Роль тренинга в развитии коммуникативных качеств младших школьников

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Канакузина А. Г. Роль тренинга в развитии коммуникативных качеств младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 2936–2940. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970914.htm.
Аннотация. В статье раскрывается потенциал и значимость проведения тренинга в условиях общеобразовательного учреждения, а именно внимание обращается на развитие коммуникативных качеств у младших школьников. Статья посвящена актуальной проблеме: общение играет в жизни каждого очень важную роль, и необходимо начать развивать коммуникативные качества как можно раньше.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Канакузина Альбина Галиаскаровна,студенткаСибайский институт (филиал) Башкирского Государственного Университета,г.Сибайkanakuzina@inbox.ru

Роль тренинга в развитии коммуникативных качеств младших школьников

Аннотация.В статье раскрывается потенциали значимость проведения тренинга в условиях общеобразовательного учреждения, а именно внимание обращается на развитие коммуникативных качеств у младших школьников. Статья посвящена актуальной проблеме: общение играет в жизни каждого очень важную роль и необходимо начать развивать коммуникативные качества как можно раньше. Ключевые слова:психология, тренинг, младший школьный возраст.

Каждый родитель делает все, чтобы их ребенок был успешным и счастливым. Развитие личностных качеств и формирование знаний, умений и навыков происходит в детстве. Много времени ребенок проводит в школе, где очень важно и необходимо уметь общаться. В школе появляются друзья, с которыми нужно находить общий язык, дети начинают проявлять свои таланты и способности. От того какое воспитание ребенок получил в детстве во многом зависит его будущее. На сегодняшний день основной задачей школы является воспитание всесторонне развитой творческой личности, которая сумеет найти свое место в постоянно меняющихся условиях и принимать самостоятельно решения, даже в самых трудных, жизненных ситуациях. Исходя из этого, повышенное внимание следует обращать коммуникативному развитию ребенка. Если вовремя не обратить внимание на развитие коммуникативных качеств у младшего школьник, то с возрастом ситуация может усложниться. Ребенок может стать конфликтной личностью и провоцировать конфликты с одноклассниками и учителями, что в будущем отразится на взаимоотношениях с коллегами по работе. Если ребенок замкнут, он не сможет высказать свою точку зрения, взгляд и мнение. Ему тяжелее будет адаптироватьсяна новом месте, заводить разговор с незнакомыми людьми и создать семью. Поэтому очень важно позаботиться о развитии личностных качеств детей уже с детства. В этом случае применяются тренинги для школьников. Основной задачей тренинга для школьников является оказаниеребенкупомощи в проявлении себя и раскрытии своих способностей, в адаптации и приспособлении к новым условиям, в формировании коммуникативных качеств и умении позитивно разрешать конфликты.Тренинг помогает пережить конфликтные ситуации, обрести душевный покой, понять себя и, сохраняя свое собственное «Я», научится уважать окружающих.Тренинг представляет собой способполучения знаний, который имеет различия от своих аналогов. Различием является то,что все участники тренинга учатся на собственном опыте в настоящиймомент. Намеренносоздается благосклоннаяи доброжелательная обстановка с целью того, чтобы каждый участник могс легкостью и удовольствием заметитьи осознатьсвои плюсы и минусы, достижения и поражения. Тренинг может помочь ребенку понять, какие качества необходимы для жизни. Изза того что проведение тренинга происходит в школе, ребенок не сможет утратить уже сложившиеся в нем позиции и взгляды, а наоборот станет возможным приобрести новые умения и применить их на практике. Развитие и формирование какихлибо качествв ходе происходит по конкретным шагам, где они анализируются и проверяются в такой обстановке, которая близка к действительности. Таким образом, на тренинге возможнонаучиться гибко и правильно общаться, принимать точкузренияокружающих людей, что очень полезно в жизни и творческой работе.[1]Изначально в нашей стране появился тренинг общения и поэтому он считается базовой и основной программой для других тренингов. По определению, которое дается в «Большом толковом психологическом словаре» Артура Ребера, тренинг –это любаяучебная программа или набор упражнений, которые разработаныдля того, чтобы в результате их осуществления был получен конечный результат в виде участника тренинга, способного на некоторую определенную реакцию (реакции) или участие в некоторой сложной, требующей умений деятельности.Можно заметить, что это очень широкое определение, и оно подразумевает под тренингомвсевозможноеобучение. Главная мысль этого определения заключается в том, что тренинг —это тренировка,результатом являетсянаработка навыков и умений.

В настоящее время программа тренинга может бытьразработана под любую проблему, которая является актуальной в современном мире. Тренинг в переводе с английского означает «воспитывать», «обучать» и является своеобразным методом интерактивного обучения и помогает в формировании определенных умений, навыков и знаний, необходимые для дальнейшего роста.

