Социальная адаптация иностранных студентов в условиях цифровизации как педагогическая проблема
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Булатова
Ф.
Ф.
Социальная адаптация иностранных студентов в условиях цифровизации как педагогическая проблема // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2025. – № 3 (март). – С.
67–78. – URL:
http://e-koncept.ru/2025/251038.htm.
Аннотация. Ускорение процесса интернационализации образования представляет собой общую тенденцию развития высшего образования и общее требование к университетам, в связи с чем страны и университеты по всему миру ежегодно вступают в конкурентную борьбу за учебные миграционные потоки. Кроме этого события прошлых лет (пандемия, переход в дистанционный формат обучения) вызвали необходимость поиска новых форм взаимодействия со студентами из зарубежья, вследствие чего возрос интерес к вопросу образовательного потенциала цифровых средств в целях создания адаптивной среды для иностранных студентов. Выявленная проблема позволила сформулировать цель статьи, заключающуюся в определении особенностей социальной адаптации иностранных студентов в условиях цифровизации. Методологическую основу работы составили труды отечественных и зарубежных ученых в вопросе социальной адаптации иностранных студентов, в том числе в ключе трансформационных преобразований в образовательной системе, обусловленных цифровизацией. В основе исследования – интегративный подход. В качестве ведущих методов были выбраны теоретические методы исследования: изучение и анализ педагогической литературы, директивных документов; анализ, обобщение и систематизация информации из научных источников, причинно-следственный анализ. В статье выявлены факторы, препятствующие социальной адаптации иностранных студентов в условиях цифровизации; предложены возможные пути их решения с применением дистанционных средств; определены приоритетные задачи социальной адаптации иностранных студентов с использованием дистанционных средств. Теоретическая значимость состоит в определении роли цифровых средств в организации адаптационных процессов иностранных студентов; выявлении возможностей применения дистанционных средств в процессе адаптации студентов к условиям обучения в вузе; определении задач социальной адаптации иностранных студентов с использованием дистанционных средств. Практическая значимость заключается в том, что полученные результаты могут быть заложены в основу процессной модели социальной адаптации иностранных студентов с использованием дистанционных средств; применены преподавательским составом, тьюторами, менторами с целью совершенствования работы с иностранными студентами в образовательной системе вуза.
Ключевые слова:
социальная адаптация, иностранные студенты, цифровизация, дистанционные средства, приоритетные задачи социальной адаптации
Похожие статьи
- Возможности формирования компетенций ХХI века при изучении дисциплины «Цифровые технологии в образовании»
- Дистанционное обучение как одна из форм организации учебного процесса в условиях цифровизации образования
- Онлайн-курс как инновационная форма дистанционного обучения
- НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТИЛЯ ПРИ ПЕРЕВОДЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В КОНТЕКСТЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ
- Формирование ключевых компетенций при изучении массовых открытых онлайн-курсов
Ф.
Ф. Булатова