Использование экономической прибыли в вознаграждении персонала
Выпуск:
ART 970409
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Ковалева
Н.
А. Использование экономической прибыли в вознаграждении персонала // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2017. – Т. 39. – С.
411–415. – URL:
http://e-koncept.ru/2017/970409.htm.
Аннотация. Чтобы предприятие нормально функционировало и получало достаточную прибыль, нужно добиться баланса интересов собственников, менеджеров и работников. Мотивация собственников – получение больших прибылей, мотивация менеджеров – организация четкой и согласованной работа специалистов низшего уровня, мотивация же работников – увеличение вознаграждения за их труд.
Похожие статьи
Текст статьи
Ковалева Наталья Александровна,студент 3курса ФЭФ БГУ им. акад. И.Г.Петровскогог. Брянск
Научный руководитель: Беспалов Р.А.,к.э.н., доцент
Использование экономической прибыли в вознаграждении персонала
Аннотация.Чтобы предприятие нормально функционировало и получало достаточную прибыль нужно добиться баланса интересов собственников, менеджеров и работников. Мотивация собственников получение больших прибылей, мотивация менеджеров организация четкой и согласованной работа специалистов низшего уровня, мотивация же работников увеличение вознаграждения за их труд.Ключевые слова:прибыль, персонал, стимулирование, поощрение, выплаты.
Вознаграждение персонала непосредственным образом влияет на эффективную экономическую деятельность предприятия. Сложность в том, что ононаходится на стыке множества дисциплин и требует комплексного подхода в овладении основными понятиями и базовыми теориями. Данной теме посвящено множество исследований, но,несмотря на все их многообразие, они скорее носят общий характер;вопросы,изложенные в многочисленных монографиях напротив направлены на изучение узкой проблематики. Для полного же исследования такой актуальной темы необходим учет современных условий экономической жизнии знание базовых положений в такихдисциплинах как финансы организации, маркетинг, менеджмент и некоторых других.Рассмотрение проблем на данную темуносит теоретическую, а также практическую значимость.
Рис. 1.Заработная плата как фактор формирования доходности предприятия.
Увеличение заработной платы персонала включает два совершенно противоположных явления, с одной стороны это уменьшает прибыль предприятия, с другой же наоборот через систему мотивации реализует потенциальные способности работника, которые служат основой дляполучения прибыли. Так целью любого коммерческого предприятия выступает получение дохода собственником, в то время как вознаграждение за труд работникам это издержки, а увеличение заработной платы соответственно увеличение издержек и уменьшение прибыли, но несмотря на это заработную плату также можно рассматривать как инвестиции в мотивацию сотрудувеличение вознаграждения работников за их трудулучшение качества производимых товаров, работ, услуграсширение клиентской базы, улучшение репутации организацииувеличение прибылиников, которые приносят отдачу в виде увеличения качества производимого продукта и увеличения производительности труда. Наглядная схема данного процесса представлена на рисунке 1. Как было сказано выше вознаграждение персонала за труд влияет на прибыль организации,но и прибыль влияет на размер тех денежных средств, которые получат собственники, менеджеры и рядовые работники. В иерархии системы управления предприятия собственники занимают главенствующее положение, работники выполняют исполнительские функции, а менеджеры выступают связующим звеном между работниками и собственниками,т.е. выполняют коммуникативные функции. Их цель донести до работников требования собственников, а именно призыв эффективно исполнять работу, в то время как работники хотят, чтобы руководство знало о их желании получать большее вознаграждение за их труд. Но при формированииприбыли изаработной платыдля всех трех уровней соответственно возникают определенные проблемы, которые представлены на рисунке 2.
