Правовой статус осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы
Выпуск:
ART 971080
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Мхитарян
Т.
Г. Правовой статус осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2017. – Т. 39. – С.
3766–3770. – URL:
http://e-koncept.ru/2017/971080.htm.
Аннотация. В данной статье раскрываются права осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы. Рассматривается нравственно-психологический компонент неприкосновенности личности, предполагающий запрет на совершение по отношению к осужденным к лишению свободы каких-либо аморальных действий, а также анализируются особенности реализации личных прав осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы.
Текст статьи
Мхитарян Татевик Гагиковна,студентка 2 курса, ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет», гОренбургmkhitaryant@bk.ru
Научный руководитель: Журкина Ольга Вячеславовна,доцент кафедры уголовного права, кандидат юридических наук, ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет», г. Оренбург
Правовой статус осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы
Аннотация. Вданнойстатье раскрываются права осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы.Рассматривается нравственнопсихологический компонент неприкосновенности личности, предполагающий запрет на совершение по отношению к осужденным к лишению свободы какихлибо аморальных действий, а также анализируются особенности реализации личныхправосужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы.Ключевыеслова:законность, осуждение, наказание, свобода, право на неприкосновенность.
Понятия «правовое положение» и «правовой статус» в теории права и доктрине уголовноисполнительного права рассматриваются как равнозначные.В.И. Селиверстов отмечал, что правовое положение лиц, отбывающих наказания, представляет собой систему нормативно закрепленных субъективных прав, законных интересов и обязанностей осужденных, возникающих в результате ограничения, сохранения, конкретизации и дополнения общего правового статуса граждан.При этом правовое положение лиц, отбывающих наказания, рассматривается им как один из видов специального статуса личности. Определяя содержание специального правового статуса, он исходит из того, что общий и специальный правовые статусы во многом взаимосвязаны, но самостоятельны. Взаимосвязь их заключается в том, что они в определенном объеме совпадают в основном за счет прав, законных интересов и обязанностей, которые частично конкретизируютобщегражданские. Вторую же группу прав, законных интересов и обязанностей обладателей специального статуса составляют те, которые имеют самостоятельное значение и не дублируют нормы общего правового статуса граждан. Обычно их называют специальными или специфическими правами, законнымиинтересамииобязанностями.Так, действующее уголовноисполнительное законодательство имеет двухаспектноезакрепление правового положения осужденных. Первый аспект связан с установлением нормативного определения правового положения осужденных, а второй с регламентацией прав, законных интересов и обязанностейосужденныхкконкретномувидунаказания[5].
Как известно,в ч.3 ст.55 Конституции РФ установлено, что права человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц,а такжеобеспечения обороны страны и безопасности государства. Именно поэтому закрепление правового положения осужденных в уголовноисполнительном законодательстве необходимо оценивать с учетом положений Конституции РФ. Из этого следует,что ограничение прав гражданина не могут устанавливаться подзаконными, в том числе ведомственными актами[1].Итак, в уголовноисполнительном законодательстве правовое положение осужденных закрепляется двумя способами:
1)установление нормативного определения правового положения осужденных;2)регламентация прав, законных интересов и обязанностей.Нормативное определение правового положения осужденных содержится в ст. 10 УИК РФ, где указывается, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. В части 2 ст. этой же статьиговорится, что при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовноисполнительным и иным законодательством. Осужденные не могут быть освобождены от исполнения своих гражданских обязанностей, кроме случаев, установленных федеральным законом. Следует отметьито, что исполнение наказания не прерывает духовную связь осужденного с обществом. Он продолжает пользоваться правами и несет свои гражданские обязанности. При оценке правового положения осужденного к лишению свободы следует исходить из анализа правового статуса гражданина в трех сферах: социальноэкономической, политической и личных прав и свобод.Так, группа социальноэкономических, конституционных прав включает в себя: право на труд, отдых, охрану здоровья, материальное благосостояние, жилище, образование, пользование достижениями культуры, право на свободу научного,технического и художественного. Одним из наиболее важных прав в данной сфере является право на труд, т.е. на получение гарантийной работы с оплатой труда в соответствии с его количеством и качеством и не ниже установленного государством минимального размера.
