Изменение антропометрических показателей у студентов Чеченского государственного университета в зависимости от абсолютной высоты места проживания

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Морякина С. В., Мошуева С. М., Абумуслимов С. С. Изменение антропометрических показателей у студентов Чеченского государственного университета в зависимости от абсолютной высоты места проживания // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 4101–4105. – URL: http://e-koncept.ru/2017/971147.htm.
Аннотация. В связи с тем что на территории Чеченской Республики в последнее время умножается удельный вес осваиваемых районов, чрезвычайно важно знать, как факторы экологии влияют на здоровье молодых людей. В нашей работе мы получили новые экспериментальные данные по Чеченской Республике, которые заслуживают внимания специалистов в области биологии и медицины. В ходе проведенных исследований были отмечены более низкие показатели длины тела и более высокие показатели массы тела и ИМТ у девушек и юношей среднегорья в отличие от жителей равнины. Девушки среднегорья отличались наименьшей мышечной силой левой и правой руки. У юношей показатели динамометрии носили очень нестабильный характер как для правой, так и для левой руки во всех исследуемых группах. Была отмечена отличная (первая группа) и хорошая (вторая и третья группа) реакция силы мышц верхних конечностей у юношей. Для девушек более свойственна гиподинамия, в связи с чем силовой индекс у них ниже нормативных показателей.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Мошуева Седа МагомедЭмиевна студентка 2 курса биологохимического факультета, Чеченский государственный университет, г. Грозныйsalmirarao@mail.ru

Морякина Светлана Васильевнак.б.н., доцент кафедры «Физиология и анатомия человека и животных», биологохимический факультет, Чеченский государственный университет, г. Грозныйs.moriakina@yandex.ru

Абумуслимов Саидхамзат Саидмагомедовичк.б.н., доцент кафедры «Физиология и анатомия человека и животных», биологохимический факультет, Чеченский государственный университет, г. Грозныйsaidkhamzatabumuslimov@gmail.com

Изменение антропометрических показателей у студентов Чеченского государственного университета в зависимости от абсолютной высоты места проживания

Аннотация.Всвязи с тем, что на территории Чеченской Республики в последнее время умножается удельный вес осваиваемых районов, чрезвычайно важно знать, какую роль играют факторы экологии на здоровье молодых людей. В нашей работе мы получили новые экспериментальные данные по Чеченской Республике, которые заслуживают внимания специалистов в области биологии и медицины.В ходе проведенных исследований были отмечены более низкие показатели длины тела и более высокие показатели массы тела и ИМТ у девушек и юношей среднегорья в отличие от жителей равнины. Девушки среднегорья отличались наименьшей мышечной силой левой и правой руки. У юношей показатели динамометрии носили очень нестабильный характер как для правой, так и для левой руки во всех исследуемых группах. Была отмечена отличная (первая группа) и хорошая (вторая и третья группа) реакция силы мышц верхних конечностей у юношей. Для девушек более свойственна гиподинамия, в связи с чем силовой индекс у них ниже нормативных показателей.Ключевые слова:физикогеографическиезоны, антропометрические показатели, динамометрия, динамометрический индекс.

Человеческий организм –сложная саморегулирующаяся и самоподдерживающаяся система. На всякое нарушение внешних условий он отвечает соответствующими приспособительными реакциями, направленными на восстановление обычных свойств внутренней среды или кратковременное увеличение функциональной активности различных физиологических систем. Проблемам изучения физического развития уделяется достаточно много внимания в научной литературе. До сих пор к оценке физического развития не существует единого подхода [1], общеизвестно, что его уровень зависит от взаимовыраженности, сочетанности и взаимодействия антропометрических признаков, определяющих понятие пропорциональности и гармоничности [5].Показатели физического развития различаются у студентов, проживающих в различных географических широтах одной страны (региональные особенности) [2]. Для определения физического развития проводят антропометрические измерения, а для его оценки используют различные индексы. Индексы –указатели физического развития, представляющие собой соотношения отдельных антропометрических признаков, выраженных в математических формулах [3].

