Теоретико-методологические основания развития профессиональной компетентности специалистов, работающих с семьями с детьми
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Приступа
Е.
Н. Теоретико-методологические основания развития профессиональной компетентности специалистов, работающих с семьями с детьми // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2021. – № 12 (декабрь). – С.
15–28. – URL:
http://e-koncept.ru/2021/211078.htm.
Аннотация. Актуальность исследования обусловлена необходимостью разработки качественного профессионального образования, учитывающего изменения на современном этапе, которые происходят в обществе. Семья как институт первичной социализации ребенка выполняет важнейшие функции, в том числе воспитательную. При нарушении функционирования семьи с детьми повышаются риски семейного и детского неблагополучия. Специалистами органа опеки и попечительства дети, семья могут признаны находящимися в трудной жизненной ситуации, социально опасном положении. В таком случае подключаются специалисты, работающие с семьями с детьми; это могут быть специалисты как системы образования, так и социальной защиты населения (педагоги, педагоги-психологи, тьюторы, педагоги дополнительного образования, воспитатели, специалисты по работе с семьей, специалисты по реабилитационной работе и другие). Решение сложных психологических ситуаций и трудных жизненных ситуаций связано с необходимостью профессиональной подготовки, разработки содержания основных образовательных программ. Развитие профессиональной компетентности специалистов, работающих с семьями с детьми, является одной из ключевых проблем социального и профессионального образования. Исследование построено на анализе научных подходов: межведомственном и междисциплинарном, кросс-культурном и аксиологическом, личностно-деятельностном и компетентностном; принципах учета профессиональных интересов обучающихся, включенности в практическую подготовку, развития профессионального мышления и ценностей, связи научной, теоретической и практической подготовки; развития личностного и профессионального «Я» будущих специалистов и уже имеющих практику работы с семьями с детьми. В статье перечислен широкий спектр групп компетенций: от общекультурных и общепрофессиональных до профессиональных (психолого-педагогические, коммуникативные, эмоционального интеллекта, профессиональной устойчивости, тайм-менеджмента, стресс-менеджмента и др.). Определена зависимость от правильно обоснованного содержания образования, учитывающего образовательные и профессиональные стандарты, учебные планы основных образовательных и дополнительных профессиональных программ, специфику организаций образования и социальной защиты населения, их цели и задачи, штатное расписание, особенности контингента обучающихся (воспитанников). Дан описательный анализ опыта реализации основной образовательной программы для уровня бакалавриата направления 44.03.02 – психолого-педагогическое образование, профиль «Семейное воспитание», в Институте педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет». Представлен аналитический обзор современных отечественных и зарубежных работ по развитию профессиональной компетентности специалистов.
Ключевые слова:
семья, профессиональная компетенция, семейное воспитание, профессиональная компетентность специалистов, кросс-культурный и аксиологический, работающих с семьями, находящаяся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении, межведомственный и междисциплинарный, личностно-деятельностный и компетентностный подходы
Похожие статьи
- РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ РЕБЁНКА
- ГЕНЕЗИС ИДЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ
- ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ПАРАМЕТРОВ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ И ХАРАКТЕРИСТИК МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ
- ВЛИЯНИЕ СЕМЕЙНОГО КЛИМАТА НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА