Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, в современной России

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Кочубаева Н. С. Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, в современной России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 3781–3785. – URL: http://e-koncept.ru/2017/971083.htm.
Аннотация. Данная статья посвящена административному надзору за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, в современном обществе. К этому вопросу на протяжении длительного времени обращались разные научные деятели. В статье дается характеристика Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы». В работе излагается постепенное преобразование административного надзора.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Кочубаева Наталья Сергеевна,студент, Оренбургский Государственный Университет, г. Оренбургko4ubaeva.natalya@yandex.ru

Административный надзор за лицами, освободившимися из мест лишения свободы,в современной России

Аннотация.Данная статья посвящена административному надзору за лицами, освобожденными из мест лишения свободы в современном обществе. К этому вопросу на протяжение длительного времени обращались разные научные деятели. В статье дается характеристика Федерального закона Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. № 64ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" В работе излагается постепенное преобразование административного надзора.Ключевые слова:кодекс, административный надзор, Федеральный закон, органы внутренних дел, законодательство.

В последние годы происходят большие изменения в законодательстве, в том числеи в правовых актах, регулирующие отношения в сфере предупрежденияи предотвращения преступлений и правонарушений, которые сказываются на состоянии общественного порядка, общественной и личной жизни граждан.

Данные изменения не обошли стороной и институт специального административного надзора за лицами,освободившимися из мест лишения свободы.

Еще в 1845 году был подготовлен первый кодекс в истории России «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных», в котором устанавливался надзор полиции за лицами, осужденными на ссылку в Сибирь или другие отдаленные губернии нажитье, и освобожденными из временного заключения и др. Лица «в продолжение сего времени не могут переменять места жительства и удаляться от оного, без особенного на каждый раз дозволенияполиции, общества или помещика»(ст. ст. 52, 54). Так же согласно статьям 971972 «Устава уголовного судопроизводства» предписывали приговоренным к отдаче под надзор полиции отправиться «в назначенное для них или избранное ими самими место жительства, с уведомлением о том полиции, под надзор коей они поступают, и Губернатора, заведывавшего сею полицией». Согласно ст. 1 «Устава о предупреждении и пресечении преступлений к мерам предупреждения и пресечения преступлений»была отнесена в том числе такая мера, как отдача под надзор полиции. Полицейский надзор это мера предупреждения преступлений против существующего государственного порядка; такой надзор учреждался над лицами, вредными дляобщественного спокойствия.Срок надзора не мог превышать пяти лет (п. 3).

В последующие годы происходят большие изменения в законодательстве, в том числе и в нормативноправовых актах, регулирующих общественные отношения в сфере предупреждения и пресечения правонарушений и преступлений. Указом Президиума ВС СССР от 26.07.1966 N 5364VI (ред. от 22.09.1983) был принят закон "Об административном надзоре органов внутренних дел за лицами, освобожденными из мест лишения свободы». Этот вид административного надзора считался наиболее действенной формой профилактики рецидивной преступности. Согласно данному Положению ОВД устанавливали административный надзор за лицами, вернувшимися из мест лишения свободы. Данное действие ОВД должно было быть санкционированно прокурором. Руководители органов внутренних дел устанавливали данным лицам ограничения, перечисленные в законодательстве об административном надзоре. За нарушение данных правил надзора и ограничений, была предусмотрена административная ответственность.

С 2001 года, с момента принятия Кодексаоб административных правонарушениях в Российской Федерации, не предусматривал административной ответственности за нарушение правил и ограничений предусмотренный для лиц, которые находились под административным надзором, данный вид деятельности органов внутренних дел практически был прекращен в виду своей неэффективности. В результате чего,уровень рецидивной преступности в стране повысился. Можно еще сказать, что особую актуальность в последние годы приобрела проблема профилактики рецидивной преступности. Ее уровень в зависимости от региона России колеблется от 25 до 40%. Практически каждоевторое, а именно 48,8% расследуемое преступление совершается лицами, ранее совершавшими преступления.