Актуальность исследований, связанных с оценкой физического развития,обусловлена необходимостью определения влияния на организм комплекса факторов окружающей среды.Целью настоящей работы является изучение антропометрических показателей у студентов, в зависимости от абсолютной высоты места проживания.Для выполнения поставленной цели решались следующие задачи:1.Распределение студентов на три группы в зависимости от абсолютной высоты места проживания с учетом гендерных особенностей.2.Сопоставление антропометрических показателей в трех исследуемых группах.3.Определение отклонений на уровне физического развития у студентов на индивидуальной основе.Исследование антропометрических показателей проводилось в лаборатории физиологии человека биологохимического факультета Чеченского государственного университетакафедры физиологии и анатомии человека и животных среди студентов 16 курсов ОДО и ОЗФО Биологохимического факультета, направления подготовки «Биология», профили, «Физиология, «Общая биология», «Микробиология»; Агротехнологического института, специальность «Ветеринария»; старшеклассников 12й городской гимназии.Высоту над уровнем моря населенных пунктов Чеченской Республики уточняли на сайте: Фото планета и Пересчет координат [4, 5]. Всего было обследовано 262 человека обоего пола (210 девушек и 52 юноши). Все обследуемые с учетом гендерной принадлежности были разделены на три группы в зависимости от места проживания в разных физикогеографических зонах.Изучались следующие показатели: длина тела, масса тела, индекс массы тела (ИМТ), тип конституции, динамометрия левой и правой кисти, динамометрический индекс (ДИ).Полученные данные были статистически обработаны с помощью компьютерной программы «Excel 2016». Расчет доверительных интервалов полученных значений и оценку достоверности различий между ними проводили по t критерию Стьюдента при уровне значимости 95% (Р <0,05).Распределение студентов по установленным показателям индекса массы тела было осуществлено на основе соотношения массы тела в килограммах к росту в метрах, возведенному в квадрат.Из 210 обследованных студенток независимо от места проживания 41 человек имели избыточную массу тела, что соответствует 19,5%(гиперстеники). Кроме того, было зафиксировано шесть студенток с ожирением первой степени –2,9%. Одна студентка (0,5%) имела ожирение второй степени. С дефицитом массы тела было обнаружено 49 студенток –23,3%(астеники). Соответственно нормальную массу тела имело 113 девушек, что составляет 53,8%(нормостеники)(рис. 1).В нашем эксперименте участвовали 52 юноши. Среди них избыточную массу тела имели 14 студентов. Это составляет 26,9% (гиперстеники). Нормативное значение ИМТ было установлено более чем у половины студентов (28 человек) –53,9% (нормостеники). Недостаток массы тела имели 10 юношей (19,2%) ‒ астеники. В отличие от девушек, у юношей мы не обнаружили ни одного представителя с ожирением первой и второй степени (рис. 2).



Рис. 1.

Далее мы сравнили длину тела (ДТ), массу тела (МТ) и индекс массы тела (ИМТ) у трех групп студентов, различающихсяпо гендерным признакам (табл. 1).

Таблица 1Сопоставление антропометрических показателейв трех группах студентов, проживающих в разных климатогеографических зонах

ПоказателиПолГруппаПерваяВтораяТретьяРавнинаНизкогорьеСреднегорьеДевушки (n=126)Юноши(n=34)Девушки (n=72)Юноши(n=13)Девушки (n=12)Юноши(n=5)Длина тела(ДТ), смДевушки163,37±5,695161,74±18,167160,91±5,961Юноши 176,26±5,526178,46±5,897175,60±6,269Масса тела(МТ), кгДевушки60,36±9,5961,40±10,51763,25±7,698Юноши 70,39±10,35570,00±7,09576,0±8,246Индекс массы тела (ИМТ), кг/м2Девушки22,65±3,71822,80±3,62724,39±2,210Юноши 22,70±2,81521,99±2,14924,65±2,523

