Контроль и надзор за осужденными, отбывающими наказание в виде ограничения свободы
Выпуск:
ART 970812
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Нуркатов
А.
Е. Контроль и надзор за осужденными, отбывающими наказание в виде ограничения свободы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2017. – Т. 39. – С.
2426–2430. – URL:
http://e-koncept.ru/2017/970812.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются особенности контроля и надзора за отбыванием осужденным наказания в виде ограничения свободы, осуществляемыми уголовно-исполнительными инспекциями.
Ключевые слова:
осужденный, уголовно-исполнительная инспекция, уголовно-исполнительное право, ограничение свободы, контроль за осуждёнными, надзор за осужденными
Текст статьи
Нуркатов Анвар Ербулатович,студент юридического факультета ФГБОУ ВО «Оренбургский Государственный Университет», г. Оренбургnurkatovanvar@yandex.ru
Контроль и надзор за осужденными,
отбывающиминаказания в виде ограничениясвободы
Аннотация.Встатье рассматривается особенности контроляи надзораза отбыванием, осужденным наказания в виде ограничения свободы, осуществляемые уголовноисполнительными инспекциями.Ключевые слова: уголовноисполнительное право, ограничение свободы, контроль за осуждёнными,надзор за осужденными, уголовноисполнительная инспекции, осуждённый.
Ряд наказаний за преступления дают возможность не изолировать осуждённых из общества, не отрывать от привычного образа жизни, семьи, друзей. Любое наказание ограничивается в правах и свободах осуждённого. Появляются дополнительные обязанности, которые необходимо ему выполнять регулярно, и отчитываться после выполнении перед уполномоченными лицами.Согласно, ст. 53 УК РФ, ограничение свободы выражается в разном ограничении прав осужденного. Это зависит от вида и степени его вины, факторовпреступления, суд выносит приговор, которым могут устанавливаться такие виды ограниченийкак:1)запрещенопокидать место проживание в строго установленное время суток; посещать места, которые находятся на территории определённого муниципалитета;2) запрет посещение и участие в массовых и иных мероприятиях; 3) запрет на смену места проживания или нахождения, места работы, учёбы без предварительного согласования этого вопроса с уголовноисполнительной инспекцией. В случае если осужденный постоянно получал разрешение на выезд в выходные дниза пределы города, но по какимто причинам ему отказали, и он считает, что ему, как и прежде можно выехать, наказуемыйошибается. Совершив подобное действие, он нарушит условие отбывания наказания. Принцип простой: если есть разрешение, есть действие, и наоборот.4) не общаться с определенными лицами или группами лиц;5) не употреблять алкогольные напитки, наркотические, психотропные, токсические вещества.На осужденного к ограничению свободы может быть возложено исполнение ряд обязанностей такие как, пройти курс лечения от алкоголизма, наркомании, токсикомании, а также осуществлять материальную поддержку семьи и (или) исполнять алиментные обязательства.Из зарплаты или иного дохода наказуемого производятся удержания в доход государства, перечисляемые на счёт соответствующего территориального органа уголовноисполнительной системы, в размере, установленном приговором суда, в пределах от 5% до 20% [1]. Контроль и надзор за лицом, который отбывает наказание в виде ограничения свободы, занимается уголовноисправительная инспекция.Её сотрудники осуществляют контроль, надзор за осужденными, который заключается в наблюдении за его поведением, соблюдением установленных судом ограничений.Осуждённый к данному виду наказание несет его по месту своего проживания. Он обязан выполнять и соблюдатьвсе предписания установленные приговором суда ограничения. Для обеспечения надзора и контроля, в целях получения необходимой информации, о поведении осужденных уголовноисполнительная инспекция:1)вызывает осужденного на беседы не реже одного раза в месяц в целях получения от него письменных или устных объяснений по вопросам, связанным с отбыванием им наказания; 2) проводит проверки не реже одного раза в месяц в любое время суток (за исключением ночного времени) по месту жительства осужденного;
3) наводит справки по месту жительства, работы, учебы осуждённого о его поведении;
