Социально-культурные программы, направленные на решение современных проблем молодежи стран БРИКС

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Панина А. В. Социально-культурные программы, направленные на решение современных проблем молодежи стран БРИКС // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 3046–3050. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970936.htm.
Аннотация. Данная статья рассказывает об основных программах стран БРИКС, которые направлены на содействие занятости молодежи. В ней представлены самые крупные и успешные программы. В работе проводится их анализ, а также предлагаются выводы об их эффективности. Статья будет полезна людям, интересующимся политикой занятости молодого населения, и будет являться наглядным пособием при разработке подобных программ.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Панина Алена Васильевна, студентка 1 курса магистратуры, Дальневосточный Федеральный Университет, г.Владивостокleola95@yandex.ru

Социальнокультурные программы,направленные на решение современных проблем молодежи стран БРИКС

Аннотация.Данная статья рассказывает об основных программах стран БРИКС, которые направлены на содействие занятости молодежи. В ней представлены самые крупные и успешные программы. В работе проводится их анализ, а также предлагаются выводы об их эффективности. Статья будет полезна людям, интересующимся политикой занятости молодого населения и будет являться наглядным пособием при разработке подобных программ. Ключевые слова:Социальнокультурные программы, проблемы молодежи, занятость, безработица, страны БРИКС.

Политические, экономические и социальные изменения предшествующих десятилетий породили комплекс сложнейших проблем социальнокультурного характера, в большинстве своем касающихся духовных и общественных ресурсов развития общества –молодого поколения. Молодежь имеет все большее значение в социальнокультурной, политической и экономической сферах развития общества, создавая новую альтернативную культуру, развивая свои стереотипы мышления, жизненные стили, постигая меняющееся общество и показывая психологическую готовность к восприятию перемен во всех сферах жизнедеятельности.Молодое поколение, как социальнодемографическая категория, имеет присущие только ей качества, образующиеся из самой её объективной сущности. Эти качества появляются благодаря положению молодого поколения в обществе в процессе воспроизводства социальной структуры. Противоречия, возникающие внутри данного явления и есть причина целого ряда свойственных только молодежи проблем, главная из которых безработица.На фоне всех общественных преобразований молодое поколение оказалось сегодня самой социально уязвимой частью общества, не обладающей возможностями для своего полноценного развития. Остро уменьшается социальнопрофессиональное положение молодого поколения. Существует явное противоречиемежду стремлением молодежи к рынку труда и повышающимся осмыслением неосуществимости данного стремления в условиях следования декларируемых социумом требований, а также структурными аспектами общества, к которым относят нищету, социальное неравенство, положение на рынке труда и дискриминацию. Возрастает безработица молодёжи: череда экономических кризисов уменьшили возможности трудовой самореализации и область использования квалифицированной рабочей силы в массовых профессиях. Отсутствие спроса весьма большого трудового потенциала современной молодежи грозит тяжелыми социальными последствиями.Наиболееострымисоциальнымипроблемамиявляются:социальнаяиэкономическаянезащищённостьмолодёжи;отсутствиеусловий,способствующихсоциальнойвостребованностиипродвижениямолодогочеловеканавсехэтапахегожизненногоразвития,гарантийсоциальнойзанятостииосуществленияправанатруд,образование,культурноеразвитие;отсутствиеусловийдляобщественнойвостребованностисамодеятельнойактивностимолодогопоколения;социальнаянеадаптированностьмолодыхлюдей,испытывающихтрудностивреализацииправанаучастиевобразовательной,трудовойикультурнойдеятельности.