Модель инновационного развития региона: Московская область
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Янковская
В.
В. Модель инновационного развития региона: Московская область // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2012. – №7 (Июль). – С.
36–40. – URL:
http://e-koncept.ru/2012/12088.htm.
Аннотация. В статье осуществлена попытка выявить модель развития Московской области посредством неоклассической модели роста Р. Солоу. Для подтверждения полученных результатов, автором была проанализирована динамика инновационной деятельности в регионе, а также определены факторы, препятствующие инновационному развитию Московской области.
Похожие статьи
Текст статьи
Кукушкина Вероника Владимировна,кандидат экономических наук, доценткафедры менеджментаАОЧУ ВПО «Московский финансовоюридический университет МФЮА»,г. Москваveronika282@mail.ru
Модельинновационного развитиярегиона:Московская область
Аннотация.Встатье осуществлена попытка выявить модель развития Московской области посредством неоклассической модели роста Р.Солоу. Для подтверждения полученных результатов, автором была проанализирована динамика инновационной деятельности в регионе, а также определены факторы, препятствующие инновационному развитию Московской области. Ключевые слова: модель, инновация, регион,развитие.
Эффективность инновационной деятельности определяется еевкладом в экономический рост региона. Как известно, на региональном уровне основным показателем, позволяющим судить об экономическом развитии региона, являетсяваловой региональный продукт (ВРП). Определениеисточников экономического роста региона позволяет выявить те факторы, которые обуславливают рост ВРП, не влияют на него или даже оказывают отрицательное воздействие. Воспользуемся неоклассическоймоделью роста Р. Солоу, для выявления источников экономического роста. Согласно данной модели, в качестве основных источников роста выступают три переменные:труд, капитал и уровень развития технологии.В качестве факторов производства выступают затраты на капитал и труд. Часть темпа прироста выпуска, которая не изменяется под влиянием выше указанных факторов, называется «остатком» Р. Солоу и характеризует неидентифицируемый фактор производства,которому можно отнести уровень технологического развития[1].Проведем анализна основе статистических данных в текущих ценах источников роста Московской области с 2006 по 2011 год на основе факторной модели роста Солоу.Результаты анализа (табл.1) показали, что экстенсивные факторы играют ключевую роль в росте экономики региона. Действительно, рост ВРП с 2006 по 2011 год был обусловлен использованием основных фондов, которое позволило преодолеть отрицательное воздействие остатка Солоу:. Влияние интенсивного фактора в период с 2006 по 2011 год в Московской области не было выявлено. Однако в таких развитых странах как США рост ВРП достигается преимущественно за счет темпов технического прогресса. В дальнейшем в связи с истощением ресурсов, рост возможенлишь при наличии подавляющей инновационной составляющей.Для подтверждения полученных результатов, автором была проанализирована динамика инновационной деятельности в регионе [2].1.Число созданных передовых технологий.Начиная с 2000 года, увеличивалось количество созданных передовых технологий. Лишь в 2009 году отмечается значительное снижение данногопоказателя, что связано с финансовоэкономическим кризисом (рис. 1). В целом за 10 лет темп прироста составил 60%.
2.Число используемых передовых технологий. С2000 по 2006 год, отмечалось постоянное увеличение числа используемых передовых технологий. С 2006 года данный показатель снижался, а затем, с 2008 года, стал восстанавливаться (рис. 2). В целом за 10 лет темп прироста составил 124%. Таблица 1Факторный анализ модели Солоу для Московской области (в текущих ценах, млн. рублей)
Показатель200620072008200920102011За период 2007–2011Значимость фактораВаловый региональный продукт708062,1934328,91295649,91645753153062317965357202889,8
Изменение ВВП–226266,8361321350103,1–1151302659121088472,9Y/Y–0,319560,3867170,27021–0,069960,173731,5372563Основные фонды (на конец года; полнаяучет.стоимость)176277321438372932730345983139392194442527169181442,3Изменение основных фондов–3810647888935271014793885033082679754K/K–0,2161730,36798180,179730,1385580,127771,52019233Доля в росте ВВП(K/K)/(Y/Y)–2,2945212,26352042,1022782,5736052,472832,34879951Вклад капитала (Доля в росте ВВП*темп прироста)–0,496010,8329340,377840,356590,315953,570627Фонд оплаты труда141121179 954241 112303 881315 013357 3261 397 2860,19Изменение оплаты труда–38 83361 15862 76911 13242 313216 205
L/L–0,2751750,33985350,2603310,0366330,134321,53205405
Доля в росте ВВП–0,1926020,18609350,1846460,2058070,19890,19398964Вклад труда (Доля в росте ВП*темп прироста)–0,0530,0632450,048070,007540,026720,2972026A/A––0,22945508–0,5094617–0,15569827–0,43408921–0,168938–2,33057335–1,51606
Рис.1. Динамика созданных передовых технологий,2000–2010 гг.
