Статистический анализ структуры и динамики уровня образования населения России

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Алиев М. Г. Статистический анализ структуры и динамики уровня образования населения России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 3426–3430. – URL: http://e-koncept.ru/2017/971012.htm.
Аннотация. В статье проведен анализ уровня образования по возрастным группам по данным переписи населения 2010 года. Выявлен факт снижения грамотности среди женщин сельского населения. Дан полный анализ стратегий населения в возрасте 15–23 лет относительно продолжения обучения.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Сунгурова Патимат Курбановна,студентка 3 курсаэкономического факультетанаправления «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»Дагестанского государственного университета,г.Махачкала Sungurova.p@yandex.ru

Статистический анализ структуры и динамики уровня образования населения России

Аннотация.В статье проведен анализ уровня образования по возрастным группам по данным переписинаселения2010 года. Выявлен факт снижения грамотности среди женщин сельского населения. Дан полный анализ стратегий населения в возрасте 1523 лет относительно продолжения обучения.Ключевые слова:уровень образования, грамотность, перепись, городское население, сельское население, молодежь.

Статистика образования

важноенаправление социальноэкономической статистики. Основная задача статистики образования заключается в измерении образовательного потенциала общества. Образовательный потенциал общества представляет собойнакопленные поколениями знания и профессиональный опыт, которые воспроизводятся через систему образования.Система образования играет важную роль в процессе подготовки личности к жизни и самореализации в обществе. Она возлагает большую ответственность за свою организацию на государственный аппарат.Система образования РФ состоит из следующих уровней:1.Дошкольное обучение (детские сады, ясли)2.Общеобразовательные заведения (школы, лицеи, гимназии)3.Среднее профобразование (училища, техникумы, колледжи);4.Высшее образование (университеты, институты, академии);5.Послевузовское образование (аспирантуры, докторантуры, ординатуры)

Крометого, современная образовательная российская система предполагает несколько последовательных форм освоения обучения в зависимости от занятости и потребностей индивидуума:в стенах аудиторий —очная, очно–заочная (вечерняя) заочная; внутрисемейное; самообразование; экстернат.Уровень образования населения является одним из показателей уровня жизни населения. Основным источником информации об уровне образования населения является перепись.При проведении переписи устанавливается уровень образования каждого участника опроса и тип учебного заведения в которых он учился или закончил.Материалы переписей населения дают возможность проанализировать структуру, динамику и дифференциацию уровней образования городского и сельского населения, мужчин и женщин, занятого и незанятого населения.На основе материалов переписи формируются два вида обобщающих показателей.К первому виду относятся показатели, характеризующие удельный вес населения, имеющего определенный уровень образования, и продолжительность обучения.Наиболее распространенными показателями являются:1.Процент грамотных среди населения в возрасте 15 лет и старше;2.Уровень грамотности среди взрослых;3.Число лиц, имеющих высшее, неполное и незаконченное высшее, среднее специальное и среднее (полное и неполное) образование на 1000 населения в возрасте 15 лет и старше (или на 1000 занятого населения);4.Число лиц с высшим образованием на 1000 человек в возрасте 15 лет и старше;5.Средний уровень образования в годах обучения. При этом наличие начального образования приравнивается 4 годам, высшего —к 15.Обобщающие показатели второго вида определяются отношением численности контингента обучающихся на данной ступени к численности населения соответствующеговозраста. Эти показатели включают:1.Высшее образование в возрасте 22–25 лет, поэтому численность лиц с высшим образованием соотносится с численностью населения в возрасте 25 лет и старше.2.Брутто–коэффициент набора в целом и по ступеням обучения —долю детей соответствующего возраста, поступивших на различные ступени обучения;3.Охват (общий и частные, валовой и чистый) —отношение учащихся определенной ступени обучения к численности населения в возрастной группе, соответствующей данной ступени образования;4.Долю учеников данной ступени, полностью закончивших обучение, относительно численности,учащихся этой ступени образования. Например, долю детей–учеников начальной школы, закончивших 3й класс, относительно численности учащихся начальной школы.[2, с. 418419].Тесная связь уровня образования с возрастной структурой населения требует корректного использования перечисленных показателей при анализе динамики, а также при межрегиональных сравнениях. При увеличении в составе населения доли лиц в возрасте 25–45 лет,имеющих высокий уровень образования, влияет на обобщающий показатель. Наоборот, возрастание доли молодежи в возрасте 15–20 лет, не имеющей пока еще высшего образования, наоборот замедляет динамику обобщающего показателя. Корректность выводов достигается сравнением уровня образования по однородным социально–демографическим группам, благодаря взвешиванию показателей уровня образования по группам на стандартную возрастную структуру населения. [1, с. 373].Данные об уровне образования населения по возрастным группам взяты из Российского статистического ежегодника за 2014 год из учета данных последней переписи населения в 2010 году и представлены в Таблице 1[6]

Таблица 1Уровень образования населения по возрастным группам(по данным Всероссийской переписи населения 2010 года)

Указавшие уровень образованияв том числеимеют профессиональноеобразованиеимеют общее образованиене имеют начального общего образованияпослевузовское

высшеенеполное высшеесреднееначальноесреднее(полн.)основноеначальноеТысяч человекВсе население в возрасте 15 лет и более117640707268345388 36735653521468129336328712в том числе в возрасте, лет













15198190

6465963042743322064140

Указавшие уровень образованияв том числеимеют профессиональноеобразованиеимеют общее образованиене имеют начального общего образованияпослевузовское