На основании проведенных исследований было установлено, что длина тела (ДТ) у студенток первой, второй и третьей групп незначительно понижается по мере увеличения высоты места проживания. Различия статистически не значимы.При сопоставлении показателей ДТ у студентов было обнаружено наибольшее значение во второй группе (низкогорье) ‒ 178,46 см, а наименьшее –у юношей, проживающих в условиях среднегорья(175,60 см). Достоверных отличий у исследуемых групп девушек и юношей, проживающих в разных климатогеографических зонах не оказалось. И кроме того, соответственно, длина тела студентов была выше представительниц трех исследуемых групп.Характеризуя длину тела у испытуемых, необходимо отметить, что у значительного числа лиц этих возрастов процесс роста практически закончен.Рост является суммарным показателем, характеризующим состояние пластичных процессов в организме. Из литературных источников известно, что важным адаптивным антропометрическим признаком горцев является небольшойрост и коренастое, крепкое сложение, чтоуменьшает относительную поверхностьтела (по показателям масса тела/общая поверхность тела). Такое приспособление является необходимым адаптивным признаком для проживания в условиях болеехолодного климата низкогорья по сравнению с более теплым климатом равнины. В данном случае снижается теплоотдача и оптимизируются механизмы терморегуляции.23,353,819,52,90,5Рис. 1. Процентное соотношение показателей ИМТ обследованных студентокДефицит МТНормальная МТИзбыточная МТОжирение 1й степениОжирение 2й степени19,253,926,9Рис. 2. Процентное соотношение показателей ИМТ обследованных студентовДефицит МТНормальная МТИзбыточная МТМасса тела –важный показатель адаптационноприспособительных процессов организма.При исследовании показателей МТ нами было установлено обратное соотношение в сопоставлении с показателями длины тела, то есть наибольшей массой тела обладали студентки третьей группы. Масса тела равна 63,25кг соответственно. Наименьшую массу тела имели представительницы первой группы (равнина) ‒ 60,36 килограмма. Среди юношей более низкий результат получен в первой и второй группе студентов, проживающих в условиях равнинной и низкогорнойместности. Наибольшую массу тела имели уроженцы среднегорья.Но не столь важны отдельные показатели массы тела и роста человека, как соответствие этих показателей друг другу. Это соотношение определяет индекс массы тела (ИМТ).Со стороны индекса массы тела (ИМТ) было установлено, что среднестатистические показатели находились в пределах физиологической нормы для всех трех групп обследуемых девушек и юношей, проживающих в разных географических широтах, но незначительноеувеличение ИМТ было характерно для девушек и юношей третьей группы (среднегорье).Таким образом по среднестатистическому распределению были отмечены более низкие показатели длины тела и более высокие показатели массы тела и ИМТ у девушек и юношей среднегорьяв отличие от жителей равнины.Помимо антропометрических исследований мы провели измерения физиологических силовых показателей: силу правой и левой кисти. На основании значений динамометрии ведущей кисти был вычислен динамометрический индекс (ДИ)(табл.2).

Таблица 2Сопоставление показателей динамометрии трех групп студентов, проживающих в разных климатогеографических зонах

ПоказателиПолГруппаПерваяВтораяТретьяРавнинаНизкогорьеСреднегорьеДевушки (n=126)Юноши(n=34)Девушки (n=72)Юноши(n=13)Девушки (n=12)Юноши(n=5)Сила левой кисти, кгДевушки28,73±6,36030,10±8,11226,75±4,870Юноши 57,38±11,42652,61±8,21155,90±11,216Сила правой кисти, кгДевушки31,23±6,66832,88±7,13430,50±7,049Юноши 58,07±13,10354,07±7,67560,50±10,559ДИ, %Девушки0,52±0,1270,54±0,1380,51±0,135Юноши 0,82±0,1450,76±0,0960,78±0,077

При исследовании мышечной силы кисти правой и левой руки были получены гендерные отличия, носящие волнообразный характер. Так, например, девушки третьей группы отличались наименьшей мышечной силой левой и правой руки (26,75 кг и 30,50 кг соответственно). А вторая группа студенток напротив, обладала большей силой как правой, так и левой кисти (30,10 кг и 32,88 кг соответственно). У юношей показателидинамометрии носили очень нестабильный характер как для правой, так и для левой руки во всех исследуемых группах.Относительно динамометрического индекса (ДИ) путем анализаполученных результатовнами было установлено, что студентки всех трех исследуемых групп имели практически одинаковое среднестатистическое значение силового показателя, соответствующего удовлетворительному уровню развития силы мышц сгибателей кисти ведущей руки.

Установлено, что наибольшее значение ДИ было в 1й группе студентов ‒ 0,82 ед., что соответствует отличному уровню развития силы мышц сгибателей кисти ведущей руки. Студенты второй и третьей групп показали хороший результат значения ДИ (0,76 ед. и 0,78 ед. соответственно).Мы также рассмотрели % соотношение ДИ ведущей руки студентов на индивидуальной основе по типу реакции: отличная, хорошая, удовлетворительная, плохая(рис. 38).В ходе проведенных исследований было установлено, что отличная реакция в большей степени была выражена у студенток второй группы, надо отметить, что у девушек третьей группы полностью отсутствовал хороший уровень реакции, удовлетворительная реакция была зафиксирована у представительниц первой и третьей группы. Во всех группах были также отмечены 29 студенток с плохой реакцией динамометрического индекса.



Для юношей было установлено следующее соотношение, которое выражалось в том, что удовлетворительная реакция в большей степени была характерна для студентов третьей группы, отличная –для студентов первой группы, хорошую реакцию имели студенты второй группы. В первой и второй группах были также отмечены 3 студента с плохой реакцией динамометрического индекса.