Усугубление целого ряда проблем молодого поколения приводит к тому, что молодежь, традиционно осуществляющая в культуре инновационные функции, постепенно становится деструктивным фактором в системе индивидуального и коллективного существования. Поляризация молодежной среды по материальному положению порождает увеличение индивидуализма. Происходит разрушение традиционных убеждений и обычаев, возрастает правовой и нравственный нигилизм, индивидуализм в его наиболее крайних формах выражения (насилие, агрессивность, вандализм). Отрицательное отношение молодого поколения к культуре, истории, традициям и наряду с этим частое заимствование образа жизни западной культуры и ее ценностей увеличивают конфронтацию между поколениями, поднимая проблему «отцов и детей» и выводя ее с семейнобытового уровня на государственный уровень. Возрастание влияния социальнокультурной деятельности в современный исторический период обусловлено тем, что удовлетворение духовных потребностей и интересов молодежи основано на принципах рыночных отношений. Сложность процесса развития молодежи посредством влияния социальнокультурнойдеятельности заключается в огромном значении образа жизни.Говоря о роли и значимости молодого поколения в современном мире, следует заметить, что она является «группой риска», которой требуется помощь от государственных и негосударственных ведомств. В сегодняшних условиях нестабильности существующие концепции социальной интеграции не всегда дают желаемый результат. Существует потребность в выработке новых моделей социальной интеграции молодежи, которые обеспечили бы в рамках молодежной политики реализациювоспроизводственного, инновационного потенциала молодежи ведь ей необходима реальная помощь в содействии занятости с применением соответствующих социальных технологий на интернациональном, национальном и местном уровнях.Социальное проектирование является конструирующим фактором молодежной политики, его элементы включают в себя решение проблем социального предвидения, прогнозирования, планирования, выдвижения гипотез, обоснования действий, моделирования, рекомендации, способы внедрения.В 2006 годубыла создана неформальное межгосударственное объединение стран БРИКС. На современном этапе страны БРИКС являются наиболее быстро развивающимися крупными государствами благодаря их экономическому росту, а также немалого числа полезных для мировой экономикиресурсов. На страны БРИКС приходится 26% всех земель, 42% всего населения (2,83 млрд. человек) и 27% мирового ВВП. Преградой для повышения темпов экономического роста представляет низкая стоимость труда, причиной которого является большое количество народонаселения стран БРИКС [1].

Неспособность интегрировать молодежь на рынок труда имеет последствия, как для молодежи и их семей, так и для будущего процветания и развития страны.Существует растущее осознание среди стран по всему миру, международного сообщества и международных учреждений о важности этого важного ресурса и смягчения тяжелых экономических и социальных издержек молодежной безработицы и неполной занятости.Поскольку страныучастницы БРИКС имеют потенциал, чтобы стать крупнейшим экономическим блоком к 2050 году, они объединились, наладили сотрудничество и взаимопомощь. Впоследствии, защита молодежи и содействие рабочих мест стали ведущими областями в их растущей социальной политике, которая поднималась во времена проведения саммитов, как в 2009, 2010 и 2011, так и на самых последних 2015, 2016 гг. Приверженность к защите молодежи привела к появлению двух новых областей сотрудничества: политический диалог среди молодежи БРИКС и сотрудничество в области народонаселения [2]. В 2013 ЮжноАфриканская республика предложила создание молодежного фонда занятости БРИКС с целью увеличения инвестиций для борьбы с безработицей среди молодежи в странах БРИКС преимущественно через техническое и профессиональное образование, подготовку кадров и обмен между странами [3]. В связи с этим страны БРИКС, включая РФ находятся на этапе модернизации своих политических установок, усиления направленности на будущее, которое необходимо строить сегодня благодаря инвестициям в самый большой кластер общества –молодежь. Таккак страны БРИКС имеют много общего, необходимо не упускать возможность преемственности положительного опыта со дружественных стран и применять его в условиях Российских реалий.