Методология сравнительного исследования поликультурного образования в школах России и Канады
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Чудиновских
А.
В. Методология сравнительного исследования поликультурного образования в школах России и Канады // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2018. – № 5 (май). – С.
40–50. – URL:
http://e-koncept.ru/2018/181028.htm.
Аннотация. Актуальность исследования обусловлена ростом межэтнических конфликтов в регионах России. В современный период глобализации, информатизации, демократизации, интеграции в России открылись двери для взаимодействия с зарубежным культурным мировым сообществом. В связи с этим возникает противоречие между усилением степени поликультурности общества и подготовленностью индивида к этим переменам. Поэтому поликультурное образование все чаще становится центром внимания многих научных и политических дискуссий, что привело к тому, что это явление оказывается неизменяемой характеристикой современного мирового и российского пространства. В период глобализации исследование зарубежного образовательного опыта становится актуальным. Цель теоретического сравнительного исследования поликультурного образования в школах России и Канады – выявление перспектив развития поликультурного образования в российских школах. Цель данного исследования – на основе теоретического анализа источников определить методологию сравнительно-педагогического исследования поликультурного образования в школах России и Канады. Использованы теоретические методы анализа, систематизации, обобщения. В данной статье излагаются результаты теоретического анализа научно-педагогической литературы по методологии сравнительно-педагогических исследований. Было выявлено, что педагогическое исследование имеет четыре уровня методологии: философский, общенаучный, конкретно-научный, технологический. На философском уровне базисом исследования поликультурного образования является гуманистическая идея. Главная методологическая проблема сравнительного исследования – это соотношение категорий общего, единичного и особенного. На общенаучном уровне мы выделяем системный подход как ведущий. Были также обозначены общие принципы исследования поликультурного образования. На конкретно-научном уровне было выявлено, что основополагающим концептом исследования является мировое образовательное пространство; методологические принципы: принцип развития; принцип всеобщей связи; принцип активной личности; принцип вариативности; принцип когерентности; основные подходы: культурологический подход; комплексный подход; исторический подход; аксиологический подход; количественный и качественный подходы; междисциплинарный подход. На технологическом уровне исследования были описаны следующие методы: анализ, синтез, сопоставление, общение, теоретический анализ, сравнительный анализ, интервью, опрос и анкетирование.