Проблема борьбы с контрафактными товарами

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Майкулов Ж. Ж. Проблема борьбы с контрафактными товарами // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 3321–3325. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970991.htm.
Аннотация. Статья посвящена анализу борьбы с контрафактными товарами на территории России. Борьба с контрафактной продукцией в наше время является актуальной темой, так как практически в любой отрасли рынка можно найти поддельный товар. Рассмотрен ущерб, наносимый контрафактной продукцией, и меры, принимаемые таможенными органами в борьбе с контрафактом.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Майкулов Жанат Жумабаевич,студент 2 курса группы 15Юр(б)ГосП2 юридического факультета, "Оренбургский государственный университет", г. Оренбургmaikulov@list.ru

Научный руководитель:Филиппова Елена Олеговна,кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права юридического факультета, "Оренбургский государственный университет", г. Оренбург

Проблема борьбы с контрафактными товарами

Аннотация. Статья посвящена анализуборьбы с контрафактными товарами на территории России.Борьба с контрафактной продукцией в наше время является актуальной темой, так как практически в любой отрасли рынка можно найти поддельный товар. Рассмотрен ущерб, наносимый контрафактной продукцией, и меры, принимаемые таможенными органами в борьбе с контрафактом.Ключевые слова:контрафакт, контрафактная продукция, таможенные органы, товарный знак.

