Технология проблемного обучения как эффективная методика преподавания дисциплины «Основы русского жестового языка» в образовательных организациях системы МВД России
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Букина
Т.
Г.,
Нестерова
В.
Е. Технология проблемного обучения как эффективная методика преподавания дисциплины «Основы русского жестового языка» в образовательных организациях системы МВД России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2024. – № 12 (декабрь). – С.
122–136. – URL:
http://e-koncept.ru/2024/241205.htm.
Аннотация. Процесс обучения русскому жестовому языку (далее – РЖЯ) сотрудников органов внутренних дел является весьма трудоемким и эмоционально затратным. В силу этого актуальным является вопрос разработки эффективной методики преподавания РЖЯ в образовательных организациях системы МВД России. Целью данной статьи является описание методики преподавания РЖЯ на основе технологии проблемного обучения как в рамках преподавания дисциплины «Основы профессиональной служебной деятельности», так и на курсах переподготовки и повышения квалификации сотрудников органов внутренних дел. Для достижения описанной цели были использованы разнообразные методы, включая анализ научных и методических источников по теме, методы описания и сопоставления, классификации, а также методы полевой работы с глухими и слабослышащими гражданами (запись спонтанной речи, лингвистическое анкетирование, интервьюирование), корпусный метод, ориентированный на изучение реального функционирования РЖЯ, позволяющий осуществлять быстрый поиск и отбор однотипных явлений. В процессе исследования авторами рассматриваются классификации проблемных ситуаций и приводятся примеры практических заданий, организованных с учетом принципов проблемного обучения. Разработанные задания способствуют формированию и развитию профессиональных компетенций сотрудников полиции, позволяющих эффективно осуществлять правоохранительную деятельность и взаимодействие с различными категориями граждан. Основным результатом исследования является вывод о том, что применение элементов технологии проблемного обучения позволяет приблизить образовательный процесс к ситуациям реального общения, а также оптимизировать весь процесс профессиональной подготовки курсантов и слушателей к взаимодействию с гражданами, имеющими различные нарушения функций слуха. Теоретическая значимость исследования заключается в аналитико-логической работе по изучению теоретического материала по дактильной, калькирующей и жестовой речи, а также в описании методики проблемного обучения слушателей и курсантов образовательных организаций системы МВД России. Практическая значимость исследования заключается в возможности успешного применения на практике полученных знаний, умений и владений при непосредственной коммуникации с глухими и слабослышащими участниками общения. Результаты исследования могут быть использованы в учебном процессе и на курсах переподготовки и повышения квалификации в образовательных организациях системы МВД России.
Ключевые слова:
проблемная ситуация, профессиональная компетенция, правоохранительные органы, русский жестовый язык, профессионально-ориентированное задание