Филология; искусствоведение; культурология

Еремина М. Д. Традиции и новаторство жанра реквиема в военной лирике Ю. В. Друниной // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 3 (март). – С. 181–187. – URL: http://e-koncept.ru/2019/195007.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
В статье описаны пути развития жанра реквиема в музыке и литературе. Актуальность исследования определяется возрастающей ролью военной поэзии в формировании нравственной личности. Цель исследования – на примере стихотворения Ю. В. Друниной «Зинка» проследить стилистические и композиционные закономерности реализации жанра реквиема в военной лирике с использованием культурно-исторического и сравнительного подходов. Жанр реквиема представляет собой синтетический жанр музыки и поэтического искусства, однако литературные деятели применяли термин «реквием» к своим произведениям. Выявленные в стихотворении Ю. В. Друниной «Зинка» черты неканонической заупокойной мессы позволяют сделать вывод о своеобразной форме существования жанра реквиема в литературе вне связи с музыкальным произведением, сопровождающим, по традиции, текст молитвы. Теоретическая значимость исследования состоит в описании особенностей жанра, а также степени его реализации в конкретном произведении. Практическая значимость статьи заключается в литературоведческом анализе стихотворения Ю. В. Друниной «Зинка» с точки зрения его отнесения к жанру реквиема.
Вельдина Ю. В., Олейникова А. А. История немецкой письменности и эволюция шрифта // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 3 (март). – С. 176–180. – URL: http://e-koncept.ru/2019/195006.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
В статье даётся краткая характеристика этапов возникновения и совершенствования немецкой письменности. Кроме того, авторами статьи приводится некоторые типовые начертания готических шрифтов, в последующем оказавшие существенное влияние на становление современной немецкой письменности.
Юнусова Г. Ф. Аналогии в вербальном и музыкальном тексте колыбельных песен татар и чуваш // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 2 (февраль). – С. 249–254. – URL: http://e-koncept.ru/2019/195005.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
В работе рассмотрены общие компоненты вербального и музыкального текста татарских и чувашских колыбельных песен. Примеры для анализа взяты из публикаций разных этномузыкологов и расшифровок автора статьи. Внимание уделено сюжетной стороне колыбельных, отдельным лексемам. В интонационном аспекте песен выделен типологический попевочный материал, заимствованные напевы.
Санникова Т. О. Коллекция изделий рукоделия первой половины ХХ века в контексте изменения русской традиционной культуры // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 2 (февраль). – С. 239–248. – URL: http://e-koncept.ru/2019/195004.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
В статье на основе предметов рукоделия, выполненных мастерицей Е. М. Берниковой (1898–1983), уроженкой Архангельской губернии, прослеживаются изменения, которые происходили в народном ткацком производстве и характере традиционной вышивки и вязании с начала до середины ХХ в. Коллекция предметов поступила в дар Музею истории города-курорта Сочи от правнучки М. А. Мазниченко в июне 2018 г.
Радзецкая О. В. «Неоконченная» соната для альта и фортепиано d-moll М. И. Глинки: у истоков русской камерно-ансамблевой музыки // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 2 (февраль). – С. 234–238. – URL: http://e-koncept.ru/2019/195003.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
В статье рассматривается история создания «Неоконченной» сонаты для альта и фортепиано М. И. Глинки, характерные черты музыкального почерка и стиля композитора. Исследуются художественные грани сочинения в контексте становления и развития русского камерно-ансамблевого искусства. Создается представление о путях формирования его жанровых основ.