Особенности мотивационной сферы подростков как ресурс повышения эффективности учебной деятельности

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Макарычева И. Н. Особенности мотивационной сферы подростков как ресурс повышения эффективности учебной деятельности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2012. – №2 (Февраль). – С. 6–10. – URL: http://e-koncept.ru/2012/1208.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются особенности мотивационной сферы подростков – учащихся 8–10-х классов; взаимосвязь эффективности учебной деятельности подростка и изменений в иерархии ведущих мотивов, а также высказываются рекомендации по оптимизации учебного процесса с учетом особенностей ведущей деятельности, актуальных мотивов и социальных требований к ученику средней и старшей школы.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Макарычева Ирина Николаевна,декан юридического факультета, психолог ЙошкарОлинского филиала НОУ ВПО «Академия права и управления» (институт), г.ЙошкарОлаinm1369@mail.ru

Особенности мотивационной сферы подростков как ресурс повышения эффективности учебной деятельности

Аннотация. Встатье рассматриваются особенности мотивационной сферы подростков –учащихся 8–10хклассов;взаимосвязь эффективности учебной деятельности подростка и изменений в иерархии ведущих мотивов, а также высказываются рекомендации по оптимизации учебного процесса с учетом особенностей ведущей деятельности, актуальных мотивов и социальных требований к ученику средней и старшей школы.Ключевые слова:мотивация, ведущий мотив, иерархия мотивов в подростковом возрасте, эффективность учебной деятельности, конкурентоспособнаяличность.

