Увольнение с военной службы как санкция за коррупционное правонарушение: правовой аспект

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Туманов А. А., Капелько Т. В. Увольнение с военной службы как санкция за коррупционное правонарушение: правовой аспект // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 2891–2895. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970905.htm.
Аннотация. Настоящее исследование посвящено юридическому анализу регулирования правовых аспектов привлечения военнослужащих к дисциплинарной ответственности за коррупционные правонарушения, соблюдения их прав и свобод в области привлечения к дисциплинарной ответственности, выработке рекомендаций по совершенствованию действующего антикоррупционного законодательства.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Туманов Андрей Андреевич,магистрант направления «Государственное и муниципальное управление» ФГОУ ВО «Российский государственный социальный университет», г. Москва sir.tumanov2015@yandex.ru

Капелько Татьяна Витальевна,канд. юрид. наук, доцент, ФГОУ ВО «Мурманский арктический государственный университет», г. Мурманск

Увольнение с военной службы как санкция за коррупционное правонарушение: правовой аспект

Аннотация.Настоящее исследование посвящено юридическому анализу регулирования правовых аспектов привлечения военнослужащих к дисциплинарной ответственности за коррупционные правонарушения, соблюдения их прав и свобод в области привлечения к дисциплинарной ответственности, выработке рекомендаций по совершенствованию действующего антикоррупционного законодательства.Ключевые слова:антикоррупционная деятельность, коррупция в Вооруженных Силах РФ, дисциплинарная ответственность военнослужащих, нарушение прав и свобод в области дисциплинарной ответственности.

Актуальностьвыбранной темы исследования не вызывает сомнений.Той стремительности, с которой в настоящее времяразвиваетсянормативноправоваябаза, регламентирующаяпротиводействие коррупции, может позавидовать любая отрасль российского права. Безусловно, данному обстоятельству способствует важность целей государственной политики в области борьбы с коррупцией, а также чрезвычайная необходимость принятия соответствующих срочных, всесторонних и исчерпывающих мер. Четыре года назад в ст.51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. №53ФЗ внесены дополнения, предусматривающие возможность досрочного увольнения военнослужащих с военной службы в связи с утратой доверия (подп.«д.1»и «д.2» п.1). Несколькими годами раньше п.2 указанной статьи был дополнен подп.«е.1», предусматривающим возможность досрочного увольнения военнослужащего с военной службыв связи с нарушением запретов, ограничений и обязанностей, связанных с прохождением военной службы. Порядок применения указанных оснований увольнения военнослужащих с военной службы регламентируется ст.51.1указанного Федерального закона[1]. Применяются они в случае совершения военнослужащими коррупционных правонарушений.На первый взгляд, все указанные нормы сформулированы вполне логично и полностью вписываются в общую систему антикоррупционного законодательства, которое активно формируется в нашей стране начиная с 2008 г. Однако если сопоставить приведенные выше нормы Федерального закона«О воинской обязанности и военной службе»[1]с нормами Федерального закона«О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. №76ФЗ[2], обнаруживаются некоторые проблемы и противоречия.Так, всоответствии со ст.28Федерального закона «О статусе военнослужащих»[2],военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, в зависимости от характера и тяжести совершенного им правонарушения привлекается к дисциплинарной, административной, материальной, гражданскоправовой и уголовной ответственности в соответствии с законодательством, т.е. из указанных норм следует, что за коррупционные правонарушения военнослужащие привлекаются, в частности, к дисциплинарной ответственности в порядке дисциплинарного производства.В ст.28.4Федерального закона «О статусе военнослужащих»[2]определен исчерпывающий перечень взысканий, которые могут применяться к военнослужащему за совершенный дисциплинарный проступок:выговор;строгий выговор;лишение очередного увольнения из расположения воинской части илис корабля на берег;лишение нагрудного знака отличника;предупреждение о неполном служебном соответствии;снижение в воинской должности;снижение в воинском звании на одну ступень;снижение в воинском звании на одну ступень со снижением в воинской должности;досрочное увольнение с военной службы в связи с невыполнением условий контракта;отчисление из военного образовательного учреждения профессионального образования;отчисление с военных сборов;дисциплинарный арест.Из приведенного перечня видно, что лишь одно дисциплинарное взыскание влечет досрочное увольнение военнослужащего с военной службы это досрочное увольнение с военной службы в связи с невыполнением условий контракта, и для применения данного взыскания закон устанавливает только одно основание

невыполнение военнослужащим условий контракта.

При этом, следует учитывать разъяснения, данные Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении«По делу о проверке конституционности подпункта «в» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» в связи с жалобами граждан Р.В. Боскачева, И.В. Овсянникова и Д.А. Савельева» от 21 марта 2013 г. №6П[3]. Суд указывает, что обязательным условием досрочного увольнения с военной службы в порядке реализации дисциплинарного взыскания по основанию, предусмотренному подп.«в» п.2 ст.51Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»[1](в связи с невыполнением условий контракта),должно являться совершение военнослужащим дисциплинарного проступка, а под невыполнением условий контракта о прохождении военной службы в данном случае в силу общеправовых требований справедливости и соразмерности ответственности должны подразумеваться именно существенные нарушения условий контракта, в частности совершение одного из грубых дисциплинарных проступков, составы которых перечислены в п.2 ст.28.5Федерального закона «О статусе военнослужащих»[2], либо совершение военнослужащим нового дисциплинарного проступка при наличии у него неснятых дисциплинарных взысканий.В соответствии со ст.ст.69, 72, 73Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации[4]досрочное увольнение с военной службы в связи с невыполнением условий контракта как вид дисциплинарного взыскания имеют право применять командиры от командующего войсками военного округа, фронта, флотом, им равные и выше.В ст.51.1Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» досрочное увольнение военнослужащего с военной службы по основаниям, предусмотренным подп.«д. 1»и «д.2» п.1и подп.«е.1» п.2 ст.51указанного Закона (в связи с утратой доверия и в связи с нарушением запретов, ограничений и обязанностей, связанных с прохождением военной службы), именуется взысканием[1]. Однако,в приведенном выше исчерпывающем перечне дисциплинарных взысканий, установленном Федеральным законом«О статусе военнослужащих»[2], такого вида взыскания не имеется.Возникает вполне закономерный вопрос: к какому виду юридической ответственности относится досрочное увольнение военнослужащего с военной службы за совершение коррупционного правонарушения? По всем признакам речьидет о дисциплинарной ответственности, на что указывают авторы многочисленных публикаций по данной проблематике. Однако из норм Федерального закона «О статусе военнослужащих»[2]и Дисциплинарного уставаВооруженных СилВС РФ[4]такой вывод не следует, поскольку в них о коррупционных правонарушениях не упоминается. Налицо явное противоречие между двумя основополагающими законодательными актами военного права федеральными законами «О статусе военнослужащих»[2]и «О воинской обязанности и военной службе»[1].Явным недоразумением выглядит и тот факт, что в перечне грубых дисциплинарных проступков, указанных в ст.28.5Федерального закона «О статусе военнослужащих»[2], отсутствует упоминание о коррупционных правонарушениях, за которые предусмотрена такая строгая мера юридической ответственности, как досрочное увольнение с военной службы.Всвязи с изложенным, для обеспечения эффективного и непротиворечивого правового регулирования вопросов ответственности военнослужащих за коррупционные правонарушения, представляется целесообразным внести в Федеральный закон«О статусе военнослужащих»[2]следующие дополнения:перечень дисциплинарных взысканий, указанных в п.2 ст.28.4, дополнить двумя новыми видами взысканий:

досрочное увольнение с военной службы в связи с утратой доверия;

досрочное увольнение с военной службы в связи с нарушением запретов, ограничений и обязанностей, связанных с прохождением военной службы.Перечень грубых дисциплинарных проступков, указанных в ст.28.5, дополнить следующим видомтаких проступков: «коррупционное правонарушение, предусмотренное законодательством о военной службе».Соответствующие дополнения должны быть внесены также и в Дисциплинарный уставВооруженных СилРФ[4].Реализацияуказанных предложений позволит, на наш взгляд, упорядочить деятельность воинских должностных лиц, связанную с привлечением военнослужащих к ответственности за коррупционные правонарушения, создать правовые условия для внедрения в практику одного из основополагающих принципов противодействия коррупции обеспечение неотвратимости наказания за коррупцию.

Ссылки на источники1.Российская Федерация. Законы. О воинской обязанности и военной службе [Текст] : федер. закон : [принят Гос. Думой 06 марта 1998 г., № 53ФЗ] // Рос. газ. –1998. –2 апр. (№ 63, 64).2.Российская Федерация. Законы.О статусе военнослужащих [Текст] : федер. закон : [принят Гос. Думой 27 мая 1998 г. №76ФЗ]// Рос. газ. –1998. –2 июня (№ 98).3.Российская Федерация. Постановления. По делу о проверке конституционности подпункта «в» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» в связи с жалобами граждан Р.В.Боскачева, И.В.Овсянникова и Д.А.Савельева» [Текст] : постановление Конституционного Суда РФ : [21 марта 2013г., №6П] // Рос. газ. –2013. –28 марта (№ 71).4.Российская Федерация. Указы. Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации [Текст] : указ Президента РФ : [10 ноября 2007г. №1495]// Собр. законодательства РФ. –2007. –№ 47. –С. 2387.