высшеенеполное высшеесреднееначальноесреднее(полн.)основноеначальное202411831532227250231817642132800119532529115991564184699326266317227481164930341061412635144033299623171378710841353998369028732803601629164060882334044893957240320336626201502400642845491033452258417142497211984469762850541114347251714344917552382666115275559974238211310837345692088889180236064761732169988275437114699192661965693901168024211171466396954242070 и более138944019181032789370145427324137351

Данные свидетельствует нам о том, что среднее специальное образование присуще возрасту от 40 до 64 лет, наибольшую долю высшего образования имеет население страны в возрасте от 25 до 40 лет. Послевузовское образование имеет ограниченный контингент населения, причем большая доля его у населения в возрасте 25–35 лет. Наибольшая доля лиц с высшим образованием у более молодого поколения, так как современная молодежь стремится получить высшее и послевузовское образование.Однако не смотря на то, что Российская Федерация располагает развитой сетью высших учебных заведений, в которых сосредоточена учащаяся молодежь, в последнее десятилетие наблюдается сокращение этого контингента (рис. 1). Численность обучающихся в ОМО сократилась в 2014 году по сравнению с 2005 годом на 9%, численность студентов ПОО на 18,8%, в студентов в вузах –26,3%. Основная причина этому предшествующий демографический спад в стране, который в итоге сказался на снижении числа граждан соответствующего возраста. [3, 352353].



На рис 2.[5]видно, чтоболее половины опрошенных среди учащихся образовательных учреждений намерены продолжить обучение и более половины среди не обучающихся еще не определились.

Рис 2. Намерения населения в возрасте 1523 лет продолжить обучение: 2014(в процнтах от общей численности респондентов в возрасте 1523 лет по соответствующей группе)

Также данные таблицы 2[6]свидетельствуют о том, что среди лиц в возрасте старше 15 лет, обучающихся в общеобразовательных учреждениях и не обучающихся лиц в возрасте 1523 лет приоритетным направлением для продолжения обучения является обучение в институтах, университетах, академиях.Таблица 2Стратегии населения относительно продолжения обучения: 2014(В процентах от общей численности рспондентов, планирующих продолжить обучение, по соответствующей группе)

Всего В том числе планируют продолжить обучение

в профессиональном училищев техникуме, колледжев институте,университете,академиив аспирантуре

Лица в возрасте 15 лет и старше, обучающиеся в общеобразовательных организациях, собирающиеся продолжит обучениевсего

100

4,8

22,2

73,0

0,0 Из них обучаются:в общеобразовательных организациях общего типа

100

5,3

24,8

69,9

0,0В гимназиях, лицеях1001,08,190,60,2Лица в возрасте 1555 лет(жен.) / 1560 лет (муж.) обучающиеся в системе профессионального образования всего

100

1,2

7,7

73,4

17,7 Из них обучаются:в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательные программы среднего профессионального образованияпрограммы подготовки квалифицированных рабочих, служащих



100



9,8



36,5



53,2



0,6в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательные программы среднего профессионального образованияпрограммы подготовки специалистов среднего звена



100



1,3



14,1



84,3



0,3в образовательных организациях высшего образования

100

0,1

0,2

70,0

29,7Не обучающиеся лица в возрасте 1523 лет1005,426,065,53,0

По данным Российского статистического ежегодника за 2015 год составлена Таблица 3. В данной таблице проведен анализ динамики и структуры грамотности населения в возрасте 9–49 лет. Показатели в таблице даны по данным переписей населения за 2002 и 2010 годы.Таблица 3 Грамотность населения в возрасте 9–49 лет (по данным переписей населения; в процентах)

По данным переписи населения 2010 года 99,8% лиц считаются грамотными. И только 0,2% лиц по разным причинам не научились читать и писать. Это очень высокий показатель. Однако уровень грамотности сельского населения несколько ниже грамотности городского населения. По данным переписи 2002 года 99,9% населения городов были грамотными, тогда как на селе этот показатель составил 99,5%.Итак, образование является составной частью качества жизни человека. Уровень образования характеризует уровень развития общества и общественных отношений. Он является базой для развития науки и высокотехнологических отраслей, характеризуетпотенциал экономически активногонаселения как фактора производства. Так как молодое поколение представляет собой сегодня незадействованные трудовые ресурсы, невостребованный потенциал со всеми выходящими отсюда последствиями[4, с. 76], то важно принятие действенной политики со стороны государства для поддержки молодежи. А органы управления образовательной системой как в целом в РФ, так и в субъектах обязаны обеспечить единое образовательное пространствос надлежащим качеством и доступностью, что даст возможность повысить уровень жизни населения.

Ссылки на источники1.Елисеева И. И. // Социальная статистика: учебник. М.: Финансы и Статистика. 2003. с 373.2.Барш Т.И., Хонов С.В.// Анализ структуры и динамики профессионального образования в россии в связи с дмографическими особенностями // Бюллетень науки и практики, 2016. N 6(июнь). с 418419.3.Таймасханова А.К., Дадаева Б.Ш. Качество жизни молодежи России на современном этапе// Научный альманах,2015. N 121(14).с 352353.4.Ибрагимова П.И., Дадаева Б.Ш. Качество жизни населения как основной показатель социальноэкономического развития страны // Современные тенденции в образовании и науке. Тамбов, 2013. с. 7476.5.Индикаторы образования : 2016. Статистический сборник. с 31.6.Российский статистический ежегодник, 2015г.Год Все населениеГородское населениеСельское населениеМуж.Жен. Всего Муж.Жен. ВсегоМуж. Жен.Всего 200299,799,899,899,899,999,999,599,699,5201099,799,899,899,899,999,999,599,599,5