О проблемах лицензирования туроператорской и турагентской деятельности в сфере международного туризма

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Кадомцева Е. А. О проблемах лицензирования туроператорской и турагентской деятельности в сфере международного туризма // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 2301–2305. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970787.htm.
Аннотация. В статье исследуется проблема отсутствия в российском законодательстве нормы об обязательности лицензирования туроператорской (турагентской) деятельности, осуществляемой в сфере международного (выездного) туризма. В российском законодательстве данная норма исключена в 2011 году, и в настоящее время даже сертификация услуг турагента осуществляется исключительно в добровольном порядке.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Кадомцева Елена Алексеевна,студентка 4 курса очной формы обучения СевероЗападного института (филиала) Московского государственного юридического университета имени О.Е.Кутафина (МГЮА), г. Вологдаelenakadom23895@mail.ru

О проблемах лицензирования туроператорской и турагентской деятельности в сфере международного туризма

Аннотация.В статье исследуется проблема отсутствия в российском законодательстве нормы об обязательности лицензирования туроператорской (турагентской) деятельности, осуществляемой в сфере международного (выездного) туризма. В российском законодательстве данная нормаисключена в 2011 году, и в настоящее время даже сертификация услуг турагента осуществляется исключительно в добровольном порядкеКлючевые слова:лицензирование, туризм, международный туризм, выездной туризм, туристская деятельность, предпринимательская деятельность, туроператорская (турагентская) деятельность, турист.

В настоящее время во всем мире наблюдается рост числа разного рода непредвиденных обстоятельств и несчастных случаев, возникающих в сфере туризма. Актуальность проблем граждан РФ при выездном международном туризме является общепризнанной ввиду повышения общественного резонанса к несчастным случаям, произошедшим с российскими туристами за рубежоми повышенияуровня террористической угрозы.Наиболее яркими событиями, подтверждающими данную позицию за последний год стали:1.В конце 2015 года активно обсуждалась авиакатастрофа 31 октября 2015 года на Синайском полуострове, которую ФСБ РФ признала терактом1. Никто из находившихся на борту 217 пассажиров (в том числе 214 граждан РФ) и 7 членов экипажа не выжил2. 2.20 ноября 2015 года в известном среди туристов отеле Radisson Blu произошел теракт: в результате вооруженного нападения «АльМурабитун»погибли шесть россиян3;3.За период с декабря 2015 года по март 2016 г. произошел ряд инцидентов с участием российских туристов в Таиланде и Вьетнаме (от причинения вреда здоровью4,5до смерти6,7,8); 1Россия признала гибель А321 терактом. [Электронный ресурс]. URL: http://www.vedomosti.ru/politics/articles/2015/11/17/617158rossiyaa321teraktom[дата обращения: 16.12.2015].2Никто не выжил в авиакатастрофе в Египте. [Электронный ресурс]. URL: http://ria.ru/world/20151031/1311324944.html[дата обращения: 20.11.2015].3Россияне погибли во время завтрака. [Электронный ресурс]. URL: http://kommersant.ru/doc/2860407. [дата обращения: 20.10.2016].4В Таиланде двух российских туристов изрубило винтом катера. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ntv.ru/novosti/1602140/. [дата обращения: 20.10.2016].5Десятки отдыхающих во Вьетнаме россиян получили травмы изза рыболовных сетей, установленных прямо возле пляжей. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ntv.ru/novosti/1601720. [дата обращения: 20.10.2016].6На пляже в Нячанге погиб амурский турист.[Электронный ресурс]. URL: http://www.ampravda.ru/2015/12/26/063255.html. [дата обращения: 20.10.2016].7Мать и дочь из Якутии утонули во Вьетнаме. [Электронный ресурс]. URL: http://yakutia.info/article/173698. [дата обращения: 20.10.2016].4.Веснойлетом 2016 года, в пик туристического сезона наблюдалось повышение уровня террористической угрозы. Так, 8 марта гражданин России погиб в результате теракта в ТельАвиве9, пятеро россиян пострадали 14 июля при теракте в Ницце10, информация о некоторых россиянах, находившихся на Promenade des Anglais до сих пор неизвестна. В последнееже время все внимание российских граждан обращено к «турецкой и сирийской проблемам»: в связи с осуществлением официальными властями Турецкой республики действий, указывающих на их пособничество международной террористической организации «Исламское государство», а также в связи с осуществлением антитеррористического сотрудничества России и Сирии в борьбе с «ИГ», не одобряемом рядом европейских государств.