4) принимает решение об использовании технических средств надзора и контроля к осужденному [2, С. 24]. Сроки ограничения свободы законодателем определяется в пределах от двух месяцев до четырёх лет. Назначается этот вид наказания за преступления небольшой и средней тяжести, а величина срока наказания зависит от совокупных факторов, куда включаются и вид совершенного преступления, куда входят и вид совершенного преступления, причастность лица к нему, его характеристики, совершал ли ранее преступные действия.Использование технических средств помогают сотрудникам инспекции получать необходимую информацию о поведении осужденных. Уголовноисправительная инспекция вправе использовать средства персонального надзора и контроляи технические средства, устройства региональных информационных центров.К средствам персонального надзора и контроля относятся:1) Электронный браслет –это электронное устройство, которое надевается на осуждённого, с целью его дистанционной идентификациии отслеживания его местонахождения и имеет встроенную систему контроля несанкционированного снятия и вскрытия корпусабраслета;2) Ретранслятор –электронное устройство, служитдля расширения зоны приема сигналов электронного браслета стационарным или мобильным контрольным устройством;3) Стационарное контрольное устройство –устройство, обеспечивает непрерывный круглосуточный приём и распознаваниесигналов электронного браслета для контроля режима присутствия в помещениии оповещает о попытках снятия и повреждения браслета.К техническим средствам и устройствам региональных информационных центров принадлежат:1) Сервер мониторинга –это программноаппаратный комплекс, который предназначен для обеспечения работы системы дистанционного получения, хранения обработки и передачи информации;2) Мобильный пульт мониторинга –комплекс портативных переносных устройств, обеспечивающий обработку информации о выполнении осужденным предписанных ограничений и приём сигналов от электронного браслета[3].Служба инженернотехнического обеспечения территориального органа Уголовноисполнительной системы по вопросам использования технических средств контроля и надзора принимает меры по установлению и устранению возможных сбоев в работе технических средств.Согласно, п.«б»ч.4 ст.58 УИК РФ, злостно уклоняющимся от отбывания наказания в виде ограничения свободы признается осуждённый, отказавшийся от использования технических средств контроля и надзора.В отношении уклонения осуждённого отбывания наказания, уголовноисполнительная инспекция вносит в суд представление о замене ему не отбытого срока наказания в виде ограничение свободы в виде лишения свободы.Итогинадзора записываются в месячную ведомость надзора. Начальник инспекции или лицо, его замещающее, не реже одного раза в десятьдней проводит проверку ведение сотрудниками инспекции ведомости надзора. Инспекция осуществляет регистрацию осуждённого в соответствиис периодичностью, определенной судом. На регистрационном листе отражаются результаты регистрации. Осужденный может быть вызван в инспекцию, с ним проводится беседа по вопросам, связанным с отбыванием наказания. Результаты беседы занесены в справку о проведении беседы и заверяются подписью опрашиваемого.Рассматривая и анализируя поведение осужденного, сотрудники уголовноисполнительной инспекции готовят в суд соответствующее представление, в которой излагают факты, подтверждают это фактическими материалами. Суд, рассмотрев представление, выносит постановление об отмене или увеличении ранее принятых по отношению к лицу ограничений.В ходе реализации контроля и надзора за осуждёнными в виде ограничения свободы на практике могут возникнуть немало спорных моментов, на которые стоит обратить внимание.Имеет место неясность формулировки закона. В ст. 53 УК РФ, устанавливается возможность наложения на лицо обязанностей, не посещать определённые места, расположенные в пределах территории соответствующего муниципального образования и места проведения, массовых и иных мероприятий и не участвовать в указанных мероприятиях. Порядок, который определяет подобные места и мероприятий никак не закрепляется. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22 декабря 2015г. №58«О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания», определяется ряд запрещённых мест рестораны, кафе, а под массовыми мероприятиями понимается митинги, демонстрации, фестивали, профессиональные праздники спартакиады [4].Особенно важной является прямо установленная в указанном постановлении Пленума рекомендация судам детально перечислить определённые местаи мероприятия, для осуждённого,не ограничиваясь в приговоре лишь цитированием положения ст.53 УК РФ.В п. 1 статьи 53 УК РФ, установлены обязанности осуждённого являться для регистрации в уголовноисполнительную инспекцию от одного до четырёх раз в месяц, проблема заключается в отсутствии в приговорах суда точного числа явок в течение месяца. Неслучайно на необходимость детального закрепления этой обязанности необходимо обратить внимание на Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22 декабря 2015 г. №58, суды должны указать конкретное число явок, назначаемых осужденному в течение месяца.Эффективность применения контроля и надзора за осуждёнными к ограничению свободы зависит, прежде всего, деятельности уголовноисполнительной инспекции. Постоянная профессиональная подготовка и переподготовка на службу, материальнотехническое обеспечение инспекции, играет огромную роль эффективнорешать задачи.
