Увеличение субсидий для поддержки малого и среднего бизнеса в федеральном бюджете
Выпуск:
ART 970929
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Барановская
Е.
В. Увеличение субсидий для поддержки малого и среднего бизнеса в федеральном бюджете // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2017. – Т. 39. – С.
3011–3015. – URL:
http://e-koncept.ru/2017/970929.htm.
Аннотация. Для государства сектор малых и средних предприятий важен прежде всего потому, что он во многом замещает государство в решении сложных социально-экономических задач, а именно при создании новых рабочих мест, формировании среднего класса, являющегося одним из основных факторов долгосрочной стабильности в экономике любой страны. Кроме того, для правительства малые и средние предприятия – это значительный источник пополнения государственного бюджета, но для этого необходимо обеспечить субъекты предпринимательства на этапе развития своевременным финасированием.
Ключевые слова:
субсидии, государственная поддержка, бюджет, гранты, микропредприятия, муниципальные районы
Текст статьи
Барановская Елена Валерьевна,обучающаяся в магистратуре, ФГБОУ ВО Марийский государственный университет, г. ЙошкарОлаLelya.baranovskaya.88@mail.ru
Научный руководитель:Смирнов Анатолий Анатольевич,докторэкономических наук, профессоркафедры управления малым и средним бизнесом, ФГБОУ ВО Марийский государственный университет, г. ЙошкарОлаan2saa@bk.ru
Увеличение субсидий для поддержки малого и среднего бизнеса в федеральном бюджете
Аннотация.Для государства сектор малых и средних предприятий важен, прежде всего, потому, что он во многом замещает государство в решении сложных социальноэкономических задач, а именно при создании новых рабочих мест, формировании среднего класса, являющимся однимиз основных факторов долгосрочной стабильности в экономике любой страны. Кроме того,для правительства малые и средние предприятия это значительный источник пополнения государственного бюджета, но для этого необходимо обеспечить субъекты предпринимательства на этапе развития своевременным финасированием.Ключевые слова:государственная поддержка, микропредприятия, субсидии, бюджет, гранты, муниципальные районы.
Основу любой рыночной экономике составляет частный сектор, где малые и средние предприятия играют важную роль. Они не требуют крупных стартовых инвестиций, имеют высокую скорость оборота ресурсов, способны быстро и экономно решать проблемы формирования и насыщения рынка потребительских товаров, реструктуризации экономике в условиях ее дестабилизации и ограниченности финансовых ресурсов. Интерес к малым и средним предприятиям в условиях переходного периода исходит из различных ожиданий субъектов политической и экономической жизни, а также значения самих малых и средних предприятий для создания зрелой рыночной экономики.Для государства сектор малых и средних предприятий важен, прежде всего, потому, что он во многом замещает государство в решении сложных социальноэкономических задач, а именно при создании новых рабочих мест, формировании среднего класса, являющимся одним из основных факторов долгосрочной стабильности в экономике любой страны. Кроме того для правительства малые и средние предприятия это значительный источник пополнения государственного бюджета. Основной проблемой в развитии МСП является недостаточное финансирование данной сферы, на основании этого актуальной проблемой является субсидирование субъектов предпринимательства.В начале сентября между Минэкономразвития России и исполнительным органом субъекта РФ заключается Соглашение о предоставлении субсидий из федерального бюджета на развитие МСП, в котором фиксируются объемы и сроки перечисления субсидий субъекту РФ на конкретные мероприятия (90 дней со дня подписания) и порядок предоставления отчетности в Минэкономразвития об использовании федеральных средств. Субсидия предоставляется по заявке региона и при подтверждении фактически выполненных работ и расходования региональных средств на соответствующее мероприятие государственной поддержки субъектов. До конца года субъект РФ должен использовать эти средства. Допускается их освоение в будущем периоде, однако это расценивается как неэффективное использование федеральных средств. Для субъектов МСП это означает, что затраты уже были понесены и есть лишь вероятность их возмещения в конце года. Высвобожденные средства федерального бюджета перераспределяются в другие регионы, что увеличивает асимметрию в субсидировании субъектов РФ и уровне развития МСП в России. В обязательном порядке осуществляется мониторинг и оценка эффективности (результативности) использования субсидий из федерального бюджета. К показателям результативности предоставления субсидий относятся: 1)доля среднесписочной численности работников (безвнешних совместителей), занятых на микропредприятиях, малых и средних предприятиях и у индивидуальных предпринимателей, в общей численности занятого населения; 2)количество субъектов МСП, получивших государственную поддержку; 3)количество субъектов МСП (включая индивидуальных предпринимателей) в расчете на 1 тыс. человек населения субъекта РФ; 4)количество вновь созданных рабочих мест (включая вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей). В случае выявления нарушений использования субсидии Министерство финансов РФ принимает решение о приостановлении или прекращении предоставления субсидии из федерального бюджета субъекту РФ.