Государственно-частное партнерство: современное состояние и роль в период экономической неустойчивости России
Выпуск:
ART 970920
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Старкова
Ю.
М.,
Лагунова
С.
В. Государственно-частное партнерство: современное состояние и роль в период экономической неустойчивости России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2017. – Т. 39. – С.
2966–2970. – URL:
http://e-koncept.ru/2017/970920.htm.
Аннотация. В данной статье рассматривается сущность государственно-частного партнерства и оценивается его значение для развития экономики страны. Автор акцентирует внимание на актуальных проблемах реализации совместных проектов государства и бизнеса, подчеркивая интересы обеих сторон в ситуации экономического кризиса.
Ключевые слова:
инвестиции, государственно-частное партнерство, экономический кризис, публичный партнер, государственно-частные проекты
Текст статьи
Лагунова Светлана Владимировна,кандидат социологических наук, доцент кафедрыгосударственного имуниципального управления САФУ им. М. В. Ломоносоваdecabr7@mail.ru
Старкова Юлия Михайловна,студентка 3курса кафедры государственного и муниципального управления САФУ им. М. В. Ломоносоваarhstarkova@yandex.ru
Государственночастное партнерство: современное состояние и роль в период экономической неустойчивости России
Аннотация.В данной статье рассматривается сущность государственно–частного партнерства и оценивается его значение для развития экономики страны. Автор акцентирует внимание на актуальных проблемах реализации совместных проектов государства и бизнеса, подчеркивая интересы обеих сторон в ситуации экономического кризиса. Ключевые слова:государственночастное партнерство, публичный партнер, инвестиции,государственно частные проекты, экономический кризис.
На современном этапе в развитияРоссии ключевой проблемойявляется развитие внутренних рыночных отношений. Особенную актуальность данный вопросприобретает с началом периода экономических санкций зарубежных стран. Очевидно,что в неблагоприятных для странывнешних экономических условиях поддержка отечественного предпринимателя становится для государства ключевой задачей. Так, в 2015 году был принят федеральный закон «О государственночастном партнерстве, муниципальночастном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее 224 –ФЗ).Согласно юридической трактовке, государственночастное партнерство(далее –ГЧП), муниципальночастное партнерство(далее МЧП)–это юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, которое осуществляется на основании соглашения о государственночастном партнерстве, соглашения о муниципальночастном партнерстве, заключенных в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления доступности товаров, работ, услуг и повышения их качества [1]. Указанный федеральный законвышел в новой редакции сравнительно недавно, поэтому объективно и наиболее полно оценить его значение можно только через несколько лет.Подчеркнем, что, несмотря на то, что закон регулирует и муниципально –частное партнерство(объединенное наименование органов власти в данном отношении–публичный партнер), врамках данной статьи мы акцентируем внимание, прежде всего, на государстве как партнередля бизнеса.Остановимся на тех преимуществах и недостаткахпринятого закона,которые сегодня отмечают специалисты. Представленная ниже таблица 1 составлена с учетом мненияруководителя MaximaLegal, партнера института развития государственночастного партнёрства Владимира Килинкарова [2].
Таблица 1Преимущества и недостатки ФЗ № 224
Возможности, создаваемые закономОграничения, создаваемые закономМожно структурировать те проекты (ГЧП), включая концессии, в которых право собственности должно принадлежать частному партнеру, причем как с обязательством последующей передачи объекта публичному партнеру Можно обозначить очень ограниченный спектр моделей ПЧП, предусмотренных данным закономПод государственночастными и муниципальночастными партнерствами понимаются проекты, реализуемые исключительно по модели частной собственности на объект инфраструктуры, а все остальное называется концессиями, под которые подпадают как традиционные концессии, так и традиционные проекты ГЧП, основанные на публичной собственностиОбязанность муниципалитетов согласовывать реализацию проектов ГЧП и МЧП с властями субъекта Российской Федерации
Возможность залога объекта ГЧПв целях финансирования проекта, отсутствие требования об обязательности типовых/примерных соглашений, утвержденных постановлениями Правительства РФ (есть в Законе о концессионных соглашениях), регулирование вопросов заключения прямых соглашений (directagreements) с финансирующими организациямиЖесткие сроки заключения соглашений,узкий перечень случаев, когда на стороне публичного партнера могут выступать несколько публичных субъектов и некоторые другие.Возможность совместной реализации проекта с участием нескольких публичных образованийРеализация проектов в 2016 году было затруднена, так как необходимо было привести в порядок законодательную базу регионов до конца 2016 года.
