Педагогическая поддержка людей третьего возраста: зарубежные и российские практики
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Сувирова
А.
Ю.
Педагогическая поддержка людей третьего возраста: зарубежные и российские практики // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2025. – № 11 (ноябрь). – С.
49–64. – URL:
http://e-koncept.ru/2025/251214.htm.
Аннотация. В статье представлены практики педагогической поддержки в трех регионах: России, Азии и Европе. Эти регионы имеют общие проблемы и решения в области поддержки старшего поколения в ответ на экономические и социальные запросы общества. В работе анализируются существующие государственные инициативы, проекты и практики, организации и программы формального и неформального образования для лиц третьего возраста в выбранных регионах. Цель работы: анализ современных практик педагогической поддержки людей третьего возраста и выявление потенциала для масштабирования лучших практик для отечественной системы образования. Методология исследования основана на систематизации и обобщении международных кейсов и научных публикаций, а также на использовании компаративного анализа существующих практик. В качестве информационных источников исследования использованы нормативно-правовые документы, научные статьи и материалы открытых источников сети Интернет. Результаты исследования актуализируют важность педагогической поддержки старшего поколения. Исследование актуальных кейсов педагогической поддержки позволило обозначить и сформировать пул ключевых успешных решений. Автором рассмотрен перечень существующих педагогических практик, выявлены точки соприкосновения и различия российского и зарубежного опыта. В России педагогические практики поддержки старшего поколения фокусируются на включении в активную жизнь в обществе и получении новых знаний и навыков для жизни и профессионального развития. В связи с этим создаются университеты третьего возраста, государственные инициативы и проекты. В Азии поддержка лиц третьего возраста регламентирована государством, сочетает конфуцианские ценности и современные требования к профессиональному и личностному развитию. В Европе обучение старшего поколения опирается на институциональные подходы с обширным финансированием и социальной инклюзией. Фиксируются общие тренды: наличие институциональных образований при поддержке государства (социальные центры, колледжи, институты третьего возраста, которые предлагают курсы профессионального и культурного развития, программы повышения квалификации и переподготовки), частных инициатив (сетевых организаций в коллаборации с организациями экономического сектора, предлагающих курсы и культурные мероприятия, позволяющие перенимать существующий опыт старшего поколения, и включать их в профессиональную и социальную жизнь стран). Теоретическая значимость исследования состоит в систематизации существующих решений. Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты позволят научно-педагогическому сообществу сформировать представление о реализуемых мерах поддержки старшего поколения.
Ключевые слова:
педагогическая поддержка, старшее поколение, третий возраст, образовательные практики, университеты третьего возраста
А.
Ю. Сувирова