В «Психологическом словаре»социальнопсихологический тренинг определяется как «область практической психологии, направленнаяна применениеактивных методов групповой психологической работы с целью развитиякомпетентности в общении». [3]Тренинг для младших школьников подразумеваетсякакпомощьи поддержкадетям в формированииразличныхнавыков и личностных качеств. Психологические тренингипо развитию коммуникативных качествпомогаютребенкупреодолеть собственную робость и, конечно, учат заводить разговорс другими людьми. Тренинг –это своего родаформа работы с потенциалами, правилами и ограничениями, в результате которых человеку присваиваются новые навыки и возможности. Управление человеческими ресурсами, их обучение, формирование необходимых качеств –процесс сложный и продолжительный. Кромевсего, тренинговый эффект возникает не всегда сразу после окончания тренинга. В таких случаях возникает вполне логичный и обоснованный вопрос: Был ли тренинг эффективен? На эффективностьтренинга влияют несколько факторов: мастерство тренера; наличие качественной программы тренинга и ее реализация; заинтересованность детейв получении результатов и т.д. Тренер —не значит преподаватель. Тренеру не нужно быть лучше и обойти участников тренингаобразованностью или большим умением. Тренеры должны помогать улучшить результаты, выявляя способствующие этому факторы —независимо от того, известны они были прежде или нет. [4]Многиеродителисмотрятнаэтупроблемуснисходительноиневидятвэтомничегострашного.Нодетивсвоюочередьоченьпереживаютиихбеспокоятсвоикоммуникативныетрудности.Вмладшемвозрастепоявляетсяценностьиинтересобщениясодноклассниками.Дети,которыеимеюттрудностивобщении,становятсяизгоямивклассе,ихнезамечают,унихнебываетдрузей,кихмнениюниктонеприслушивается.Врезультате,уребенкаформируетсянегативноеотношениексебе,появляетсязаниженнаясамооценкаиожидаетсявнутреннийконфликт.Отнавыковконструктивногообщения,приобретенныхвмладшемшкольномвозрасте,зависитблагополучиеличностногоразвития.Оченьважнозаметитьпроблему общениявраннемвозрастеипредпринятьвсевозможныемеры.Дляразвитияиформированиякоммуникативныхкачествсуществуетбольшоеколичествоупражнений,тренингов,тестированийиопросов.Основнаяцельпсихолога –правильно подобрать программу тренинга, после чегосуметь грамотно осуществитьее для учащихся. Очень важно обращать внимание на то, чтобы программатренинга подходила возрастной категории учащихся. Например, занятия, построенные в виде игрового процесса, в основном рассчитаны на тех детей, возраст которых не превышает 10 лет, а беседы –на детей от 10 до 12 лет. При подборе упражнений и материалов нужно обязательно принять во внимание эту информацию, в противном случаепроводимые мероприятия могут не дать ожидаемого конечного результата.Причины неэффективного общения детей могут быть связаны с особенностями развития мотивов, к которым относят недостаточное развитиесоциальных мотивов, плохая ориентированностьна сверстника, на сферу его потребностей и интересов, а также снизкий уровеньразвития необходимых коммуникативных качеств.На первый взгляд может показаться, что у ребенка нет проблем. Однако почтиу каждого ребенка в определенные моменты его жизни возникают некоторые затруднения, связанные с общением. Это не значит, что у него чтото не так. Нельзя обещать, что ребенок сразу научится общаться без конфликтов и стеснения. Но перед психологом ставиться задача помочь ему в этом, сформировать некоторые умения и развить коммуникативные качества,что, несомненно, пригодится ему в реальном общении. Для ребенка это сложныйи длинный путь, но преодолеть его нужно.Для проведения тренинга, целью которого является развить коммуникативные качества и умение действовать с другими людьми, самым важным являетсясоздание благоприятной и комфортной обстановки, основаннойна доверии и взаимоуважении к окружающим.Общение всегда было и будет главным в жизни человека. Проблема общения, как правило, привлекает внимание отечественных психологов, так как человек без умения общаться не сумеет прожить среди людей, развиваться и творить. Отсутствие коммуникативных навыков мешает раскрыть ребенку свои способности, осуществить эффективный учебный процесс, проявить себя среди сверстников, что может привести к неконструктивному общению подростка и появлению отклонений в его социализации. Поэтому важно заметить и искоренить проблему общения как можно раньше.

Ссылки на источники1.Гладышев С. «Как вести себя на тренинге?» Журнал"Обучениеикарьера"№35.2005г.2.Мудрик, A.B. Общение в процессе воспитания / А.В. Мудрик. –М.: Педагогическое общество России, 2011. 320 с.3.

Пузиков В.Г., Технологии ведения тренинга, СПб, «Речь», 2005 г.4.ПолБерч,Тренинг. СПб.:Нева;М.:ОЛМАПРЕССИнвест,2003.