Исследование эффективности средств достижения метапредметных результатов в начальном общем образовании

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Иванова Е. В., Шабалина О. В., Лунегова И. С. Исследование эффективности средств достижения метапредметных результатов в начальном общем образовании // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 6 (июнь). – С. 143–163. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251110.htm.
Аннотация. Важнейшей задачей современной начальной школы является развитие личности через формирование универсальных учебных действий (далее – УУД), которые выступают основой образовательного процесса. Особую группу познавательных УУД образуют умения работать с информацией. На уровне начального образования это проявляется в выборе источников для получения информации, нахождении и анализе информации в соответствии с учебной задачей; распознавании достоверной и недостоверной информации; представлении информации с помощью схем и таблиц, преобразовании текстовой информации в графическую модель. Работа с моделью при изучении новых объектов и их свойств часто используется на уроках предмета «Окружающий мир». Существенные признаки и связи, обнаруженные при моделировании, становятся ясно осознаваемыми и наглядно представляемыми для обучающихся. Целью данного исследования является изучение возможностей формирования у младших школьников универсальных учебных действий группы «Работа с информацией» на уроках предмета «Окружающий мир» при помощи опорных конспектов. Базой исследования стала МБОУ «Гайнская СОШ» Пермского края, общее количество участников педагогического эксперимента – 50 обучающихся. В ходе исследования использовались методы: теоретический и сравнительный анализ источников, педагогический эксперимент, методы статистической обработки результатов. Авторами выявлена положительная динамика сформированности у младших школьников умений работать с информацией после целенаправленного применения опорных конспектов на уроках. В статье определены педагогические условия эффективного применения опорных конспектов для формирования умений работать с информацией. Теоретическая значимость и новизна исследования заключаются в уточнении ключевых понятий исследования, определении педагогических условий применения опорных конспектов на уроках предмета «Окружающий мир». Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты и выводы подтверждают эффективность опорных конспектов как средства формирования у младших школьников умений работать с информацией; разработанные варианты конспектов и описанные приемы могут быть использованы в практике работы учителей начальных классов.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.