Право на труд, закрепленное в ст. 37 Конституции, распространяется и на лиц, лишенных свободы. Законодательное решение его реального осуществления нашло отражение в ст. 103 УИК РФ, где установлено, что администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к общественнополезному труду с учетом их пола, возраста, состояния здоровья и, по возможности, специальности. Отсюда следует, что в условиях лишения свободы ограничена возможность выбора осужденными рода занятий. Осужденные имеют право наоплату труда в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде (ч. 1 ст. 105 УИК РФ). Время привлечения осужденных к оплачиваемому труду засчитывается им в общий трудовой стаж (ч. 3 ст. 104 УИК РФ)[2]. Неразрывно с правом на труд связано право на отдых. Реализация права лишенных свободы на отдых имеет свои особенности. В соответствии со ст. 104 УИК РФ для осужденных в исправительных учреждениях допускается суммированный учет рабочего времени. Работающие осужденные имеют право на ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 18 рабочих дней в воспитательных колониях и 12 рабочих дней в иных исправительных учреждениях, который предоставляется с выездом за пределы исправительного учреждения или без него в соответствии со ст. 97 УИК РФ. Гарантией права осужденных на охрану здоровья, предусмотренного Конституцией РФ является закрепленное в ст. 101 УИК РФ положение о том, что в уголовноисполнительной системе для медицинского обслуживания осужденных организуется лечебнопрофилактические учреждения. Администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарногигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных. Так, осужденные имеют право на социальное обеспечение, в томчисле на получение пенсий и социальных пособий, на общих основаниях в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 7 ст. 12 УИК РФ). Политические конституционные права и свободы обеспечивают гражданам реальные возможности в управлении государственными и общественными делами, обсуждении и принятии законов и решений общегосударственного и местного значения, гарантируют свободы слова, печати, собраний, митингов, уличныхшествий и демонстраций.
В условиях лишения свободы эти гражданские права осужденных значительно видоизменяются и определяются УИК РФ и иным законодательством Российской Федерации. Так, например, в соответствии со ст. 32 Конституции РФ лица, осужденные к лишению свободы, не могут быть избраны в государственные органы власти[3]. Личные конституционные права граждан РФ гарантируют неприкосновенность личности, жилища, тайну переписки, телефонных переговоров, право на судебную защиту от посягательств на честь и достоинство, жизнь, здоровье, на личную свободу и имущество, на свободу вероисповедания (ст. 25, 39 Конституции РФ). В соответствии со ст. 12 УИК РФ осужденные имеют право на получение информации о своих правах и обязанностях, о порядке и условиях отбывания наказания. Осужденные имеют право на личную безопасность (ст. 13 УИК РФ). При возникновении угрозы личной безопасности осужденного он вправе обратиться с заявлением к любому должностному лицу исправительного учреждения с просьбой об обеспечении личной безопасности. Вэтом случае должностное лицо обязано незамедлительно принять меры по обеспечению личной безопасности обратившегося осужденного. Начальник учреждения по заявлению осужденного либо по собственной инициативе принимает решение о переводе осужденного в безопасное место или иные меры, устраняющие угрозу личной безопасности осужденного. Осужденным гарантируется свобода совести и свобода вероисповедания. Они вправе исповедовать любую религию или не исповедовать никакой религии.Осужденные имеют право на получениесвиданий, посылок, передач и т.д.Таким образом, правовое положение осужденных необходимо оценивать с учетомположенийКонституцииРФ[4].
Подводя итоги, стоит сказать о том, что правовое положение лиц, осужденных к разным видам уголовных наказаний, неодинаковое, то есть существует неравенство в правах этих лиц. Иначе говоря, правовое положение осужденных обусловлено характером, степенью общественной опасности, тяжестью совершенного им преступления и назначенным за это преступление наказанием. Содержание назначенного наказания решающим образом влияет на формированиеправового статуса осужденного.Необходимо добиваться выполнения всех обязанностей со стороны осужденного. В этом и состоит практическая реализация принципа законности в деятельностиорганов,исполняющихнаказание.
Ссылки наисточники1.КонституцияРоссийской Федерации. М., 1993;2.Уголовный кодекс Российской Федерации.М.,1996;3.Уголовноисполнительный кодекс Российской Федерации. М.,1997;4.Формирование и развитие института прав человека в российской системе исполнения наказаний: монография / В.И. Белослудцев, М.В. Щербакова. М.: Издво ФГБОУ ВПО РГАЗУ, 2014.–192с;5.Закон РФ от 21.07.1993 № 54731 (ред. от 20.04.2015) «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» // ВедомостиСНДиВСРФ.