В связи с разным потенциалом муниципальных районов в Республике Марий Эл разработана методика распределения дотаций бюджетам муниципальных районов (городских округов) на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов.1. Дотации бюджетам муниципальных районов (городских округов) на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов распределяются между бюджетами муниципальных районов (городских округов), объем расчетных доходов которых с учетом распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) из республиканского бюджета Республики Марий Эл ниже объема их расходных обязательств, связанных с решением вопросов местного значения муниципального района (городского округа) (без учета расходных обязательств, финансируемых за счет межбюджетных трансфертов, имеющих целевой характер). 2. Размер дотации бюджету муниципального района (городского округа) на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджета рассчитывается по следующей формуле: Дсбj=Дсб(1)j+Дсб(2)j,
(2)где:Дсбj общий размер дотации бюджету jго муниципального района (городского округа) на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджета;Дсб(1)j размер первой части дотации бюджету jго муниципального района (городского округа) на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджета, распределяемой с целью обеспечения сбалансированности бюджета при утверждении республиканского бюджета Республики Марий Эл на очередной финансовый год;Дсб(2)j размер второй части дотации бюджету jго муниципального района (городского округа) на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджета, распределяемой с целью обеспечения сбалансированности бюджета в процессе исполнения расходных обязательств в текущем финансовом году.3. Размер первой части дотации бюджету муниципального района (городского округа) на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджета рассчитывается по следующей формуле: Дсб(1)j=ПРjРДj,
(3)где:ПРj прогноз расходов бюджета jго муниципального района (городского округа), связанных с решением вопросов местного значения муниципального района (городского округа), на очередной финансовый год (без учета расходных обязательств, финансируемых за счет межбюджетных трансфертов, имеющих целевой характер);РДj расчетные доходы бюджета jго муниципального района (городского округа) с учетом дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности муниципальному району (городскому округу) на очередной финансовый год.Расчетные доходы бюджета jго муниципального района (городского округа) с учетом дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальному району (городскому округу) на очередной финансовый год рассчитываются по следующей формуле: РДj=ПНДj+ПННДj+Дj,
(4)где:ПНДj прогноз налоговых доходов бюджета jго муниципального района (городского округа) на очередной финансовый год;ПННДj прогноз неналоговых доходов бюджета jго муниципального района (городского округа) на очередной финансовый год;Дj размердотации на выравнивание бюджетной обеспеченности бюджету jго муниципального района (городского округа) на очередной финансовый год.4. Размер первой части дотации бюджетам муниципальных районов (городских округов) на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов утверждается настоящим Законом.5. Вторая часть дотации бюджетам муниципальных районов (городских округов) на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов предоставляется муниципальным районам (городским округам) в текущем финансовом году при исполнении расходных обязательств бюджетов на покрытие недостатка собственных доходов бюджетов и компенсацию потерь, возможных в связи со снижением ожидаемых поступлений налоговых и неналоговых доходов по сравнению с прогнозом.Порядок иусловия предоставления второй части дотации бюджетам муниципальных районов (городских округов) на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов из республиканского бюджета Республики Марий Эл устанавливаются Правительством Республики Марий Эл.Размер второй части дотации бюджетам муниципальных районов (городских округов) на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов утверждается Правительством Республики Марий Эл с последующим внесением изменений в настоящий Закон.Данная методика дает возможность спрогнозировать налоговые отчисления и расходы муниципальных районов для полноценного финансирования, учитывая экономическое развитие каждого района.Так как в Республике Марий Эл значительную роль занимает сельское хозяйство, в регионе создаются программы по государственной поддержки агропромышленного комплекса.
