Коммерциализация тела: социологический анализ явления

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Киселева Н. В. Коммерциализация тела: социологический анализ явления // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 3136–3140. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970954.htm.
Аннотация. В статье рассматривается сущность феномена проституции с точки зрения таких социологических подходов, как структурный функционализм, теория конфликта, символический интеракционизм и теория обмена, на основе вторичного анализа данных. Определено, что оказание интимных услуг является примером деструктивного социального поведения. Проанализированы основные факторы занятия этим видом деятельности.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Киселева Надежда Викторовна,студентка 3 курса Новосибирского Государственного Университета Экономики и Управления (НИНХ) город Новосибирскrooonad@mail.ru

Коммерциализация тела: социологический анализ явления

Аннотация.В статье рассматривается сущность феномена проституции с точки зрения таких социологических подходов как структурный функционализм, теория конфликта, символический интеракционизм и теория обмена на основе вторичного анализа данных. Определено, что оказание интимных услуг является примером деструктивного социального поведения. Проанализированы основные факторы занятия этим видом деятельности. Ключевые слова:коммерциализация тела, проституция, деструктивное поведение, социологические подходы, институт брака и семьи, личность.

Коммерциализация тела или в обыденнойречи проституция сложное и неоднозначное социальное явление, носящее негативный характер. Существует несколькоточек зрения относительно трактовки данного явления. Одни (в частности В. М. Броннер и А. И. Елистратов) придерживаются мнения о том, что данный вид асоциального поведения–это, прежде всего,торговля своим телом,как объектом удовлетворения полового инстинкта, сопровождающийся элементами открытой купли ипродажи женского тела, отсутствием у женщин свободного полового выбора и доступность ее всякому желающему овладеть ею за материальное вознаграждение [1,с. 1]. С.Улицкий считает, что данный вид асоциальной деятельности не основанна личных симпатиях и влечении и характеризуется как неоднократное вступление за плату в сексуальные отношения с различными партнерами. Д. А.Бражников, В.Е.Горюнов, Е.А.Федик определяют проституцию как вид деятельности,направленный на предоставление сексуальных услуг, заключающихся в удовлетворенииполовых потребностей клиентов за вознаграждение, независимо от вида и способа егопередачи [Там же]. Я.И.Гилинский считает данное действовступлениемза плату в случайные, внебрачныесексуальные отношения, не основанныеналичной симпатии, влечении [Там же]. Н. В. Герасимов предлагает учитывать в определении понятии проституции и тот факт, что ей сегодня занимаются не только женщины, но и мужчины. Поэтому автором отмечается, что данный вид деятельности можно охарактеризовать как регулярные вступления за плату в случайные, внебрачные, не основанные на личной симпатии или влечении сексуальные отношения с различными лицами [1, с. 5].В России на сегодняшний день не существует законодательных актов запрещающих заниматься проституцией, кроме запретов на организацию занятий данными видом деятельностии вовлечение в нее несовершеннолетнихграждан. При этом она и не легализована в нашей стране, таким образом, на сегодняшний день у рассматриваемого нами явления наблюдаетсянеопределенность в положении сточки зрения законодательных актов.Некоторое время бурно обсуждался вопрос о легализации проституции в Российской Федерации. К примеру,В.В.Жириновский высказывался «за» легализациюданного вида деятельности, ссылаясь на возможноевведение налогообложения,на«организации»подобного рода. Но данная попытка оказалась тщетной и по сегодняшний день проституция является ни законным, ни незаконным видом дельности, что также осложняет борьбу с ней и ее проявлениями.В нашем понимании коммерциализация тела является одной из форм проявления девиантного поведения в современном обществе, поскольку в первую очередьона подрывает устойчивость института брака и семьи. Женщина, вовлеченная в занятия подобного рода, неизбежно растрачивает свою «внутреннюю организацию», ее тело становится товаром, и специфичность материнства часто утрачивается. Наиболее критичны в отношении «использования женского тела» представители феминизма. Так,например, М. И. Покровскаяподробно изучив проблему проституции, пришла к выводу, что санитарный надзор за публичными женщинами ведет к тому, что «проститутка, как человек, совершенно забывается». Данный вид асоциальной деятельностиона считала еще худшим злом, чем аборт, так как потребители женского тела не только уничтожают зародыши, но и мучительно убивают «уже живущее существо –женщину»[2, с. 73].