С одной стороны,Федеральный закон становится гарантом прав и интересов как публичной, так и частной стороны. С другой стороны,содержит ли он в себе необходимые инструменты для реализации предоставления благ и услуг частным партнёром за счет привлечения инвестиций в сферуведения органов государственной власти, органов местного самоуправления? Преследует ли он главную цель государственночастного партнерства, которая заключатся в обеспечении эффективного финансирования, планирования, исполнения и эксплуатации объектов, производств и предоставлении услуг государственного и муниципального сектора?Отметим, что данный закон стал продуктом многолетнегоопыта ГЧП в России. Но как всякий закон, он «сужает» рамки проектов, которые ранее могли считаться формами сотрудничества государства и бизнеса.
Подтвердим данное положение конкретными примерами. Формы партнерских отношений власти и бизнеса, кроме названного закона регулируется и другими нормативно –правовыми актами (Табл.2). Так, ярким примером партнерства власти и бизнеса является создание в Архангельской области социальнопредпринимательской корпорации(далееСПК)"АНДЕГ", которая занимается выловом рыбы и водных биоресурсов в открытых районах Мирового океана и внутренних морских водах сельскохозяйственными товаропроизводителями. В целом, анализ существующей практики и результатов взаимодействия государства и бизнеса показывает, что партнерство позволяет решать достаточно сложные проблемы предоставления социальныхуслуг, развитие транспортной инфраструктуры, эффективного использования ресурсов территории путем создания промышленных кластеров.
Таблица 2Некоторые примеры организационно –правовых форм партнерства власти и бизнеса, регулируемых законодательством (кроме 224ФЗ)
ОрганизационноправовыеформыПравовое регулированиеКонцессионное соглашениеФедеральный закон №115ФЗ «Оконцессионных соглашениях»Контракт жизненного циклаФедеральный закон № 44ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"Долгосрочный договор на поставку товаров, работ, услуг с инвестиционными обязательствами исполнителяФедеральный закон № 223ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» иположения о закупках соответствующих юридических лицСоздание социальнопредпринимательских корпораций (СПК) сгосударственным ичастным капиталом длясоздания иуправления объектами общественной инфраструктурыГражданский кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ (статья 80)
Полагаем, что реальная практика реализации совместных проектов, а также более детальное изучение опыта зарубежных стран, будет основанием для совершенствования рассматриваемого нами Федерального закона № 224. Важно отметить, что после его принятия в 2015 году,мы можем заметить тенденцию увеличенияпроектов ГЧП и МЧП с 2013 года по 2016 год (Рис. 1) [4].
Рис.1 Динамика роста ГЧП проектов в России.
Объясняя положительную динамику, мы можем назвать ее возможные предпосылки:1)преодоление адаптационного периода после принятия ФЗ№224, а также усовершенствования законодательной базы на федеральном, региональном и муниципальном уровне;2)озабоченность субъектов РФпо поводусвоей позиции в рейтинге регионов по уровню развития ГЧП, что стимулирует активность региональной власти;3)ослабление факторов кризисного периода в 2016 году по сравнению с предыдущим, 2015, годом[5].Государственночастное партнерство создает конкретные модели отношений собственности, выстраивает методы управления и способы финансирования. В этой связи проекты ГЧП предполагают не только объединение ресурсов государства и бизнеса, но и определение набора правомочий сторон в соответствии с критерием эффективности использования этих ресурсов [6].Наиболее востребованной отраслью государства в области проектирования ГЧП является коммунальноэнергетическая сфера [7]. Полагаем, что высокая доля проектов на условиях партнерства, например, в сфережилищнокоммунального хозяйства объясняется разработанной нормативно –правовой базой.Также стоит отметить то, что требуемые расходы на реформы жилищнокоммунального хозяйства требуют привлечения капиталовложений в объемах, существенно превосходящих возможности бюджетов соответствующих уровней.
Рис. 2База проектов ГЧП1.