Рецидив преступлений, как правило, указывает на то, что осужденный оказался невосприимчивым к применявшимся к нему мерам и средствам правового воздействия, настроен на противодействие этому; данные обстоятельства, безусловно, указывают на его повышенную общественную опасность. Для преступникарецидивиста требуются более серьезные социальнопсихологические и правовые средства воздействия в целях сокращенияантиобщественной жизненной позиции, изменения продиктованных тюремной субкультурой взглядов и привычек, а также более длительное время для возмещения государству и потерпевшим причиненного материального и морального вреда. В этой связи одним из важнейших специальных направлений современной уголовной политики является сокращение рецидива преступлений за счет совершенствования нормативноправовой базы борьбы с преступностью, а также повышения эффективности профилактической работы с лицами, освободившимися измест лишения свободы. Такой нормативноправовой базой и является Федеральный закон.

Наконец 6 апреля 2011 года был принят Федеральный закон N 64ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", к котором давалось понятие административного надзора и общие положения,права и обязанности лиц поднадзорного лица. Исходя из Федерального закона № 64, можно сформулировать понятие административного закона.

Так, административный надзоросуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с настоящимФедеральным закономвременных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных настоящимФедеральным законом. В ст. 2 данного закона закрепляется задача административного надзора, которая устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными встатье3настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.

Федеральный закон от 6 апреля 2011г. N64ФЗ"Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы"(ред. от 28.12.2013) надзор вводится по решению суда на основании заявления исправительного учреждения или органа внутренних дел (ОВД) на 1 –3 года (но не выше срока для погашения судимости), а в отношении совершивших преступления против несовершеннолетних и при опасном (особо опасном) рецидиве –на период погашения судимости. В отношении лица, совершившего в возрасте старше восемнадцати лет преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, и страдающего расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости, административный надзор устанавливается на срок назначения принудительных мер медицинского характера, но не менее срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости. Срок административного надзора могут продлить, если поднадзорный систематически нарушает общественный порядок, и, наоборот, сократить при добросовестном поведении.

Начиная с 1 июля 2011 г., органы внутренних дел обязаны осуществлять надзор за гражданами, имеющими непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, а также при рецидиве преступлений. Административный надзор также может устанавливаться судом за теми гражданами, которые в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавались злостными нарушителями порядка либо в течение года после отбытия наказания совершили два и более административных правонарушения, посягающих на порядок управления, общественный порядок, безопасность, здоровье населения и общественную нравственность. Граждане, в отношении которых установлен административный надзор, обязываются встать на учет в ОВД по месту жительства или пребывания. Они должны периодически являться туда для регистрации (1 –4 раза в месяц), уведомлять его о перемене места жительства или пребывания, изменении места работы или об увольнении.

Так же новый закон устанавливает административные ограничения при административном надзоре:1) запрещение пребывания в определенных местах;2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток;4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории;

Надзор приостанавливается в случае объявления поднадзорного в розыск, признания его безвестно отсутствующим, заключения под стражу. После устранения этих обстоятельств надзор возобновляется. Закон содержитважный воспитательный момент: досрочное прекращение административного надзора по решению суда возможно по истечении не менее половины установленного судом срока надзора при условии, что поднадзорный добросовестно выполняет свои обязанности и положительно характеризуется по месту его работы, жительства или пребывания. Суд, в который было подано заявление о досрочном прекращении административного надзора, уведомляет об этом потерпевшего и (или) его представителя в письменной форме в день принятия заявления крассмотрению. В отношении лица, которое отбывало наказание за преступление против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, надзор не может быть прекращен досрочно. После прекращения административного надзора поднадзорное лицо снимается с учета в ОВД.

Осуществление административного надзора за данной категорией лиц возложено на органы внутренних дел. В приказе МВД от 8 июля 2011 года № 818 «О порядке осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»расширен круг сотрудников полиции, участвующих в осуществлении административного надзора. Раннее данная обязанность была возложена на участковых инспекторов милиции, а в данном нормативно акте указывается, что этой деятельностью должны заниматься,кроме участковых уполномоченных полиции, и сотрудники строевых подразделений патрульнопостовой службы полиции, вневедомственной охраны, дорожнопатрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ, сотрудники, заминающиеся оперативнорозыскной деятельностью, дежурных частей территориальных органов внутренних дел, а также сотрудники полиции линейных управлений ,отделов МВД РФ, что несомненно должно повысить эффективностьосуществления административного надзора органами внутренних дел в современной России. В данных законах расписаны все мероприятия, которые необходимо выполнять всем государственным органам. Четкое и своевременно исполнение всех мероприятий, несомненно, будет снижать уровень рецидивной преступности на современномэтапе развития государства.

