Формирование цифровых компетенций: взаимодействие университетов в цифровой иноязычной среде
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Абрамова
И.
Е., Руденко
Е.
Е.
Формирование цифровых компетенций: взаимодействие университетов в цифровой иноязычной среде // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2025. – № 6 (июнь). – С.
85–97. – URL:
http://e-koncept.ru/2025/251106.htm.
Аннотация. Актуальность статьи определяется ключевыми вызовами, стоящими перед российским высшим образованием, связанными с необходимостью формирования цифровых компетенций у студентов в условиях цифрового ускорения. На фоне нехватки высококвалифицированных специалистов с необходимыми цифровыми навыками образовательные организации корректируют традиционные методы образования. Основной акцент делается на внедрении многоуровневой цифровой обучающей среды и специализированных подходов, способствующих развитию профессиональных и общих компетенций, включая кросс-отраслевые навыки, такие как коммуникация и цифровая грамотность. Цель статьи – описать опыт межвузовского взаимодействия для формирования цифровой компетенции у студентов в специально смоделированной цифровой иноязычной среде. В исследовании, проведенном в рамках совместного проекта Петрозаводского государственного университета и Тихоокеанского государственного медицинского университета, участвовали 105 студентов. Методы исследования включали наблюдение, анализ, формализованный опрос в дистанционном формате и статистическую обработку данных. Экспериментальное обучение показало, что средний балл студентов ТГМУ после обучения был выше (4,56 против 4,48 у ПетрГУ), однако студенты ПетрГУ продемонстрировали лучшую динамику улучшения (+1,3 против +1,22) в компонентах цифровой компетенции, таких как ясность изложения и качество визуализации. Одинаковые результаты наблюдались в оценке эмоционального отклика и вовлеченности зрителей. Динамика общего среднего балла составила +1,3 в ПетрГУ и +1,22 в ТГМУ. Субъективные оценки участников также показали улучшение навыков создания цифрового контента. Научная новизна заключается в теоретическом обосновании и практической апробации условий для формирования цифровой компетенции у студентов гуманитарного и медицинского профилей в единой цифровой среде на иностранном языке, а также в выявлении дидактических принципов педагогической технологии моделирования обучающих пространств. Теоретическая значимость исследования заключается в разработке многоуровневой иноязычной цифровой обучающей среды и описании алгоритмов и инструментов интеграции цифровых компетенций в учебный процесс. Практическая значимость заключается в представлении результатов экспериментального обучения для формирования цифровой компетенции. Авторы подчеркивают важность создания такой среды на базе проектно-ориентированного обучения для повышения конкурентоспособности студентов в цифровой экономике.
И.
Е. Абрамова