Любое партнерство основывается на принципах и взаимовыгодных условиях, которые являются необходимым механизмом для эффективного сотрудничества и государства. Для экономического роста России выгоды способствуют к повышению заинтересованности ГЧП как со стороны бизнеса, так и государства. По мнению автора, выгодные стороны соглашения ГЧП и МЧП являютсястимулом для привлечения частных инвестицийс целью улучшениясоциальноэкономического положения страны. Так, для публичного сектора мы можем выделить такиепреимущества, как: возможность привлечь частного инвестора кфинансированию создания объекта позволяет реализовывать инфраструктурные проекты даже вусловиях отсутствия бюджетных средств, посути, «врассрочку» безувеличения долговой нагрузки;возможность объединения врамках одного проекта различных этапов (проектирование, строительство иэксплуатация) позволяет повысить качество создаваемого объекта иснизить риски завышения стоимости строительства иэксплуатациивозможность приобретать необъект, ауслугу свыплатами, привязанными кобъему икачеству ее оказания, чтотакже способствует развитию конкуренции нарынке социально значимых услуг.Партнерство прежде всего обязывает обе стороны нести ответственность за выполнение условий контракта. При разработке и реализации проявляется конкуренция среди частных компаний за участие в осуществлении проектов, что может являться преимуществом для публичной стороны (в данном случае –государства)с целью снижения затрат и выбора наиболее эффективного конкурента. На практике частный сектор также имеет ряд выгодных условий в процессе соглашения с государством: 1по состоянию на 09.04.2017 год.возможность переложить часть рисков выручки напубличного партнера (применение: минимальной гарантии доходности, платы задоступность идругих механизмов гарантии возвратности)возможность инвестировать вдолгосрочный проект сфиксированной доходностью подгарантии/обязательства государства;возможность увеличивать свою выручку попроекту засчет оказания дополнительных платных услуг и/илиприменения различных решений, снижающих затраты.В целом, предприниматели, сотрудничающие с государством, получают права пользования и распоряжения государственным имуществом, а, следовательно, получают возможность извлечения большей прибыли.По мнению директора региональной программы Независимогоинститута социальной политики Н.В.Зубаревич[8], одним из очевидных проявленийтекущего экономического кризиса в России является спад инвестиций.Это естественно, так как частныйинвестор просчитываетриски, так как в любой момент могут измениться политические и экономические условия. Среди наиболее актуальных рисков, которые влияют на приток частных инвестицийв экономику, можно выделить: Неполучение платежей, обеспечивающих гарантию минимальной доходности;Падение выручки вследствие снижения объема оказания услуг;Падение выручки вследствие неплатежей со стороны потребителей услуг;Срыв срока проектирования объекта;Увеличение затрат на создание за счет роста курсавалюти т.д.Перечисленные риски, как правило,увеличиваются в период кризисных ситуаций. Если ранее, например, в 2008 году у государства были средства для поддержания бизнеса и населения (объясняемые ценами на энергоносители), то сегодня ситуация иная. В новых стрессовых экономических условияхгосударственный бюджетне в состоянии справиться с ситуацией, поэтому, содной стороны, сокращаются социально важные расходы, с другой идет активный поиск инструментов привлечения частного капитала для развития экономики и решения государственных задач.Важныйвопрос для органов власти всех уровней
как же привлечь инвестициив экономику (что само по себе способствует выходу из кризиса), если риски для бизнеса очевидны?Нам представляется, государственно –частное партнерство это один извозможных способовпредоставления некихгарантий бизнесу в условиях ситуации неопределенности.Как считает Н.В. Зубаревич, каждый регион должен определить свои конкурентные преимущества, чтобы эффективно расходовать средства для их «усиления»иустранять барьерыдля инвестора, готового участвовать в проектах власти.Ясно сформулированная политика выхода из экономического кризиса поможет выработать строгие механизмы и методики привлечений частного капитала. При этом, государственно –частное партнерство требует,как достаточной широкой информационной кампании, так и созданияинфраструктуры своего развития, которую мы представили на Рис.3.Очевидно, что уже сегодня необходимо обобщение имеющегося опыта, мониторинг возникающих проблем при реализацииФЗ № 244, подготовка компетентных специалистов, способных работать на консультационных площадках для бизнеса, готового ксотрудничеству с властью. Публичный партнер, на наш взгляд, должен обеспечить широкое информационное сопровождение, так как доступ к взаимовыгодным проектам должен быть у всех потенциально готовых к сотрудничеству бизнес структур, иначе мы можем столкнуться с лоббированием интересов отдельных фирм.