Рис. 2.Основные проблемы формирования заработной платы на различных уровнях системы функционирования предприятия
На практике же, менеджеры дабы увеличить прибыль предъявляют работникам все больше требований в производственном процессе при минимальном увеличении их заработной платы, соответственно при минимальном увеличении издержек, следовательно,мотивацияк труду у работников снижается и получается совершенно обратный процесс: качество производимых товаров, работ и услуг ухудшается,и клиентская база сокращаетсяпредприятие терпит убытки. Это происходит потому что работники уже не заинтересованы в получении прибыли, но они то остаются активным элементом системы функционирования предприятия и от их действий и эффективной деятельности менеджеров зависит успехв получении прибыли.Это свидетельствует о том, что если бы работники имели прибыль от исполненной ими работы, то есть выступали в роли собственников, то тогда они исполняли бы свою работу качественно и с большим стремлением, т.к. напрямую от их действий зависел бы их собственный доход.Шотландский экономист, Адам Смит примерно 300 лет назад сказал: «Наши купцы и владельцы мануфактур сильно жалуются на вредные результаты высокой заработной платы, повышающей цены и потому уменьшающей сбыт их товаров внутри страны и за границей. Но они ничего не говорят о вредных последствиях высоких прибылей. Они хранят молчание относительно губительных результатов своих собственных барышей, жалуясь лишь на то, что выгодно для других людей»[1]. Здесь речь идет о неудовлетворенности своими работниками собственников, то есть Собственники1.недополучение прибыли изза действий менеджеров, нацеленных на краткосрочный период2.включение части заработной платы менеджеров в расходы предприятия и привязка к операционной, а нечистой прибылиМенеджеры1.сложность в начислении чистой заработной платы2.двойная зависимость от собственников и работников и вынужденное нахождение компромисса между нимиРаботники1.заниженная заработная плата изза высокой численности2.незаинтересованность собственников в стимулировании работников изза многообразия персонала и нахождению рядовым сотрудникам легой замены3.нет реального соотношения в увеличении объема работ, качества из выполнения с повышением заработной платысобственники хотят платить работникам меньше, но получать более высокую прибыль, а работники за это требуют увеличения заработной платы, вследствие чего возникает конфликт собственников и работников, который призваны решить менеджеры.Итак, мы разобрались что мотивация собственников получение больших прибылей, мотивация менеджеров организация четкой и согласованной работа специалистов низшего уровня, мотивация же работников увеличение вознаграждения за их труд, но каковы же критерии или способы увеличения их заработной платы?Во многих американских компаниях работникам в честь премии выдают акции данной компании, но акции это все же не деньги, чем же привлекательны они для работников? Вопервых, они могут получать с них доход, вовторых, при сильной концентрации акций в руках исключительно работников собственники акций могут объединяться и влиять на размер своей заработной платы, что уже невыгодно предприятию. Поэтому компания должна выделять такое количество акций для работников, чтобы они не могли диктовать ей свои условия существования.В Российских компаниях все чаще стали переходить на систему премирования от выполненных работ и услуг, премию же работника можно рассчитать,используя показатель экономической прибыли EVA. Однако расчет данного показателя имеет ряд нюансов. Система EVAне будет замещать традиционную оплату труда, а будетлишь дополнять существующую. Функциональная характеристикаее направлена на справедливое и эффективное перераспределение добавленной стоимости между самими работниками, акционерами и инвестированием.Вопрос построения рабочего механизма стимулирования и премирования в области EVA в целом сводится к тому, какую часть от EVA выделять на само стимулирование. Точно на него ответить нельзяи следует учитывать разные факторы, такие как: достигнутый уровень производительности труда, контроль надиздержками, уровень текучести кадров, влияние на мотивацию. В любом случае чтобы предприятие нормально функционировало и получало достаточную прибыль нужно добиться баланса интересов собственников, менеджеров и работников. Координировать работу рядовых сотрудников и собственников призваны менеджеры, на них же лежит обязанность найти такую систему премирования последних, чтобы они приносили фирме большей доход и выигрывали в прибыльности все.