Рис. 1 Структура направлений использования грантов
Вывод. Действующий механизм государственной поддержки субъектов МСП несовершенен, «консервирует» сложившуюся пространственную асимметрию уровня развития малого бизнеса и дестимулирует развитие сектора в целом. Государственная поддержка субъектов МСП сегодня не может считаться инструментом региональной политики, не стимулирует развитие малого бизнеса в регионах со слабой предпринимательской активностью. В этой связи необходим поиск «точечных», внутри региональных, направленностимулирующих механизмов государственной поддержки субъектов МСП, способствующих сокращению региональной асимметрии за счет «выравнивания» базовых условий развития МСП для всех территорий.
Ссылки на источники1.Валиева И.Л, Гогицаева Е.Б., ЦомаеваМ.Р. Государственная поддержка малого бизнеса // Актуальные вопросы экономических наук. –2014. № 411. –С. 711.2.Коробов С.А.Развитие системы государственной поддержки и регулирования российского малого и среднего предпринимательства: потенциал ресурсноориентированного подхода // Российское предпринимательство. –2016. –Т.17. № 19. –С. 24512464.3.Пихлер, Х. Малые и средние предприятия. Управление и организация/Ханнс Пихлер, Ханс Й. Пляйтнер, Карл Хайнц Шмидт. –М.: Международные отношения, 2014. –12с.4.Борисова О.В. Государственночастное партнерство как одно из направлений // Финансовый менеджмент. –2016. № 6. –С. 3444.5.Мирошников С.Н., Чаркина Е.С. Актуальные вопросы улучшения инвестиционного климата в регионах России // Российское предпринимательство. –2016. –Т.17. –№ 11. –С. 1311 –1320.6.Смирнов А.А. Управление региональной собственностью / Мар. гос. унт; А.А. Смирнов. –ЙошкарОла, 2014. –С.316.7.Смирнов А.А. Роль инновационной деятельности в развитии экономики регионов/А.А. Смирнов//Инновационное развитие экономики. –Москва, 2012. №2(8) –С.1015.8.Комков, Н. И. Анализ состояния малых предприятий в РФ и условий их развития// Проблемы прогнозирования. –2014. –№ 2. –с. 124139.9.Официальный сайт Федеральной службы государственнойстатистики. Режим доступа [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/10.Министерство экономического развития и торговли Республики Марий Эл [Электронный ресурс]. –Режим доступа: www/mariel.gov.ruприобретение с/х животных56%приобретение с/х техники и оборудования31%приобретение строительных материалов13%направления использования грантов
Научный руководитель:Смирнов Анатолий Анатольевич,докторэкономических наук, профессоркафедры управления малым и средним бизнесом, ФГБОУ ВО Марийский государственный университет, г. ЙошкарОлаan2saa@bk.ru
Увеличение субсидий для поддержки малого и среднего бизнеса в федеральном бюджете
Аннотация.Для государства сектор малых и средних предприятий важен, прежде всего, потому, что он во многом замещает государство в решении сложных социальноэкономических задач, а именно при создании новых рабочих мест, формировании среднего класса, являющимся однимиз основных факторов долгосрочной стабильности в экономике любой страны. Кроме того,для правительства малые и средние предприятия это значительный источник пополнения государственного бюджета, но для этого необходимо обеспечить субъекты предпринимательства на этапе развития своевременным финасированием.Ключевые слова:государственная поддержка, микропредприятия, субсидии, бюджет, гранты, муниципальные районы.