Рис.3 Формы популяризацииГЧП и МЧП
Подводя итоги, отметим, чтоконструктивное взаимодействиепубличного партнера и частного бизнеса обусловленореальной ситуацией в экономике.Как отмечал Владимир Путин преодолеть неблагоприятную экономическую конъюнктуру, выйти на устойчивую траекторию роста можно только через партнерство государства и бизнеса, через общее понимание стратегических задач страны и учет взаимных интересов[9].
Ссылки на источники1.Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 224ФЗ "О государственночастном партнерстве, муниципальночастном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";2.Юридическая фирма «Максима Лигал» [Электронный ресурс]. URL: http://maximalegal.ru/ru/materials/lawreviews/prinyatzakonogosudarstvennochastnompartnerstve#sthash.gxmjDsBS.LF28UoGj.dpbs [Дата обращения: 09.03.2017];3.Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 224ФЗ "О государственночастном партнерстве, муниципальночастном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";4.Исследование «Государственночастное партнерство в России 2016–2017: текущее состояние и тренды, рейтинг регионов» / Ассоциация «Центр развития ГЧП». –М.: Ассоциация «Центр развития ГЧП», 2016. –32 с;5.КочетковаC.А., МоисееваИ. В.; под общей ред. С. А. Кочетковой. Структурная модель государственночастного партнёрства в стратегическом управлении регионом: монография / –М.: Издательский дом Академии Естествознания, 2016. –132 с.;6.Савченко И.И., Сидорова Н.Г., Кочева Е.В., МатевН.А., Государственночастное партнерство в России: современное состояние и проблемы развития // Вестник ТГЭУ. 2015. №1 [73]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennochastnoepartnerstvovrossiisovremennoesostoyanieiproblemyrazvitiya [дата обращения: 14.11.2016];7.Единая информационная система государственночастного партнерства в Российской Федерации [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.pppi.ru/ [Дата обращения: 09.04.2017].8.Новая газета [Электронный ресурс]. URL: https://www.novayagazeta.ru/articles/2016/11/18/70588 [Дата обращения: 17.04.2017];9.Путин сегодня [Электронный ресурс]. URL: http://www.putintoday.ru/archives/9717 [Дата обращения: 17.04.2017].
Старкова Юлия Михайловна,студентка 3курса кафедры государственного и муниципального управления САФУ им. М. В. Ломоносоваarhstarkova@yandex.ru
Государственночастное партнерство: современное состояние и роль в период экономической неустойчивости России
Аннотация.В данной статье рассматривается сущность государственно–частного партнерства и оценивается его значение для развития экономики страны. Автор акцентирует внимание на актуальных проблемах реализации совместных проектов государства и бизнеса, подчеркивая интересы обеих сторон в ситуации экономического кризиса. Ключевые слова:государственночастное партнерство, публичный партнер, инвестиции,государственно частные проекты, экономический кризис.
На современном этапе в развитияРоссии ключевой проблемойявляется развитие внутренних рыночных отношений. Особенную актуальность данный вопросприобретает с началом периода экономических санкций зарубежных стран. Очевидно,что в неблагоприятных для странывнешних экономических условиях поддержка отечественного предпринимателя становится для государства ключевой задачей. Так, в 2015 году был принят федеральный закон «О государственночастном партнерстве, муниципальночастном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее 224 –ФЗ).Согласно юридической трактовке, государственночастное партнерство(далее –ГЧП), муниципальночастное партнерство(далее МЧП)–это юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, которое осуществляется на основании соглашения о государственночастном партнерстве, соглашения о муниципальночастном партнерстве, заключенных в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления доступности товаров, работ, услуг и повышения их качества [1]. Указанный федеральный законвышел в новой редакции сравнительно недавно, поэтому объективно и наиболее полно оценить его значение можно только через несколько лет.Подчеркнем, что, несмотря на то, что закон регулирует и муниципально –частное партнерство(объединенное наименование органов власти в данном отношении–публичный партнер), врамках данной статьи мы акцентируем внимание, прежде всего, на государстве как партнередля бизнеса.Остановимся на тех преимуществах и недостаткахпринятого закона,которые сегодня отмечают специалисты. Представленная ниже таблица 1 составлена с учетом мненияруководителя MaximaLegal, партнера института развития государственночастного партнёрства Владимира Килинкарова [2].
