влияние на физическую и органическую жизнь Земли оказывают радиации, направляющиеся к Земле со всех сторон Вселенной. Они связывают наружные части Земли непосредственно с космической средой, роднят её с нею, постоянно взаимодействуют с нею, а потому и наружный лик Земли, и жизнь, наполняющая его, являются результатом творческого воздействия космических сил. А потому и строение земной оболочки, её физикохимия и биосфера являются проявлением строения и механики Вселенной, а не случайной игрой местных сил. Наука бесконечно широко раздвигает границы нашего непосредственного восприятия природы и нашего мироощущения. Не Земля, а космические просторы становятся нашей родиной, и мы начинаем ощущать во всем её подлинном величии значительность для всего земного бытия и перемещения отдаленных небесных тел, и движения их посланников —радиации...»[11]. В 1921 году А. Л. Чижевским было написано стихотворение «Галилей». Вслушаемся в слова данного стихотворения:«И вновь и вновь взошли на Солнце пятна,И омрачились трезвые умы,И пал престол, и были неотвратныГолодный мор и ужасы чумы.
И вал морской вскипал от колебаний,И норд сверкал и двигались смерчи,И родились на ниве состязанийФанатики, герои, палачи.
И жизни лик подернулся гримасой;Метался компас буйствовал народ,А над землей и над людскою массойСвершало Солнцесвой законный ход.
О ты, узревший солнечные пятнаС великолепной дерзостью своей,Не ведал ты, как будут мне понятныИ близки твои скорби, Галилей!»Наука уже знает, что жизнь на Земле обязана главным образом солнечному лучу. Но еще мало ученых, которые до конца поняли эту истину, писал с горечью Чижевский в работе «Земное эхо солнечных бурь». И далее: «Человек и микроб —существа не только земные, но и космические, связанные всей своей биологией, всеми молекулами, всеми частицами своих тел с космосом, с его лучами, потоками и полями»По мнению исследователя, его теория открывает возможность прогноза ближайшего будущего, позволяет предсказывать поведение отдельных социальных групп, народов и даже семей. Идеи взаимосвязи человека и космоса особенно выделялась в работах другого великого учёного К.Э. Циолковского, который даже называет одну из них «Космическая философия». «Весь космос обусловливает нашу жизнь, писал он, все непрерывно и все едино». Циолковский не просто указывает на взаимосвязь человека и Космоса, но и подчеркивает зависимость человека от него. «…трудно предположить, чтобы какаянибудь его (космоса) часть не имела рано или поздно на нас влияние». Вполне возможно, что солнечный герой Сослан и все его мифологические солнечные братья на нашейпланете, это архетип людей, которые рождаются в эпоху солнечной активности и поэтому обладают особой пассионарной энергией(Л.Н. Гумилев). Такие люди пассионарии, они способны изменить не только свою жизнь, но и жизнь целых народов, при этом недостаточное внимание к воспитанию таких людей, целых поколений рождённых в годы солнечной активности могут привестик катастрофическим последствиям для истории человечества. В солнечных мифах отражается идея живой природы, которая живая даже в камнях, которые под влиянием солнца рождают героев освещающих нашу жизнь своей преобразующей деятельностью. Идея жизни во всем, что нас окружает, приводит нас к мысли о хрупком экологическом равновесии в окружающей нас действительности, и о важности воспитанияв наше сложное, неспокойное, солнечноактивное время.