Кроме этого, М. И. Покровская говорила и о том, что регламентация «древнейшей профессии»не приносит пользы для здоровья населения и не решает проблему венерических заболеваний, а лишь узаконивает то, что должно быть запрещено законом, и приводит к дальнейшей деморализации женщины вовлеченной в данный вид асоциальной деятельности [Там же].Данный вид девиантного поведенияявляется одной из сложных проблем современного общества,поскольку с одной стороны статус женщины, предоставляющейкоммерческие сексуальные услуги,вызывает у социального окружения, а зачастую и у самой женщины, занимающейся еюотрицательные эмоциии «смешанные чувства». С.А.Ильиных указывает, что женщина нередко рассматривается как телесный объектаморали и скверны[3]. Согласно результатам социологического исследования,проведенного в рамках деятельности Центра социологических исследований Тамбовского государственного технического университетаИ. В. Милосердовой в 2010 году,студенты 14 курса в своем большинстве (40%) испытывали однозначное отвращение к жрицам любви. 44% из них уверены в том, что контакт с проституткой может повлечь за собой венерические заболевания, 37% полагают, что половойакт с подобными женщинами может привести к расстройствами заболеваниям, 12% считают, что данный контакт приводит к неуверенности в себе. 26% студентов категорическине приемлют интимные отношенияза деньги. Для 34% респондентов контакт с представительницей «древнейшей профессии»противоречит их взглядам на половую жизнь. Отрицательное отношение к возможной легализации проституцииу нас в стране высказали 27% молодых людей и девушек, считая, что это приведет к духовномуразложению общества [8,с. 58].Стоитотметить, чтопостоянный стресси негативные эмоции подталкивают женщин, занимающихся предоставлением интимных услуг, к алкоголизму, наркоманиии распространению различных венерических заболеваний. Но вместе с тем, проституция относительно «простой» способ хорошего заработка. Несмотря на негативное отношение к «жрицам»,ик собственно этому виду деятельности в обществе, сегодня естьвысокийспрос на данный вид услуг среди современного населения различных стран.Все это свидетельствуето том, что существует необходимостьизученияданногофеномена, подрывающегоцелостность семейнобрачных отношений и моральнодуховную сущностьженщин.Само существование феномена проституции имеет древнейшую историю и на каждом из исторических этапов она носила определенный характер. Сегодня данный феномен широко исследуетсяюридическими, психологическими и социальными науками. С позиций социологического анализа феномен проституции изучается в отечественной литературе такими учеными какВ. Тарновский, А. Федеров, Н. Краинский, В. М. Броннер и другими; в зарубежной литературе данную тематику изучаюти изучали Ч. Ломброзо, Г. Ферреро, Д. Ферри, Ф. Руссельи другие. Нельзя точно отметить«пик развития»данного явления в определенный отрезок времени, поскольку проституция в прошлом –это, прежде всего «непотребный» род деятельности, а чуть позднее и по сегодняшний день, онаявляется незаконным видом деятельности, в связи с этим достаточно сложно структурировать историю становления и развития данного явления.Но можно указать, что основание для изучения данной области заложили исследования с использованием научных методов в XIXвеке. Тогда актуальны были такие темы как типология проституции, изучение сущности данного феномена и предложение способов ее искоренения [4,с.115].Феномен коммерциализации тела в научном плане важно исследовать и с точки зрения типологии. На сегодняшний день основными направлениями в типологизации деятельности проституции являетсяразделение таковых по месту предоставления сексуальных услуг, где выделяются уличный и внеуличный типы. Причемвнеуличный тип также может разделяться на «бардельный», «отельный» и так далее.Другой параметр типологии это уровень контроля, по нему выделяют занятых в сфере коммерческого секса, работающих самостоятельно и тех, кто находится под контролем различных сутенёров и «мамочек». По частоте и соотнесению себя с профессией, «ночных жриц»и «бабочек»можно разделить на «профессионалок»и «любительниц». Их различие заключается в том, что для первых проституция это профессия,и они ассоциируют себя с данной деятельностью, для других это способ подработки или вторичная занятость.

Так же существует еще несколько точек зрения относительно типологизации данного процесса, например М. М. Русакова в одной из своих статей предлагает статистическую типологию женской проституции на основе исследования, проводимого в 20072008 годах в городах СанктПетербург и Оренбург. В классификации респондентов учитывались:

социальнодемографические характеристики: возраст, образование, обучение, брачный статус, наличие сожителя;

характеристики аддиктивного поведения: возраст первой пробы алкоголя, негативные социальные исходы алкоголизации (суммарно накопленные), частота употребления алкогольных напитков и разовая доза по видам (пиво, вино, крепкие напитки, коктейли), возраст первой пробы наркотиков, негативные социальные исходы наркотизации (суммарно накопленные), употребление наркотиков в течение последних суток;

характеристики занятости в проституции: стаж в проституции, наличие организатора сексработы, основные места оказания сексуслуг в настоящее время;); количество рабочих дней в неделю, общее количество клиентов в сутки (нагрузка),

последствия проституции: опыт насилия, связанного с предоставлением сексуслуг, попытки оставления проституции;

установки: воспринимаемое отношение клиентов, личное отношение (аттитьюд) к клиентам, отношение к проституции;

криминализация:опыт нахождения в местах лишения свободы;

нервнопсихическое здоровье: тревога и депрессия (на основе психологических тестов).Данное исследование выявило, что в Россиичасто встречается тип наркозависимых женщин