Таблица 1Преимущества и недостатки ФЗ № 224
Возможности, создаваемые закономОграничения, создаваемые закономМожно структурировать те проекты (ГЧП), включая концессии, в которых право собственности должно принадлежать частному партнеру, причем как с обязательством последующей передачи объекта публичному партнеру Можно обозначить очень ограниченный спектр моделей ПЧП, предусмотренных данным закономПод государственночастными и муниципальночастными партнерствами понимаются проекты, реализуемые исключительно по модели частной собственности на объект инфраструктуры, а все остальное называется концессиями, под которые подпадают как традиционные концессии, так и традиционные проекты ГЧП, основанные на публичной собственностиОбязанность муниципалитетов согласовывать реализацию проектов ГЧП и МЧП с властями субъекта Российской Федерации
Возможность залога объекта ГЧПв целях финансирования проекта, отсутствие требования об обязательности типовых/примерных соглашений, утвержденных постановлениями Правительства РФ (есть в Законе о концессионных соглашениях), регулирование вопросов заключения прямых соглашений (directagreements) с финансирующими организациямиЖесткие сроки заключения соглашений,узкий перечень случаев, когда на стороне публичного партнера могут выступать несколько публичных субъектов и некоторые другие.Возможность совместной реализации проекта с участием нескольких публичных образованийРеализация проектов в 2016 году было затруднена, так как необходимо было привести в порядок законодательную базу регионов до конца 2016 года.
С одной стороны,Федеральный закон становится гарантом прав и интересов как публичной, так и частной стороны. С другой стороны,содержит ли он в себе необходимые инструменты для реализации предоставления благ и услуг частным партнёром за счет привлечения инвестиций в сферуведения органов государственной власти, органов местного самоуправления? Преследует ли он главную цель государственночастного партнерства, которая заключатся в обеспечении эффективного финансирования, планирования, исполнения и эксплуатации объектов, производств и предоставлении услуг государственного и муниципального сектора?Отметим, что данный закон стал продуктом многолетнегоопыта ГЧП в России. Но как всякий закон, он «сужает» рамки проектов, которые ранее могли считаться формами сотрудничества государства и бизнеса.
Подтвердим данное положение конкретными примерами. Формы партнерских отношений власти и бизнеса, кроме названного закона регулируется и другими нормативно –правовыми актами (Табл.2). Так, ярким примером партнерства власти и бизнеса является создание в Архангельской области социальнопредпринимательской корпорации(далееСПК)"АНДЕГ", которая занимается выловом рыбы и водных биоресурсов в открытых районах Мирового океана и внутренних морских водах сельскохозяйственными товаропроизводителями. В целом, анализ существующей практики и результатов взаимодействия государства и бизнеса показывает, что партнерство позволяет решать достаточно сложные проблемы предоставления социальныхуслуг, развитие транспортной инфраструктуры, эффективного использования ресурсов территории путем создания промышленных кластеров.
Таблица 2Некоторые примеры организационно –правовых форм партнерства власти и бизнеса, регулируемых законодательством (кроме 224ФЗ)
ОрганизационноправовыеформыПравовое регулированиеКонцессионное соглашениеФедеральный закон №115ФЗ «Оконцессионных соглашениях»Контракт жизненного циклаФедеральный закон № 44ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"Долгосрочный договор на поставку товаров, работ, услуг с инвестиционными обязательствами исполнителяФедеральный закон № 223ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» иположения о закупках соответствующих юридических лицСоздание социальнопредпринимательских корпораций (СПК) сгосударственным ичастным капиталом длясоздания иуправления объектами общественной инфраструктурыГражданский кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ (статья 80)
Полагаем, что реальная практика реализации совместных проектов, а также более детальное изучение опыта зарубежных стран, будет основанием для совершенствования рассматриваемого нами Федерального закона № 224. Важно отметить, что после его принятия в 2015 году,мы можем заметить тенденцию увеличенияпроектов ГЧП и МЧП с 2013 года по 2016 год (Рис. 1) [4].