Наиболее эффективным способом управления и планирования на современном этапе принято проектирование, представленное разнообразными вариантами социальнокультурных программ, обеспечивающих креативность, многоканальное финансирование, четкую координацию, разнообразных участников их реализации, целевую направленность. Об этом говорит мировой и национальных опыт реализации социальнокультурных программ по содействию занятости молодежиТаким образом, актуальность настоящей работы обусловлена тем, что в современном социуме существует несоответствие, которое состоит в желании молодежи занять собственную нишу на рынке труда и в нехватке эффективных механизмов содействия занятости молодого поколения и осуществлении данного устремления; необходимость критического осмысления теоретических разработок и рекомендаций в области совершенствования социальнокультурного проектирования в решении культурных проблем молодежи; отсутствием исследований, вскрывающих сегодняшнее состояние социальнокультурного проектирования молодежной среды стран БРИКС, которые могут служить интересным опытом для разработки социальных программ, позволяющих сократить показатель безработицы молодежи России.Теоретической базой работы послужили исследования современных российских и зарубежных ученых: Павленок П.Д., Оганян К, Целищева З.А., Liu L., Arruda P.L., Sheldon P., Yiqiong Li и другие. Вопросы молодежной занятости активно обсуждаются в таких международных организациях как ООН и МОТ. Вместе с тем, анализа социальных программ содействия занятости молодежи стран БРИКС не проводилось. Следовательно, целью работы является –анализ социальных программ содействия занятости молодежи стран БРИКС.Мы выделили пять основных видов социальных программ содействия занятости молодежи:1) Профессиональная подготовки и переподготовка;2) Стажировки;3) Программы развития предпринимательства;4) Общественные работы, и программы, создающие массовые рабочие места;5) Субсидии на трудоустройство и льготное кредитование.Анализ социальных программ выявил широкий спектр политических и программных инициатив в Бразилии, которые посвящены расширению возможностей для молодежи. Бразилия активно инвестирует в образовательные программы. Согласно ее Многолетнему плану на 20122015 гг., существует 16 федеральных программ, ориентированных на молодежь. Одна из ее ведущих учебных программ –Национальная программа по обеспечению доступа к техническому образованию и занятости (PRONATEC), направлена на увеличение количества учебных программ в проверенных качественных институтах, таких как Федеральная профессиональная и научнотехническая образовательная школа [4].Она также заключила соглашение с Национальной службой обучения, которая предлагает качественные бесплатные курсы, которые были бы недоступны бедному населению, если бы не программа. Она не только полностью финансирует бесплатные учебные курсы для малоимущих, но также включает в себя гранты на обучение, которые предоставляют молодым людям доступ к платным учебным курсам [Там же]. Помимо этого, есть еще много возможностей в исследовании перспектив увеличения дорогостоящих закупок продовольствия для молодых рабочих на селе [5].Российская Федерация также применяет политику снижения уровня безработицы среди молодежи, но путем применения программ, ориентированных на все категории граждан. Их текущая структура, адресность и механизмы финансирования не соответствуют ситуации на рынке труда, где уровень безработицы среди молодежи в три раза выше, чем среди взрослого населения. В целом в России присутствуют все виды социальных программ. Активно развивается программы содействия предпринимательству с целью самозанятости.В отличие от других стран БРИКС, российские инициативы очень ограничены в прогрессивных механизмах установления экономических ориентиров и до сих пор не хватает возможностей предоставления льгот лицам, особенно в них нуждающихся[6]. Однако, основным отличием от рассматриваемых стран, является то, что в России высокая безработица среди молодежи наблюдается при дефиците трудовых ресурсов.

