Вызовы современной системе среднего профессионального образования и пути их решения

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Баканова И. Г., Капустина Л. В. Вызовы современной системе среднего профессионального образования и пути их решения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2022. – № 4 (апрель). – С. 50–64. – URL: http://e-koncept.ru/2022/221023.htm.
Аннотация. Социально-экономический прогноз развития Российской Федерации на период до 2030 г. определяет приоритетные направления в преобразовании системы среднего профессионального образования (СПО) как основного драйвера производства. Осуществление инновационных и форсированных тенденций осложнено рядом барьеров, связанных с дефицитом высококвалифицированных специалистов по мировым критериям. Данное исследование акцентирует внимание на вызовах, с которыми столкнулась система среднего профессионального образования, а именно: социально-возрастные особенности обучающихся в учреждениях СПО, их слабая мотивированность на получение качественного образования. С другой стороны, вызывает обеспокоенность квалификация преподавательского состава, необходимая для реализации современных образовательных программ. Кроме того, информационная эпоха вносит коррективы и в образовательный процесс, диктуя требования по его преобразованию и подготовке специалистов, владеющих современными компетенциями. Цель настоящего исследования заключается в научно-практическом обосновании проблем, с которыми столкнулась система СПО, и изучении возможных сценариев их решения, что позволит своевременно и адекватно реагировать на изменения внешних условий как на рынке труда, так и в сфере технологий. Статья подготовлена на основе использования следующих методов: теоретический обзор и анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме исследования, педагогическое наблюдение и обобщение опыта преподавания в системе СПО. На основе анализа научно-педагогической, социально-экономической и методической литературы выявлено, что необходимым условием повышения качества процесса обучения является повышение квалификации преподавательского состава СПО. Сделан вывод, что практико-ориентированное обучение в виде дуальной системы является наиболее приоритетным, позволяющим интегрировать теоретические и практические навыки, что делает образовательный процесс более многогранным и всесторонним. Обобщая результаты исследования, мы определили перспективные направления повышения качества профессиональной подготовки студентов в виде организации демонстрационного экзамена, позволяющего дать независимую экспертную оценку, а также участия в конкурсах и соревнованиях разного уровня, при этом участие в чемпионатах по профессиональному мастерству WorldSkills International и WorldSkills Russia является драйвером компетенций «завтрашнего дня».
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.