Социализация личности курсантов образовательных организаций МВД России средствами физической культуры и спорта
Выпуск:
ART 971003
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Панова
О.
С.,
Чапала
А.
С. Социализация личности курсантов образовательных организаций МВД России средствами физической культуры и спорта // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2017. – Т. 39. – С.
3381–3385. – URL:
http://e-koncept.ru/2017/971003.htm.
Аннотация. Работа посвящена проблемному вопросу социализации личности курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России посредством физической культуры и спорта. В статье выявлены основные задачи формирования физической культуры личности, основные социально-культурные факторы формирования физической культуры личности, социально-культурные условия формирования физической культуры курсантов.
Текст статьи
Панова Ольга Сергеевна,кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры физической подготовки ФГКОУ ВО ©Волгоградская академия МВД Россииª, г. Волгоград
Чапала Андрей Сергеевич,курсант 2 ©Аª курса ФГКОУ ВО ©Волгоградская академия МВД Россииª, г.Волгоград Kole235@mail.ru
Социализация личности курсантов образовательных организаций МВД России средствами физической культуры и спорта
Аннотация.Работа посвящена проблемному вопросу социализации личности по средствам физической культуры и спорта курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России.В статье выявлены основные задачи формирования физической культуры личностиВыявлены основные социальнокультурные факторы формирования физической культуры личности. В работе выявленысоциальнокультурные условия формирования физической культуры курсантов.Ключевые слова:личность, физическая культура, спорт курсанты, социализация.
©…Физическое образование ребенка есть база для всего остального. Без правильного применения гигиены в развитии ребенка, без правильно поставленной физкультуры и спорта мы никогда не получим здорового поколенияª.
А.В.Луначарский
Совокупностью задач физического воспитанияв рамках системы образования обусловлена целевая направленность физической культуры личности, представляющая сплав теоретических знаний,мотиваций и потребностей.Однако содержание социальнокультурных факторови условий формирования физической культуры курсантов вузов МВД России (с позиции оказания ими влияния на процессы совершенствования физической культуры личности как системного представления) раскрыто не в полной мере.Вопросы формирования физической культуры курсантов в системе профессионального образования вузов МВД России рассматривались в трудах многих отечественных специалистов. Можно выделить ряд концепций, касающихся физического самовоспитания, самосовершенствования и саморазвития личности, ееобщекультурного уровня. Наравне с этим следует подчеркнуть основополагающую роль физической культуры как одного из элементов профессионального ростаспециалиста в любом виде деятельности.Физическая культура представляет первую жизненную и производственную потребность личности, являясь совокупностью моральноволевых и физических сил, которыми обладает организм человека (В. К. Бальсевич, М. Я. Виленский, В. Н. Курысь, Л. И.Лубышева,Н. Х. Хакунов и др.) [1].Отметив важность влияния совокупности полученных теоретических и практических знаний служебнопрофессионального характера в процессе формирования физической культуры курсантов вузов МВД России. Существуют различные мнения, касающиеся какпрофессиональнофункциональных знаний, так и обеспечивающих повседневную деятельность человека,в ходе которой приобретается личный жизненный опыт.Для курсантов вузов МВД России основополагающимтребованием является грамотное применение полученных знаний из области физической культуры в проекции жизненного опыта. Однако многие курсанты такими знаниями не обладают, а потому неспособны методически правильно организовать самостоятельную подготовку в области физической культуры.Данные проблемы обусловили необходимость выявления основных факторов и условий, влияющих наформирование физической культуры курсантов вузовМВД России. Актуальность такой работы определяетсяразработкой системы профессиональной направленности формирования физической культуры личности курсантов, которая решает следующие задачи:—овладение курсантами системой практическойподготовки, обеспечивающей использование психологопедагогических и методических умений и навыков в деятельности по физическому воспитанию.—воспитание у курсантов активноположительноймотивации, современных взглядов и убеждений на рольфизической культуры в формировании личности;Система физического воспитания курсантов является частью профессиональной подготовки, опираетсяна ее принципы, цели, задачи, методы и условия подготовки будущих специалистов.Формирование физической культуры курсантов требует реализации ряда основополагающих принципов:—комплексное, системноцелевое воздействие наформирование личности как решающий метод повышения эффективности всех основных направлений воспитания, обеспечивающие единство сознания и активнойжизненной позиции;—непрерывность, последовательность, преемственность воспитательного процесса в течение всегопериода формирования личности курсантов вуза;—учет специфики факультета, года обучения,уровня общекультурного и профессионального развития курсантов и дифференцированный подход к ним;—единство воспитания и самовоспитания, образования и самообразования на основе принципа развивающего обучения и воспитания;—взаимодействие педагогических коллективови общественных организаций в достижении воспитательных целей;—взаимосвязь личной заинтересованности и общественной необходимости в воспитательной деятельности, утверждение в сознании каждого курсанта общественной значимости, воспитание деловых, нравственных и физических качеств.Выделим основные социальнокультурные факторы формирования физической культуры личности, к таковым факторам относится успешное формирование профессиональной направленности обучения и воспитания курсантов, которое имеет непосредственное отношение к процессу становления их личности. Большое значение в данном ключе приобретает правильный подход при проведении массовых мероприятий, спортивных конкурсов и соревнований, осуществление пропагандыфизической культуры и спорта, наглядная демонстрация достижений спорта в вузе, организация лекцийи бесед, просмотр спортивных кинофильмов, встречи с лучшими спортсменамикурсантами, успешно сочетающими учебу и занятия спортом, выпускниками,учителями школ. Преподаватели дают консультациии помогают в выборе вида спорта, в котором будут совершенствоваться курсанты.Вторым важным фактором выступает воспитание положительного отношения к регулярным занятиям физическими упражнениями. Отношения как мотивационноценностный параметр в функциональной структуре личности курсанта занимают важное место. На протяжении всей жизни и служебнопрофессиональной деятельности будущего сотрудника полиции возникают и формируются различного рода отношения. Они способны влиять на субъективные факторы, регулирующие развитие личности, процессы формирования ее действий, поведения и свойств как сознательного субъекта.Изучение отношения курсантов к занятиям по физическому воспитанию показало, что в вуз поступаетдо 40% молодежи снедостаточно сформированным отношением к физической культуре и спорту. С положительным или нейтральным отношением —45%, однако лишь у 15% из них позиция ярко выражена. За двагода академических занятий по физическому воспитанию наблюдается незначительный сдвиг в отношениях. К моменту окончания обязательных занятий остается около 15% курсантов, выражающих негативное отношение к физическому воспитанию, не убежденных в его положительной роли для формирования личности, для будущей профессиональной деятельности. Характер направленности физического воспитания предполагает связь разных учебных и внеучебных мероприятий воспитательного толка, которые объединены в единый комплекс. Тем самым обеспечивается взаимосвязь с процессами усвоения, закрепления и совершенствования в практической деятельности полученных профессиональных умений, навыков, специализированных знаний, а также развитие личностных психофизических качеств, которые требуются для эффективного выполнения служебнопрофессиональных задач.Анализ литературных источников выявил социальнокультурные условия формирования физическойкультуры курсантов:—деятельностныйподход, максимально учитывающий в процессе подготовки курсантов их будущуювоспитательную работу, включение их в различныевиды физкультурноспортивной и педагогической деятельности на протяжении всего периода обучения;—целостный подход, обеспечивающий единствои взаимосвязь учебной, самостоятельной и вне учебнойфизкультурноспортивной деятельности, составляющих процесс профессионального обучения и воспитания курсантов;—дифференцированный подход, предусматривающий учет индивидуальнотипологических различийв общем и специальном развитии курсантов в областифизической культуры;—факультативные занятия (отделение организаторов массовой физкультурнооздоровительной и спортивной работы), непосредственное участие курсантовв оздоровительных и культурных мероприятиях, предполагающее развитие организаторских и управленческих качеств (в рамках учебного дня вуза, выходного дняобщежития);—самостоятельная подготовка курсантов, нацеленная на занятия физическими упражнениями общей направленности, специализированными видами спорта, любительским и профессиональным туризмом;—индивидуальная воспитательная работа по физическому воспитанию с детьми и подростками социально культурных учреждений;—научная деятельность в студенческом обществе,работа в научноисследовательской деятельности кафедр, занимающихся проблемами физического воспитания и спорта, и др[2].Важным условием формирования физической культуры курсантов является опора на содержание комплексной программы по физическому воспитанию, что обеспечивает системное решение воспитательных, образовательных, развивающих и методических задач.Особое внимание при формировании физической культуры следует обращать на корректировку направленности процесса обучения курсантов. Изучению профессиональной подготовки помогаети самооценкакурсантами профессионально важных качеств. Адекватная и точная самооценка определяется характером представлений о будущей профессии.В работе по формированию физической культурыкурсантов следует выделить особое условие: организацию самоконтролякурсантов за функциональным состоянием организма по антропометрическим и физиометрическим показателям. Четко организованный медицинский осмотр и контрольные испытания для оценки физического развитияи физической подготовленности служат хорошимметодом убеждения.Изучение мотивов курсантов показало, чтоони различны. В ответах 15% курсантов отмечается значимость оздоровительногигиенической направленности физического воспитания, у 15% выделяется спортивная направленность, у 25% —методикопедагогическая;45% респондентов указали на сочетание оздоровительногигиенической, спортивной и методикопедагогическойнаправленности [3].Мотивы деятельности курсантов за период обучения в вузе (в процессе физического воспитания) неравнозначны и динамичны,что обусловлено рядом объективных и субъективных причин, связанных со сформировавшимся образом жизни. К наиболее сильному и устойчивому мотиву относят сочетание направлений оздоровительного, спортивного и методического характера.Потребность в занятиях физической культурой возникает в детском возрасте, и на протяжении школьнойжизни ее направленность меняется. У преподавателей вузов МВД России складываются взаимоотношения с молодыми людьми, которые уже имеют определенные взгляды, привычки, убеждения. Среди них нередко встречаются курсанты, у которыхотсутствует культура личной гигиены и учебного труда, лица со слабой волей.Занятия физической культурой и спортом требуют определенной организованности и проявления силыволи, привычки, которые отражаются в формированииздорового образа жизни. Поэтому все занятия по физическому воспитанию, проводимые в режиме дня, а также дополнительные внеурочные занятия, должны иметь четко организованную, продуманную, воспитательную направленность.Воспитание потребности в занятиях физическойкультурой и спортом может характеризовать ситуация,при которой курсанты не ограничиваются обязательными учебными занятиями в вузе, а используют ее средствапо личному побуждению систематически, применяют физическую культуру в быту. Решению этой задачи способствует организация различных форм занятий: утренняязарядка (в том числе специализированная), дополнительные и самостоятельные занятия.Повышениекачественного уровня физического воспитания обусловлено совокупным применениемвсех средств образовательного процесса, использованием различных форм деятельности курсантов в учебноеи внеучебное время. Оно зависит как от организации деятельности, опирающейся на комплексность, единство,взаимозависимость всех ее форм, так и от целенаправленного педагогического руководства[4].
©…В массовом развитии физической культуры и спорта я вижу один из лучших вариантов в битве за здоровье человека, его творческую активность и долголетиеª.П.К.АнохинСсылки на источники1.БальсевичВ.К. Физическая культура: молодежь и современность / В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. 2005. № 4. С. 2–7.2.Гадаев В.Ю. Физическая культура и спорт в системе социализации молодежи / В.Ю. Гадаев // Известия Чеченского государственного педагогического института. –2015.–Т. 2. № 1 (9).–С. 152157.3.Исаев Р.А. Собственный стиль творчества преподавателя как фактор улучшения качества дистанционного обучения в высшей школе / Р.А. Исаев, О.С. Панова // Общество: социология, психология, педагогика, 2016. –№ 2. – С. 148150.4.Карпов В.Ю Физическая культура и спорт как факторы социализации студенческой молодежи / В.Ю. Карпов, Ю.Н. Щедрин, В.А. Щеголев // Научнотехнический вестник информационных технологий, механики и оптики. 2004. –№ 12. –С. 215218.
Чапала Андрей Сергеевич,курсант 2 ©Аª курса ФГКОУ ВО ©Волгоградская академия МВД Россииª, г.Волгоград Kole235@mail.ru
Социализация личности курсантов образовательных организаций МВД России средствами физической культуры и спорта
Аннотация.Работа посвящена проблемному вопросу социализации личности по средствам физической культуры и спорта курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России.В статье выявлены основные задачи формирования физической культуры личностиВыявлены основные социальнокультурные факторы формирования физической культуры личности. В работе выявленысоциальнокультурные условия формирования физической культуры курсантов.Ключевые слова:личность, физическая культура, спорт курсанты, социализация.
©…Физическое образование ребенка есть база для всего остального. Без правильного применения гигиены в развитии ребенка, без правильно поставленной физкультуры и спорта мы никогда не получим здорового поколенияª.
А.В.Луначарский
Совокупностью задач физического воспитанияв рамках системы образования обусловлена целевая направленность физической культуры личности, представляющая сплав теоретических знаний,мотиваций и потребностей.Однако содержание социальнокультурных факторови условий формирования физической культуры курсантов вузов МВД России (с позиции оказания ими влияния на процессы совершенствования физической культуры личности как системного представления) раскрыто не в полной мере.Вопросы формирования физической культуры курсантов в системе профессионального образования вузов МВД России рассматривались в трудах многих отечественных специалистов. Можно выделить ряд концепций, касающихся физического самовоспитания, самосовершенствования и саморазвития личности, ееобщекультурного уровня. Наравне с этим следует подчеркнуть основополагающую роль физической культуры как одного из элементов профессионального ростаспециалиста в любом виде деятельности.Физическая культура представляет первую жизненную и производственную потребность личности, являясь совокупностью моральноволевых и физических сил, которыми обладает организм человека (В. К. Бальсевич, М. Я. Виленский, В. Н. Курысь, Л. И.Лубышева,Н. Х. Хакунов и др.) [1].Отметив важность влияния совокупности полученных теоретических и практических знаний служебнопрофессионального характера в процессе формирования физической культуры курсантов вузов МВД России. Существуют различные мнения, касающиеся какпрофессиональнофункциональных знаний, так и обеспечивающих повседневную деятельность человека,в ходе которой приобретается личный жизненный опыт.Для курсантов вузов МВД России основополагающимтребованием является грамотное применение полученных знаний из области физической культуры в проекции жизненного опыта. Однако многие курсанты такими знаниями не обладают, а потому неспособны методически правильно организовать самостоятельную подготовку в области физической культуры.Данные проблемы обусловили необходимость выявления основных факторов и условий, влияющих наформирование физической культуры курсантов вузовМВД России. Актуальность такой работы определяетсяразработкой системы профессиональной направленности формирования физической культуры личности курсантов, которая решает следующие задачи:—овладение курсантами системой практическойподготовки, обеспечивающей использование психологопедагогических и методических умений и навыков в деятельности по физическому воспитанию.—воспитание у курсантов активноположительноймотивации, современных взглядов и убеждений на рольфизической культуры в формировании личности;Система физического воспитания курсантов является частью профессиональной подготовки, опираетсяна ее принципы, цели, задачи, методы и условия подготовки будущих специалистов.Формирование физической культуры курсантов требует реализации ряда основополагающих принципов:—комплексное, системноцелевое воздействие наформирование личности как решающий метод повышения эффективности всех основных направлений воспитания, обеспечивающие единство сознания и активнойжизненной позиции;—непрерывность, последовательность, преемственность воспитательного процесса в течение всегопериода формирования личности курсантов вуза;—учет специфики факультета, года обучения,уровня общекультурного и профессионального развития курсантов и дифференцированный подход к ним;—единство воспитания и самовоспитания, образования и самообразования на основе принципа развивающего обучения и воспитания;—взаимодействие педагогических коллективови общественных организаций в достижении воспитательных целей;—взаимосвязь личной заинтересованности и общественной необходимости в воспитательной деятельности, утверждение в сознании каждого курсанта общественной значимости, воспитание деловых, нравственных и физических качеств.Выделим основные социальнокультурные факторы формирования физической культуры личности, к таковым факторам относится успешное формирование профессиональной направленности обучения и воспитания курсантов, которое имеет непосредственное отношение к процессу становления их личности. Большое значение в данном ключе приобретает правильный подход при проведении массовых мероприятий, спортивных конкурсов и соревнований, осуществление пропагандыфизической культуры и спорта, наглядная демонстрация достижений спорта в вузе, организация лекцийи бесед, просмотр спортивных кинофильмов, встречи с лучшими спортсменамикурсантами, успешно сочетающими учебу и занятия спортом, выпускниками,учителями школ. Преподаватели дают консультациии помогают в выборе вида спорта, в котором будут совершенствоваться курсанты.Вторым важным фактором выступает воспитание положительного отношения к регулярным занятиям физическими упражнениями. Отношения как мотивационноценностный параметр в функциональной структуре личности курсанта занимают важное место. На протяжении всей жизни и служебнопрофессиональной деятельности будущего сотрудника полиции возникают и формируются различного рода отношения. Они способны влиять на субъективные факторы, регулирующие развитие личности, процессы формирования ее действий, поведения и свойств как сознательного субъекта.Изучение отношения курсантов к занятиям по физическому воспитанию показало, что в вуз поступаетдо 40% молодежи снедостаточно сформированным отношением к физической культуре и спорту. С положительным или нейтральным отношением —45%, однако лишь у 15% из них позиция ярко выражена. За двагода академических занятий по физическому воспитанию наблюдается незначительный сдвиг в отношениях. К моменту окончания обязательных занятий остается около 15% курсантов, выражающих негативное отношение к физическому воспитанию, не убежденных в его положительной роли для формирования личности, для будущей профессиональной деятельности. Характер направленности физического воспитания предполагает связь разных учебных и внеучебных мероприятий воспитательного толка, которые объединены в единый комплекс. Тем самым обеспечивается взаимосвязь с процессами усвоения, закрепления и совершенствования в практической деятельности полученных профессиональных умений, навыков, специализированных знаний, а также развитие личностных психофизических качеств, которые требуются для эффективного выполнения служебнопрофессиональных задач.Анализ литературных источников выявил социальнокультурные условия формирования физическойкультуры курсантов:—деятельностныйподход, максимально учитывающий в процессе подготовки курсантов их будущуювоспитательную работу, включение их в различныевиды физкультурноспортивной и педагогической деятельности на протяжении всего периода обучения;—целостный подход, обеспечивающий единствои взаимосвязь учебной, самостоятельной и вне учебнойфизкультурноспортивной деятельности, составляющих процесс профессионального обучения и воспитания курсантов;—дифференцированный подход, предусматривающий учет индивидуальнотипологических различийв общем и специальном развитии курсантов в областифизической культуры;—факультативные занятия (отделение организаторов массовой физкультурнооздоровительной и спортивной работы), непосредственное участие курсантовв оздоровительных и культурных мероприятиях, предполагающее развитие организаторских и управленческих качеств (в рамках учебного дня вуза, выходного дняобщежития);—самостоятельная подготовка курсантов, нацеленная на занятия физическими упражнениями общей направленности, специализированными видами спорта, любительским и профессиональным туризмом;—индивидуальная воспитательная работа по физическому воспитанию с детьми и подростками социально культурных учреждений;—научная деятельность в студенческом обществе,работа в научноисследовательской деятельности кафедр, занимающихся проблемами физического воспитания и спорта, и др[2].Важным условием формирования физической культуры курсантов является опора на содержание комплексной программы по физическому воспитанию, что обеспечивает системное решение воспитательных, образовательных, развивающих и методических задач.Особое внимание при формировании физической культуры следует обращать на корректировку направленности процесса обучения курсантов. Изучению профессиональной подготовки помогаети самооценкакурсантами профессионально важных качеств. Адекватная и точная самооценка определяется характером представлений о будущей профессии.В работе по формированию физической культурыкурсантов следует выделить особое условие: организацию самоконтролякурсантов за функциональным состоянием организма по антропометрическим и физиометрическим показателям. Четко организованный медицинский осмотр и контрольные испытания для оценки физического развитияи физической подготовленности служат хорошимметодом убеждения.Изучение мотивов курсантов показало, чтоони различны. В ответах 15% курсантов отмечается значимость оздоровительногигиенической направленности физического воспитания, у 15% выделяется спортивная направленность, у 25% —методикопедагогическая;45% респондентов указали на сочетание оздоровительногигиенической, спортивной и методикопедагогическойнаправленности [3].Мотивы деятельности курсантов за период обучения в вузе (в процессе физического воспитания) неравнозначны и динамичны,что обусловлено рядом объективных и субъективных причин, связанных со сформировавшимся образом жизни. К наиболее сильному и устойчивому мотиву относят сочетание направлений оздоровительного, спортивного и методического характера.Потребность в занятиях физической культурой возникает в детском возрасте, и на протяжении школьнойжизни ее направленность меняется. У преподавателей вузов МВД России складываются взаимоотношения с молодыми людьми, которые уже имеют определенные взгляды, привычки, убеждения. Среди них нередко встречаются курсанты, у которыхотсутствует культура личной гигиены и учебного труда, лица со слабой волей.Занятия физической культурой и спортом требуют определенной организованности и проявления силыволи, привычки, которые отражаются в формированииздорового образа жизни. Поэтому все занятия по физическому воспитанию, проводимые в режиме дня, а также дополнительные внеурочные занятия, должны иметь четко организованную, продуманную, воспитательную направленность.Воспитание потребности в занятиях физическойкультурой и спортом может характеризовать ситуация,при которой курсанты не ограничиваются обязательными учебными занятиями в вузе, а используют ее средствапо личному побуждению систематически, применяют физическую культуру в быту. Решению этой задачи способствует организация различных форм занятий: утренняязарядка (в том числе специализированная), дополнительные и самостоятельные занятия.Повышениекачественного уровня физического воспитания обусловлено совокупным применениемвсех средств образовательного процесса, использованием различных форм деятельности курсантов в учебноеи внеучебное время. Оно зависит как от организации деятельности, опирающейся на комплексность, единство,взаимозависимость всех ее форм, так и от целенаправленного педагогического руководства[4].
©…В массовом развитии физической культуры и спорта я вижу один из лучших вариантов в битве за здоровье человека, его творческую активность и долголетиеª.П.К.АнохинСсылки на источники1.БальсевичВ.К. Физическая культура: молодежь и современность / В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. 2005. № 4. С. 2–7.2.Гадаев В.Ю. Физическая культура и спорт в системе социализации молодежи / В.Ю. Гадаев // Известия Чеченского государственного педагогического института. –2015.–Т. 2. № 1 (9).–С. 152157.3.Исаев Р.А. Собственный стиль творчества преподавателя как фактор улучшения качества дистанционного обучения в высшей школе / Р.А. Исаев, О.С. Панова // Общество: социология, психология, педагогика, 2016. –№ 2. – С. 148150.4.Карпов В.Ю Физическая культура и спорт как факторы социализации студенческой молодежи / В.Ю. Карпов, Ю.Н. Щедрин, В.А. Щеголев // Научнотехнический вестник информационных технологий, механики и оптики. 2004. –№ 12. –С. 215218.