Что касается Индии и ее обширных социальных программ, наш анализ сосредоточен на программе MGNREGA, которая, как и многие другие инициативы, приносит пользу молодежи без отдельной фокусировки на ней. Она ориентирована на бедное и уязвимое население, и гарантирует не менее 100 дней неквалифицированного труда в домашнем хозяйстве [7]. Главная проблема, которую надо преодолеть в Индии –это отсутствие обучения в качестве необходимого дополнения кредитных программ и программ содействия занятости. В целом, многим Индийским программам и инициативам не хватает интеграции (объединению в одно целое). Кроме того, отсутствуют общенациональные исследования по оценке результативности данных программ [1]. Не удивительно, что программы имеют весьма различные результаты в различных регионах страны.В случае с Китаем, наше основное внимание было ориентированно на программу Yigongdaizhen«Предложение рабочих мест для снижения безработицы». Она показала, что, как и Россия, Китай имеет серьезные проблемы с занятостью, в основе которых лежит региональное неравенство. Тем не менее, в отличие от России, эти проблемы более усугубляются большим количеством людей, ищущих работу, мигрирующих из сельских районов в городские центры [8]. В Китае неравенство по географическому признаку и его влияние на занятость молодежи также отличаются от Российского т.к. система социальной защиты Китая занимается вопросами несоответствия требуемой квалификации и направлена на ликвидацию неформальных систем социальной защиты (например, на уровне семьи и общества). Это было связано с существующей до 2015 года социальной программой по ограничению рождения детей –система Хоку (Hoku). Таким образом, для повышения качества человеческого капитала до уровня второй половины 20го века, Китаю нужно будет прилагать активные усилия по обеспечению общенациональной социальной политики под управлением центрального правительства [9].Среди всех стран БРИКС, ЮжноАфриканская республика сталкивается с наиболее серьезными проблемами в части безработицы среди молодежи. Тем не менее, она делает значительные успехи на пути к созданию целевой молодежной политики с помощью социальных программ приносящих прямой доход. EPWP предполагает наличие квотируемых вакансий (позиций) для молодых людей, равно, как и обучение на рабочем месте. Расширение программы является разумной стратегией, способствующей занятости молодежи и укреплению неформальных сетей социальной защиты, которые могут смягчить высокий уровень безработицы. Теперь, когда программа собирается войти в третью фазу, сценарий, кажется, очень благоприятным для реализации рекомендаций, которые были выдвинуты в ходе последних исследований по мониторингу и оценке ее воздействия [10].Подводя итоги необходимо заметить, что несмотря на важность программ общественных работ в борьбе с бедностью, особенно среди молодых людей, они имеют незначительное воздействие на повышение производительности труда.В действительности эти программы специально разрабатываются, чтобы нанимать неквалифицированную рабочую силу в низко производительных видах деятельности. В это же время программы обучения и кредитования имеют потенциал, стимулирующий производительность труда в сферах, где программы общественных работ показывают плохие результаты. Однако попрежнему не хватает тщательных, системных исследований по результатам воздействия программ, что затрудняет оценку успешности программ по увеличению человеческого капитала. Во многих случаях программы только компенсируют, либо попытаются компенсировать, нехватку базового образования. Кроме того, многие учебные программы не соответствуют спросу на молодежном рынке труда. Но, обучение на рабочем месте более предрасположенок увеличению производительности труда, чем автономное обучение в классе. Существует необходимость ориентации программ на практическую значимость, то есть опыт работы молодых людей, их профессиональную квалификацию, а также на наиболее незащищенную молодежь. Молодежь не однородна. Конкретные группы людей, такие как молодые люди с ограниченными возможностями, молодежь коренных народов, демобилизованные солдаты, молодые трудящиесямигранты и другие социально уязвимые группы молодежи, более склонны к безработице и неполной занятости.Целевые интервенции, чтобы захватить неблагополучную молодежь, необходимы.В целом, анализ инициатив стран БРИКС в современных демографических и рыночных условиях предполагает, что ориентированные на молодежь социальные программы действительно могут играть роль в улучшении рынка труда, содействовать благоприятному воздействию и потенциально увеличить выгоды от изменения демографического состава. Естественно, такие результаты являются гораздо более эффективными, если социальные программы, направленные на молодежь подкреплены мощным набором универсальных базовых услуг и более сильной экономикой, как это показано в случае Бразилии, России и Китая. Опыт Бразилии показывает, что такие эффекты, как правило, улучшаются в геометрической прогрессии, так как эти программы становятся выгодными с течением времени. Китай и Россия показали важную необходимость адаптации к конкретным особенностям изменений.Страны БРИКС провели многочисленные и разнообразные инициативы, ориентированные на молодежь и предназначенные для решения проблемы высокого уровня безработицы. Смогут ли страны БРИКС заработать в этот уникальный моменте времени, когда они обладают огромным избытком рабочей силы, еще предстоит увидеть. Стратегии для устранения проблемы должны быть комплексным и включать макроэкономическую политику, а также целенаправленные меры по устранению количественных и качественных аспектов занятости в рамках данного процесса.Политика и программы должны основываться на информации о рынке труда и изморятся при помощи хорошо определенных показателей. А для получения существенных демографических дивидендов требуются значительные инвестиции в обучение и организацию рабочих мест, причем обучение через стажировки на передовых предприятиях, наставничествосо стороны опытных работников, проведение деловых игр, конкурсов профессионального мастерства, получение практических навыков при обучении в системе среднего профессионального и высшего образования.