Рис. 2.Динамика используемых передовых технологий,2000–2010 гг.
3.Инновационная активность организаций. В целом за 10 лет наблюдается снижение инновационной активности предприятий в регионе (рис. 3).Действительно, в Московской областинизкая восприимчивость предприятий к внедрению и использованию передовых технологий. Причины –отсутствие достаточных финансовых средств на развитие, высокий экономический риск, долгий срок окупаемости нововведений, низкий платежеспособный спрос на новые продукты.
Рис. 3. Динамика инновационной активности организаций, в %, 2000–2010 гг.
4.Конечным результатом инновационной деятельности является внедрение в производство более эффективных видов технологий, сырья, создание новых и совершенствование действующих видов продукции. С 2000 по 2008 год объем инновационных товаров, работ и услуг увеличивался. В 2009 году наблюдается сокращение данного показателя, что связано с финансовоэкономическим кризисом (рис.4).
Рис. 4. Объем инновационных товаров и работ (млн. рублей), 2000–2010 гг. В целом за 10 лет данный показатель увеличился в 12 раз. Несмотря на значительное увеличение объема инновационных товаров, работ и услуг, их доляв общем объеме отгруженных товаров, работ и услуг остается весьма низкой. За последние десять лет данный показатель увеличился лишь на 5% (рис. 5).
Рис.5.Объем инновационных товаров, работ и услуг в % от общего объема отгруженных товаров, выполненных работ и услуг,2000–2010 гг.
Сокращение доли отгрузки инновационной продукции, наблюдаемое в последние два года,произошлоза счет увеличения объемов производимой неинновационной продукции.Далее на основе объективных данных статистики был произведен анализ качественной характеристики инновационной деятельности в регионе.1.Удельный вес организаций, осуществляющих технологические, маркетинговыеи организационные инновации, 2010г., в % (рис.6).
Рис. 6.Удельный вес организаций, осуществляющих технологические, маркетинговые и организационные инновации,2010г., в %
Как видно из диаграммы, предприятия Московской области преимущественно занимаются разработкой, внедрением новых либо усовершенствованныхпроизводственных технологий, что,в свою очередь, позволяет повысить экономическую эффективность производства региона. Наиболее характерные организационные изменения для предприятий Московской области связаны с применением современных систем контроля качества и сертификации товаров, работ и услуг, реализацией мер по развитию персонала, внедрением современных методов управления на основе информационных технологий. 2.Удельный вес организаций, осуществляющихотдельные виды инновационной деятельности в общем числе организаций, осуществляющих технологические инновации, 2010 г., в % (рис.7). Актуальность данного вида инновационной деятельности связана с обновлением производственного оборудования.
Рис. 7.Удельный вес организаций, осуществляющих отдельные виды инновационной деятельности в общем числе организаций, осуществляющих технологические инновации,2010 г., в %
3.Технологический обмен в организациях, осуществляющих технологические инновации,2010 г., в % (рис.8).