Основу любой рыночной экономике составляет частный сектор, где малые и средние предприятия играют важную роль. Они не требуют крупных стартовых инвестиций, имеют высокую скорость оборота ресурсов, способны быстро и экономно решать проблемы формирования и насыщения рынка потребительских товаров, реструктуризации экономике в условиях ее дестабилизации и ограниченности финансовых ресурсов. Интерес к малым и средним предприятиям в условиях переходного периода исходит из различных ожиданий субъектов политической и экономической жизни, а также значения самих малых и средних предприятий для создания зрелой рыночной экономики.Для государства сектор малых и средних предприятий важен, прежде всего, потому, что он во многом замещает государство в решении сложных социальноэкономических задач, а именно при создании новых рабочих мест, формировании среднего класса, являющимся одним из основных факторов долгосрочной стабильности в экономике любой страны. Кроме того для правительства малые и средние предприятия это значительный источник пополнения государственного бюджета. Основной проблемой в развитии МСП является недостаточное финансирование данной сферы, на основании этого актуальной проблемой является субсидирование субъектов предпринимательства.В начале сентября между Минэкономразвития России и исполнительным органом субъекта РФ заключается Соглашение о предоставлении субсидий из федерального бюджета на развитие МСП, в котором фиксируются объемы и сроки перечисления субсидий субъекту РФ на конкретные мероприятия (90 дней со дня подписания) и порядок предоставления отчетности в Минэкономразвития об использовании федеральных средств. Субсидия предоставляется по заявке региона и при подтверждении фактически выполненных работ и расходования региональных средств на соответствующее мероприятие государственной поддержки субъектов. До конца года субъект РФ должен использовать эти средства. Допускается их освоение в будущем периоде, однако это расценивается как неэффективное использование федеральных средств. Для субъектов МСП это означает, что затраты уже были понесены и есть лишь вероятность их возмещения в конце года. Высвобожденные средства федерального бюджета перераспределяются в другие регионы, что увеличивает асимметрию в субсидировании субъектов РФ и уровне развития МСП в России. В обязательном порядке осуществляется мониторинг и оценка эффективности (результативности) использования субсидий из федерального бюджета. К показателям результативности предоставления субсидий относятся: 1)доля среднесписочной численности работников (безвнешних совместителей), занятых на микропредприятиях, малых и средних предприятиях и у индивидуальных предпринимателей, в общей численности занятого населения; 2)количество субъектов МСП, получивших государственную поддержку; 3)количество субъектов МСП (включая индивидуальных предпринимателей) в расчете на 1 тыс. человек населения субъекта РФ; 4)количество вновь созданных рабочих мест (включая вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей). В случае выявления нарушений использования субсидии Министерство финансов РФ принимает решение о приостановлении или прекращении предоставления субсидии из федерального бюджета субъекту РФ.В связи с разным потенциалом муниципальных районов в Республике Марий Эл разработана методика распределения дотаций бюджетам муниципальных районов (городских округов) на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов.1. Дотации бюджетам муниципальных районов (городских округов) на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов распределяются между бюджетами муниципальных районов (городских округов), объем расчетных доходов которых с учетом распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) из республиканского бюджета Республики Марий Эл ниже объема их расходных обязательств, связанных с решением вопросов местного значения муниципального района (городского округа) (без учета расходных обязательств, финансируемых за счет межбюджетных трансфертов, имеющих целевой характер). 2. Размер дотации бюджету муниципального района (городского округа) на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджета рассчитывается по следующей формуле: Дсбj=Дсб(1)j+Дсб(2)j,
(2)где:Дсбj общий размер дотации бюджету jго муниципального района (городского округа) на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджета;Дсб(1)j размер первой части дотации бюджету jго муниципального района (городского округа) на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджета, распределяемой с целью обеспечения сбалансированности бюджета при утверждении республиканского бюджета Республики Марий Эл на очередной финансовый год;Дсб(2)j размер второй части дотации бюджету jго муниципального района (городского округа) на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджета, распределяемой с целью обеспечения сбалансированности бюджета в процессе исполнения расходных обязательств в текущем финансовом году.3. Размер первой части дотации бюджету муниципального района (городского округа) на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджета рассчитывается по следующей формуле: Дсб(1)j=ПРjРДj,