Ссылки на источники1.Arruda P. L. Social programmes and job promotion for the BRICS youth/ P. L. Arruda, A. K. Slingsby// The International Policy Centre for Inclusive Growth, UNDP. –IPC Working Paper Series, Brasília. –2014. –№ 130.2.Fourth BRICS Summit: Delhi Declaration: Commitment No. 18, Commitments iii and iv of the 2012 Delhi Action Plan, No. 17 [Электронный ресурс]// BRICS5 website. –2012. –Режим доступа: http://www.brics5.co.za/aboutbrics/summitdeclaration/fourthsummit/3.BRICS Youth Fund to be set up by 2014SA [Электронный ресурс]// The BRICS Post. –2013. –Режим доступа: http://thebricspost.com/bricsyouthfundtobesetupby2014sa/#.UkC9qPuNLd4.Sousa, Y. DilmasancionahojeleiquecriaPronateceprometeR$ 24 biate2014 [Электронныйресурс]/ Y. Sousa// ValorEconomica. –2011. –Режимдоступа: http://www.valor.com.br/brasil/1069790/dilmasancionahojeleiquecriapronateceprometer24biate20145.Guia de Politicas Publicas de juventude: Programas da Secretaria Nacional de Juventude: Programa de Inclusao Produtiva, Formacao Cidada e Capacitacao para Geracao de Renda da Juventude Rural [Электронный ресурс]// Secretaria Nacional de Juventude website. –Режим доступа: http://www.juventude.gov.br/guia/programasdasecretarianacionaldejuventude/ programadeinclusaoprodutivaformacaocidadaecapacitacaoparageracaoderendadajuventuderural6.Краткий обзор политики в странах «Большой двадцатки», Российская Федерация [Электронный ресурс]// ОЭСР и МОТ. –Режим доступа: http://www.oecd.org/els/48724704.pdf7.The Mahatma Gandhi National Rural Employment Guarantee Act: Average wage paid pattern during the Financial Year 20132014 [Электронный ресурс]// Ministry of Rural Development. Government of India. –Режим доступа: http://164.100.129.6/netnrega/avg_wage_paid.aspx?fin_year=20132014&Digest=cPspVSpLXGxz1SVXSVDqFw8.Ling, Z. "YigongDaizhen" in China: A New Experience With LaborIntensive Public Works in Poor Areas. Employment and Poverty Reduction and Food Security [Электронный ресурс]/ Z. Ling, J. Zhongyi// International Food Policy Research Institute. –Режим доступа: http://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/download?doi=10.1.1.141.1963&rep=rep1&type=pdf9.Панина А.В. Стресс на рабочем месте –международная проблема/ А.В. Панина, Н.В. Палагутина// научнопрактический журнал «Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования». –№4 (14), 2016. С.161165. ISSN В2311‐410Х.10.Expanded Public Works Programme. Non State Sector: Procedure Manual [Электронныйресурс]// Pretoria. Department of Public Works. South Africa. –2012. –Режимдоступа: http://www.epwp.gov.za/documents/Sector%20Documents/Non%20State%20Sector/REVISED_PROCEDURE_MANUAL.pdf