Рис. 8.Технологический обмен в организациях, осуществляющих технологические инновации,2010 г., в%
Интенсификации инновационных процессов, кроме собственных технологических разработок, во многом способствует технологический обмен. Наиболее распространенными формами приобретения и передачи новых технологий, характерными для организаций большинства видов экономической деятельности, являлась покупка оборудования и объектов интеллектуальной собственности (права на патенты, лицензии на использование изобретений).4. Затраты на технологические инновации поисточникам финансирования, 2010г., в % (рис.9). Основным источником финансирования инновационной деятельностиявляется самофинансирование. В число источников финансирования технологических инноваций на 2010годполностью отсутствует финансы венчурных фондов, и практически отсутствуют средства, привлекаемые из внебюджетных фондов. Итак, анализ динамики с 2000 по 2010 год и качественных индикаторов инновационной
Рис. 9. Затраты на технологические инновации по источникам финансирования, в %
деятельности в Московской области показал, что в течение 10 лет существенных изменений в инновационном развитии региона не было, предприятиями реализуется незначительное количество инновационных проектов и программ. Рассмотримдействующую сегодня модель управления инновационнымразвитиемрегиона. Инновационная политика Московской области реализуется Правительством Московской области на основе политики Российской Федерации в области развития инновационной системы и Стратегии социальноэкономического развития Московской области.Для координации научнотехнической и инновационной деятельности образованы Московский областной совет по научнотехнической и инновационной политике при Губернаторе Московской области и рабочая группа по сотрудничеству между Правительством Московской области и Российской академией наук. Заключено соглашение о сотрудничестве между Правительством Московской области и Российской академией наук, основными целями которого являютсяформирование и развитие регионального сегмента национальной инновационной системы на базе научнотехнического и инновационного потенциалов РАН и Московской области;организация и осуществление научной и научнотехнической деятельности научными центрами РАН, расположенными на территории Московской области, в интересах социальноэкономического развития Московской области.С точки зрения нормативноправового обеспечения инновационной деятельности, в регионе 13 мая 2006 годапринятЗакон «О научной, научнотехнической и инновационной деятельности на территории Московской области»[3].Также 3 февраля 2011 года постановлением Московской областной Думы был принят Закон Московской области «Об инновационной политике органов государственной власти Московской области». Значимым для развития экономики Московской области являетсяпринятие следующих нормативноправовых актов.1.Закон Московской области «О промышленных округах в Московской области», которым законодательно определены правовые, организационные иэкономические условия создания и функционирования промышленных округов на территории региона, что способствуют созданию и распространению инноваций.2.Система показателей оценки инновационной деятельности, основная часть показателей была включена в «Системупоказателей социальноэкономического развития Московской области», установленную постановлением Губернатора Московской области для разработки прогноза развития инновационной сферы. 3.В целях налогового стимулирования инновационной деятельности Законом Московской области «О льготном налогообложении в Московской области» установлены налоговые льготы резидентам техниковнедренческой особой экономической зоны, а также организациям, имеющим нематериальные активы.4.Постановлением Правительства Московской области утверждена долгосрочная целевая программа Московской области «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Московской области на 2009–2012 годы». Приоритетной сферой определено малое инновационное предпринимательство.5. В Московской области действует закон «О Московских областных грантах», направленный на реализацию особо значимых для области научнотехнических и инновационных проектов.Основным документом, регулирующим вопросы инновационной политики в регионе, является Программа социальноэкономического развития.Согласно ей, развитие инновационной деятельности в регионе должно обеспечиваться благодаря следующим мерам органов власти:
разработка нормативной правовой базы инновационной деятельности в Московской области;
разработка механизмов ресурсной поддержки инновационной деятельности, в том числе механизмов создания фондов венчурного финансирования;
формирование благоприятной среды для инновационной деятельности, привлекательной для инвестиций в научную и производственную сферу экономики;
создание институтов поддержки инновационной деятельности, формирование и развитие инфраструктуры инновационной деятельности, способствующей коммерциализации результатов исследований и разработок, их использованию в производстве инновационной и наукоемкой продукции;
финансирование научноисследовательских и опытноконструкторских работ по созданию и внедрению производства новой или усовершенствованной продукции в рамках мероприятий областных целевых программ;
предоставление грантов Московской области для финансирования создания объектов интеллектуальной собственности и внедрения результатов научноисследовательских работ в производство;
размещение государственного заказа на закупку продукции, созданной в результате инновационной деятельности. В 2010 году были подведены итоги реализации Среднесрочной программы социальноэкономического развития Московской области до 2010 года [4].В ходе реализации программы не были достигнуты отдельные показатели программы по развитию инновационной деятельности, по увеличению производства инновационной и наукоемкой продукции (рис.10,11).
Это говорит о неэффективности проведенной политики и управления в инновационной сфере. В Московской области отмечается отсутствие единой инновационной политики. В регионе не приняты Программа и Стратегия инновационного развития Московской области, где была бы обозначена цель инновационного развития, задачи, направленные на достижение поставленной цели и описаны инструменты, механизмы поддержки по основным направлениям развития инновационной деятельности в регионе. Отмечается отсутствие комплексного инновационного развития территории. Многие эксперты связывают развитие инновационной деятельности в регионе по большей степени лишь с проектом «Сколково», на который воздвигнуты большиенадежды.