Рис.1 Динамика роста ГЧП проектов в России.
Объясняя положительную динамику, мы можем назвать ее возможные предпосылки:1)преодоление адаптационного периода после принятия ФЗ№224, а также усовершенствования законодательной базы на федеральном, региональном и муниципальном уровне;2)озабоченность субъектов РФпо поводусвоей позиции в рейтинге регионов по уровню развития ГЧП, что стимулирует активность региональной власти;3)ослабление факторов кризисного периода в 2016 году по сравнению с предыдущим, 2015, годом[5].Государственночастное партнерство создает конкретные модели отношений собственности, выстраивает методы управления и способы финансирования. В этой связи проекты ГЧП предполагают не только объединение ресурсов государства и бизнеса, но и определение набора правомочий сторон в соответствии с критерием эффективности использования этих ресурсов [6].Наиболее востребованной отраслью государства в области проектирования ГЧП является коммунальноэнергетическая сфера [7]. Полагаем, что высокая доля проектов на условиях партнерства, например, в сфережилищнокоммунального хозяйства объясняется разработанной нормативно –правовой базой.Также стоит отметить то, что требуемые расходы на реформы жилищнокоммунального хозяйства требуют привлечения капиталовложений в объемах, существенно превосходящих возможности бюджетов соответствующих уровней.
Рис. 2База проектов ГЧП1.
Любое партнерство основывается на принципах и взаимовыгодных условиях, которые являются необходимым механизмом для эффективного сотрудничества и государства. Для экономического роста России выгоды способствуют к повышению заинтересованности ГЧП как со стороны бизнеса, так и государства. По мнению автора, выгодные стороны соглашения ГЧП и МЧП являютсястимулом для привлечения частных инвестицийс целью улучшениясоциальноэкономического положения страны. Так, для публичного сектора мы можем выделить такиепреимущества, как: возможность привлечь частного инвестора кфинансированию создания объекта позволяет реализовывать инфраструктурные проекты даже вусловиях отсутствия бюджетных средств, посути, «врассрочку» безувеличения долговой нагрузки;возможность объединения врамках одного проекта различных этапов (проектирование, строительство иэксплуатация) позволяет повысить качество создаваемого объекта иснизить риски завышения стоимости строительства иэксплуатациивозможность приобретать необъект, ауслугу свыплатами, привязанными кобъему икачеству ее оказания, чтотакже способствует развитию конкуренции нарынке социально значимых услуг.Партнерство прежде всего обязывает обе стороны нести ответственность за выполнение условий контракта. При разработке и реализации проявляется конкуренция среди частных компаний за участие в осуществлении проектов, что может являться преимуществом для публичной стороны (в данном случае –государства)с целью снижения затрат и выбора наиболее эффективного конкурента. На практике частный сектор также имеет ряд выгодных условий в процессе соглашения с государством: 1по состоянию на 09.04.2017 год.возможность переложить часть рисков выручки напубличного партнера (применение: минимальной гарантии доходности, платы задоступность идругих механизмов гарантии возвратности)возможность инвестировать вдолгосрочный проект сфиксированной доходностью подгарантии/обязательства государства;возможность увеличивать свою выручку попроекту засчет оказания дополнительных платных услуг и/илиприменения различных решений, снижающих затраты.В целом, предприниматели, сотрудничающие с государством, получают права пользования и распоряжения государственным имуществом, а, следовательно, получают возможность извлечения большей прибыли.По мнению директора региональной программы Независимогоинститута социальной политики Н.В.Зубаревич[8], одним из очевидных проявленийтекущего экономического кризиса в России является спад инвестиций.Это естественно, так как частныйинвестор просчитываетриски, так как в любой момент могут измениться политические и экономические условия. Среди наиболее актуальных рисков, которые влияют на приток частных инвестицийв экономику, можно выделить: Неполучение платежей, обеспечивающих гарантию минимальной доходности;Падение выручки вследствие снижения объема оказания услуг;Падение выручки вследствие неплатежей со стороны потребителей услуг;Срыв срока проектирования объекта;Увеличение затрат на создание за счет роста курсавалюти т.