Ссылки на источники1.Смит, А. Исследование о природе и причинахбогатства народов/ Пер. с англ.–М.: Эксмо, 2007. –960 с. –(Антология экономической мысли)2.Брусов П.Н. Современные корпоративные финансы и инвестиции: монография. М.: КНОРУС,2014.3.Лихачева О.Н., Щуров С.А. Долгосрочная и краткосрочная финансовая политика предприятия: —М.: ИнфраМ, Вуз. учеб., 2011. —288 с.
Научный руководитель: Беспалов Р.А.,к.э.н., доцент
Использование экономической прибыли в вознаграждении персонала
Аннотация.Чтобы предприятие нормально функционировало и получало достаточную прибыль нужно добиться баланса интересов собственников, менеджеров и работников. Мотивация собственников получение больших прибылей, мотивация менеджеров организация четкой и согласованной работа специалистов низшего уровня, мотивация же работников увеличение вознаграждения за их труд.Ключевые слова:прибыль, персонал, стимулирование, поощрение, выплаты.
Вознаграждение персонала непосредственным образом влияет на эффективную экономическую деятельность предприятия. Сложность в том, что ононаходится на стыке множества дисциплин и требует комплексного подхода в овладении основными понятиями и базовыми теориями. Данной теме посвящено множество исследований, но,несмотря на все их многообразие, они скорее носят общий характер;вопросы,изложенные в многочисленных монографиях напротив направлены на изучение узкой проблематики. Для полного же исследования такой актуальной темы необходим учет современных условий экономической жизнии знание базовых положений в такихдисциплинах как финансы организации, маркетинг, менеджмент и некоторых других.Рассмотрение проблем на данную темуносит теоретическую, а также практическую значимость.
Рис. 1.Заработная плата как фактор формирования доходности предприятия.
Увеличение заработной платы персонала включает два совершенно противоположных явления, с одной стороны это уменьшает прибыль предприятия, с другой же наоборот через систему мотивации реализует потенциальные способности работника, которые служат основой дляполучения прибыли. Так целью любого коммерческого предприятия выступает получение дохода собственником, в то время как вознаграждение за труд работникам это издержки, а увеличение заработной платы соответственно увеличение издержек и уменьшение прибыли, но несмотря на это заработную плату также можно рассматривать как инвестиции в мотивацию сотрудувеличение вознаграждения работников за их трудулучшение качества производимых товаров, работ, услуграсширение клиентской базы, улучшение репутации организацииувеличение прибылиников, которые приносят отдачу в виде увеличения качества производимого продукта и увеличения производительности труда. Наглядная схема данного процесса представлена на рисунке 1. Как было сказано выше вознаграждение персонала за труд влияет на прибыль организации,но и прибыль влияет на размер тех денежных средств, которые получат собственники, менеджеры и рядовые работники. В иерархии системы управления предприятия собственники занимают главенствующее положение, работники выполняют исполнительские функции, а менеджеры выступают связующим звеном между работниками и собственниками,т.е. выполняют коммуникативные функции. Их цель донести до работников требования собственников, а именно призыв эффективно исполнять работу, в то время как работники хотят, чтобы руководство знало о их желании получать большее вознаграждение за их труд. Но при формированииприбыли изаработной платыдля всех трех уровней соответственно возникают определенные проблемы, которые представлены на рисунке 2.
