Таможенная экспертиза
Выпуск:
ART 971121
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Пашкова
Е.
П. Таможенная экспертиза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2017. – Т. 39. – С.
3971–3975. – URL:
http://e-koncept.ru/2017/971121.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам таможенной экспертизы и способов ее реализации. Автор анализирует различные составляющие данной проблемы и ищет пути решения для наиболее эффективного функционирования данной системы, а также уделяет внимание и историческим аспектам.
Текст статьи
Пашкова Екатерина Петровна,студент ФГБОУ «Оренбургского государственного университета», г.Оренбургsupernaturall809@mail.ru
Таможенная экспертиза
Аннотация.Статья посвящена вопросам таможенной экспертизы и способов ее реализации. Авторанализирует различные составляющие данной проблемы и ищут пути решения для наиболее эффективного функционирования данной системы, а также уделяют внимание и историческим аспектам. Ключевые слова: таможня, таможенная экспертиза, метод таможенного контроля, таможенный контроль.
Контроль в таможенном деле является одной из основных функций Федеральной таможенной службы. В соответствии со ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенный контроль –совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числес использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств –членов Таможенного союза.Основные нормы ТК ТС, определяющие проведение таможенного контроля, изложены в разделе 3 «Таможенный контроль», содержащем в себе несколько глав, одна из которых посвящена таможенной экспертизе при проведении таможенного контроля. При этом ТК ТС не относит таможенную экспертизу к формам таможенного контроля, перечисленным в главе 16 ТК, что позволяет рассматривать таможенную экспертизу как уникальный метод таможенного контроля.Такой институт как таможенная экспертиза начал свое существование 29 октября 1990 г. Именно в этот период начальником Главного управления государственноготаможенного комитета (ГУГТК) СССР В. К. Бояровым был подписан приказ № 258 о создании Центральной таможенной лаборатории.В следующие годы была создана целая сеть таможенных экспертных подразделений –региональных таможенных лабораторий. В настоящее времясистема таможенных экспертных подразделений ФТС России включает в себя Центральное экспертнокриминалистическое таможенное управление (ЦЭКТУ), которое является специализированным региональным таможенным управлением, и десять экспертнокриминалистических служб (ЭКС) –региональных филиалов ЦЭКТУ, расположенных в городах Калининград, СанктПетербург, Брянск, РостовнаДону, Нижний Новгород, Пятигорск, Екатеринбург, Новосибирск, Иркутск и Владивосток.По классификации существует несколько видов таможенных экспертиз, которые закреплены на законодательном уровне. По предмету исследования таможенные экспертизы подразделяются на следующие виды: идентификационная, товароведческая, материаловедческая, технологическая, криминалистическая и иные экспертизы, в производстве которых возникает необходимость. По количеству привлекаемых экспертов существует несколько другая классификация, которая предполагает единоличную, комплексную и комиссионную виды таможенных экспертиз. Единоличная таможенная экспертиза предполагает проведение экспертизы в единоличном порядке, а комиссионная подразумевает наличие нескольких экспертов из одной области деятельности. Комплексная экспертиза проводится комиссией экспертов в случаях, когда необходимы исследования с использованием знаний различных специальностей для наиболее полного и точного результата. Именно поэтому каждый таможенный эксперт соответствующей специальности подписывает ту часть заключения, по которой проводил экспертизу.Основным действующим лицом является таможенный эксперт, который обладает специальными знаниями и является независимым. Термин «таможенный эксперт» не обозначает правовой статус сведущего лица, а представляет правовую, то есть процессуальную роль, на которую его назначает правомочное должностное лицо таможенного органа. На место таможенного эксперта назначается должностное лицо специализированного (экспертнокриминалистического) таможенного органа или иное лицо, в установленном порядке.В таможенном деле существует проблема отсутствия достаточной регламентации таможенной экспертизы за счет нормативноправовой базы при достаточном большом наличии организаций, способных проводить экспертизы данного рода, то есть, не существует единообразия в данном вопросе. Нет правового документа, который регламентировал бы общие правовые аспекты назначения и производства экспертиз в таможенных целях, независимо в рамках таможенного контроля или любого вида судопроизводства.Кроме того, в правовой системе России есть и проблема необоснованного назначения таможенной экспертизы специалисту. Необходимо четко разграничивать правовую роль эксперта и специалиста. В правовой доктрине существует разделение правовых ролей специалиста и эксперта, при этом специалисту запрещено проводить экспертизы и исследования.