Общеучебная цифровая компетентность и способы ее развития
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Гаибова
В.
Е. Общеучебная цифровая компетентность и способы ее развития // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2024. – № 1 (январь). – С.
132–143. – URL:
http://e-koncept.ru/2024/241009.htm.
Аннотация. В настоящее время цифровизация охватывает практически все сферы жизни людей: от образования до покупки товаров, от оплаты услуг до получения зарплат. Дети и подростки с малых лет учатся пользоваться различными гаджетами самостоятельно, иногда «вслепую», так как никто не учит их, как правильно находить информацию в Интернете, как ее можно обобщать и систематизировать, каковы правила безопасного поведения в сети и чем неосторожный комментарий может «аукнуться» впоследствии. В сфере образования уже давно идет речь о развитии различного рода компетентностей обучающихся, охватывающих как предметные умения, как и метапредметные, которые можно формировать и развивать в процессе образования. Многие исследователи современности говорят о необходимости развития цифровой компетентности как необходимой для современной жизни способности человека. Цели исследования: обоснование термина «общеучебная цифровая компетентность», ее компонентов, которые можно развивать в учебной деятельности, и подбор технологий, способствующих ее развитию. Ведущими методами можно назвать опытно-экспериментальную работу и методы статистической обработки данных эксперимента. В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы: понятие общеучебной цифровой компетентности действительно является актуальным в сегодняшних реалиях, обучающиеся прекрасно ориентируются в цифровом пространстве, но для нахождения действительно хорошего контента им нужна помощь, выделенные компоненты общеучебной цифровой компетентности возможно развивать на уроках. Теоретическая значимость нашего исследования состоит в теоретическом обосновании возможности развития общеучебной цифровой компетентности учащихся в учебном процессе; в уточнении самого понятия «компетентность» (включающего узкоспециальные знания по данной предметной области, особого рода предметные навыки и способы мышления, а также – и это очень важно – понимание ответственности за свои действия), в определении понятия общеучебной цифровой компетентности и выделении ее составляющих, в обосновании необходимости ее развития именно в учебном процессе. Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что апробированы некоторые продуктивные технологии обучения и доказана их эффективность; составлена рабочая программа, способствующая развитию общеучебной цифровой компетентности обучающихся, а результаты и выводы могут быть учтены при разработке учебных пособий для средней школы.
Ключевые слова:
мышление, общеучебная цифровая компетентность, продуктивные технологии, чтение и письмо для развития критического мышления