Филология; искусствоведение; культурология

Кизин М. М. Тенденция к адаптационному переосмыслению романса // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – № 10 (октябрь). – С. 40–44. – URL: http://e-koncept.ru/2016/16210.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
Статья раскрывает значимость романса в кинематографе как синкретического действа и искусства – не в том, что это поэзия, не в том, что это музыка, и не в актёрско-исполнительском мастерстве, хотя достойных примеров и первому, и второму, и третьему предостаточно. Значимость романса – в единении живого образного русского слова с природным певческим человеческим голосом, бесконечно разнообразным и индивидуально неповторимым.
Федосеенко Н. Г. Белые и не белые ночи: экранизация повести Ф. М. Достоевского и проблемы национального менталитета // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – № 9 (сентябрь). – С. 162–167. – URL: http://e-koncept.ru/2016/16200.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
Статья посвящена проблеме «перевода» классического текста на язык кино в разных национальных традициях и в системе разных национальных киношкол. Достаточно детально анализируются экранизации повести Ф. М. Достоевского «Белые ночи», поэтика которой совмещает реалистическое и сентиментальное начала. Особая сложность связана с выведением на экран образа мечтателя.
Полякова О. А. Репрезентация образа России во французской литературе в оценках российских компаративистов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – № 9 (сентябрь). – С. 125–133. – URL: http://e-koncept.ru/2016/16195.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
В статье рассматривается образ России в художественном сознании Франции преимущественно на материале литературы XIX в., в период усиления двусторонних культурных связей, с учетом оценок российских исследователей, опирающихся на методологию имагологической науки. Проблема франко-российского культурного диалога вначале анализируется в теоретическом аспекте, сквозь призму учения о национальной концептосфере, разработанного научной школой З. И. Кирнозе, а затем – с позиций мифопоэтической рецепции инонационального, с выделением поэтологических особенностей мифа о России и механизмов его конструирования, освещенных в работах В. В. Орехова. Также охарактеризованы культурологические модели восприятия образа России во Франции XIX в.
Караваев Н. Л. Язык как информационная технология // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – № 9 (сентябрь). – С. 63–68. – URL: http://e-koncept.ru/2016/16186.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
В статье рассматривается язык как информационная технология. Раскрыта роль невербального и вербального языка в контексте познавательного и коммуникативного процессов. Представлены ключевые функции языка как информационной технологии.
Полякова О. А. Образ России в литературе Великобритании: имагологические аспекты исследований Н. П. Михальской // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – № 8 (август). – С. 105–110. – URL: http://e-koncept.ru/2016/16171.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
Автор рассматривает основные труды выдающегося отечественного литературоведа Н. П. Михальской, посвященные восприятию России в английской литературе, делая акцент на применении в них эволюционного принципа, выделении крупных периодов в истории формирования и развития гетерообраза России. Проанализирован состав имагообраза России, его зависимость от социокультурных, политических условий, механизмов литературных взаимосвязей и др.