Ссылки на источники
1.Ограничение свободы как вид уголовного наказания. –URL: http://law.edu.ru/book/book.asp?bookID=1475750.2.Беспалов. Ю.Ф. Правила назначения уголовного наказания: учебнопрактическое пособие для судей. –Москва, 2015. –С.24 3.Об утверждении перечня аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и контроля, используемых уголовноисполнительными инспекциями для обеспечения надзора за осужденными к наказанию в виде ограничения свободы: постановление Правительства РФ от 31 марта 2010 г. №198.4.Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22.12.2015 N 58 (ред. от 29.11.2016) "О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания".
Контроль и надзор за осужденными,
отбывающиминаказания в виде ограничениясвободы
Аннотация.Встатье рассматривается особенности контроляи надзораза отбыванием, осужденным наказания в виде ограничения свободы, осуществляемые уголовноисполнительными инспекциями.Ключевые слова: уголовноисполнительное право, ограничение свободы, контроль за осуждёнными,надзор за осужденными, уголовноисполнительная инспекции, осуждённый.
Ряд наказаний за преступления дают возможность не изолировать осуждённых из общества, не отрывать от привычного образа жизни, семьи, друзей. Любое наказание ограничивается в правах и свободах осуждённого. Появляются дополнительные обязанности, которые необходимо ему выполнять регулярно, и отчитываться после выполнении перед уполномоченными лицами.Согласно, ст. 53 УК РФ, ограничение свободы выражается в разном ограничении прав осужденного. Это зависит от вида и степени его вины, факторовпреступления, суд выносит приговор, которым могут устанавливаться такие виды ограниченийкак:1)запрещенопокидать место проживание в строго установленное время суток; посещать места, которые находятся на территории определённого муниципалитета;2) запрет посещение и участие в массовых и иных мероприятиях; 3) запрет на смену места проживания или нахождения, места работы, учёбы без предварительного согласования этого вопроса с уголовноисполнительной инспекцией. В случае если осужденный постоянно получал разрешение на выезд в выходные дниза пределы города, но по какимто причинам ему отказали, и он считает, что ему, как и прежде можно выехать, наказуемыйошибается. Совершив подобное действие, он нарушит условие отбывания наказания. Принцип простой: если есть разрешение, есть действие, и наоборот.4) не общаться с определенными лицами или группами лиц;5) не употреблять алкогольные напитки, наркотические, психотропные, токсические вещества.На осужденного к ограничению свободы может быть возложено исполнение ряд обязанностей такие как, пройти курс лечения от алкоголизма, наркомании, токсикомании, а также осуществлять материальную поддержку семьи и (или) исполнять алиментные обязательства.Из зарплаты или иного дохода наказуемого производятся удержания в доход государства, перечисляемые на счёт соответствующего территориального органа уголовноисполнительной системы, в размере, установленном приговором суда, в пределах от 5% до 20% [1]. Контроль и надзор за лицом, который отбывает наказание в виде ограничения свободы, занимается уголовноисправительная инспекция.Её сотрудники осуществляют контроль, надзор за осужденными, который заключается в наблюдении за его поведением, соблюдением установленных судом ограничений.Осуждённый к данному виду наказание несет его по месту своего проживания. Он обязан выполнять и соблюдатьвсе предписания установленные приговором суда ограничения. Для обеспечения надзора и контроля, в целях получения необходимой информации, о поведении осужденных уголовноисполнительная инспекция:1)вызывает осужденного на беседы не реже одного раза в месяц в целях получения от него письменных или устных объяснений по вопросам, связанным с отбыванием им наказания; 2) проводит проверки не реже одного раза в месяц в любое время суток (за исключением ночного времени) по месту жительства осужденного;
3) наводит справки по месту жительства, работы, учебы осуждённого о его поведении;
4) принимает решение об использовании технических средств надзора и контроля к осужденному [2, С. 24]. Сроки ограничения свободы законодателем определяется в пределах от двух месяцев до четырёх лет. Назначается этот вид наказания за преступления небольшой и средней тяжести, а величина срока наказания зависит от совокупных факторов, куда включаются и вид совершенного преступления, куда входят и вид совершенного преступления, причастность лица к нему, его характеристики, совершал ли ранее преступные действия.Использование технических средств помогают сотрудникам инспекции получать необходимую информацию о поведении осужденных. Уголовноисправительная инспекция вправе использовать средства персонального надзора и контроляи технические средства, устройства региональных информационных центров.