Общеизвестный факт снижения успеваемости учащихся при переходе из начальной школы в среднюю до сих пор является зоной повышенного внимания педагогов, психологов, родителей. В качестве причин рассматриваются как особенности возраста, так и недостатки организации учебного процесса. Учителя и методисты разрабатывают и внедряют новые методы проведения уроков, призывают к использованию различных педагогических технологий, среди которых:проблемное обучение, использование групповых методов работы на уроке, дифференциация обучения и другие. Однако стоит признать, что на практике для каждого конкретного ученика чаще всего встречается ситуация, когда при признании способностей к учению подростка обвиняют в лени, нежелании учиться, избегая глубокого анализа конкретной ситуации и тенденции в целом. В таких случаях чаще всего учителем применяется система санкций и наказаний –неудовлетворительные отметки, дополнительные занятия и задания, порицание ребенка на различных уровнях. Все это неизбежно приводит к снижению интереса к учебе, уровень которого изначально уже был снижен. Меры со стороны родителей, как правило, носят также ограничивающий и негативный характер. Неуспехи в школе ведут к ограничениям контактов с друзьями, лишением компьютерных игр, и, как следствие, эскалации конфликта между ребенком и родителями. Таким образом, налицо давняя проблема снижения успеваемости в средней школе и попытки ее решения внешними воздействиями на ситуацию без анализа причин, находящихся в поле личностного развития подростка. Объективно ситуация падения интереса к учебной деятельности вызвана сменой ведущей деятельности ребенка в раннем подростковом возрасте. На пороге кризиса учебная деятельность утрачивает характер ведущей. Ее место занимает коммуникативная деятельность. Общение и все связанные с ним процессы социализации выходят на первый план в повседневной жизни подростка [1,2,3].Другими словами, переписка в социальных сетях будет для ребенка данного возраста предпочтительнее чтения заданного произведения или решения задач. В этой ситуации мы говорим о снижении учебной мотивации и изменении иерархии мотивов. Однако далеко не всегда конкретный педагог настроен на изучение данного вопроса, а тем болеенапересмотр реального учебного процесса с учетом полученных данных изучения мотивационного профиля его учеников.Нежелание же педагогов учитывать возрастные особенности приводит к созданию негативного эмоционального поля вокруг учебной ситуации и дальнейшему снижению успеваемости. Итак, поскольку мы имеем дело со сменой ведущей деятельности, стоит обратить внимание на движущие силы этой деятельности, то есть мотивы. Использование мотивов ведущей деятельности для актуализации мотивов учебной деятельности как объективно необходимой, представляется перспективным направлением для анализа ситуации и решения возникающих проблем в средней школе. Из множества определений «мотива» в рамках данной работы целесообразно воспользоваться функциональным: «Мотив (от латинскогоприводить в движение, толкать) –внутренний побудитель деятельности, придающий ей личностный смысл» [4,5]. Таким образом, понятие мотива объединяет как личностные структуры, так и деятельностные, что наибольшим образом соответствует особенностям подросткового возраста, в котором очень активно переплетаются личностный рост и процессы социализации, и в связи с этим, –активизации деятельности.Мотивы могут быть внешними и внутренними. Внешние мотивы проявляются тогда, когда деятельность осуществляется в силу долга, обязанности, ради достижения определенного положения среди сверстников, изза давления родных, учителя и др. Если ученик решает задачу, то внешними мотивами этого действия могут быть: желание получить хорошую отметку, показать своим товарищам свое умение решать задачи, добиться похвалы учителя. Внутренние мотивы –интерес к процессу деятельности, интерес к результату деятельности, стремление к саморазвитию, развитию какихлибо своих качеств, способностей. Необходимо учитывать, что мотив всегда является, с одной стороны, внутренней характеристикой сознания ученика, побуждением его к деятельности. С другой стороны, такое побуждение может исходить извне, от другого человека. Если без контроля и напоминания взрослого мотив не актуализируется, то, следовательно, он является внешним для ученика [6]. Актуальным для работы с детьми подросткового возраста является определение направления мотивов. Можно выделить две тенденции: мотив достижения успеха и мотив избегания неудачи. Школьники, мотивированные на достижение успеха, обычно ставят перед собой некоторую позитивную цель, активно включаются в ее реализацию, выбирают средства, направленные на достижение этой цели. Деятельность (обучение) вызывает у них при этом положительные эмоции, мобилизацию внутренних ресурсов и сосредоточение внимания. Иначе ведут себя школьники, мотивированные на избегание неудач. Их мысли и действия подчинены тенденции ухода, отстраненности от ситуации, избегания любой активности. Ученик при этом не уверенв себе, боится критики. С работой, в которой возможна неудача, у него связаны только отрицательные эмоции, он не испытывает удовольствия от учебной деятельности. Мотив избегания неудач связан с неуверенностью в себе, низкой самооценкой, неверием в возможность успеха. Любые сложности вызывают отрицательные эмоции. Учащиеся, у которых преобладает стремление к успеху, свои победы и неудачи склонны объяснять объемом приложенных усилий, силой своего старания, что свидетельствует о внутреннем контролирующем факторе. Те подростки, у которых преобладает тенденция к избеганию неудач, как правило, собственный неуспех объясняют отсутствием способностей или невезением, а успехи –везением или легкостью задания. В этом случае начинает развиваться так называемая «выученная беспомощность». Поскольку ученик не может повлиять ни на сложность задания, ни на везение, ни на отсутствующие способности, то, следовательно, и пытаться чтото делать дальше кажется ему бессмысленным. Такие школьники впоследствии отказываются от выполнения даже самых простых заданий.