д.Перечисленные риски, как правило,увеличиваются в период кризисных ситуаций. Если ранее, например, в 2008 году у государства были средства для поддержания бизнеса и населения (объясняемые ценами на энергоносители), то сегодня ситуация иная. В новых стрессовых экономических условияхгосударственный бюджетне в состоянии справиться с ситуацией, поэтому, содной стороны, сокращаются социально важные расходы, с другой идет активный поиск инструментов привлечения частного капитала для развития экономики и решения государственных задач.Важныйвопрос для органов власти всех уровней
как же привлечь инвестициив экономику (что само по себе способствует выходу из кризиса), если риски для бизнеса очевидны?Нам представляется, государственно –частное партнерство это один извозможных способовпредоставления некихгарантий бизнесу в условиях ситуации неопределенности.Как считает Н.В. Зубаревич, каждый регион должен определить свои конкурентные преимущества, чтобы эффективно расходовать средства для их «усиления»иустранять барьерыдля инвестора, готового участвовать в проектах власти.Ясно сформулированная политика выхода из экономического кризиса поможет выработать строгие механизмы и методики привлечений частного капитала. При этом, государственно –частное партнерство требует,как достаточной широкой информационной кампании, так и созданияинфраструктуры своего развития, которую мы представили на Рис.3.Очевидно, что уже сегодня необходимо обобщение имеющегося опыта, мониторинг возникающих проблем при реализацииФЗ № 244, подготовка компетентных специалистов, способных работать на консультационных площадках для бизнеса, готового ксотрудничеству с властью. Публичный партнер, на наш взгляд, должен обеспечить широкое информационное сопровождение, так как доступ к взаимовыгодным проектам должен быть у всех потенциально готовых к сотрудничеству бизнес структур, иначе мы можем столкнуться с лоббированием интересов отдельных фирм.
Рис.3 Формы популяризацииГЧП и МЧП
Подводя итоги, отметим, чтоконструктивное взаимодействиепубличного партнера и частного бизнеса обусловленореальной ситуацией в экономике.Как отмечал Владимир Путин преодолеть неблагоприятную экономическую конъюнктуру, выйти на устойчивую траекторию роста можно только через партнерство государства и бизнеса, через общее понимание стратегических задач страны и учет взаимных интересов[9].
Ссылки на источники1.Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 224ФЗ "О государственночастном партнерстве, муниципальночастном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";2.Юридическая фирма «Максима Лигал» [Электронный ресурс]. URL: http://maximalegal.ru/ru/materials/lawreviews/prinyatzakonogosudarstvennochastnompartnerstve#sthash.gxmjDsBS.LF28UoGj.dpbs [Дата обращения: 09.03.2017];3.Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 224ФЗ "О государственночастном партнерстве, муниципальночастном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";4.Исследование «Государственночастное партнерство в России 2016–2017: текущее состояние и тренды, рейтинг регионов» / Ассоциация «Центр развития ГЧП». –М.: Ассоциация «Центр развития ГЧП», 2016. –32 с;5.КочетковаC.А., МоисееваИ. В.; под общей ред. С. А. Кочетковой. Структурная модель государственночастного партнёрства в стратегическом управлении регионом: монография / –М.: Издательский дом Академии Естествознания, 2016. –132 с.;6.Савченко И.И., Сидорова Н.Г., Кочева Е.В., МатевН.А., Государственночастное партнерство в России: современное состояние и проблемы развития // Вестник ТГЭУ. 2015. №1 [73]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennochastnoepartnerstvovrossiisovremennoesostoyanieiproblemyrazvitiya [дата обращения: 14.11.2016];7.Единая информационная система государственночастного партнерства в Российской Федерации [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.pppi.ru/ [Дата обращения: 09.04.2017].8.Новая газета [Электронный ресурс]. URL: https://www.novayagazeta.ru/articles/2016/11/18/70588 [Дата обращения: 17.04.2017];9.Путин сегодня [Электронный ресурс]. URL: http://www.putintoday.ru/archives/9717 [Дата обращения: 17.04.2017].