Необходимо и подчеркнуть то, что достаточно остро встает вопрос о необходимости создания специализированных в данном вопросе судов, способных решать проблемы и которые были бы компетентно подготовлены и подкованы. Данные положения нередко поднимались в научных кругах, но так и не получили своего распространения и развития. Необходим Федеральный закон «Об экспертизе», который обхватывал бы как деятельность государственных, так и негосударственных экспертных учреждений и частных экспертов. Это несомненно повлечет за собой необходимость кардинальной переработки многих норм закона, включая реорганизацию судебноэкспертной системы в целом, что позволит обеспечить ее бесперебойное и наиболее эффективное функционирование. Безусловно, нужен большой труд по решению всех обозначенных проблем, решение которых позволит на единой таможенной территории Таможенного союза:1.оптимизировать процесс назначения, организации и производства экспертиз чая в таможенных целях;2.снизить количество судебных решений не в пользу таможенных органов;3.поднять имидж таможенных правоохранительных служб государствучастниц Таможенного союза на должный уровень.Стоит сделать акцент и на необходимости периодической смены регламентов, потому что именно они раскрывают минимальные требования, которые способствуют наиболее эффективному функционированию таможенной экспертизы. Динамичное развитие существующих стандартов, а также создание новых —тоже является частью усовершенствования деятельности таможенных органов, потому что стандарты отражают достигнутый уровень и обеспечивают трансферт технологий, способствуют обеспечению качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции.Но существует и другая проблема –это некомпетентность или недостаточная компетентность сотрудников таможенной службы, ответственных за проведение таможенной экспертизы. Вообще этот фактор связан, по большей части, с достаточным объемом знаний по данному вопросу. Обычно опытные специалисты имеют достаточно знаний по смежным наукам. Недостаток квалифицированных кадров можно устранить путем преобразования внутренней организации таможенных органов, улучшения условий труда, переходом к современной системе управления человеческими ресурсами, а также проведением периодических аттестаций персонала. Большую роль в решении перечисленных проблем играет аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (и экспертов таких лабораторий). В процессе аккредитации подтверждается компетентность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей выполнять работы по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям. Требования к продукции устанавливаются как в технических регламентах (регулируемая государством сфера), так и в хозяйственных договорах, в добровольных стандартах или добровольных системах сертификации (не регулируемая сфера). Если аккредитация является государственной функцией, то работа органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) является рыночной услугой. Закон о техническом регулировании не допускает совмещения функций по аккредитации и подтверждению соответствия в одном лице.Аккредитация лабораторий и органов сертификации подразумевает возможность повысить уровень испытаний, которые проводятся таможенными органами, а также вывести ее на новый уровень в качественном положении. Если товар был сертифицирован органом, имеющим такую аккредитацию, то существенно сокращается время проведения таможенной экспертизы, потому что подтверждается согласованность и унификация отдельных норм и стандартов качества, применяемых к конкретным товарам. Помимо этого еще и более тщательный подход к аккредитации негосударственных лабораторий и экспертов позволит сократить сомнения в некомпетентности или непрофессионализме выдаваемых заключений. А данный факт позволит избежать повторного проведения экспертиз, что существенно сэкономит время и средства. Существенное влияние на работу в целом оказывает и материальнотехническая база, которая не всегда и не везде находится в соответствующим состоянии. Эта проблема является традиционной для большинства государственных структур изза недостаточности финансирования со стороны государства. Часто требуется достаточно дорогостоящее оборудование и специализированных лабораторий для проведения соответствующих измерений. Вопервых, можно увеличить финансирование таможенных лабораторий и таможенныхорганов, ответственных за проведение таможенных экспертиз за счет средств федерального бюджета. Этот процесс можно сделать циклическим и связать цикл финансирования с моральным устареванием оборудования. Вовторых, таможенным органам абсолютно не обязательно иметь специальное оборудование и места проведения экспертиз у себя в собственности —можно привлекать сторонние коммерческие организации, обладающие данными ресурсами, к проведению таможенных экспертиз посредством заключения договоров на возмездной основе. Таким образом, особенно важно правильно правовое регулирование института таможенной экспертизы, а также некоторых тонкостей при ее выполнении. Для этого необходимо наличие не только материальнотехнической базы соответствующего уровня, но и наличие достаточно высоко квалифицированной и профессиональной подборки кадров для полноты реализации и эффективности выполнения данной экспертизы. А в процессе проведения данной работы проводится анализ документов различного характера, исследование проб товаров, атакже подводится общий итог полученной информации. Именно поэтому особенную важность составляет правильность проведения данной процедуры.