19.08.1993.
№33.
Ст.1316.
Научный руководитель: Журкина Ольга Вячеславовна,доцент кафедры уголовного права, кандидат юридических наук, ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет», г. Оренбург
Правовой статус осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы
Аннотация. Вданнойстатье раскрываются права осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы.Рассматривается нравственнопсихологический компонент неприкосновенности личности, предполагающий запрет на совершение по отношению к осужденным к лишению свободы какихлибо аморальных действий, а также анализируются особенности реализации личныхправосужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы.Ключевыеслова:законность, осуждение, наказание, свобода, право на неприкосновенность.
Понятия «правовое положение» и «правовой статус» в теории права и доктрине уголовноисполнительного права рассматриваются как равнозначные.В.И. Селиверстов отмечал, что правовое положение лиц, отбывающих наказания, представляет собой систему нормативно закрепленных субъективных прав, законных интересов и обязанностей осужденных, возникающих в результате ограничения, сохранения, конкретизации и дополнения общего правового статуса граждан.При этом правовое положение лиц, отбывающих наказания, рассматривается им как один из видов специального статуса личности. Определяя содержание специального правового статуса, он исходит из того, что общий и специальный правовые статусы во многом взаимосвязаны, но самостоятельны. Взаимосвязь их заключается в том, что они в определенном объеме совпадают в основном за счет прав, законных интересов и обязанностей, которые частично конкретизируютобщегражданские. Вторую же группу прав, законных интересов и обязанностей обладателей специального статуса составляют те, которые имеют самостоятельное значение и не дублируют нормы общего правового статуса граждан. Обычно их называют специальными или специфическими правами, законнымиинтересамииобязанностями.Так, действующее уголовноисполнительное законодательство имеет двухаспектноезакрепление правового положения осужденных. Первый аспект связан с установлением нормативного определения правового положения осужденных, а второй с регламентацией прав, законных интересов и обязанностейосужденныхкконкретномувидунаказания[5].
Как известно,в ч.3 ст.55 Конституции РФ установлено, что права человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц,а такжеобеспечения обороны страны и безопасности государства. Именно поэтому закрепление правового положения осужденных в уголовноисполнительном законодательстве необходимо оценивать с учетом положений Конституции РФ. Из этого следует,что ограничение прав гражданина не могут устанавливаться подзаконными, в том числе ведомственными актами[1].Итак, в уголовноисполнительном законодательстве правовое положение осужденных закрепляется двумя способами:
1)установление нормативного определения правового положения осужденных;2)регламентация прав, законных интересов и обязанностей.Нормативное определение правового положения осужденных содержится в ст. 10 УИК РФ, где указывается, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. В части 2 ст. этой же статьиговорится, что при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовноисполнительным и иным законодательством. Осужденные не могут быть освобождены от исполнения своих гражданских обязанностей, кроме случаев, установленных федеральным законом. Следует отметьито, что исполнение наказания не прерывает духовную связь осужденного с обществом. Он продолжает пользоваться правами и несет свои гражданские обязанности. При оценке правового положения осужденного к лишению свободы следует исходить из анализа правового статуса гражданина в трех сферах: социальноэкономической, политической и личных прав и свобод.Так, группа социальноэкономических, конституционных прав включает в себя: право на труд, отдых, охрану здоровья, материальное благосостояние, жилище, образование, пользование достижениями культуры, право на свободу научного,технического и художественного. Одним из наиболее важных прав в данной сфере является право на труд, т.е. на получение гарантийной работы с оплатой труда в соответствии с его количеством и качеством и не ниже установленного государством минимального размера.