Макарычева И.Н. Особенности мотивационной сферы подростков как ресурс повышения эффективности учебной деятельности // Концепт: научнометодический электронный журнал официального сайта эвристических олимпиад «Совёнок» и «Прорыв». –Февраль2012, ART 1208. –Киров, 2012г. –URL: http://www.covenok.ru/koncept/2012/1208.htm. –Гос. рег.Эл№ФС 7746214. –ISSN 22251618.Еще один важный фактор –общий уровень мотивации. Оптимальный уровень мотивации зачастую является определяющимдля организации деятельности, ее начала или успеха. Данный показатель зависит от многих факторов. Деятельность побуждается не одним, а несколькими мотивами [7]. Чем больше мотивов детерминируют деятельность, тем выше общий уровень мотивации. Например, когда деятельность побуждается пятью мотивами, то общий уровень мотивации обычно выше, чем в случае, когда активность человека детерминируют только два мотива. Многое зависит от побуждающей силы каждого мотива. Иногда сила одного какоголибо мотива преобладает над влиянием нескольких мотивов. В большинстве случаев, однако, чем больше мотивов актуализируется, тем сильнее мотивация. Если удается задействовать дополнительные мотивы, то повышается общий уровень мотивации. Следовательно, общий уровень мотивации зависит: ‒от количества мотивов, которые побуждают к деятельности;‒от актуализации ситуативных факторов;‒от побуждающей силы каждого из этих мотивов.И, наконец, для организации продуктивной учебной деятельности важно знать типы мотивов, которые и располагаются в определенном иерархическом порядке у подростка. В соответствии с методикой М.Р.Гинзбурга выделим шесть типов мотивов [8]. 1.Учебный мотив. Ориентациишкольников на овладение новыми знаниями, учебными навыками определяются глубиной интереса к знаниям: новым занимательным фактам, явлениям, к существенным свойствам явлений, первым дедуктивным выводам, к закономерностям и тенденциям, к теоретическим принципам, ключевым идеям и т.д.2.Социальный мотив–стремление получать знания, чтобы быть полезным обществу, желание выполнить свой долг, понимание необходимости учиться, чувство ответственности. 3.Позиционный мотив–попытки самоутверждения,желание занять место лидера, оказывать влияние на других учеников, доминировать в коллективе и т.д. Мотивы социального сотрудничества состоят в том, что ученик не только хочет общаться и взаимодействовать с другими людьми, но и стремится осознавать, анализировать способы и формы своего сотрудничества и взаимоотношений с учителем, товарищами по классу, постоянно совершенствовать эти формы. Данный мотив является важной основой самовоспитания, самосовершенствования личности.4.Оценочный мотив –желание оценки своей деятельности (как правило, внешней), потребность в социальном признании и одобрении взрослого.Содержание деятельности не становится значимым. Целевая направленность определяется лишь формально полученной оценкой. В школе самым ярким примером может служить выполнение заданий на отметку без личностного отнесения к материалу и, как следствие, быстрое забывание изученного. 5.Внешний мотив. Деятельность побуждается действием других людей –родителями, учителями. 6.Игровой мотив–мотив, присущий ролевой («свободной») игре, правила и содержание которой определяются самим ребенком. Элементы свободного состязания, получение удовольствия и позитивных эмоций от самого действия, а не от содержания, и следование собственным правилам –признаки игровой мотивации. Без сомнения, очень важным является понимание иерархии мотивов как отдельного ученика, так и их группы (класса). Иерархия мотивов не является абсолютно стабильным мотивационным комплексом, она меняется со временем и возрастом(в зависимости от обстоятельств и влияния людей). Знание мотивационного поля позволит скорректировать организацию учебного процесса и выстроить отношения в рамках учебной деятельности с максимальным использованием ведущих мотивов и актуализацией необходимых потенциальных ресурсов мотивационной сферы. Исследование уровня мотивации и особенностей мотивационной сферы подростков 8–10хклассов одной из школ г.ЙошкарОла показало тенденцию развития мотивов и иерархических сдвигов на этапе окончания основной школы и перехода на третью ступень школьного образования. Исследование проводилось по методике М.Р.Гинзбурга «Изучение учебной мотивации». По результатам исследования отмечается рост уровня личностной мотивации: в 8 классесредний показатель 21,8; в 9 классе –21,6; в 10 классе –24,4. Данный показатель объясняется особенностями организации перехода на третью ступень обучения. Обучение на старшей ступени носит профильный характер, и соответственно, поступают в 10йкласс учащиеся, наиболее мотивированные. Кроме показателя возраста (переход от подросткового кризиса к раннему юношескому возрасту),свою лепту вносит напряжение перехода со ступени на ступень школьного образования, необходимость преодолевать трудности, связанные со сдачей экзаменов независимой комиссии (ГИА) и конкурсному набору в профильные классы старшей школы. Этот вывод подтверждается и ростом общего уровня мотивации. Кроме того, анализ общего уровня мотивации показывает увеличение количества учащихся, имеющих высокий уровень, и снижение количества учащихся, имеющих средний уровень, при отсутствии учеников с низким уровнем мотивации(рис. 1).

