Несовершеннолетнее материнство как проблема социализации личности в контексте отношений в родительской семье
Выпуск:
ART 971055
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Савченко
И.
С. Несовершеннолетнее материнство как проблема социализации личности в контексте отношений в родительской семье // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2017. – Т. 39. – С.
3641–3645. – URL:
http://e-koncept.ru/2017/971055.htm.
Аннотация. Данная статья посвящена несовершеннолетнему материнству, а также рассмотрению проблем социализации личности через призму родительской семьи и влиянию отношений в ней на возможность рождения ребенка до наступления совершеннолетия. Автор систематизирует основные понятия, а также причины и последствия негативного протекания социализации и влияния родительской семьи на становление личности и ее отношение к рождению ребенка.
Ключевые слова:
личность, социализация, семейные отношения, несовершеннолетнее материнство, родительская семья
Текст статьи
Савченко Иван Сергеевич,студент направления подготовки «Социальная работа» ФГБОУВПО «Амурский государственный университет», г. Благовещенскmr.sam.fisher@bk.ru
Несовершеннолетнее материнствокак проблема социализации личности
в контекстеотношений в родительской семье
Аннотация.Данная статья посвящена несовершеннолетнему материнству, а такжерассмотрению проблем социализации личности через призму родительской семьи и влияние отношений в ней на возможность рождения ребенка до наступления совершеннолетия. Автор систематизирует основные понятия,а такжепричины и последствия негативного протекания социализации и влияние родительской семьи на становление личности и ее отношение к рождению ребенка. Ключевые слова:несовершеннолетнее материнство, социализация, родительская семья, семейные отношения, личность.
В современном обществе процесс социализации играет одну из ключевых ролей для полноценного и качественного вхождения индивида в социальную среду. Для него можно применить различные технологии и характерные для социальной сферы формы и методы становления личностных установок для нахождения оптимального состояния, гарантирующего максимально положительный коэффициент полезного действия для личности от данного процесса. Здесь основную роль, по мнению автора, играет именно родительская семья, поскольку она является первичным агентом социализации и наиболее эффективно может влиять на данный процесс.Для начала необходимо проанализировать такие ключевые понятия в даннойобласти, как «родительская семья», «личность» и «социализация». Обращаясь к научным изданиям разныхсоциологовможно выделить данные понятия в наиболее обобщенном виде. Таким образом, родительская семья –этооснованное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью, в которой рождается новый член общества.Данное понятие, по мнению автора, наиболее полно характеризует основные составляющие части родительской семьи и основные функции, которые она выполняет[1]. Воспитательная функция ее заключается, в первую очередь, в собственном примере. Здесь можно указать на сам факт брачности, кровного родства, а так же на общность быта и взаимную ответственность, которые необходимы для полноценного ее функционирования. Родительская семья, как агент первичной социализации, выступает основным фактором полноценной и качественной социализации ребенка. Если функции родительской семьи в этой области будут выполнены в полной мере, то качественный опыт, полученный новым членом общества, будет перенят им во взрослой жизни и отношение к браку, как к факту создания новой ячейки общества, будет максимально осмыслен и принят по образцу родительской семьи. В этой связи хотелось бы сделать оговорку, что данный фактор может рассматриваться только в положительный (во всех аспектах) семьях, т.е. там, где в процессе социализации участвуют оба родителя, есть пример главы семьи, происходит естественное разделение обязанностей и нет открытых конфликтов, которые могут негативно сказаться на ребенке и оставить у него психологическую травму.Вторым понятием, которое необходимо конкретизировать прежде чем переходить непосредственно к несовершеннолетнему материнству, как проблеме социализации, это «личность». Личность –это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми и определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих[2].Здесь основополагающими для понимания являются такие указания на основные аспекты личности, как социальная обусловленность психологических характеристик человека. В этом отношении понятие личность не ограничивается сугубо обыденными представлениями, которые характеризуют данное понятие, как социальное проявление понятие «человек». Личность имеет собственное мышление, свою точку зрения и способна принимать взвешенные, базирующиеся на своем опыте социальной жизни и отношений в общественной среде решения, которые влияют на ход и развитие ее жизни. Сам факт социального в понимании личности подразумевает пройденный процесс социализации, который, как уже говорилось выше, в первую очередь предлагается родительской семьей. Здесь можно провести параллель от родительской семьи к личности. Эти два понятия являются естественными продолжениями друг друга, поскольку из родительской семьи, при всех равных, выходит самостоятельная личность, которая получила все самое лучшее и полезное для будущей самостоятельной жизни, а т.ж. для создания собственной семьи.Последним понятием является «социализация». Социализация –это, в общем виде, процесс усвоения социальных норм, правил и образцов поведения, которые являются обязательными для индивида и формируются в его мышлении по средствам интеграции их первичными агентами социализации –родителями. Социализация, как понятие собирательное, не может выражаться одним конкретным образцом, которых будет универсальным для всего многообразия стадий и качественных изменений личности, поэтому здесь уместнее говорить о его социальной совокупности правил и норм поведения, которые наиболее приемлемы в конкретном обществе и являются общественно одобряемыми на всех уровнях общественной жизни.После конкретизации основных понятий, необходимых для более полного и качественного понимания рассматриваемой автором темы, можно перейти, непосредственно, к самой проблематикестатьи, а именно несовершеннолетнему материнству, как проблеме социализации в контексте отношений в родительской семье.Беря во внимание, что главным агентом социализации является родительская семья, можно сказать, что все действия личности являются заранее заложенными образцами поведения в той или иной ситуации, которые были усвоены ею в процессе социализации по примеру, представленному родителями. Отсюда справедливо сделать вывод, что несовершеннолетнее материнство так же является «продуктом» социализации, который был либо не достаточно полно усвоен, как нечто, не являющееся нормой, либо представлен как норма именно родительскойсемьей. В связи с этимможно сделать два заключения:1.Родительская семья в процессе передачи собственных знаний и опыта, а так же норм и правил, превалирующих в конкретном обществе, не уделила должного внимания проблеме раннего материнства. Данное явление имеет место быть в современном обществе в силу ускорения темпа жизни, не стабильной экономической ситуации как в отдельных странах, так и в мире в целом, что вынуждает родителей тратить основную долю своего времени поиску средств к существованию, и лишь мизерную часть оставлять на воспитание детей и приведение к жизненным реалиям всего процесса социализации. Здесь необходимым является, вопервых, контрацептивное воспитание, которое будет являться главным залогом того, что девушка не забеременеет до своего несовершеннолетия. Вовторых, правильная направленность на ценности, которые во многих семьях считаются «пережитками прошлого», но от того не теряют своей актуальности –«интимные отношения только после официальной регистрации в ЗАГСе». Данная простая аксиома являлась в СССР незыблемым правилом, нарушение которого могло понести за собой общественное порицание и неодобрение. В современном же обществе сложно встретить школьницу, которая в старших классах остается «чистой» в интимном плане и придерживается данного правила.2.Родительская семья показала пример раннего материнства на собственном примере. По статистике, в каждой второй семье, где мать родила до 18 лет, ее дочь так же идет по стопам матери, поскольку считает нормой данную постановку вещей и не имеет противоположного примера. Здесь назревает необходимость активизации вторичных агентов социализации, которые должны оградить девушку от принятия не верного решения и ведения ранней половой жизни. Контрацептивное воспитание должны проводить медицинские работники в школах в те периоды, когда девушки еще не «перешли черту» и их любопытство еще не приобрело практического воплощения. Так же данную просветительскую работу должны проводить представители социальной сферы. Это может выражаться в лекциях, семинарах, тренингах, как групповых, так и индивидуальных занятиях по предотвращению распространения количества несовершеннолетних матерей.Исходя из всего вышесказанного можно сделать вывод, что истоками несовершеннолетнего материнства, в первую очередь, выступают первичные агенты социализации, а именно родительская семья, ведь именно в ней новый член общества впитывает основные правила и нормы поведения, которые в дальнейшем будут применяться им во взрослой жизни. Деятельность по качественному прохождению процесса социализации может курироваться представителями социальных служб. Она должна носить превентивный характер и распространяться, в первую очередь, на тех, кто еще не попробовал воплотить на практике все прелести «взрослой жизни».Данное отношение (родительская семья –развитие личности –социализация) в контексте несовершеннолетнего материнства является одним из самых ярких примеров, которые можно встретить в процессе анализа социальных исследований, посвященных данной проблематике. Но наряду с этими отношениямисуществуют и другие. Так, например, стоит говорить и об отношениях внутри родительской семьи, беря во внимание как межродительские, так и отношения типа «родители –дети». Здесь может происходить не контролируемый родителями процесс социализации, когда наличие примера родительской семьи не является основополагающим для ребенка. Ее заменяют: СМИ, друзья, соседи и другие лица, которые не являются заинтересованными в качественной социализации ребенка и становлении правильных установок на будущее. Данная проблема принимает