Организация практических занятий по курсу «Основы проектирования информационных систем»
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Самохвалов
А.
Э. Организация практических занятий по курсу «Основы проектирования информационных систем» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2024. – № 1 (январь). – С.
15–29. – URL:
http://e-koncept.ru/2024/241002.htm.
Аннотация. Цифровая трансформация отечественной экономики, структурные изменения на рынке труда, появление новых специальностей требуют от современных систем среднего специального и высшего образования составления новых образовательных программ по созданию информационных систем, адаптированных к новым условиям. Сегодня актуальны такие курсы, которые объединяют основные теоретические разделы проектирования систем и специфику их практического использования в трудовой деятельности специалистов. Целью данной работы является новая методическая разработка практических занятий по курсу «Основы проектирования информационных систем». Предложено разделить их на учебные модули: Исследование предметной области, Постановка задачи, Проектирование, Разработка программного продукта, Развертывание, Документирование. Изучены отечественные и зарубежные методики по освоению перечисленных учебных модулей. В работе рассмотрены традиционные подходы к их организации и обосновано применение новых: на стадии «Исследование предметной области» проводится практическое занятие «Юридическое обоснование разработки информационной системы», на занятии «Даталогическое проектирование» источником информации являются выходные отчетные формы системы (применяется метод обратного проектирования) и другие. Для занятий по «Разработке программного продукта» учтено актуальное сегодня требование использования свободно распространяемых и платформенно независимых средств разработки и форматов файлов. Результатом исследования стал базовый план практических занятий по курсу «Основы проектирования информационных систем», который прошел апробацию в Московском государственном техническом университете им. Н. Э. Баумана при подготовке студентов бакалавриата факультета «Инженерный бизнес и менеджмент». Теоретическая значимость исследования состоит в разработанной усовершенствованной модульной структуре построения курса, которая позволяет добиться его вариативности, гибкой настройки под конкретную специальность и профиль подготовки студентов. Практическая значимость исследования заключается в возможности формирования новых учебных программ на общей базе. Включение модуля «Искусственный интеллект» позволит добавить изучение и практическое освоение интеллектуальных методов обработки данных и методов машинного обучения, что открывает перспективу преобразования предложенной методики в основы проектирования гибридных интеллектуальных информационных систем. Данная разработка может заинтересовать не только средние и высшие учебные заведения, но и центры переподготовки и повышения квалификации.
Ключевые слова:
информационные технологии, практическое занятие, образовательная деятельность, проектирование информационных систем