Право на труд, закрепленное в ст. 37 Конституции, распространяется и на лиц, лишенных свободы. Законодательное решение его реального осуществления нашло отражение в ст. 103 УИК РФ, где установлено, что администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к общественнополезному труду с учетом их пола, возраста, состояния здоровья и, по возможности, специальности. Отсюда следует, что в условиях лишения свободы ограничена возможность выбора осужденными рода занятий. Осужденные имеют право наоплату труда в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде (ч. 1 ст. 105 УИК РФ). Время привлечения осужденных к оплачиваемому труду засчитывается им в общий трудовой стаж (ч. 3 ст. 104 УИК РФ)[2]. Неразрывно с правом на труд связано право на отдых. Реализация права лишенных свободы на отдых имеет свои особенности. В соответствии со ст. 104 УИК РФ для осужденных в исправительных учреждениях допускается суммированный учет рабочего времени. Работающие осужденные имеют право на ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 18 рабочих дней в воспитательных колониях и 12 рабочих дней в иных исправительных учреждениях, который предоставляется с выездом за пределы исправительного учреждения или без него в соответствии со ст. 97 УИК РФ. Гарантией права осужденных на охрану здоровья, предусмотренного Конституцией РФ является закрепленное в ст. 101 УИК РФ положение о том, что в уголовноисполнительной системе для медицинского обслуживания осужденных организуется лечебнопрофилактические учреждения. Администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарногигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных. Так, осужденные имеют право на социальное обеспечение, в томчисле на получение пенсий и социальных пособий, на общих основаниях в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 7 ст. 12 УИК РФ). Политические конституционные права и свободы обеспечивают гражданам реальные возможности в управлении государственными и общественными делами, обсуждении и принятии законов и решений общегосударственного и местного значения, гарантируют свободы слова, печати, собраний, митингов, уличныхшествий и демонстраций.
В условиях лишения свободы эти гражданские права осужденных значительно видоизменяются и определяются УИК РФ и иным законодательством Российской Федерации. Так, например, в соответствии со ст. 32 Конституции РФ лица, осужденные к лишению свободы, не могут быть избраны в государственные органы власти[3]. Личные конституционные права граждан РФ гарантируют неприкосновенность личности, жилища, тайну переписки, телефонных переговоров, право на судебную защиту от посягательств на честь и достоинство, жизнь, здоровье, на личную свободу и имущество, на свободу вероисповедания (ст. 25, 39 Конституции РФ). В соответствии со ст. 12 УИК РФ осужденные имеют право на получение информации о своих правах и обязанностях, о порядке и условиях отбывания наказания. Осужденные имеют право на личную безопасность (ст. 13 УИК РФ). При возникновении угрозы личной безопасности осужденного он вправе обратиться с заявлением к любому должностному лицу исправительного учреждения с просьбой об обеспечении личной безопасности. Вэтом случае должностное лицо обязано незамедлительно принять меры по обеспечению личной безопасности обратившегося осужденного. Начальник учреждения по заявлению осужденного либо по собственной инициативе принимает решение о переводе осужденного в безопасное место или иные меры, устраняющие угрозу личной безопасности осужденного. Осужденным гарантируется свобода совести и свобода вероисповедания. Они вправе исповедовать любую религию или не исповедовать никакой религии.Осужденные имеют право на получениесвиданий, посылок, передач и т.д.Таким образом, правовое положение осужденных необходимо оценивать с учетомположенийКонституцииРФ[4].
Подводя итоги, стоит сказать о том, что правовое положение лиц, осужденных к разным видам уголовных наказаний, неодинаковое, то есть существует неравенство в правах этих лиц. Иначе говоря, правовое положение осужденных обусловлено характером, степенью общественной опасности, тяжестью совершенного им преступления и назначенным за это преступление наказанием. Содержание назначенного наказания решающим образом влияет на формированиеправового статуса осужденного.Необходимо добиваться выполнения всех обязанностей со стороны осужденного. В этом и состоит практическая реализация принципа законности в деятельностиорганов,исполняющихнаказание.
Ссылки наисточники1.КонституцияРоссийской Федерации. М., 1993;2.Уголовный кодекс Российской Федерации.М.,1996;3.Уголовноисполнительный кодекс Российской Федерации. М.,1997;4.Формирование и развитие института прав человека в российской системе исполнения наказаний: монография / В.И. Белослудцев, М.В. Щербакова. М.: Издво ФГБОУ ВПО РГАЗУ, 2014.–192с;5.Закон РФ от 21.07.1993 № 54731 (ред. от 20.04.2015) «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» // ВедомостиСНДиВСРФ.
19.08.1993.
№33.
Ст.1316.