Среди результатов исследования кажется парадоксальным снижение уровня внутренней мотивированности учащихся(рис. 2). Однако если обратиться к особенностям подросткового возраста, то следует еще раз подчеркнуть некоторые его особенности. В частности, начало подросткового кризиса связывают с некоторым отторжением внешних правил подростками.Авторитет взрослых обесценивается. Слова и наставления учителей и родителей не принимаются истиной в последней инстанции, и даже, скорее наоборот, воспринимаются критически и негативно. Однако, к старшим классам школы и при переходе в ран

Рис. 1Рис. 1

Макарычева И.Н. Особенности мотивационной сферы подростков как ресурс повышения эффективности учебной деятельности // Концепт: научнометодический электронный журнал официального сайта эвристических олимпиад «Совёнок» и «Прорыв». –Февраль2012, ART 1208. –Киров, 2012г. –URL: http://www.covenok.ru/koncept/2012/1208.htm. –Гос. рег.Эл№ФС 7746214. –ISSN 22251618. ний юношеский возраст происходит определенное принятие внешних правил, наблюдаются активные процессы социализации ребенка и, в то же время, образовательная система старшей школы предъявляет свои правила, от выполнения которых зависит дальнейшее обучение не только в школе, но и факт поступления в вуз. Как следствие,внешние мотивы снова начинают выполнять свою роль активного побудителя деятельности, в частности, учебной.Наряду со снижением уровня внутренней мотивированности можно наблюдать резкий рост влияния мотивов достиженияуспеха(рис. 3). Старшие подростки все чаще ориентированы на успех, а не на избегание неудач или на поведение в зависимости от ситуации. Реализация мотивов учения в поведении подростков также резко возрастает с 13% в 8мклассе до 70% в 9–10мклассах. Исследование направленности мотивов в зависимости от возраста (класса обучения) показало, что ведущий мотив во всех классах –мотив позиционирования. С одной стороны, данное наблюдение не является уникальным, так как самоутверждение, определение своей ролив референтной группе, желание занимать лидерские позиции, –все это черты, присущие данному возрасту. С другой стороны, понимание тенденции подростковой мотивации и учет особенностей ведущего мотива в текущей учебной деятельности открывают некоторые возможности корректировки самого процесса обучения и взаимодействия его участников. Рис. 3Рис. 2