К средствам персонального надзора и контроля относятся:1) Электронный браслет –это электронное устройство, которое надевается на осуждённого, с целью его дистанционной идентификациии отслеживания его местонахождения и имеет встроенную систему контроля несанкционированного снятия и вскрытия корпусабраслета;2) Ретранслятор –электронное устройство, служитдля расширения зоны приема сигналов электронного браслета стационарным или мобильным контрольным устройством;3) Стационарное контрольное устройство –устройство, обеспечивает непрерывный круглосуточный приём и распознаваниесигналов электронного браслета для контроля режима присутствия в помещениии оповещает о попытках снятия и повреждения браслета.К техническим средствам и устройствам региональных информационных центров принадлежат:1) Сервер мониторинга –это программноаппаратный комплекс, который предназначен для обеспечения работы системы дистанционного получения, хранения обработки и передачи информации;2) Мобильный пульт мониторинга –комплекс портативных переносных устройств, обеспечивающий обработку информации о выполнении осужденным предписанных ограничений и приём сигналов от электронного браслета[3].Служба инженернотехнического обеспечения территориального органа Уголовноисполнительной системы по вопросам использования технических средств контроля и надзора принимает меры по установлению и устранению возможных сбоев в работе технических средств.Согласно, п.«б»ч.4 ст.58 УИК РФ, злостно уклоняющимся от отбывания наказания в виде ограничения свободы признается осуждённый, отказавшийся от использования технических средств контроля и надзора.В отношении уклонения осуждённого отбывания наказания, уголовноисполнительная инспекция вносит в суд представление о замене ему не отбытого срока наказания в виде ограничение свободы в виде лишения свободы.Итогинадзора записываются в месячную ведомость надзора. Начальник инспекции или лицо, его замещающее, не реже одного раза в десятьдней проводит проверку ведение сотрудниками инспекции ведомости надзора. Инспекция осуществляет регистрацию осуждённого в соответствиис периодичностью, определенной судом. На регистрационном листе отражаются результаты регистрации. Осужденный может быть вызван в инспекцию, с ним проводится беседа по вопросам, связанным с отбыванием наказания. Результаты беседы занесены в справку о проведении беседы и заверяются подписью опрашиваемого.Рассматривая и анализируя поведение осужденного, сотрудники уголовноисполнительной инспекции готовят в суд соответствующее представление, в которой излагают факты, подтверждают это фактическими материалами. Суд, рассмотрев представление, выносит постановление об отмене или увеличении ранее принятых по отношению к лицу ограничений.В ходе реализации контроля и надзора за осуждёнными в виде ограничения свободы на практике могут возникнуть немало спорных моментов, на которые стоит обратить внимание.Имеет место неясность формулировки закона. В ст. 53 УК РФ, устанавливается возможность наложения на лицо обязанностей, не посещать определённые места, расположенные в пределах территории соответствующего муниципального образования и места проведения, массовых и иных мероприятий и не участвовать в указанных мероприятиях. Порядок, который определяет подобные места и мероприятий никак не закрепляется. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22 декабря 2015г. №58«О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания», определяется ряд запрещённых мест рестораны, кафе, а под массовыми мероприятиями понимается митинги, демонстрации, фестивали, профессиональные праздники спартакиады [4].Особенно важной является прямо установленная в указанном постановлении Пленума рекомендация судам детально перечислить определённые местаи мероприятия, для осуждённого,не ограничиваясь в приговоре лишь цитированием положения ст.53 УК РФ.В п. 1 статьи 53 УК РФ, установлены обязанности осуждённого являться для регистрации в уголовноисполнительную инспекцию от одного до четырёх раз в месяц, проблема заключается в отсутствии в приговорах суда точного числа явок в течение месяца. Неслучайно на необходимость детального закрепления этой обязанности необходимо обратить внимание на Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22 декабря 2015 г. №58, суды должны указать конкретное число явок, назначаемых осужденному в течение месяца.Эффективность применения контроля и надзора за осуждёнными к ограничению свободы зависит, прежде всего, деятельности уголовноисполнительной инспекции. Постоянная профессиональная подготовка и переподготовка на службу, материальнотехническое обеспечение инспекции, играет огромную роль эффективнорешать задачи.
Ссылки на источники
1.Ограничение свободы как вид уголовного наказания. –URL: http://law.edu.ru/book/book.asp?bookID=1475750.2.Беспалов. Ю.Ф. Правила назначения уголовного наказания: учебнопрактическое пособие для судей. –Москва, 2015. –С.24 3.Об утверждении перечня аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и контроля, используемых уголовноисполнительными инспекциями для обеспечения надзора за осужденными к наказанию в виде ограничения свободы: постановление Правительства РФ от 31 марта 2010 г. №198.4.Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22.12.2015 N 58 (ред. от 29.11.2016) "О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания".