Сущность административно-правовых отношений
Выпуск:
ART 970883
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Подымова
И.
С. Сущность административно-правовых отношений // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2017. – Т. 39. – С.
2781–2785. – URL:
http://e-koncept.ru/2017/970883.htm.
Аннотация. В статье раскрывается понятие административно-правовых отношений. Излагается информация, раскрывающая сущность данных отношений, а также подробно описываются признаки, виды и категории административно-правовых отношений. Дается информация о различиях субъекта и объекта административно-правовых отношений.
Ключевые слова:
виды, субъекты, административно-правовые отношения, объекты, административная правоспособность, административная дееспособность, юридические факты
Текст статьи
Подымова Ирина Сергеевна,студент 1 курса Оренбургского государственного университета, г.Оренбургirinka0931@mail.ru
Сущностьадминистративноправовыхотношений
Аннотация.В статье раскрывается понятие административноправовых отношений. Излагается информация раскрывающая сущность данных отношений. А также подробно описываются признаки, виды и категории административноправовых отношений. Дается информацияо различиях субъекта и объектаадминистративноправовыхотношений.Ключевые слова:административноправовые отношения, виды, субъекты, объекты, административная правоспособность, административная дееспособность, юридические факты.
В данной статье раскрывается понятие административноправовых отношений. Дается информация раскрывающая сущность данных отношений. А также подробно описываются признаки, виды и категорииадминистративноправовых отношений. Предоставляется информация о различиях субъекта и объектаэтих отношений. Взаключении дается вывод о том, чтоадминистративноправовым правоотношениям присуще широкое разнообразие. А также это разносторонность правовых отношений, они обладают общими признаками, характерными для всех видов правоотношений.А также отметим, что орган государственного управления обязателен в данных отношениях. Такой вид отношений обладает всеми главными признаками любого другого правового отношения. Административноправовым отношениям приписывают статус властных отношений, так как они построены на власти и подчинении.
Так что такое административноправовые отношения это один из видов правовых отношений, то естьобщественных отношений в управленческой сфере, регулирующихся правом. Теоретическое восприятиекакойлибо проблемывадминистративноправовых отношенияхпостоянновызывает трудности, так как этот институт связан со всеми институтами административного права.Сегодняшняя юридическая наука и практика признает, что правоотношение нельзя рассматривать отдельно от тех фактических общественных отношений, которые облачаются в правовую форму.Административноправовым правоотношениям характернобогатоеразнообразие в зависимости от характера и видов управленческой деятельности,от того, какие функции государственного управления предпринимаются, от заданныхперед органами исполнительной власти целей и ее участников и тому подобное.
Содержаниеадминистративноправовых отношений должноопределять важныечерты как материальных, так и процессуальных административноправовых норм, то естьадминистративногопроцесса и административнопроцессуальной деятельности. Главным положением является то, что гражданин —один из важных участников административноправовых отношений, главенствующий субъект административного права, которое должно предоставлять гражданину наибольшее количествоправовых возможностей в случае незаконных действий органов управления (должностных лиц) для защиты его нарушенных прав и свобод. Эти отношенияхарактеризуютсятакими признаками как:
1.возникновение впроцессе государственного управления;
2.обязательныйсубъект орган исполнительной власти;
3.отношениями властиподчинения и характеризуются юридическим неравенством сторон.Также выделяют и другие признакиадминистративноправовых отношений:
1. возникновениев сфере государственного управления;
2.место между субъектамиадминистративного права в любом их сплетении;
3. делениепо соотношению прав и обязанностей участников нагруппы:
а) отношениявласть и подчинение;
б) отношения равенства. Именно этотподход в изучении административноправовых отношений остался практически до наших дней.
Административноправовые отношения трактуются наличиемглавногосубъекта, в качестве которого выступает тот или инойорган исполнительной власти (или должностное лицо), владеющий обязанностямии правамипо осуществлению исполнительнораспорядительной деятельности. Данный обязательный субъект всегда действует юридически властно. Другой стороной могут служить другие возможные субъекты административноправовых отношений. Административноправовые отношения могут появлятьсяпо инициативе любой из сторон, но согласие второй стороны не является обязательным условием. В некоторыхслучаях, когда это обязательно, оно играет роль фактора, предшествующего возникновению административноправового отношения.
Также субъекты административноправовых отношений имеют административные права и обязанности. Такие как:учреждения;предприятия;организации;органы исполнительной власти;государственные служащие;граждане, иностранцы, лица безгражданства.
В роли общественногообъектаадминистративноправовыхотношенийвыступаютотношения в сфере государственного управления. В каждом административноправовом отношении объектом служитто, на что направлены права и обязанности его членов, т.е. то, ради чего появляютсяправоотношение. Соответственно вадминистративноправовых отношениях объектами данныхправоотношений выступают поведение, действия субъектов в сфере управления и их исход.
В научных публикациях высказываются многообразные мнения по поводу объектов правоотношения. В основном эти мнения разделились на две группы. Некоторые авторы однозначным объектом любого правоотношения считают действия, поведение людей, адругие в качестве независимого объекта выделяют имущественные отношения, иногда в роли них выступают предметы(материальные ценности), и неимущественные отношения (действия, поведение людей). Объекты правоотношения могут делиться как на первичные, так инавторичные. Для первичных объектом административных правоотношений служитповедение человека, его действия, деяния. Таким образом,через управляемые действия оказывается сильное воздействие,как на предметы материального мира, так и на творениедуховного творчества. В равной степенис общими признаками, административные правоотношения имеют свои особенности. Однаковопрос о данных особенностях в научной литературе всегда имел дискуссионный характер и в период перехода от плановой экономики к рыночным отношениям приобрел огромнуюзначимость.
Еще выделяют главным признак, а именно субъектомадминистративноправовых отношений является существование материального или процессуального административноправового статуса, то есть ограничений, прав, обязанностей, ответственностии запретов. Из дано информациивытекаетвывод, что речь идет о двух категориях, а именно это:
1.административная правоспособность способность располагать установленными в административноправовых нормах правами и обязанностями, то есть это право на имя, на благоприятную окружающую среду и так далее;
2.административная дееспособность способность лица получатьи осуществлять права, исполнять обязанности, соблюдать ограничения и запреты, установленные нормативными правовыми актами, а также нести ответственность за нарушение административноправовых правил,то есть это право на судебную защиту от действий и решений административных органов, на поступление на государственную службуи так далее.
Теперь рассмотрим условия для возникновения, изменения и прекращения административноправовых отношений. Дляданных действий необходимыусловия, предусмотренные административноправовыми нормами. А именно юридические факты, то естьобстоятельства, при которых в зависимости от предписанийданныхнорм между сторонами, которыепоявляютсяв тех или иныхправоотношениях. В роли такихобстоятельств чаще всего выступаютдействия или события.Исходом активного желания субъекта обозначаются действия.Они могут быть правомерными, что значит их сходствотребованиям административноправовых норм. Роль юридических фактов играютправомерные действия граждан, их объединений и всех возможных участников административноправовых отношений.Кроме того выделяют ещевертикальные административноправовые отношения, излагающие административноправовое регулирование и подлежащиедля государственноуправленческой деятельности нитисвязывающие субъект и объектуправления, а также внешней установкимеханизма реализацииисполнительной власти. Такие отношениядовольно часто появляютсямежду соподчиненными сторонами. Также вертикальные административноправовые отношения неоднозначны. Но в них есть общая черта осуществление в их компетенциипрямого управляющего воздействия и соответствующий этому приоритет юридически проявленной воли одной стороны, то есть субъекта управления.Наряду с вертикальными административноправовыми отношениями существуют и горизонтальные отношения.Главная суть данных отношений в том, что все стороны фактически и юридически равноправны. В таких отношенияхотсутствуют юридическивластные веления одной стороны, обязательные для другой.Для отношений данного рода характерно то, что они возникают на стадии, предшествующей непосредственному управляющему воздействию ипоэтому служат предпосылкой вертикальных отношений, так как возникаютусловия, обязательныедля принятия одностороннего юридическивластного исхода.Важным и главным отличиемюридических фактов по административному праву служит то, что основным видом правомерных действий могут бытьправовые акты субъектов исполнительной власти, имеющие исключительныйхарактер, то есть относящиеся к конкретному лицу и делу. Из этого вытекает вывод, что их результат –это возникновение, изменение или прекращение административноправового отношения. Так, приказ о назначении на должность влечет за собой возникновение государственнослужебных отношений, которые в свою очередь являютсяразновидностью административноправовых.Действия, не соответствующие требованиям административноправовым нормам,являются нарушенными. Такие действия можно назвать дисциплинарными проступками или административнымиправонарушениями, которыев большей степени подходятдлясферы государственного управления. Они вызываютвозникновение административноюрисдикционных правоотношений. Кроме действий незаконнымможет быть и бездействие.И последнее, это события явления, не подчиняющиеся воли людей, такие каксмерть, стихийное бедствие и так далее.
Таким образом, административноправовое отношение имеет устройство, в которое входят субъекты, объекты правоотношения и его нормативное содержание. Субъектами административного правоотношения являются его участники, то есть те, кто владеетособенной компетенцией по управлению (органы управления, должностные лица), или те, которые имеют иной административноправовой статус (граждане, общественные объединения).Важной чертой в административноправовых отношениях(как вертикальных, так и горизонтальных) является то, что органгосударственного управления (либо в отдельных случаях общественной организации или другой негосударственной организации, которой государством возложеноосуществление той или инойгосударственной функции) обязателен.Данные отношения характерны для исполнительной власти, а также возникают по причине исполнительно распределительной функцией государства.Но все же, и в наше время у ученых возникает вопрос об отличительных признаках данных отношений.
Ссылки на источники1.Старилов Ю. Н. Курс общего административного права. В 3 томах. Том I: История. Наука. Предмет. Нормы. Субъекты. 2002г.—728 с.2.Административное право России.Кикоть В.Я., Кононов П.И., КилясхановИ., 2012 г.
Сущностьадминистративноправовыхотношений
Аннотация.В статье раскрывается понятие административноправовых отношений. Излагается информация раскрывающая сущность данных отношений. А также подробно описываются признаки, виды и категории административноправовых отношений. Дается информацияо различиях субъекта и объектаадминистративноправовыхотношений.Ключевые слова:административноправовые отношения, виды, субъекты, объекты, административная правоспособность, административная дееспособность, юридические факты.
В данной статье раскрывается понятие административноправовых отношений. Дается информация раскрывающая сущность данных отношений. А также подробно описываются признаки, виды и категорииадминистративноправовых отношений. Предоставляется информация о различиях субъекта и объектаэтих отношений. Взаключении дается вывод о том, чтоадминистративноправовым правоотношениям присуще широкое разнообразие. А также это разносторонность правовых отношений, они обладают общими признаками, характерными для всех видов правоотношений.А также отметим, что орган государственного управления обязателен в данных отношениях. Такой вид отношений обладает всеми главными признаками любого другого правового отношения. Административноправовым отношениям приписывают статус властных отношений, так как они построены на власти и подчинении.
Так что такое административноправовые отношения это один из видов правовых отношений, то естьобщественных отношений в управленческой сфере, регулирующихся правом. Теоретическое восприятиекакойлибо проблемывадминистративноправовых отношенияхпостоянновызывает трудности, так как этот институт связан со всеми институтами административного права.Сегодняшняя юридическая наука и практика признает, что правоотношение нельзя рассматривать отдельно от тех фактических общественных отношений, которые облачаются в правовую форму.Административноправовым правоотношениям характернобогатоеразнообразие в зависимости от характера и видов управленческой деятельности,от того, какие функции государственного управления предпринимаются, от заданныхперед органами исполнительной власти целей и ее участников и тому подобное.
Содержаниеадминистративноправовых отношений должноопределять важныечерты как материальных, так и процессуальных административноправовых норм, то естьадминистративногопроцесса и административнопроцессуальной деятельности. Главным положением является то, что гражданин —один из важных участников административноправовых отношений, главенствующий субъект административного права, которое должно предоставлять гражданину наибольшее количествоправовых возможностей в случае незаконных действий органов управления (должностных лиц) для защиты его нарушенных прав и свобод. Эти отношенияхарактеризуютсятакими признаками как:
1.возникновение впроцессе государственного управления;
2.обязательныйсубъект орган исполнительной власти;
3.отношениями властиподчинения и характеризуются юридическим неравенством сторон.Также выделяют и другие признакиадминистративноправовых отношений:
1. возникновениев сфере государственного управления;
2.место между субъектамиадминистративного права в любом их сплетении;
3. делениепо соотношению прав и обязанностей участников нагруппы:
а) отношениявласть и подчинение;
б) отношения равенства. Именно этотподход в изучении административноправовых отношений остался практически до наших дней.
Административноправовые отношения трактуются наличиемглавногосубъекта, в качестве которого выступает тот или инойорган исполнительной власти (или должностное лицо), владеющий обязанностямии правамипо осуществлению исполнительнораспорядительной деятельности. Данный обязательный субъект всегда действует юридически властно. Другой стороной могут служить другие возможные субъекты административноправовых отношений. Административноправовые отношения могут появлятьсяпо инициативе любой из сторон, но согласие второй стороны не является обязательным условием. В некоторыхслучаях, когда это обязательно, оно играет роль фактора, предшествующего возникновению административноправового отношения.
Также субъекты административноправовых отношений имеют административные права и обязанности. Такие как:учреждения;предприятия;организации;органы исполнительной власти;государственные служащие;граждане, иностранцы, лица безгражданства.
В роли общественногообъектаадминистративноправовыхотношенийвыступаютотношения в сфере государственного управления. В каждом административноправовом отношении объектом служитто, на что направлены права и обязанности его членов, т.е. то, ради чего появляютсяправоотношение. Соответственно вадминистративноправовых отношениях объектами данныхправоотношений выступают поведение, действия субъектов в сфере управления и их исход.
В научных публикациях высказываются многообразные мнения по поводу объектов правоотношения. В основном эти мнения разделились на две группы. Некоторые авторы однозначным объектом любого правоотношения считают действия, поведение людей, адругие в качестве независимого объекта выделяют имущественные отношения, иногда в роли них выступают предметы(материальные ценности), и неимущественные отношения (действия, поведение людей). Объекты правоотношения могут делиться как на первичные, так инавторичные. Для первичных объектом административных правоотношений служитповедение человека, его действия, деяния. Таким образом,через управляемые действия оказывается сильное воздействие,как на предметы материального мира, так и на творениедуховного творчества. В равной степенис общими признаками, административные правоотношения имеют свои особенности. Однаковопрос о данных особенностях в научной литературе всегда имел дискуссионный характер и в период перехода от плановой экономики к рыночным отношениям приобрел огромнуюзначимость.
Еще выделяют главным признак, а именно субъектомадминистративноправовых отношений является существование материального или процессуального административноправового статуса, то есть ограничений, прав, обязанностей, ответственностии запретов. Из дано информациивытекаетвывод, что речь идет о двух категориях, а именно это:
1.административная правоспособность способность располагать установленными в административноправовых нормах правами и обязанностями, то есть это право на имя, на благоприятную окружающую среду и так далее;
2.административная дееспособность способность лица получатьи осуществлять права, исполнять обязанности, соблюдать ограничения и запреты, установленные нормативными правовыми актами, а также нести ответственность за нарушение административноправовых правил,то есть это право на судебную защиту от действий и решений административных органов, на поступление на государственную службуи так далее.