37,515,331,915,3Рис. 4. % соотношение показателей ДИ у студенток низкогорьяОтличная реакцияХорошая реакцияУдовлетворительная реакцияПлохая реакция38,546,37,67,6Рис. 7. % соотношение показателей ДИ у студентов низкогорьяОтличная реакцияХорошая реакцияУдовлетворительная реакцияПлохая реакция404020Рис. 8. % соотношение показателей ДИ у студентов среднегорьяОтличная реакцияХорошая реакцияУдовлетворительная реакция58,820,614,75,9Рис. 6. % соотношение показателей ДИ у студентов равнинной зоныОтличная реакцияХорошая реакцияУдовлетворительная реакцияПлохая реакция37,55012,5Рис. 5. % соотношение показателей ДИ у студенток среднегорьяОтличная реакцияУдовлетворительная реакцияПлохая реакция30,111,943,614,4Рис. 3. % соотношение показателей ДИ у студенток равнинной зоныОтличная реакцияХорошая реакцияУдовлетворительная реакцияПлохая реакцияУдовлетворительная и плохая реакция развития силы мышц кисти ведущей руки выражает уменьшение систолического выброса, который является главным показателем эффективности кровообращения и стабильной работы сердца [3].На основании проведенных исследований можно сделать следующие выводы:1. Среди 210 обследованных студенток независимо от места проживания 19,5% (гиперстеники) имели избыточную массу тела. Было зафиксировано шесть студенток с ожирением первой степени –2,9%. Одна студентка (0,5%) имела ожирение второй степени. С дефицитом массы тела было обнаружено 23,3%студенток(астеники). Соответственно нормальную массу тела имели 53,8%студенток(нормостеники). 2. Среди юношейизбыточную массу тела имели 26,9% студентов(гиперстеники). Нормативное значение ИМТ было установлено у53,9% (нормостеники). Недостаток массы тела имели 19,2% студентовастеников. 3. По среднестатистическому распределению были отмечены более высокие показатели массы тела и ИМТ у девушек и юношей среднегорья в отличие от жителей равнины. 4. У всех исследуемых групп наибольший показатель мышечной силы кисти приходился на правую руку. Была установлена следующая закономерность: девушки среднегорья отличались наименьшей мышечной силой левой и правой руки, вторая группа студенток напротив, обладала большей силой как правой, так и левой кисти. У юношей показатели динамометрии носили очень нестабильный характер как для правой, так и для левой руки во всех исследуемых группах.5. Студентки всех трех исследуемых групп имели практически одинаковое среднестатистическое значение силового показателя, соответствующего удовлетворительному уровню развития силы мышц сгибателейкисти ведущей руки. 6. Установлено, что наибольшее значение ДИ было в 1й группе студентов, что соответствует отличному уровню развития силы мышц сгибателей кисти ведущей руки. Студенты второй и третьей групп показали хороший результат значения ДИ.7. На индивидуальной основе отличная реакция развития мышц кисти в большей степени была выражена у студенток второй группы, удовлетворительная реакция была зафиксирована у представительниц первой и третьей группы. Во всех группах были также отмечены 29 студенток с плохой реакцией динамометрического индекса.8. Удовлетворительная реакция степени развития силы мышц кисти на индивидуальной основе в большей степени была выражена у студентов третьей группы, отличная –у студентов первой группы, хорошую реакцию имели студенты второй группы. В первой и второй группах были также отмечены 3 студента с плохой реакцией динамометрического индекса.

Ссылки на источники1.АпанасенкоГ.Л. Индивидуальное здоровье: теория и практика / Г.Л. Апанасенко // Валеология. –2006. –№ 1. –С. 5132.БернштейнА.Д. Человек в условиях среднегорья / А.Д. Бернштейн. ‒ АлмаАта, издво: Казахстан, 1967. ‒ 218 с.3.Мельникова Н.А. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учебнометодическое пособие. Ч. I / Н.А. Мельникова, В.Н. Лукьянова // Мордов. гос. пед. инт. ‒ Саранск, 2005. ‒ 105 с.4.Пересчет координат. Определение высоты над уровнем моря. Поиск координат по названию. Определение координат по карте. География IPадреса Geo IP API [Электронный ресурс], ‒ http://www.latlong.ru

5.ПрокопьевН.Я. Физическое развитие детей и подростков / Н.Я. Прокопьев, С.А. Орлов, П.Г. Койносов. –Тюмень: ВекторБук, 2000. –136 с.6.Фото планета. Чеченская Республика [Электронный ресурс], ‒ http://fotoplaneta.com/region/43/2/chechenskayarespublika.html‒ статья в интернете.