Ссылки на источники1.Аганбегян А. Экономика России на распутье… Выбор посткризисного пространства. —М.: АСТ: Астрель, 2010. —112 с.2.Таможенный кодекс Российской Федерации//Собрание законодательства РФ. 2003. № 22.3.Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного СоветаЕвразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 N 17) (вступил в силу с 01.07.2010)4.Федеральный закон о техническом регулировании от 27.12.2002 № 184ФЗ.5.Федотов А. В. Современное положение таможенной экспертизы в РФ: проблемы и пути их решения // Молодой ученый. —2013. —№5. —С. 401402.
Таможенная экспертиза
Аннотация.Статья посвящена вопросам таможенной экспертизы и способов ее реализации. Авторанализирует различные составляющие данной проблемы и ищут пути решения для наиболее эффективного функционирования данной системы, а также уделяют внимание и историческим аспектам. Ключевые слова: таможня, таможенная экспертиза, метод таможенного контроля, таможенный контроль.
Контроль в таможенном деле является одной из основных функций Федеральной таможенной службы. В соответствии со ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенный контроль –совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числес использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств –членов Таможенного союза.Основные нормы ТК ТС, определяющие проведение таможенного контроля, изложены в разделе 3 «Таможенный контроль», содержащем в себе несколько глав, одна из которых посвящена таможенной экспертизе при проведении таможенного контроля. При этом ТК ТС не относит таможенную экспертизу к формам таможенного контроля, перечисленным в главе 16 ТК, что позволяет рассматривать таможенную экспертизу как уникальный метод таможенного контроля.Такой институт как таможенная экспертиза начал свое существование 29 октября 1990 г. Именно в этот период начальником Главного управления государственноготаможенного комитета (ГУГТК) СССР В. К. Бояровым был подписан приказ № 258 о создании Центральной таможенной лаборатории.В следующие годы была создана целая сеть таможенных экспертных подразделений –региональных таможенных лабораторий. В настоящее времясистема таможенных экспертных подразделений ФТС России включает в себя Центральное экспертнокриминалистическое таможенное управление (ЦЭКТУ), которое является специализированным региональным таможенным управлением, и десять экспертнокриминалистических служб (ЭКС) –региональных филиалов ЦЭКТУ, расположенных в городах Калининград, СанктПетербург, Брянск, РостовнаДону, Нижний Новгород, Пятигорск, Екатеринбург, Новосибирск, Иркутск и Владивосток.По классификации существует несколько видов таможенных экспертиз, которые закреплены на законодательном уровне. По предмету исследования таможенные экспертизы подразделяются на следующие виды: идентификационная, товароведческая, материаловедческая, технологическая, криминалистическая и иные экспертизы, в производстве которых возникает необходимость. По количеству привлекаемых экспертов существует несколько другая классификация, которая предполагает единоличную, комплексную и комиссионную виды таможенных экспертиз. Единоличная таможенная экспертиза предполагает проведение экспертизы в единоличном порядке, а комиссионная подразумевает наличие нескольких экспертов из одной области деятельности. Комплексная экспертиза проводится комиссией экспертов в случаях, когда необходимы исследования с использованием знаний различных специальностей для наиболее полного и точного результата. Именно поэтому каждый таможенный эксперт соответствующей специальности подписывает ту часть заключения, по которой проводил экспертизу.Основным действующим лицом является таможенный эксперт, который обладает специальными знаниями и является независимым. Термин «таможенный эксперт» не обозначает правовой статус сведущего лица, а представляет правовую, то есть процессуальную роль, на которую его назначает правомочное должностное лицо таможенного органа. На место таможенного эксперта назначается должностное лицо специализированного (экспертнокриминалистического) таможенного органа или иное лицо, в установленном порядке.В таможенном деле существует проблема отсутствия достаточной регламентации таможенной экспертизы за счет нормативноправовой базы при достаточном большом наличии организаций, способных проводить экспертизы данного рода, то есть, не существует единообразия в данном вопросе. Нет правового документа, который регламентировал бы общие правовые аспекты назначения и производства экспертиз в таможенных целях, независимо в рамках таможенного контроля или любого вида судопроизводства.Кроме того, в правовой системе России есть и проблема необоснованного назначения таможенной экспертизы специалисту. Необходимо четко разграничивать правовую роль эксперта и специалиста. В правовой доктрине существует разделение правовых ролей специалиста и эксперта, при этом специалисту запрещено проводить экспертизы и исследования.Необходимо и подчеркнуть то, что достаточно остро встает вопрос о необходимости создания специализированных в данном вопросе судов, способных решать проблемы и которые были бы компетентно подготовлены и подкованы. Данные положения нередко поднимались в научных кругах, но так и не получили своего распространения и развития. Необходим Федеральный закон «Об экспертизе», который обхватывал бы как деятельность государственных, так и негосударственных экспертных учреждений и частных экспертов. Это несомненно повлечет за собой необходимость кардинальной переработки многих норм закона, включая реорганизацию судебноэкспертной системы в целом, что позволит обеспечить ее бесперебойное и наиболее эффективное функционирование. Безусловно, нужен большой труд по решению всех обозначенных проблем, решение которых позволит на единой таможенной территории Таможенного союза:1.