Макарычева И.Н. Особенности мотивационной сферы подростков как ресурс повышения эффективности учебной деятельности // Концепт: научнометодический электронный журнал официального сайта эвристических олимпиад «Совёнок» и «Прорыв». –Февраль2012, ART 1208. –Киров, 2012г. –URL: http://www.covenok.ru/koncept/2012/1208.htm. –Гос. рег.Эл№ФС 7746214. –ISSN 22251618.Что касается собственно учебных мотивов, то их роль возрастает в классных коллективах по мере взросления детей. Если учебная мотивация встречается лишь у 25% восьмиклассников, то у учащихся 9гокласса данный мотив встречается уже в 65% выборов, причем у 10% ребят –учебный мотив является ведущим. В 10мклассе учебный мотив присутствует у 95% учеников, и 14% определяют его как ведущий в своей деятельности. По другим типам мотивации стоит отметить снижение количества учащихся с игровой мотивацией с 60% в 8мклассе до 19% в 10мклассе. А также увеличение количества подростков с оценочной мотивацией с 26% в 8мклассе до 52% в 10мклассе. В 9мклассе количество учащихся с достаточно выраженной оценочной мотивацией составляет 65%, что очевидно связано с подготовкой к экзаменам и ярко выраженной фиксацией на отметочном результате большинства участников учебного процесса. Подводя итоги исследования мотивации учащихся 8–10хклассов, отметим следующие факты:‒рост общего уровня мотивации у подростков старших классов;‒увеличение количества учащихся с мотивацией достижения успеха в более старших классах;‒рост уровня личностной мотивации в процессе взросления;‒существенное увеличение количества учеников класса с учебной мотивацией к 10муклассу;‒сохранение ведущего мотива –позиционирования. Таким образом, в результате констатирующего исследования мотивационной сферы подростков можно определить пути дальнейшей работы по организации учебного процесса и использования особенностей возраста и конкретных классных коллективов для повышения заинтересованности учащихся как в результатах учебной деятельности, так и саморазвитии, что, в свою очередь, должно привести к оптимизации учебного процесса, осознанному выбору профиля обучения учащимися, повышению качества обученности, активному вовлечению учащихся в познавательную деятельность и деятельность, направленную на построение своего индивидуального образовательного маршрута.Потенциал личностного развития может и должен быть использован в учебном процессе. Смена ведущей деятельности у подростков подсказывает формы организации занятий, которые максимально способны усилить мотивационный фон учебной деятельности. Расширение социальных контактов в рамках предметных полей может включать в себя: привлечение новых преподавателей, разные формы взаимодействия:онлайн конференции и лекции, общение в блогах и на форумах;познавательные и исследовательские экскурсии и поездки; совместные проекты учащихся разных школ; выездные лагеря с познавательной тематикой и т. д. Понимание и использование ведущего мотива (мотива позиционирования) для повышения значимости учебной деятельности будет способствовать оптимизации учебного процесса в подростковой школеи,кроме того, работать на одну из общих целей образования –формирование конкурентоспособнойличности. Мы часто говорим о создании ситуации успеха для ребенка. В данном случаестоит сделать акцент на вовлеченность ребенка в разные виды деятельности, где он может проявить себя. Кроме того, создать систему занятий по обучению подростков самопрезентациии построению собственных маршрутов успеха. Таким образом, создание условий для повышения учебной мотивации, или вернее,актуализации учебной деятельности, уподростков должно опираться на знаниеособенностей мотивационной сферы, учитывать тенденции изменения позиций отдельных мотивов и основываться на базовых ценностяхдетей данного возраста:‒общение, как ценность, предъявляет целый ряд требований к подготовке преподавателей;‒расширение социальных связей и социальных контактов, как приоритет подростка, необходимо использовать в организации изучения образовательных предметов;‒позиционирование (самоутверждение) необходимо использовать для стимулированияпознавательной активности и создания у ребенка модели успешного поведения в образовательной среде.Итак, главная задача построения учебного процесса в подростковой школе –показать ученику возможность удовлетворения собственных потребностей в области познания и самообучения, а также построить отношения с ребенком таким образом, чтобы познавательные (учебные) мотивы актуализировались как можно раньше, подтягиваемые тем, что именно они будут удовлетворять насущные потребности в общении и самоутверждении. Итогом решения данной задачи будет способность ребенкаподростка к самостоятельному построению собственного образовательного маршрута и самостоятельное регулирование собственной учебной деятельности.

Ссылки на источники1.Бодалев В.В. В мире подростка.–М.:Медицина, 1982. –296 с.2.Волков Б.С. Психология подростка.–М.:Педагогическое общество России, 2001.–160 с.3.Кле М. Психология подростка. Психосексуальное развитие.–М.: Педагогика, 1991. –176 с.4.Исследование учебной мотивации школьников по методикеМ. Р. Гинзбурга // Сайт практического психологаИвановой Елены Михайловны.–URL:http://iemcko.narod.ru/4332.html.5.Фридман Л.М., Кулагина И.Ю.Психологический справочник учителя.–М.:Просвещение,1991. –288 с. 6.Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б.Формирование мотивации учения.–М.:Просвещение, 1990.–192 с.7.Маслоу А. Мотивация и личность.–М.: Eдитopиaл УРСС, 2004. –224 с.8.Исследование учебной мотивации школьников по методике М. Р. Гинзбурга.

Makarycheva Irina,

Dean of the Faculty of Law, a psychologist YoshkarOla branch of the NEI HPE "Academy of Law and Management" (insitut), YoshkarOlainm1369@mail.ru Peculiarities of the adolescents' motivational sphere as a source of increasing the effectiveness of the learning process Abstract. In the article such aspects as peculiarities of the motivational sphere of adolescents students of 8–10 forms; interrelation between effectiveness of the learning process and changes in the hierarchy of the leading motives are viewed. Besides there are some recomendations how to improve the learning process according to the peculiarities of the leading activities, actual motives and social requirements to the students of the secondary school.Keywords:motivation, leading motive, hierarchy of motives in adolescence, effectiveness of the learning process, competitive personality.

Рецензент: Горев Павел Михайлович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры математического анализа и методики обучения математике ВятГГУ, главный редактор журнала «Концепт»