Теперь рассмотрим условия для возникновения, изменения и прекращения административноправовых отношений. Дляданных действий необходимыусловия, предусмотренные административноправовыми нормами. А именно юридические факты, то естьобстоятельства, при которых в зависимости от предписанийданныхнорм между сторонами, которыепоявляютсяв тех или иныхправоотношениях. В роли такихобстоятельств чаще всего выступаютдействия или события.Исходом активного желания субъекта обозначаются действия.Они могут быть правомерными, что значит их сходствотребованиям административноправовых норм. Роль юридических фактов играютправомерные действия граждан, их объединений и всех возможных участников административноправовых отношений.Кроме того выделяют ещевертикальные административноправовые отношения, излагающие административноправовое регулирование и подлежащиедля государственноуправленческой деятельности нитисвязывающие субъект и объектуправления, а также внешней установкимеханизма реализацииисполнительной власти. Такие отношениядовольно часто появляютсямежду соподчиненными сторонами. Также вертикальные административноправовые отношения неоднозначны. Но в них есть общая черта осуществление в их компетенциипрямого управляющего воздействия и соответствующий этому приоритет юридически проявленной воли одной стороны, то есть субъекта управления.Наряду с вертикальными административноправовыми отношениями существуют и горизонтальные отношения.Главная суть данных отношений в том, что все стороны фактически и юридически равноправны. В таких отношенияхотсутствуют юридическивластные веления одной стороны, обязательные для другой.Для отношений данного рода характерно то, что они возникают на стадии, предшествующей непосредственному управляющему воздействию ипоэтому служат предпосылкой вертикальных отношений, так как возникаютусловия, обязательныедля принятия одностороннего юридическивластного исхода.Важным и главным отличиемюридических фактов по административному праву служит то, что основным видом правомерных действий могут бытьправовые акты субъектов исполнительной власти, имеющие исключительныйхарактер, то есть относящиеся к конкретному лицу и делу. Из этого вытекает вывод, что их результат –это возникновение, изменение или прекращение административноправового отношения. Так, приказ о назначении на должность влечет за собой возникновение государственнослужебных отношений, которые в свою очередь являютсяразновидностью административноправовых.Действия, не соответствующие требованиям административноправовым нормам,являются нарушенными. Такие действия можно назвать дисциплинарными проступками или административнымиправонарушениями, которыев большей степени подходятдлясферы государственного управления. Они вызываютвозникновение административноюрисдикционных правоотношений. Кроме действий незаконнымможет быть и бездействие.И последнее, это события явления, не подчиняющиеся воли людей, такие каксмерть, стихийное бедствие и так далее.
Таким образом, административноправовое отношение имеет устройство, в которое входят субъекты, объекты правоотношения и его нормативное содержание. Субъектами административного правоотношения являются его участники, то есть те, кто владеетособенной компетенцией по управлению (органы управления, должностные лица), или те, которые имеют иной административноправовой статус (граждане, общественные объединения).Важной чертой в административноправовых отношениях(как вертикальных, так и горизонтальных) является то, что органгосударственного управления (либо в отдельных случаях общественной организации или другой негосударственной организации, которой государством возложеноосуществление той или инойгосударственной функции) обязателен.Данные отношения характерны для исполнительной власти, а также возникают по причине исполнительно распределительной функцией государства.Но все же, и в наше время у ученых возникает вопрос об отличительных признаках данных отношений.
Ссылки на источники1.Старилов Ю. Н. Курс общего административного права. В 3 томах. Том I: История. Наука. Предмет. Нормы. Субъекты. 2002г.—728 с.2.Административное право России.Кикоть В.Я., Кононов П.И., КилясхановИ., 2012 г.