Система развития профессиональной субъектности учителя в образовательной организации дополнительного профессионального образования
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Пилюгина
С.
А., Сергеева
М.
Г.
Система развития профессиональной субъектности учителя в образовательной организации дополнительного профессионального образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2025. – № 3 (март). – С.
154–166. – URL:
http://e-koncept.ru/2025/251044.htm.
Аннотация. Профессиональный стандарт «Педагог» описывает ряд новых трудовых функций, трудовых действий, осуществляемых в деятельности учителя. Современные учителя не всегда являются обладателями всех требуемых новых функций, действий, поэтому их компенсационное формирование сегодня организуется в образовательных организациях дополнительного профессионального образования. Целью статьи стало предъявление структуры системы развития профессиональной субъектности учителя в образовательной организации дополнительного профессионального образования. Основными подходами в нашем исследовании стали изучение литературных источников по выбранной тематике и определение характеристик компонентов системы развития профессиональной субъектности учителя. Результатом статьи являются основные структурные элементы системы развития профессиональной субъектности учителя в образовательной организации дополнительного профессионального образования: 1 – координационный компонент предполагает организацию перспективного планирования; 2 – исследовательский компонент направлен на проведение исследований профессиональных потребностей учителей, недостающих компетенций, особенностей профессиональной субъектности учителей; 3 – опытный компонент нацелен на проведение обучения учителей в рамках курсов повышения квалификации, на организацию разработки слушателем собственного индивидуального образовательного вектора; 4 – экспертный компонент предполагает аналитическое рассмотрение педагогом образовательной организации дополнительного профессионального образования и учителем уровней профессиональной субъектности учителя, сопоставление их характеристик на первом и последнем этапах обучения. Теоретическая значимость статьи заключается в рассмотрении значимых исследований отечественных, американских, канадских ученых по проблемам дополнительного профессионального образования, вопросам профессиональной субъектности и ее развития. Практическая значимость состоит в выявлении ведущих характеристик системы развития профессиональной субъектности учителя в учреждении дополнительного профессионального образования.
Ключевые слова:
система дополнительного профессионального образования, система развития профессиональной субъектности учителя, исследовательский компонент, опытный компонент, экспертный компонент, структурные компоненты системы развития профессиональной субъектности учителя, координационный компонент
Финансирование
Публикация подготовлена в рамках НИР № 071720-0-000 «Психонейролингвистика в приложении к методике интенсификации процесса обучения иностранным языкам на основе междисциплинарных знаний».
С.
А. Пилюгина