Подделки продукции –это форма обмана потребителей, продукт продается потребителям под видом оригинала. Продукт контрафакции это обычно деятельность организованной группы, потому что производство товаров происходит не одним человеком и цель неизменно является получение прибыли. С появлением «аутсорсинга» компании в развитых странах отвечают за исследование, проектирование и сбытпродукции, в то время как фактическое производство товаров происходит в странах с производительной, но дешевой, рабочей силой. Этистраныпроизводители также, как правило, беднее и поэтому имеют меньше возможностей для надзора. Обычно это не является проблемой, потому что лицензирование осуществляеткомпания,то естьона обеспечивает контроль качествапроизведенной продукции, иначенекачественные материалы могут привестик потереконтрактов и применению к компании санкций за нарушения условий договоров.Но это же отсутствие регулирующего потенциала делает возможным несанкционированное производство. Продукция пользуется высоким спросом, так как является аналогичным проектом, они часто упакованыфирменнымиспособами, чтобы сделать их неотличимымиот оригинала. Контрафактные товары затем продаются через рынки,или даже поставляются в другие государства как оригинальный товар, который имеет все документы. Без накладных расходов законных продуктов эти подделки могут реализовываться по чрезвычайно конкурентоспособным ценам, оставаясь при этом гораздо более прибыльными. Вследствие этого конкурентное преимущество, на некоторых рынках в некоторых частях мира контрафактной продукции гораздо чаще, чем оригиналов.Одним из наиболее вредных видов поддельных товаров являются фальсифицированные лекарства.В последние годы наблюдается заметное увеличение производства, торговли и потребления продуктов,которыечасто являютсявредными, а порой приводят ксмертельному исходу.В Гражданском кодексе Российской Федерации понятие контрафактных товаров определяется как «товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно размещены товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение».То есть товары, на которых незаконно размещен товарный знак посторонней фирмы или обозначение, имитирующеетоварный знак другой фирмы, являются контрафактными.Такими товарами являются подделки (фальшивки) и товары –имитаторы с обозначением, имитирующим «со сходной степенью смешения» товарный знак посторонней фирмы. Обозначение имеет сходство до степени смешения с другим товарным знаком,если,несмотря на их отдельные отличия, оно ассоциируется с ним в целом[1].По мнению П.Г. Вельш,контрафактная продукция это продукция (товары, этикетки, упаковки товаров), не имеющая сертификатов соответствия требованиям, предъявляемым к данному видутовара, на которой незаконно нанесен и используется зарегистрированный товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение [2].При изготовлении фальшивки создатели контрафактного товара осуществляют действия,называемые в юридической литературе контрафактными. При проведении контрафактных действий они выполняют несанкционированное владельцем воспроизведение продукта, его распространение или использование. То есть создают похожую на оригинал, а иногда и трудноотличимую от него фальшивку и продают потребителю под реальной уже существующей маркой.Нет никаких сомнений в том, что массовое производство и распространение контрафактной продукции значительно ущемляет правообладателей на интеллектуальную собственность, с одной стороны, с другой и потребители и в целом государство, страдают от данной продукции. Таким образом, производители и распространители поддельных товаров, кроме подрыва репутации реального производителя и вытеснения оригинальной продукции с рынка, также вводятв заблуждениепотребителей и уклоняютсяот государственных налогов и других обязанностей, что объясняетинтенсивное желание бороться с производством и распространением контрафактных товаров.Интерес к проблеме контрафакта обусловлен несколькими основными причинами. Вопервых, это процесс активной интеграции России в мировую экономику, результатом, которого стало вступление нашей страны в ВТО. Вовторых, стремление перевести российскую экономику на инновационный путь развития, который невозможен без создания и функционирования цивилизованных рынков, где контрафактная продукция –явный нонсенс. И, наконец, большие экономические и имиджевые потери, обусловленные производством и оборотом контрафактных изделий.Есть два основных способа выходаподдельной продукции на рынок какой либо страны: товары, которые импортируются из другой страны, или товары, произведенные на территории страны. Таким образом, стратегияборьбы с поддельными товарамидолжна быть разработана с учетомтого,как товары прибывают на рынке.Российская таможенная служба в своей работе по предотвращению изготовления и распространения контрафактной продукции руководствуется нормами Таможенного кодекса Таможенного союза и Кодекса об административных правонарушениях (КоАП). Статьи 14.10 и 7.12 КоАП РФ позволяют таможенным органам проводить расследования, связанные с нарушением прав владельцев интеллектуальной собственности. Ведение процедуры расследования дает возможность таможне применить все процессуальные действия, которые предусмотрены КоАП РФ для доказательства вины в совершении правонарушения лицом, привлекаемым к административной ответственности [3].С учетом немалого ущерба, наносимого экономике и обществу производителями контрафактной продукции, государственные ведомства и правоохранительные органы ведут с фальсификаторами постоянную борьбу.Так, противостоять экспорту и импорту контрафактных товаров призвана таможенная служба. В ее задачи входит:1)выявление и задержание фальсифицированной продукции;2)взаимодействие с правообладателями интеллектуальной собственности;3)проведение экспертиз подлинности (аутентичности) товаров под заявленными товарными знаками;4)изъятие и уничтожение фальсифицированной продукции;5)проведение следственных мероприятий и участие в судебных процессах по фактам ведениябизнеса под чужим именем;6)составление и ведение Таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности;7)взаимодействие с предпринимательскими объединениями и силовыми структурами в вопросах изготовления, распространения и торговли контрафактной продукцией.Итак, предотвращениетранспортировки поддельных товаровчерез таможенную границу Россииявляется одной из функций Государственной таможенной службы России. Обладатель авторского права или смежных прав, если имеет основания полагать, что его права на интеллектуальную собственность нарушаются или могут быть нарушены, когда товары перемещаются через таможенную границу России,имеет право подать заявление в Государственнуютаможенную службу, если онистремятся поддерживать защиту своих прав на объекты интеллектуальной собственности путем введения соответствующей информации(описание интеллектуальной собственности, описание товаров, являющихся такой интеллектуальнойсобственностью, подробности в отношении правообладателялица, имеющегоправо на импорт товаров, имеющаяся информацияо контрафактной продукции и т.