Кроме того, в 2016 году в различных точках мира (в Ницце, Багдаде, Дамбоа, СалахэдДине, Дакке, Ататюрке, Дамаске и ряде другихнаселенных пунктов11) произошли крупные теракты.Ежегодно российские туристы рискуют попасть в несчастный случай, как находясь в пути к месту планируемого отдыха, так и непосредственно в месте назначенного отдыха.Определеннаядоля проблем туристов возникает в связи с деятельностью турагентов и туроператоров, ставящих своей основной целью извлечение прибыли от продажи туристических путевок по всевозможным направлениям, независимо от реальной обстановки и потенциального уровня безопасности туристов.Как известно, лица, коммерческая деятельность которых относится к лицензируемымвидам предпринимательской деятельности, чувствуют большую ответственность за ненадлежащее исполнение своих обязательств и требований закона, поскольку в случае их нарушения рискуют не только утратой части прибыли в форме штрафов, но и «утратой»лицензии. Следовательно, в целях усиления ответственности туроператоров и турагентов, оказывающих услуги в сфере международного туризма,представляется целесообразным включить данный вид деятельности в перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию.В связи с этим проблемой является изменение ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»12, которым былоотменено лицензированиетуроператорской (турагентской) деятельности. Кроме того, с момента вступления в силу Федерального законаот 27 декабря 2002 г. №184ФЗ «О техническом регулировании»(с 1 июля 2003 г.)13услуги турагента не являются объектом обязательного подтверждения соответствия, то есть сертификация его услуг осуществляется только в добровольном порядке14. 8Российскому туристу отрезали ухо в Таиланде. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ntv.ru/novosti/1605936/. [дата обращения: 20.10.2016].9Police shoot, subdue Palestinian attack who began stabbing rampage near the Jaffa Port; pregnant woman and Russian tourist among four seriously wounded victims. [Электронный ресурс]. URL: http://www.jpost.com/ArabIsraeliConflict/BreakingIsraeliwoundedinPetahTikvaterrorstabbing447246. [дата обращения: 20.10.2016].10В результате теракта в Ницце пострадали пятеро россиян. [Электронный ресурс]. URL: http://www.interfax.ru/russia/519255.. [дата обращения: 20.10.2016].11См.: Крупные теракты в мире в 20152016 годах.[Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/spravka/20160715/1466390883.html [дата обращения: 04.10.2016].12Федеральный закон от 04.05.2011 № 99ФЗ (ред. от 29.06.2015]«О лицензировании отдельных видов деятельности»(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2015]. [Электронный ресурс] –Режим доступа: Справочноправовая система «КонсультантПлюс». [дата обращения: 16.12.2015].13Федеральный закон «О техническом регулировании»от 27.12.2002 N 184ФЗ (действующая редакция, 2016]. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_40241/. [дата обращения: 01.11.2016].14«Посреднические услуги»(Семенихин В.В.) («ГроссМедиа», «РОСБУХ», 2015].[Электронный ресурс] –Режим доступа: Справочноправовая система «КонсультантПлюс». [дата обращения: 25.10.2016].Ранее данные нормы содержались в п.п. 99, 100 ч. 1 ст. 17 одноименного Федерального закона от 08.08.2001 г. № 128ФЗ. Заменой лицензирования стало формирование и ведение единого федерального реестра туроператоров, для включения в который необходимы предоставление финансового обеспечения в виде договора страхованияриска ответственности или банковской гарантии и обязательное членство в общероссийском объединении туроператоров в сфере выездного туризма. Практика свидетельствует о том, что в настоящее время (при системе ведения реестра) уровень контроля за деятельностью туроператоров (турагентов) defactoпонизился. Процедура лицензирования является более сложной, что создает «естественный отбор»среди туроператоров (турагентов), оставляя наиболее «жизнеспособных»для условий рыночной экономики и кризиса экономической системы.