проституток, предоставляющихуслуги преимущественно на улице. Кроме этого,данные женщины наиболее подвержены насилию и нуждаются в помощи и поддержке [8]. Такоедеструктивное явление можно рассмотреть с позиций различных социологических теорий. С точки зрения теории обменапредоставление услуг сексуального характера может быть определено как взаимовыгодный обмен между двумя и более лицами услугами и заранее оговоренной суммой денег. Потребителю данного вида услуг выгодно,не имея глубоких отношений с женщиной или мужчиной, удовлетворять свои физиологические потребности, а порой приходить за «новыми ощущениями», которых порой так не достает в повседневной жизни. Здесь многое зависит от «квалификации» и «степени элитности» проститутки, оказывающей интимные услуги.Согласно вышеупомянутому исследованию И. В. Милосердовой, молодые люди (50%) указывают,что контакт с проституткой приносит сексуальное удовлетворение.10% опрошенных студентов полагают, что проститутки избавляют от сексуальных комплексов. 16% респондентов считают, что проституция приносит новые ощущения в сексуальной жизни. Поддерживают людей, которые пользуются данным видом услуг 7% студентов. Они считают, что это неплохой способ развлечься. 32% респондентов уверены в том, что проституция реализует естественную потребность людей[7, с. 58].Это говорит о том, что и некоторые представители учащейся молодежи в наше время считают проституцию нормальным явлением предполагающим обмен услуги на денежные средства.Но занятие проституцией каквид деятельностив рамках теории конфликтаможно рассмотреть как феномен, возникший в результате социального неравенства. Поскольку бедность иногда вынуждает человека идти на крайние меры. Человеку можно либо смириться со своим положением, либо выбрать тот вид деятельности, который поможет ему повысить свой социальный статусв финансовом плане. Однако именно таится противоречие, поскольку занятия проституцией хоть и приносят «элитным ночным бабочкам» высокий доход, но их социальный статус неизменно снижается.Интересны результатыэмпирических исследований,проведенныхв 1998 году А. В. Меренковыми М. Н. Никитинойсовместно со специалистами Уральского научноисследовательского института дерматовенерологии и иммунопатологии Минздрава РФ методом углубленного интервью. Было опрошено120 проституток в городе Екатеринбурге. Большаячасть опрошенных респондентов (72%) стали заниматься подобным видом деятельности в связи с тяжелым материальным положением. Согласно этому же исследованию 54% от опрошенныхдевушек привлекают высокие заработки[5, с. 49]. Также их исследование выявило значительную роль семьи в вовлечении девушек в занятия подобного рода, поскольку неблагополучные семьи зачастую характеризуются низким материальным достатком. 18% опрошенных назвали ссору с родителями побудительной причиной к занятию проституцией.50% респондентокохарактеризовали свои взаимоотношения в семье какконфликтные, примерно столько же воспитывалось в семьях, гдепостоянно употреблялись спиртные напитки. Пьянство выступало основной причиной бедности в семье и ссор между родителями. Конфликтная обстановка толкает ребенка на совершение побега из дома, признались более 70% опрошенных[5, c. 48].С точки зрения символического интеракционизма оказание интимных услуг,можно рассмотреть и как обмен особыми символами между «клиентом» и «проституткой». Данный процесс можно считать чисто символическим, поскольку участниками только имитируется, «разыгрывается» «занятиелюбовью». У каждого участника своя роль и свой набор тактик в возможных сюжетах. К тому же сама индустрия оказания интимных услуг включает такие роли как «мамочка» или «сутенёр». Так в статье «Работники коммерческого секса» Г.У. Курманова, Л.Н. Башмакова и Е.Н. Бутенко отмечают, что если проститутки работают «под крылом» подобных организаторов незаконной деятельности, товзамен получают защиту. Также отмечается, что отношения строго формализованы. Женщинам, оказывающим интимные услуги достаточно сложно, а порой и невозможно выйти из данной сферы.«Мамочки» занимают жесткую позицию по отношению к «работницам», они могут отбирать у них деньги, наказывать их и так далее. Здесь прослеживается четкое соответствие термину «мамочка», данные женщиныиграютроль настоящей матери для проституток [3, с. 5658]. Наиболее структурированные организации деятельности проституток базируются в «публичные дома» и «бордели», в которых можно наблюдать достаточно большое количество ролей, выполняемых участниками. Это водители, врачи, стилисты, охранники, повара и так далее. Их функции отличаются от функций обычных людей, занимающихся данными видами деятельности, прежде всего анонимностью. Работая много лет, участники данного процесса обретают свой стиль общения, обмениваются особым набором символов, понятных только им. Структурнофункциональныйподход в социологии позволил нам отметить, что проституция, этопример деструктивного поведения. В современном обществе она выполняет только разрушающие функции,как со стороны самой личности, так и на макроуровне. Современная женщина выполняет множество различных функций в обществе:мама, жена, сестра, профессионал, дочь и многое другое. Нормальное воспроизведение среднестатистической женщиной своего особого набора социальных ролей поддерживает функционирование множества институтов общества, в том числе и института семьи. Обратная ситуация может привести только к разрушению и дестабилизации социума.Проанализировав теоретические основы феномена проституции, можно отметить, что основными движущими факторами личности в ведении подобного деструктивного поведении на личностном уровне являются:биологические особенности идуховнонравственное падение. На макроуровне можно отметить такие причины как: отсутствие примера для подражания в семье, социальноэкономические причины, семейное насилие, незаконная деятельность по продаже и вовлечении в занятия проституцией и низкий контрольнад подростками со стороны института образованияв сфере полового воспитания.Стоит отметить, что необходимо бороться с рассматриваемым деструктивным явлением. Этому могут способствовать семья и государство. Зачастую в российских семьях и школах не принято говорить об интимных отношенияхи половом воспитаниидетей, что приводит к ранним и бесконтрольным связям подрастающего поколения. К тому же неудачный первыйсексуальный опыт часто приводит к психологическим травмам личности.Таким образом, коммерциализация телас позициисоциологии может рассматриваться как асоциальное поведение, деформирующее личностьи подрывающее целостность института брака и семьи в современном обществе. Кроме этого, зачастую данный вид «деятельности» сопровождается алкоголизмом, наркоманией, сексуальными извращениями, что в целом разрушает целостность основных социальных институтови нарушаетбаланснравственности современного мира. Поэтому достаточно важно изучать данную проблему, и открыто заявлять о ее существовании, поскольку,возможно, именно особенность негласного положения данного феномена в нашем обществемешает ее искоренению.

Ссылки на источники1.Герасимов Н. В. Понятие проституции // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2009. №71. С. 15.2.Громова А. И. Освещение проблемы проституции в отечественных женских журналах начала XX в. // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2015. №3. С. 7081.3.Ильиных С.А. Гендерная асимметрия: причины и основные пути ее преодоления / диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук. Новосибирск, 2004.4.Ковалевский Д. В. Социологический подход к изучению проституции // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2010. №2. С. 116121.5.Курманов Г.У. Работники коммерческого секса / Г. У. Курманов, Л.Н. Башмаков, Е.Н. Бутенко // Социологические исследования. 2000. № 5. С. 5159.6.Меренков А. В. Социальный портрет современной проститутки / Социологчиеские исследования 2000 №5. С. 4751.7.Милосердова И.В. Проституция глазами молодежи: за и против // Современные исследования социальных проблем. 2010. №1. С. 5859.8.Русакова М. М. Статистическая типология женской проституции // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2012. №9.