Рис. 2.Основные проблемы формирования заработной платы на различных уровнях системы функционирования предприятия
На практике же, менеджеры дабы увеличить прибыль предъявляют работникам все больше требований в производственном процессе при минимальном увеличении их заработной платы, соответственно при минимальном увеличении издержек, следовательно,мотивацияк труду у работников снижается и получается совершенно обратный процесс: качество производимых товаров, работ и услуг ухудшается,и клиентская база сокращаетсяпредприятие терпит убытки. Это происходит потому что работники уже не заинтересованы в получении прибыли, но они то остаются активным элементом системы функционирования предприятия и от их действий и эффективной деятельности менеджеров зависит успехв получении прибыли.Это свидетельствует о том, что если бы работники имели прибыль от исполненной ими работы, то есть выступали в роли собственников, то тогда они исполняли бы свою работу качественно и с большим стремлением, т.к. напрямую от их действий зависел бы их собственный доход.Шотландский экономист, Адам Смит примерно 300 лет назад сказал: «Наши купцы и владельцы мануфактур сильно жалуются на вредные результаты высокой заработной платы, повышающей цены и потому уменьшающей сбыт их товаров внутри страны и за границей. Но они ничего не говорят о вредных последствиях высоких прибылей. Они хранят молчание относительно губительных результатов своих собственных барышей, жалуясь лишь на то, что выгодно для других людей»[1]. Здесь речь идет о неудовлетворенности своими работниками собственников, то есть Собственники1.недополучение прибыли изза действий менеджеров, нацеленных на краткосрочный период2.включение части заработной платы менеджеров в расходы предприятия и привязка к операционной, а нечистой прибылиМенеджеры1.сложность в начислении чистой заработной платы2.двойная зависимость от собственников и работников и вынужденное нахождение компромисса между нимиРаботники1.заниженная заработная плата изза высокой численности2.незаинтересованность собственников в стимулировании работников изза многообразия персонала и нахождению рядовым сотрудникам легой замены3.нет реального соотношения в увеличении объема работ, качества из выполнения с повышением заработной платысобственники хотят платить работникам меньше, но получать более высокую прибыль, а работники за это требуют увеличения заработной платы, вследствие чего возникает конфликт собственников и работников, который призваны решить менеджеры.Итак, мы разобрались что мотивация собственников получение больших прибылей, мотивация менеджеров организация четкой и согласованной работа специалистов низшего уровня, мотивация же работников увеличение вознаграждения за их труд, но каковы же критерии или способы увеличения их заработной платы?Во многих американских компаниях работникам в честь премии выдают акции данной компании, но акции это все же не деньги, чем же привлекательны они для работников? Вопервых, они могут получать с них доход, вовторых, при сильной концентрации акций в руках исключительно работников собственники акций могут объединяться и влиять на размер своей заработной платы, что уже невыгодно предприятию. Поэтому компания должна выделять такое количество акций для работников, чтобы они не могли диктовать ей свои условия существования.В Российских компаниях все чаще стали переходить на систему премирования от выполненных работ и услуг, премию же работника можно рассчитать,используя показатель экономической прибыли EVA. Однако расчет данного показателя имеет ряд нюансов. Система EVAне будет замещать традиционную оплату труда, а будетлишь дополнять существующую. Функциональная характеристикаее направлена на справедливое и эффективное перераспределение добавленной стоимости между самими работниками, акционерами и инвестированием.Вопрос построения рабочего механизма стимулирования и премирования в области EVA в целом сводится к тому, какую часть от EVA выделять на само стимулирование. Точно на него ответить нельзяи следует учитывать разные факторы, такие как: достигнутый уровень производительности труда, контроль надиздержками, уровень текучести кадров, влияние на мотивацию. В любом случае чтобы предприятие нормально функционировало и получало достаточную прибыль нужно добиться баланса интересов собственников, менеджеров и работников. Координировать работу рядовых сотрудников и собственников призваны менеджеры, на них же лежит обязанность найти такую систему премирования последних, чтобы они приносили фирме большей доход и выигрывали в прибыльности все.
Ссылки на источники1.Смит, А. Исследование о природе и причинахбогатства народов/ Пер. с англ.–М.: Эксмо, 2007. –960 с. –(Антология экономической мысли)2.Брусов П.Н. Современные корпоративные финансы и инвестиции: монография. М.: КНОРУС,2014.3.Лихачева О.Н., Щуров С.А. Долгосрочная и краткосрочная финансовая политика предприятия: —М.: ИнфраМ, Вуз. учеб., 2011. —288 с.