Педагогические науки

Кострюков А. В., Семагина Ю. В. Геометро-графический язык как основа организации учебного процесса при формировании графической культуры студента вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 5 (май). – URL: http://e-koncept.ru/2018/181027.htm.
Публикация находится в обработке. Полный текст будет доступен в ближайшее время.
Кручинина Г. А., Пушкарева Е. А. Модель дидактической системы формирования деловой иноязычной коммуникативной компетенции в сфере профессиональной деятельности у студентов инженерно-строительных направлений подготовки с использованием электронной информационно-образовательной среды университета // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 5 (май). – URL: http://e-koncept.ru/2018/181026.htm.
Публикация находится в обработке. Полный текст будет доступен в ближайшее время.
Бакиева О. А., Попова О. А. Формирование метапредметных компетенций студентов педагогического вуза в условиях новой образовательной парадигмы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 5 (май). – URL: http://e-koncept.ru/2018/181025.htm.
Публикация находится в обработке. Полный текст будет доступен в ближайшее время.
Патрахина Т. Н., Вялкова К. С. Профориентационная работа в вузе: проектный подход // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 4 (апрель). – С. 85–95. – URL: http://e-koncept.ru/2018/181024.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность темы профориентационной работы в вузе в настоящее время приобретает новое звучание, это обусловлено динамично развивающимся рынком труда и реформированием системы высшего образования в нашей стране. Используемые методы профориентационной работы в большинстве своем нуждаются в обновлении и оптимизации в связи с динамично меняющимися условиями образовательной и профессиональной среды. Цель статьи – продемонстрировать результаты мониторинга эффективности профориентационных мероприятий, которые реализуются в школах города Нижневартовска Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на сегодняшний день. На основе полученных данных в статье представлена разработка проекта «Профориентация: новый взгляд на старые проблемы», который будет реализован в рамках ситуационного управления и позволит повысить эффективность профориентационной работы в вузе. Исследование проблемы осуществлялось посредством анализа достижений мировой науки и практики, а также эмпирических и социологических исследований. Результаты исследований наглядно продемонстрировали, что в школах города Нижневартовска используются преимущественно коллективные формы профориентационной работы. Как показали результаты опроса, в большинстве своем в школах отсутствует либо имеет слабо выраженный характер индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение старшеклассников при выборе вектора профессионального самоопределения. Предложенный модульный проект «Профориентация: новый взгляд на старые проблемы» позволит решить ряд проблем по профориентационной работе, повысит ее результативность, а также будет способствовать формированию лидерских навыков и умений работать в команде. Материалы статьи могут представлять интерес для работников высшей школы, педагогов общеобразовательных школ, а также для всех, кто интересуется проблемами профориентационной деятельности.
Чертополохов Д. В. Конфессиональный методологический подход в современной педагогической науке // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 4 (апрель). – С. 74–84. – URL: http://e-koncept.ru/2018/181023.htm.
Полный текст статьи Читать онлайн
Конец ХХ века ознаменовался в России стремительным сломом социально-культурной парадигмы. Отказ от единой идеологии и официального атеизма привел религиозные объединения нашего государства к долгожданной свободе деятельности, а граждан – к обретению реальной свободы совести. Закономерным следствием этого стало признание российской педагогической наукой религиозного конфессионального образования не только в качестве исторического явления, но и как объективного современного феномена. Таким образом, многолетняя тенденция к отделению светской составляющей от некогда единого строения педагогической науки сменилась стремлением к взаимодействию и взаимообогащению с религиозной конфессиональной педагогикой. При этом необходимо констатировать факт наличия огромного расхождения между существующей в сфере образования эмпирической реальностью (существование сетей конфессиональных воскресных школ, общеобразовательных и высших учебных заведений и т. д.) и ее теоретическим осмыслением педагогической наукой. Призванная покрыть образовавшуюся в предметном поле педагогики лакуну конфессиональная педагогика только зарождается как структурная единица педагогической науки. Исходя из этого, цель настоящей статьи состоит в обосновании необходимости развертывания на базе культурологического и антропологического методологических подходов конфессионального методологического подхода в педагогике, отражающего общие и особенные черты образовательных систем и процессов, развернутых традиционными отечественными конфессиями. Методологическую базу исследования составили как общенаучные методологические подходы (системный, сравнительный, парадигмальный, исторический, онтологический), так и специально-научные методологические подходы: культурологический подход, позволивший соотнести общие, единичные и особенные феномены культуры, в том числе религию и образование; аксиологический подход, привлечение которого позволило рассматривать ценностные ориентации как важнейшие элементы личности, ориентирующие ее в мире материальной и духовной культуры и обеспечивающие ее мотивацию поведения и деятельности. Предложено определение понятия «конфессиональный методологический подход». Характер, ключевые идеи, содержание и свойства конфессионального образования позволили определить фундаментальные принципы конфессионального методологического подхода в педагогике: принцип строгого следования вероучению конфессии и утверждения в нем всех субъектов образовательного процесса; принцип следования конфессиональной антропологии; принцип культуросообразности; принцип равнонаправленного действия всех социальных институтов, участвующих в конфессиональном образовательном процессе; принцип соблюдения свободы; принцип приоритета воспитания над обучением в целостном конфессиональном образовательном процессе; принцип гармоничного взаимодействия рационального и эмоционального начал. Развертывание конфессионального методологического подхода в педагогике позволит более точно очертить предмет новой структурной единицы педагогической науки – конфессиональной педагогики. Вместе с тем появляется возможность сформировать объективные критерии определения светскости/конфессиональности характера образовательного процесса, что является актуальным в условиях перспективы расширения курса «Основы религиозных культур и светской этики» в средних общеобразовательных учреждениях с первого по девятый класс. Это станет эффективным инструментом государственного мониторинга и регулирования сферы образования.