Можно выделить характерные признаки административного надзора, соблюдение которых способствует полноценному выполнению обязательств по выполнению надзора.

Таковыми принципами являются:1)Установление надзорной компетенции.(Компетенция –это совокупность установленных нормативными правовыми актами прав и обязанностей (полномочий) органов и организаций, их должностных лиц. Компетенция является составной частью административноправового статуса государственных, муниципальных и иных органов и организаций. Надзорная компетенция заключается в установлении соответствующих предметов ведения административного надзора, то есть объектов надзора: специальных правил, норм, требований, стандартов, установленных в нормативноправовых актах. Наиболее общие надзорные полномочия выражаются в предоставлении различных прав государственным органам и их должностным лицам совершать действия по обеспечению законности и дисциплины в деятельности организаций и граждан.);2)Вмешательства или влияния на хозяйственную деятельность поднадзорного объекта. (Законодательство и практика не дают оснований полагать, что для административного надзора специфично «полное невмешательство» в оперативную деятельность субъектов. Такое утверждение верно лишь в отношении органов, осуществляющих прокурорский надзор, которые не входят в систему органов управления, действительно никакой административной властью не обладают.)3)Наличие административнонадзорном процессе, включающем в себя процедурные производства, например, лицензионное производство, регистрационное производство и т.д. (В теории административного права под административными процедурами понимаются установленные в нормативном порядке действия органов исполнительной власти и уполномоченных государственных учреждений, направленные на разрешение индивидуальных дел по реализации прав и законных интересов граждан и организаций).

Наше законодательство не стоит на месте, оно усовершенствуется и дополняется изменениями, необходимыми для улучшения текущей базы нормативноправовых актов. Данным доказательством является то, что в 2017 году Депутаты Госдумы приняли во втором чтении законопроект об обязательном административном надзоре над бывшими террористами и экстремистами после их освобождения из мест лишения свободы,сообщаетРИА Новости.

Законопроектом предусматривается административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, которые имеют непогашенную либо неснятую судимость, за совершение тяжких и особо тяжких преступлений террористической и экстремистской направленности, а также за преступления, связанные с посягательством на жизнь сотрудника правоохранительного органа, государственного или общественного деятеля, судьи или дознавателей.

Помимо этого, депутаты предложили установить подобный надзор за преступниками, совершившими убийство, истязание, вовлечение детей в преступную группу, а также за теми, кто совершил тяжкое или особо тяжкое преступление.

Парламентарии внесли еще одну поправку, которая дает возможность контролировать тех, кто совершил правонарушения по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти.

Авторы законопроекта также наделили правоохранителей полномочиями устанавливать надзорза теми, кто отбывал тюремный срок за управление автомобилем в нетрезвом состоянии.

Таким образом,исторический анализ позволяет сделать вывод о том, что институт полицейского (административного) надзора объективно оказывался востребованным в нашем государствеи в различные исторические эпохи, что связано с его эффективностью в деле предотвращения повторного правонарушающего поведения лицами, освобожденными из мест лишения свободы. Современная модель российского административного надзора во многом сохраняет преемственность от административного надзора, существовавшего в советский период, однако нельзя не отметить произошедшую гуманизацию данного института, выразившуюся, прежде всего, в постановке административного надзора под контроль суда в порядке гражданского судопроизводства.

Ссылки на источники1.Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. N 64ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (с изменениями и дополнениями). 2.Ваньков А.В, Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы // Вестник ВосточноСибирского института МВД России2014.№ 4ISSN : 23123184[25.04.2017].3.Бурганов Р.С, К вопросу об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы // Теория и практика общественного развития 2014№ 20 ISSN : 18154964[25.04.2017].