все большую популярность даже не в силу того, что родители уделяют очень мало времени воспитанию собственных детей (хотя этот аспект является основным), а во многом изза пропаганды вседозволенности и «сексуальной свободы». Для личностей, которые находятся в процессе поиска и саморазвития,данные интригующие аспекты, которые несут под собой нечто новое, которое можно попробоватьздесь исейчас, не подчиняясь общественному негативному отношению к данным проявлениям «интереса», являются притягательными соблазнами, которые не отпускают молодых членов общества до того момента, пока не будет утолена жажда познания. И здесь начинается лотерея –«повезет –не повезет». Зачастую родители, подчиненные ритму современной жизни, узнают о том, что их дочь беременна слишком поздно. Здесь негативную роль играют многие факторы:1.Боязнь девушки признаться родителям изза их возможной негативной реакции и применения мер наказания, варьирующихся от моральных до физических проявлений;2.Конфликт с родительской семьей и уход в «свободное плавание», когда вся полнота ответственности ложиться сугубо на плечи несовершеннолетней, которая может полагаться только на себя;3.Незнание самой девушкой биологических процессов, протекающих в ее организме (менструальных циклов, периодов задержки и т.д.), а так же ее игнорирование этих проявлений;4.Желание девушки войти «во взрослую жизнь», чем вызвано осознанное сокрытие факта беременности от родителей.Принимаяво внимание, что период для возможности совершения аборта прошел, свою роль начинают играть установки, имеющие основополагающее место в самой родительской семье:1.Сокрытие факта беременности для того, чтобы не было порицания со стороны общественности, а так же близких родственников и знакомых;2.Заведомое умолчание о состоянии девушки перед медицинскими службами и органами социального контроля воизбежание дополнительного разбора ситуации;Для данного вида установок имеет место быть рациональное зерно. Оно заключается в контроле со стороны не чужих людей, а родственников, которые не дадут девушке совершать не верных поступков. Здесь будет происходить пусть и запоздалая, но всетаки воспитательная работа, направленная на предотвращение развития дальнейших порочных отношений несовершеннолетней матерью. Но это не может служить оправданием данного поведения со стороны родительской семьи –это лишь малая часть рационального поведения, которое имеет место быть наравне со своевременным обращением как самой девушки, так и ее семьи в медицинские учреждения и учреждения социальной защиты населения для специализированного и профессионального проведения необходимых процедур для качественного протекания беременности и беспроблемных родов.Таким образом, родительская семья должна быть, в первую очередь, опорой и поддержкой для своего ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию и заботиться о его здоровье, физическом и психическом, не на бытовом уровне, а на уровне профессиональных организаций, которые будут способствовать, помимо всего прочего, еще и социализацииличности, как вторичные агенты для предотвращения повторения ситуации в будущем.Вообще, задача семьи, как агента социализации в контексте несовершеннолетнего материнства, состоит в том, чтобы:1.Привить ребенку правила и нормы, приемлемые в конкретном обществе по вопросам материнства;2.Научить ребенка последовательности жизненных этапов и охарактеризовать процессы создания семьи и в последующем рождения ребенка;3.Проводить профилактическую работу в переходные периоды, когда мировоззрение ребенка, а так же жизненные ценности и мотивы меняются и опыт, полученный в прошлом, может ослабевать под влиянием новой информации о жизни;4.Принимать участие в жизни ребенка до достижения им совершеннолетия, чтобы не допустить опрометчивых поступков, которые могут сказаться на всей его дальнейшей жизнедеятельности.Подводя итог содержанию данной статьи хотелось бы сделать оговорку, что все перечисленные положения не являются универсальными и могут изменяться для каждой конкретной жизненной ситуации или для каждой конкретной семьи, но автор попытался вынести самые основные и значимые аспекты, которые, по его мнению, являются основополагающими в предмете несовершеннолетнего материнства, как проблеме социализации личности в контексте отношений в родительской семье.Поскольку для понимания данного вопроса были оговорены основные определения, являющиеся основополагающими при рассмотрении проблематики данной статьи, имеет место и расхождение в их трактовке. Разные авторы поразному определяют, как «родительскую семью», так и «социализацию». Здесь так же уместно сделать оговорку, что представленные определения в данной статье были собирательными и выражают обобщенное представление автора. Говорить однозначно о какомто социальном явлении или процессе невозможно априори, поскольку вся социальная сфера постоянно изменяется, дополняется. В ее состав так же входят многие научные методы и направления, которые привносят в нее свои отпечатки и проявления того или иного специфического предмета. Поэтому данная статья является общеобозревательным материалом для усвоения сути явлениянесовершеннолетнего материнства, как проблемы социализации личности в контексте отношений в родительской семье.
Ссылки на источники1.Павлов Б. С. Социология: проблемы семьи. В 2 ч. Ч. 2. Челябинск, 1992. С. 202–203.2.Кузьмин А. И. Семья на Урале. Екатеринбург, 1993.
Несовершеннолетнее материнствокак проблема социализации личности
в контекстеотношений в родительской семье
Аннотация.Данная статья посвящена несовершеннолетнему материнству, а такжерассмотрению проблем социализации личности через призму родительской семьи и влияние отношений в ней на возможность рождения ребенка до наступления совершеннолетия. Автор систематизирует основные понятия,а такжепричины и последствия негативного протекания социализации и влияние родительской семьи на становление личности и ее отношение к рождению ребенка. Ключевые слова:несовершеннолетнее материнство, социализация, родительская семья, семейные отношения, личность.
В современном обществе процесс социализации играет одну из ключевых ролей для полноценного и качественного вхождения индивида в социальную среду. Для него можно применить различные технологии и характерные для социальной сферы формы и методы становления личностных установок для нахождения оптимального состояния, гарантирующего максимально положительный коэффициент полезного действия для личности от данного процесса. Здесь основную роль, по мнению автора, играет именно родительская семья, поскольку она является первичным агентом социализации и наиболее эффективно может влиять на данный процесс.Для начала необходимо проанализировать такие ключевые понятия в даннойобласти, как «родительская семья», «личность» и «социализация». Обращаясь к научным изданиям разныхсоциологовможно выделить данные понятия в наиболее обобщенном виде. Таким образом, родительская семья –этооснованное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью, в которой рождается новый член общества.Данное понятие, по мнению автора, наиболее полно характеризует основные составляющие части родительской семьи и основные функции, которые она выполняет[1]. Воспитательная функция ее заключается, в первую очередь, в собственном примере. Здесь можно указать на сам факт брачности, кровного родства, а так же на общность быта и взаимную ответственность, которые необходимы для полноценного ее функционирования. Родительская семья, как агент первичной социализации, выступает основным фактором полноценной и качественной социализации ребенка. Если функции родительской семьи в этой области будут выполнены в полной мере, то качественный опыт, полученный новым членом общества, будет перенят им во взрослой жизни и отношение к браку, как к факту создания новой ячейки общества, будет максимально осмыслен и принят по образцу родительской семьи. В этой связи хотелось бы сделать оговорку, что данный фактор может рассматриваться только в положительный (во всех аспектах) семьях, т.е. там, где в процессе социализации участвуют оба родителя, есть пример главы семьи, происходит естественное разделение обязанностей и нет открытых конфликтов, которые могут негативно сказаться на ребенке и оставить у него психологическую травму.Вторым понятием, которое необходимо конкретизировать прежде чем переходить непосредственно к несовершеннолетнему материнству, как проблеме социализации, это «личность». Личность –это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми и определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих[2].Здесь основополагающими для понимания являются такие указания на основные аспекты личности, как социальная обусловленность психологических характеристик человека. В этом отношении понятие личность не ограничивается сугубо обыденными представлениями, которые характеризуют данное понятие, как социальное проявление понятие «человек». Личность имеет собственное мышление, свою точку зрения и способна принимать взвешенные, базирующиеся на своем опыте социальной жизни и отношений в общественной среде решения, которые влияют на ход и развитие ее жизни. Сам факт социального в понимании личности подразумевает пройденный процесс социализации, который, как уже говорилось выше, в первую очередь предлагается родительской семьей. Здесь можно провести параллель от родительской семьи к личности. Эти два понятия являются естественными продолжениями друг друга, поскольку из родительской семьи, при всех равных, выходит самостоятельная личность, которая получила все самое лучшее и полезное для будущей самостоятельной жизни, а т.ж. для создания собственной семьи.Последним понятием является «социализация». Социализация –это, в общем виде, процесс усвоения социальных норм, правил и образцов поведения, которые являются обязательными для индивида и формируются в его мышлении по средствам интеграции их первичными агентами социализации –родителями. Социализация, как понятие собирательное, не может выражаться одним конкретным образцом, которых будет универсальным для всего многообразия стадий и качественных изменений личности, поэтому здесь уместнее говорить о его социальной совокупности правил и норм поведения, которые наиболее приемлемы в конкретном обществе и являются общественно одобряемыми на всех уровнях общественной жизни.После конкретизации основных понятий, необходимых для более полного и качественного понимания рассматриваемой автором темы, можно перейти, непосредственно, к самой проблематикестатьи, а именно несовершеннолетнему материнству, как проблеме социализации в контексте отношений в родительской семье.Беря во внимание, что главным агентом социализации является родительская семья, можно сказать, что все действия личности являются заранее заложенными образцами поведения в той или иной ситуации, которые были усвоены ею в процессе социализации по примеру, представленному родителями. Отсюда справедливо сделать вывод, что несовершеннолетнее материнство так же является «продуктом» социализации, который был либо не достаточно полно усвоен, как нечто, не являющееся нормой, либо представлен как норма именно родительскойсемьей. В связи с этимможно сделать два заключения:1.Родительская семья в процессе передачи собственных знаний и опыта, а так же норм и правил, превалирующих в конкретном обществе, не уделила должного внимания проблеме раннего материнства. Данное явление имеет место быть в современном обществе в силу ускорения темпа жизни, не стабильной экономической ситуации как в отдельных странах, так и в мире в целом, что вынуждает родителей тратить основную долю своего времени поиску средств к существованию, и лишь мизерную часть оставлять на воспитание детей и приведение к жизненным реалиям всего процесса социализации. Здесь необходимым является, вопервых, контрацептивное воспитание, которое будет являться главным залогом того, что девушка не забеременеет до своего несовершеннолетия. Вовторых, правильная направленность на ценности, которые во многих семьях считаются «пережитками прошлого», но от того не теряют своей актуальности –«интимные отношения только после официальной регистрации в ЗАГСе». Данная простая аксиома являлась в СССР незыблемым правилом, нарушение которого могло понести за собой общественное порицание и неодобрение. В современном же обществе сложно встретить школьницу, которая в старших классах остается «чистой» в интимном плане и придерживается данного правила.2.Родительская семья показала пример раннего материнства на собственном примере. По статистике, в каждой второй семье, где мать родила до 18 лет, ее дочь так же идет по стопам матери, поскольку считает нормой данную постановку вещей и не имеет противоположного примера. Здесь назревает необходимость активизации вторичных агентов социализации, которые должны оградить девушку от принятия не верного решения и ведения ранней половой жизни. Контрацептивное воспитание должны проводить медицинские работники в школах в те периоды, когда девушки еще не «перешли черту» и их любопытство еще не приобрело практического воплощения. Так же данную просветительскую работу должны проводить представители социальной сферы. Это может выражаться в лекциях, семинарах, тренингах, как групповых, так и индивидуальных занятиях по предотвращению распространения количества несовершеннолетних матерей.Исходя из всего вышесказанного можно сделать вывод, что истоками несовершеннолетнего материнства, в первую очередь, выступают первичные агенты социализации, а именно родительская семья, ведь именно в ней новый член общества впитывает основные правила и нормы поведения, которые в дальнейшем будут применяться им во взрослой жизни. Деятельность по качественному прохождению процесса социализации может курироваться представителями социальных служб. Она должна носить превентивный характер и распространяться, в первую очередь, на тех, кто еще не попробовал воплотить на практике все прелести «взрослой жизни».Данное отношение (родительская семья –развитие личности –социализация) в контексте несовершеннолетнего материнства является одним из самых ярких примеров, которые можно встретить в процессе анализа социальных исследований, посвященных данной проблематике. Но наряду с этими отношениямисуществуют и другие. Так, например, стоит говорить и об отношениях внутри родительской семьи, беря во внимание как межродительские, так и отношения типа «родители –дети». Здесь может происходить не контролируемый родителями процесс социализации, когда наличие примера родительской семьи не является основополагающим для ребенка. Ее заменяют: СМИ, друзья, соседи и другие лица, которые не являются заинтересованными в качественной социализации ребенка и становлении правильных установок на будущее. Данная проблема принимает все большую популярность даже не в силу того, что родители уделяют очень мало времени воспитанию собственных детей (хотя этот аспект является основным), а во многом изза пропаганды вседозволенности и «сексуальной свободы». Для личностей, которые находятся в процессе поиска и саморазвития,данные интригующие аспекты, которые несут под собой нечто новое, которое можно попробоватьздесь исейчас, не подчиняясь общественному негативному отношению к данным проявлениям «интереса», являются притягательными соблазнами, которые не отпускают молодых членов общества до того момента, пока не будет утолена жажда познания. И здесь начинается лотерея –«повезет –не повезет». Зачастую родители, подчиненные ритму современной жизни, узнают о том, что их дочь беременна слишком поздно. Здесь негативную роль играют многие факторы:1.Боязнь девушки признаться родителям изза их возможной негативной реакции и применения мер наказания, варьирующихся от моральных до физических проявлений;2.Конфликт с родительской семьей и уход в «свободное плавание», когда вся полнота ответственности ложиться сугубо на плечи несовершеннолетней, которая может полагаться только на себя;3.Незнание самой девушкой биологических процессов, протекающих в ее организме (менструальных циклов, периодов задержки и т.д.), а так же ее игнорирование этих проявлений;4.Желание девушки войти «во взрослую жизнь», чем вызвано осознанное сокрытие факта беременности от родителей.Принимаяво внимание, что период для возможности совершения аборта прошел, свою роль начинают играть установки, имеющие основополагающее место в самой родительской семье:1.Сокрытие факта беременности для того, чтобы не было порицания со стороны общественности, а так же близких родственников и знакомых;2.Заведомое умолчание о состоянии девушки перед медицинскими службами и органами социального контроля воизбежание дополнительного разбора ситуации;Для данного вида установок имеет место быть рациональное зерно. Оно заключается в контроле со стороны не чужих людей, а родственников, которые не дадут девушке совершать не верных поступков. Здесь будет происходить пусть и запоздалая, но всетаки воспитательная работа, направленная на предотвращение развития дальнейших порочных отношений несовершеннолетней матерью. Но это не может служить оправданием данного поведения со стороны родительской семьи –это лишь малая часть рационального поведения, которое имеет место быть наравне со своевременным обращением как самой девушки, так и ее семьи в медицинские учреждения и учреждения социальной защиты населения для специализированного и профессионального проведения необходимых процедур для качественного протекания беременности и беспроблемных родов.Таким образом, родительская семья должна быть, в первую очередь, опорой и поддержкой для своего ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию и заботиться о его здоровье, физическом и психическом, не на бытовом уровне, а на уровне профессиональных организаций, которые будут способствовать, помимо всего прочего, еще и социализацииличности, как вторичные агенты для предотвращения повторения ситуации в будущем.Вообще, задача семьи, как агента социализации в контексте несовершеннолетнего материнства, состоит в том, чтобы:1.Привить ребенку правила и нормы, приемлемые в конкретном обществе по вопросам материнства;2.Научить ребенка последовательности жизненных этапов и охарактеризовать процессы создания семьи и в последующем рождения ребенка;3.Проводить профилактическую работу в переходные периоды, когда мировоззрение ребенка, а так же жизненные ценности и мотивы меняются и опыт, полученный в прошлом, может ослабевать под влиянием новой информации о жизни;4.Принимать участие в жизни ребенка до достижения им совершеннолетия, чтобы не допустить опрометчивых поступков, которые могут сказаться на всей его дальнейшей жизнедеятельности.Подводя итог содержанию данной статьи хотелось бы сделать оговорку, что все перечисленные положения не являются универсальными и могут изменяться для каждой конкретной жизненной ситуации или для каждой конкретной семьи, но автор попытался вынести самые основные и значимые аспекты, которые, по его мнению, являются основополагающими в предмете несовершеннолетнего материнства, как проблеме социализации личности в контексте отношений в родительской семье.Поскольку для понимания данного вопроса были оговорены основные определения, являющиеся основополагающими при рассмотрении проблематики данной статьи, имеет место и расхождение в их трактовке. Разные авторы поразному определяют, как «родительскую семью», так и «социализацию». Здесь так же уместно сделать оговорку, что представленные определения в данной статье были собирательными и выражают обобщенное представление автора. Говорить однозначно о какомто социальном явлении или процессе невозможно априори, поскольку вся социальная сфера постоянно изменяется, дополняется. В ее состав так же входят многие научные методы и направления, которые привносят в нее свои отпечатки и проявления того или иного специфического предмета. Поэтому данная статья является общеобозревательным материалом для усвоения сути явлениянесовершеннолетнего материнства, как проблемы социализации личности в контексте отношений в родительской семье.
Ссылки на источники1.Павлов Б. С. Социология: проблемы семьи. В 2 ч. Ч. 2. Челябинск, 1992. С. 202–203.2.Кузьмин А. И. Семья на Урале. Екатеринбург, 1993.