(3)где:ПРj прогноз расходов бюджета jго муниципального района (городского округа), связанных с решением вопросов местного значения муниципального района (городского округа), на очередной финансовый год (без учета расходных обязательств, финансируемых за счет межбюджетных трансфертов, имеющих целевой характер);РДj расчетные доходы бюджета jго муниципального района (городского округа) с учетом дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности муниципальному району (городскому округу) на очередной финансовый год.Расчетные доходы бюджета jго муниципального района (городского округа) с учетом дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальному району (городскому округу) на очередной финансовый год рассчитываются по следующей формуле: РДj=ПНДj+ПННДj+Дj,
(4)где:ПНДj прогноз налоговых доходов бюджета jго муниципального района (городского округа) на очередной финансовый год;ПННДj прогноз неналоговых доходов бюджета jго муниципального района (городского округа) на очередной финансовый год;Дj размердотации на выравнивание бюджетной обеспеченности бюджету jго муниципального района (городского округа) на очередной финансовый год.4. Размер первой части дотации бюджетам муниципальных районов (городских округов) на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов утверждается настоящим Законом.5. Вторая часть дотации бюджетам муниципальных районов (городских округов) на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов предоставляется муниципальным районам (городским округам) в текущем финансовом году при исполнении расходных обязательств бюджетов на покрытие недостатка собственных доходов бюджетов и компенсацию потерь, возможных в связи со снижением ожидаемых поступлений налоговых и неналоговых доходов по сравнению с прогнозом.Порядок иусловия предоставления второй части дотации бюджетам муниципальных районов (городских округов) на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов из республиканского бюджета Республики Марий Эл устанавливаются Правительством Республики Марий Эл.Размер второй части дотации бюджетам муниципальных районов (городских округов) на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов утверждается Правительством Республики Марий Эл с последующим внесением изменений в настоящий Закон.Данная методика дает возможность спрогнозировать налоговые отчисления и расходы муниципальных районов для полноценного финансирования, учитывая экономическое развитие каждого района.Так как в Республике Марий Эл значительную роль занимает сельское хозяйство, в регионе создаются программы по государственной поддержки агропромышленного комплекса.
Рис. 1 Структура направлений использования грантов
Вывод. Действующий механизм государственной поддержки субъектов МСП несовершенен, «консервирует» сложившуюся пространственную асимметрию уровня развития малого бизнеса и дестимулирует развитие сектора в целом. Государственная поддержка субъектов МСП сегодня не может считаться инструментом региональной политики, не стимулирует развитие малого бизнеса в регионах со слабой предпринимательской активностью. В этой связи необходим поиск «точечных», внутри региональных, направленностимулирующих механизмов государственной поддержки субъектов МСП, способствующих сокращению региональной асимметрии за счет «выравнивания» базовых условий развития МСП для всех территорий.
Ссылки на источники1.Валиева И.Л, Гогицаева Е.Б., ЦомаеваМ.Р. Государственная поддержка малого бизнеса // Актуальные вопросы экономических наук. –2014. № 411. –С. 711.2.Коробов С.А.Развитие системы государственной поддержки и регулирования российского малого и среднего предпринимательства: потенциал ресурсноориентированного подхода // Российское предпринимательство. –2016. –Т.17. № 19. –С. 24512464.3.Пихлер, Х. Малые и средние предприятия. Управление и организация/Ханнс Пихлер, Ханс Й. Пляйтнер, Карл Хайнц Шмидт. –М.: Международные отношения, 2014. –12с.4.Борисова О.В. Государственночастное партнерство как одно из направлений // Финансовый менеджмент. –2016. № 6. –С. 3444.5.Мирошников С.Н., Чаркина Е.С. Актуальные вопросы улучшения инвестиционного климата в регионах России // Российское предпринимательство. –2016. –Т.17. –№ 11. –С. 1311 –1320.6.Смирнов А.А. Управление региональной собственностью / Мар. гос. унт; А.А. Смирнов. –ЙошкарОла, 2014. –С.316.7.Смирнов А.А. Роль инновационной деятельности в развитии экономики регионов/А.А. Смирнов//Инновационное развитие экономики. –Москва, 2012. №2(8) –С.1015.8.Комков, Н. И. Анализ состояния малых предприятий в РФ и условий их развития// Проблемы прогнозирования. –2014. –№ 2. –с. 124139.9.Официальный сайт Федеральной службы государственнойстатистики. Режим доступа [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/10.Министерство экономического развития и торговли Республики Марий Эл [Электронный ресурс]. –Режим доступа: www/mariel.gov.ruприобретение с/х животных56%приобретение с/х техники и оборудования31%приобретение строительных материалов13%направления использования грантов