д.) в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности.В том случае, если Государственная таможенная служба Россиипринимает решение включить этот пункт интеллектуальной собственности в таможенный реестр, таможенные органы, действующие на основании данных, содержащихся в реестре, должны принимать надлежащие меры для предотвращения перевозки через российскуютаможенную границу контрафактных товаров, которые могут являться объектамиинтеллектуальной собственности, защищеннымизаконами Российской Федерации.Если в соответствии с информацией из таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности, таможенный орган обнаруживает какиелибо факты, указывающие на какоелибо нарушение прав наинтеллектуальную собственность в отношении товаров, представленных для таможенного контроля и таможенного оформления, то таможенное оформление таких товаров приостанавливается,атовары должны быть помещены в складах временного хранения. Не позднее, чем на следующий рабочий день после принятия решения о приостановлении таможенного оформления, таможенные органы уведомляет декларанта и правообладателя о приостановлении выпуска товаров, причинах и сроках такого приостановления. Правообладателю дается 10 дней для обращения в уполномоченные органы за защитой своих прав, но на основании мотивированного заявления этот срок может быть продлен еще на 10 дней. В случае составления протокола об административном правонарушении таможенные органы должны принятьмеры по изъятию товаров, обладающих признаками контрафактных. Соответственно, такие товары не подлежат выпуску до решения суда.Таким образом, при перемещении товаров, которые включают в себя объект интеллектуальной собственности,зарегистрированныхв таможенном реестре, таможенные органы должны руководствоваться принципом, согласно которому только правообладатель и лица, специально уполномоченные им, имеютправо на импорт таких товаров.Проблема становится особенно серьезной во время спортивных мероприятий и соревнований. Воспользовавшись ситуацией, складывающейся во время громких спортивных событий, недобросовестные участники рынка производят и продают сувениры, спортивный инвентарь, одежду и аксессуары в незаконном использовании защищенных авторскими правами предметов, товарные знаки и промышленные образцы на такие товары.Рынок часто изобилует сувенирными магнитами, карманными книгами,футболками или спортивнымимячамисомнительного качества с логотипами спортивных событий или спортивного клуба, фотографиямиспортсменов, товарных знаков спонсоров мероприятия и т.д. Тем не менее, под применимые законы, использование такой интеллектуальной собственности, помещенной на товар возможно только если владелец авторских прав дал согласие на такое использование.Если контрафактная продукция импортируется на территорию Россиив обход контроля Государственной таможенной службы (например, путем контрабанды) или производитсянепосредственно на территории России, противодействие распространению контрафактной продукции, в частности, поддельных спортивных товаров , может включать в себя следующие этапы:1. Выявление контрафактной продукции. Характернымиособенностямиконтрафактной продукцииявляются их низкая цена (по сравнению с ценой оригинальной продукции), сомнительное качество, орфографические ошибки в словесных товарных знаках, плохое качество печатныхлоготипов и изображений и т.д.2. Применениесанкций органамигосударственной власти с целью защиты нарушенных прав интеллектуальной собственности. Законы Россиипредусматривают, в частности, привлечение к уголовной ответственности за незаконное воспроизведение и распространение объектов авторскогоправа и смежных прав и за незаконное использование товарных знаков и торговых наименований, если такое использование причиняет ущерб. В этом случае правообладатель имеет право сообщать о преступлении прокуратуру или правоохранительныеорганы. Этот вариант, как представляется, один из наиболее эффективных средств защиты в случае активного распространения контрафактной продукции в преддверии важных спортивных событий, так как он обеспечивает быстрое реагирование на нарушения и препятствует дальнейшей продаже и сокрытиюконтрафактной продукции. Правообладатель имеет право подать иск в суд с прекращением нарушения прав интеллектуальной собственности и возмещения ущерба от производителя или дистрибьютора контрафактной продукции.3.Уничтожение контрафактной продукции. Согласно Уголовному кодексу, незаконное копирование и распространение объектов авторского права и смежных прав,а также незаконное использование товарных знаков и торговых наименований, наказываются штрафом, исправительными работами, лишением свободы, а также конфискациейи уничтожениемсоответствующих фальсифицированных продуктов,инструментов и материалов, которые были использованы специально для производства таких продуктов. Важно отметить в этой связи, что конфискация и уничтожение контрафактной продукции является важным этапом в процессе противодействия производству и распространениютоваров в нарушениеправ интеллектуальной собственности, поскольку они предотвращают повторное введение однойи тойже контрафактной продукции в гражданский оборот.В заключение следует отметить, что весьма позитивные результаты в борьбе против изготовления и распространения контрафактной продукции дает тесное взаимодействие таможни с другими правоохранительными органами и гражданами, желающими помочь правосудию. С помощью оперативных данных, агентурных сообщений и добровольных информаторов удается выявить немало случаев фальсификации аутентичной продукции, маршруты следования контрафактных товаров, места их изготовления и продажи.С учетом вышеизложенного, борьба с производством и распространением контрафактнойпродукции может быть эффективной только если онаоснованана активном взаимодействии между правообладателями, органами государственной власти и потребителями.

Ссылки на источники1.Гражданский кодекс Российской Федерации URL http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64629/44bf2477089f6ece7185aaf3e37bae5ace2954cf/2.Вельш, П. Г. Проблема разграничения терминов «контрафактная продукция» и «альтернативные производители» при раскрытии и расследовании преступлений // Вестн. Владим. юрид. инта. 2011. № 3(20)3.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001№ 195ФЗ URLhttp://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/