Практика свидетельствует о том, что в настоящее время (при системе ведения реестра) уровень контроля государства за деятельностью туроператоров (турагентов) defactoпонизился. Процедура лицензирования является более сложной, что создает «естественный отбор»среди туроператоров (турагентов), оставляя наиболее «жизнеспособных»для условий рыночной экономики и кризиса экономической системы. На основании вышеизложенногопредлагаем внести изменения в Федеральный закон от 4мая 2011г. № 99ФЗ15, включивв него положение о лицензировании туроператорской (турагентской) деятельности в п. 52 ч. 1 ст. 12 («Перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии»).Кроме того, целесообразность включения условия о лицензировании туроператорской (турагентской) деятельности в международном туризме исходит из целей и задач лицензирования, установленных ст. 2 Федерального закона от 4мая 2011г.№ 99ФЗ16.Так, устанавливается, что лицензирование осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности; а задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем требований, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации.В зарубежных странах, признаваемыхвысокоразвитыми, опыт правового регулирования туризма и его лицензирования является весьма полезным для российского законодателя.По даннымВсемирной туристской организации (ВТО), законодательные акты по регулированию туризма приняты в более чем в ста странах мира. Они направлены на определение государственных задач в сфере развития туризма и средств их достижения, упорядочение туристских формальностей и уменьшение рисков при путешествиях17.По данным Российская ассоциация туристических агентств (РАТА), в Великобритании компании, занимающиеся приемом иностранцев, не лицензируются, а компании, которые отправляют английских туристов за рубеж, обязаны иметь лицензии контролирующих организаций IATA(International Air Transport Association), ATOL(Air Travel Organisers' Licensing), АВТА(Association of British Travel Agents). Для получения лицензий туристские компании должны удовлетворять многим требованиям, основным из которых является «денежный бонд»

залог, который вносится компанией, желающей получить лицензию. Этот залог переводится на счет 15См.: СПС КонсультантПлюс.16См.: Там же.17Маринин М.М. Туристские формальности и безопасность в туризме.[Электронный ресурс]. URL: http://tourlib.net/books_tourism/marinin04.html. [дата обращения: 07.11.2016].АВТА в виде депозита под обычные банковские проценты. Залог служит финансовой защитой британского туриста зарубежом и при возникновении конфликтной ситуации используется незамедлительно18.Так, например, во Франции правовое регулирование данного вида предпринимательской деятельности обеспечивается Законом Франции от 13 июля 1992 г.№ 9264519. Статьей 4 установлена обязанность лицензирования деятельности «агентств путешествий»для совершения сделок. Также требуетсяобоснование«адекватной финансовой безопасности»исоблюдение требования о страховании гражданской ответственности. Для некоммерческих ассоциаций и общественных организаций требования в целом аналогичны, за исключением замены лицензии разрешением на совершение сделок (ст. 7, 9). Причем для получения лицензии требуется разрешение Министерства внутренних дел.В Испании также требуется наличие сертификата или лицензии предпринимательской деятельности в сфере оказания туристских услуг, на что указывают положения Закона от 8 июля 1963 г. № 48/1963 «О компетенции в области туризма»20, Декрета от 14 января 1965 г. № 231/1965 «О деятельности частных туристских предприятий»21, а также законодательными актами автономий. Лицензирование туристской деятельности в Италии находится в компетенции местных органов исполнительной власти, хотя порядок лицензирования и основные типы лицензии едины для всей страны: тип «А»(полная лицензия) –занятие туроператорской деятельностью, включая поездки за рубеж; тип «А»(ограниченная) –занятие внутренней туроператорской деятельностью; тип «В» –занятие турагентской деятельностью22.То есть в указанных государствах, примеру которых следуют многие другие государства мира, предпринимательская деятельность в сфере международного туризма подлежит лицензированию, находится под особым контролем соответствующего государства. Таким образом, исходя из сложившейсяв настоящее время обстановки международной безопасности, целей и задач лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности, а также в целях усиления ответственности туроператоров и турагентов, оказывающих услуги в сфере международного туризма представляется необходимым включить данный вид деятельности в перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию.

