Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста с задержкой речевого развития в условиях дошкольной образовательной организации
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Платохина
Н.
А.,
Абашина
Н.
Н. Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста с задержкой речевого развития в условиях дошкольной образовательной организации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2018. – № 11 (ноябрь). – С.
73–83. – URL:
http://e-koncept.ru/2018/181085.htm.
Аннотация. Актуальность исследуемой проблемы обусловлена фактическим состоянием помощи детям раннего возраста с речевыми нарушениями в педагогической среде дошкольного образовательного учреждения, осознанием важности процесса сопровождения детей 2–3 лет с задержкой речевого развития и недостаточной разработанностью технологии сопровождения. Таким образом, целью нашей статьи является анализ теоретических аспектов проблемы оказания психолого-педагогической помощи детям раннего возраста с нарушениями в развитии речи, презентация содержания программы «Я учусь говорить правильно». Методологическими основаниями исследования выступили личностно ориентированный, гуманистический, деятельностный и интегрированные подходы, а также теория психического развития личности ребенка раннего возраста с особыми образовательными потребностями, компенсаторная теория аномального развития ребенка 2–3 лет и др. При проведении экспериментального исследования были использованы такие методы, как анализ речевых педагогических ситуаций, речевые игры, беседа и анкетирование родителей и т. п. Анализ данных обследования детей показал, что у большинства был обнаружен низкий уровень речевого развития. У детей, принявших участие в эксперименте, в значительной степени отставала контекстная речь, грамматический строй речи и звукопроизношение. Анкетирование родителей позволило сделать вывод о том, что большая часть родителей высказали желание повысить уровень педагогической культуры по проблеме речевого развития детей, согласились участвовать в реализации программы. Результаты эксперимента позволили разработать содержание программы психолого-педагогического сопровождения ребенка 2–3 лет с задержкой речевого развития в условиях дошкольной образовательной организации. В результате внедрения программы у детей 2–3 лет сформировано наглядно-действенное мышление; малыши понимают речь взрослого, указывают на называемый предмет, производят с предметом названные действия, в ответах на вопросы по картине используют разные виды предложений: простые, простые распространенные – с употреблением дополнения прямого или косвенного с употреблением предлогов; в детском саду внедрена модель взаимодействия специалистов, направленная на развитие и коррекцию речи детей раннего возраста; у родителей (законных представителей) детей раннего возраста сформированы основы педагогической культуры (взрослые овладели элементарными технологиями развития, коррекции и профилактики речевых нарушений у детей 2–3 лет и т. п.). Статья может представлять интерес для воспитателей, учителей-логопедов, педагогов-дефектологов дошкольных образовательных организаций и родителей.
Ключевые слова:
дети раннего возраста, психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста с нарушениями в развитии, механизм реализации психолого-педагогической помощи детям раннего возраста с нарушениями развития, индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения ребенка 2-3 лет с задержкой речевого развития