Ожидания родителей как субъектов инклюзивного образования обучающихся с ОВЗ
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Афонькина
Ю.
А. Ожидания родителей как субъектов инклюзивного образования обучающихся с ОВЗ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2020. – № 11 (ноябрь). – С.
27–40. – URL:
http://e-koncept.ru/2020/201079.htm.
Аннотация. Инклюзивная образовательная среда предполагает формирование новой системы социального взаимодействия субъектов образовательных отношений. В ней формируются качественно иные взаимосвязи между субъектами, чем в других образовательных средах. Специфика этих отношений в значительной степени определяется трансформацией их привычных функций, обусловленной необходимостью все более существенного включения в решение задачи по индивидуализации инклюзивной образовательной среды. Цель статьи состоит в научном обосновании и эмпирической объективации путей для необходимых преобразований системы психолого-педагогического сопровождения в аспекте взаимодействия с родителями обучающихся с ОВЗ на основе стимулирования их субъектной активности. Для достижения поставленной цели было предпринято исследование ожиданий родителей данной категории обучающихся в отношении их инклюзивного образования, результаты которого представлены в статье. Ведущим теоретическим подходом для нашего исследования является субъектный подход. А в качестве методического подхода к исследованию обозначенной проблемы выступила направленность на выявление оснований субъектной активности родителей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Проведенное эмпирическое исследование с помощью метода неструктурированного интервью позволило целесообразно и непротиворечиво типологизировать родительские ожидания. Оно показало, что в ожиданиях родителей обучающихся с ОВЗ отражаются их родительские позиции и потребности, а также раскрывается проблемное поле противоречий, требующих преодоления в процессе психолого-педагогического сопровождения. Теоретическая значимость результатов исследования состоит в обогащении научных преставлений об особенностях и побудителях субъектной родительской активности в инклюзивной образовательной среде, о специфике и эффективных механизмах ее индивидуализации в условиях инклюзии на основе учета типологии родительских ожиданий. Практическая значимость полученных исследовательских результатов определяется разработкой рекомендаций по повышению субъектной активности родителей в данной среде с учетом выявленной типологии их ожиданий.
Ключевые слова:
инклюзивное образование, субъекты психолого-педагогического сопровождения, родители детей c ограниченными возможностями здоровья, проблемное поле семьи, запросы родителей, родительские ожидания
Финансирование
Публикация подготовлена в рамках поддержанного РФФИ научного проекта № 20-013-00811 А «Индивидуализация образовательной среды как фактор развития инклюзивных процессов в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья, проживающих на городских и сельских территориях»