Ссылки на источникиНормативные акты:1.Федеральный закон от 04.05.2011 № 99ФЗ (ред. от 29.06.2015]«О лицензировании отдельных видов деятельности» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2015]. [Электронный ресурс] –Режим доступа: Справочноправовая система «КонсультантПлюс». [дата обращения: 16.12.2015]. 18Сенин В.С. Организация международного туризма.[Электронный ресурс]. URL: http://tourlib.net/books_tourism/senin09.htm. [дата обращения: 07.11.2016].19LOI no 92645 du13 juillet 1992fixant les conditions d'exercice des activités relatives à l'organisation et à la vente de voyages ou de séjours.[Электронный ресурс]. URL: https://www.legifrance.gouv.fr/affichTexte.do?cidTexte=JORFTEXT000000527137&categorieLien=id. [датаобращения: 07.11.2016].20Ley 48/1963, de 8 de julio, sobre competencia en materia de turismo. [Электронный ресурс]. URL: http://noticias.juridicas.com/base_datos/Admin/l481963.html. [датаобращения: 07.11.2016].21Decreto 231/1965, de 14 de enero, por el que se aprueba el Estatuto ordenador de las Empresas y de las Actividades Turísticas Privadas. [Электронный ресурс]. URL: https://www.boe.es/diario_boe/txt.php?id=BOEA19653989#analisis. [дата обращения: 07.11.2016].22Сенин В.С. Организация международного туризма. [Электронный ресурс]. URL: http://tourlib.net/books_tourism/senin09.htm. [дата обращения: 07.11.2016].2.Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27.12.2002 N 184ФЗ (действующая редакция, 2016]. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_40241/. [дата обращения: 01.11.2016].3.LOI no 92645 du13 juillet 1992fixant les conditions d'exercice des activités relatives à l'organisation et à la vente de voyages ou de séjours. [Электронный ресурс]. URL: https://www.legifrance.gouv.fr/affichTexte.do?cidTexte=JORFTEXT000000527137&categorieLien=id. [дата обращения: 07.11.2016].4.Ley 48/1963, de 8 de julio, sobre competencia en materia de turismo. [Электронный ресурс]. URL: http://noticias.juridicas.com/base_datos/Admin/l481963.html. [дата обращения: 07.11.2016].5.Decreto 231/1965, de 14 de enero, por el que se aprueba el Estatuto ordenador de las Empresas y de las Actividades Turísticas Privadas. [Электронный ресурс]. URL: https://www.boe.es/diario_boe/txt.php?id=BOEA19653989#analisis. [дата обращения: 07.11.2016].Монографическая литература:6.Маринин М.М. Туристские формальности и безопасность в туризме. [Электронный ресурс]. URL: http://tourlib.net/books_tourism/marinin04.html. [дата обращения: 07.11.2016].7.«Посреднические услуги» (Семенихин В.В.) («ГроссМедиа», «РОСБУХ», 2015]. [Электронный ресурс] –Режим доступа: Справочноправовая система «КонсультантПлюс». [дата обращения: 25.10.2016].8.Сенин В.С. Организация международного туризма. [Электронный ресурс]. URL: http://tourlib.net/books_tourism/senin09.htm. [дата обращения: 07.11.2016].Электронные ресурсы:9.В результате теракта в Ницце пострадали пятеро россиян. [Электронный ресурс]. URL: http://www.interfax.ru/russia/519255.. [дата обращения: 20.10.2016].10.В Таиланде двух российских туристов изрубило винтом катера. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ntv.ru/novosti/1602140/. [дата обращения: 20.10.2016].11.Десятки отдыхающих во Вьетнаме россиян получили травмы изза рыболовных сетей, установленных прямо возле пляжей. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ntv.ru/novosti/1601720. [дата обращения: 20.10.2016].12.Крупные теракты в мире в 20152016 годах. [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/spravka/20160715/1466390883.html[дата обращения: 04.10.2016].13.Мать и дочь из Якутии утонули во Вьетнаме. [Электронный ресурс]. URL: http://yakutia.info/article/173698. [дата обращения: 20.10.2016].14.На пляже в Нячанге погиб амурский турист. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ampravda.ru/2015/12/26/063255.html. [дата обращения: 20.10.2016].15.Никто не выжил в авиакатастрофе в Египте. [Электронный ресурс]. URL: http://ria.ru/world/20151031/1311324944.html[дата обращения: 20.11.2015].16.Российскому туристу отрезали ухо в Таиланде. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ntv.ru/novosti/1605936/. [дата обращения: 20.10.2016].17.Россия признала гибель А321 терактом. [Электронный ресурс]. URL: http://www.vedomosti.ru/politics/articles/2015/11/17/617158rossiyaa321teraktom[дата обращения: 16.12.2015].18.Россияне погибли во время завтрака. [Электронный ресурс]. URL: http://kommersant.ru/doc/2860407. [дата обращения: 20.10.2016].19.Police shoot, subdue Palestinian attack who began stabbing rampage near the Jaffa Port; pregnant woman and Russian tourist among four seriously wounded victims. [Электронный ресурс]. URL: http://www.jpost.com/ArabIsraeliConflict/BreakingIsraeliwoundedinPetahTikvaterrorstabbing447246. [дата обращения: 20.10.2016].