Нартский эпос достояние всего Кавказа. Он в значительной степени повлиял на культуру народовносителей. Обычаи, описанные в нартском эпосе, находят свое отражение в повседневной культуре осетин, в несколько измененной форме у адыгов, абхазов, карачаевцев и балкарцев. Именами героев нартского эпоса попрежнему называют детей. Множество населенных пунктов получили свое название благодаря нартскому эпосу: к примеру, кабардинский поселок Нарткала или осетинскоеселение Нарт. В Абхазии до сих пор почитается могила Сасрыквы. Многие осетины считают, что могила Сослана, находится в Дигорском ущелье Северной Осетии. Жители данного ущелья до сих пор, когда в небе появляется радуга, называют её «луком» Сослана. В честьСослана и других нартов называют детей, героямнартовского эпосаставят памятники и пишут о них картины. И как пишет Михаил Абоев нартовский эпос –это и прошлое, и часть современной жизни народов Кавказа. Осетины верят, что нарт Сослан не умер, до сих пор когда наступает весна и появляются первые зеленые ростки, расцветает природаи веселее начинают щебетать птицы,люди полагают, что силу всем этим процессам дает энергия нарта Сослана, которая ежегодно пробуждается вместе с живительными солнечными лучами и направляет свои энергетические потоки к ныне живущим потомкам героя из другого мира, с целью созидания, прогресса и развития человеческого в человеке.Сегодня мы должны как никогда прислушаться к словам Л.А. Чижевского который писал, что современное человечество, «должно учесть культурный опыт предков, для которых солнце «было мощным богом, дарующим жизнь, светлым гением, возбуждающим умы». Сам мыслитель на протяжении всей своей жизни благоговейно относился к солнцу, полностью разделяя древнее понимание людей и «всех тварей земных» как «детей солнца»»[3, с. 76].
Ссылки на источники1.Абаев В.И. Нартовский эпос осетин [Электронный ресурс] URL: http://ironau.ru/narty78.html2.Джуринский А.Н. Педагогика межнационального общения: поликультурное воспитание в России и за рубежом. Учебное пособие. –М.: ТЦ Сфера, 2007. –224 с.3.Майков В.В. Трансперсональный проект. Психология, антропология, духовные традиции. Том II. Российский трансперсональный проект [Электронный ресурс]/ Майков В.В., Козлов В.В.—Электрон. текстовые данные.—Саратов: Вузовское образование, 2014.—387 c.—Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/18336.html.—ЭБС «IPRbooks»4.Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2х т. / Гл. ред. С.А. Токарев. –М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998. –Т. 2. –720 с. с ил. (Солярные мифы) C.461 5.Мэнли П. Холл, Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии. —М.: Эксмо, Мидгард, 2007. —С. 8. —864 с. [Электронный ресурс] URL: http://www.telesmi.info/holl/enc_content.htm
6.Нарты. Осетинский героический эпос в трех книгах. Книга 2. М.: Наука. Главная редакция в восточной литературы, 1989. –492 с. (Эпос народов СССР).7.Стрельник О.Н. Естествознание: учеб. пособие для СПО / О.Н. Стрельник. –М.: Издательство Юрайт, 2015. –223 с. –Серия: Профессиональное образование. [Электронный ресурс] URL: http://fictionbook.ru/static/trials/00/17/90/00179011.a4.pdf
8.Туганов М.С. Кто такие нарты?: статья. –Владикавказ, 2011. [Электронный ресурс]. URL.: http://iriston.com/nogbon/news.php?newsid=1254 (дата обращения: 06.03.2017).9.Хугаева Фатима Владимировна Нартский героический эпос как средство поликультурного воспитания // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. №4 (15). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/nartskiygeroicheskiyeposkaksredstvopolikulturnogovospitaniya (дата обращения: 13.04.2017). С. 209 21110.Чибиров Л. А. Нарт Сослан и его аналоги в индоевропейском мифологическом пространстве // Вестник Владикавказского научного центра Т. 12 № 2 2012 С,512 [Электронный ресурс] URL: file:///C:/Users/kafprepod/Downloads/2012202.pdf
11.Чижевский А.Л. Земное эхо солнечных бурь. Изд. 2е. Предисл. О. Г. Газенко. Ред. коллегия: П.А. Коржуев (отв. ред.) и др. М, «Мысль», 1976. 367 с. [Электронный ресурс] URL: http://www.templeofthepeople.ru/ftpgetfile.php?id=198