оптимизировать процесс назначения, организации и производства экспертиз чая в таможенных целях;2.снизить количество судебных решений не в пользу таможенных органов;3.поднять имидж таможенных правоохранительных служб государствучастниц Таможенного союза на должный уровень.Стоит сделать акцент и на необходимости периодической смены регламентов, потому что именно они раскрывают минимальные требования, которые способствуют наиболее эффективному функционированию таможенной экспертизы. Динамичное развитие существующих стандартов, а также создание новых —тоже является частью усовершенствования деятельности таможенных органов, потому что стандарты отражают достигнутый уровень и обеспечивают трансферт технологий, способствуют обеспечению качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции.Но существует и другая проблема –это некомпетентность или недостаточная компетентность сотрудников таможенной службы, ответственных за проведение таможенной экспертизы. Вообще этот фактор связан, по большей части, с достаточным объемом знаний по данному вопросу. Обычно опытные специалисты имеют достаточно знаний по смежным наукам. Недостаток квалифицированных кадров можно устранить путем преобразования внутренней организации таможенных органов, улучшения условий труда, переходом к современной системе управления человеческими ресурсами, а также проведением периодических аттестаций персонала. Большую роль в решении перечисленных проблем играет аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (и экспертов таких лабораторий). В процессе аккредитации подтверждается компетентность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей выполнять работы по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям. Требования к продукции устанавливаются как в технических регламентах (регулируемая государством сфера), так и в хозяйственных договорах, в добровольных стандартах или добровольных системах сертификации (не регулируемая сфера). Если аккредитация является государственной функцией, то работа органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) является рыночной услугой. Закон о техническом регулировании не допускает совмещения функций по аккредитации и подтверждению соответствия в одном лице.Аккредитация лабораторий и органов сертификации подразумевает возможность повысить уровень испытаний, которые проводятся таможенными органами, а также вывести ее на новый уровень в качественном положении. Если товар был сертифицирован органом, имеющим такую аккредитацию, то существенно сокращается время проведения таможенной экспертизы, потому что подтверждается согласованность и унификация отдельных норм и стандартов качества, применяемых к конкретным товарам. Помимо этого еще и более тщательный подход к аккредитации негосударственных лабораторий и экспертов позволит сократить сомнения в некомпетентности или непрофессионализме выдаваемых заключений. А данный факт позволит избежать повторного проведения экспертиз, что существенно сэкономит время и средства. Существенное влияние на работу в целом оказывает и материальнотехническая база, которая не всегда и не везде находится в соответствующим состоянии. Эта проблема является традиционной для большинства государственных структур изза недостаточности финансирования со стороны государства. Часто требуется достаточно дорогостоящее оборудование и специализированных лабораторий для проведения соответствующих измерений. Вопервых, можно увеличить финансирование таможенных лабораторий и таможенныхорганов, ответственных за проведение таможенных экспертиз за счет средств федерального бюджета. Этот процесс можно сделать циклическим и связать цикл финансирования с моральным устареванием оборудования. Вовторых, таможенным органам абсолютно не обязательно иметь специальное оборудование и места проведения экспертиз у себя в собственности —можно привлекать сторонние коммерческие организации, обладающие данными ресурсами, к проведению таможенных экспертиз посредством заключения договоров на возмездной основе. Таким образом, особенно важно правильно правовое регулирование института таможенной экспертизы, а также некоторых тонкостей при ее выполнении. Для этого необходимо наличие не только материальнотехнической базы соответствующего уровня, но и наличие достаточно высоко квалифицированной и профессиональной подборки кадров для полноты реализации и эффективности выполнения данной экспертизы. А в процессе проведения данной работы проводится анализ документов различного характера, исследование проб товаров, атакже подводится общий итог полученной информации. Именно поэтому особенную важность составляет правильность проведения данной процедуры.
Ссылки на источники1.Аганбегян А. Экономика России на распутье… Выбор посткризисного пространства. —М.: АСТ: Астрель, 2010. —112 с.2.Таможенный кодекс Российской Федерации//Собрание законодательства РФ. 2003. № 22.3.Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного СоветаЕвразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 N 17) (вступил в силу с 01.07.2010)4.Федеральный закон о техническом регулировании от 27.12.2002 № 184ФЗ.5.Федотов А. В. Современное положение таможенной экспертизы в РФ: проблемы и пути их решения // Молодой ученый. —2013. —№5. —С. 401402.