Рис.10.Количество инновационно активных предприятийв 2010 году по плану и фактически
Рис.11.Доля отгруженной инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции, в %
Для практического воплощенияцелей региона в инновационной сфере необходима система генерации, накопления и распространения знаний. Региональная инновационная система, являясь, с одной стороны, элементом социальноэкономической системы региона, позволяет учесть особенности развития региона во всех сферах общественной жизни, элементы инновационного потенциала, с другой стороны, являясь частью национальной инновационной системы, обеспечивает инновационное развитие региона согласно общероссийскому вектору. Одной из важнейших задач при формировании инновационной системы является развитие инфраструктуры поддержки инновационной деятельности врегионе. Swotанализ региональной инновационной системы Московской областипозволилопределить причины эффективной или неэффективной работы системы, на основании которой и был сделанвывод о том, в каком направлении региону следует развивать свою инновационную систему(табл. 2).
Таблица 2Swotанализ региональной инновационной системы Московской области
Сильные стороны1.Развитый научнопроизводственный комплекс.2.Концентрация наукоградов в регионе.3. Разнообразие субъектов инновационной инфраструктуры.4.Развитый кадровый потенциал –высокий уровень образования населения.5.Развитая информационная инфраструктура.6.Программа создания промышленных округов.7. Установлены налоговые льготы резидентам техниковнедренческой особой экономической зоны, а также организациям, имеющим нематериальные активы, предоставление грантов.8.Программа поддержки малых инновационных предприятий.9.Наличие инновационных разработок.10.Развитая страховая сфера.11.Развитый фондовый рынок.12.Высокий инвестиционный потенциалВозможности1.Создание оптимальной структуры экономики с преобладанием высокотехнологичного сектора и сферы услуг.2.Переориентация научнопроизводственного комплекса на инновационный путь развития.3.Активизация взаимодействия научного сектора, государства и бизнеса.4.Формирование точек инновационного роста, на основе них –кластеров инновационного развития .5.Рост инновационной деятельности малых и средних предприятий Московской области.6.Координация, развитие всех субъектов инновационной инфраструктуры для достижения успеха в инновационном развитии региона.7.Осуществление подготовки и переподготовки кадров для инновационной сферы.8. Создание законодательных, организационных, экономических и иных условий, необходимых для формирования системы коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности и введения в экономический оборот объектов интеллектуальной собственности–в целом для развития инновационной деятельностиСлабые стороны1.Относительная зависимость от решений, принимаемых на федеральном уровне.2. Недостаточно проработанноенормативноправовое обеспечение инновационной системы.3.Недостаток персонала требуемой квалификации.4. Неразвиты механизмы создания, деятельности и координации субъектов инновационной инфраструктуры.5.Низкая восприимчивость предприятий к внедрению и использованию технологий.6.Устаревший парк производственного оборудования.7.Недостаточный уровень государственного финансирования.8.Низкий уровень государственночастного партнерства.9.Недостаточный уровень развития венчурного финансирования.10.Низкая доля поддержки более поздних процессов инновационного развитияУгрозы1.Возможные отрицательныепоследствия решений, принимаемых на федеральном уровне.2.Снижение конкурентоспособности научного сектора.3.Повышение зависимости от иностранных технологий.4.Экстенсивное развитие экономики региона.5. Низкий уровень модернизации итехнического перевооружениядействующих производств.6. Отсутствие роста инновационно активных предприятий
Далее была установлена связь между слабыми и сильными сторонами системы и его возможностями и угрозами в форме матрицы SWOT. На пересечении разделов образуется четыре поля: «СИВ» –сила и возможности, «СИУ» –сила и угрозы, «СЛВ» –слабость и возможность, «СЛУ»–слабость и угрозы. На основанииSwotматрицы была выявлена стратегия инновационного развития региона (табл. 3). Таблица 3Стратегия инновационного развития региона
Поле «СИВ»Для развития возможностей региона ему следует использовать свои сильныестороны.Для создания оптимальной структуры экономики с преобладанием высокотехнологичного сектора и сферы услуг необходимо, прежде всего, использовать следующие сильные стороны:–развитый научнопроизводственный комплекс;–разнообразие субъектов инновационной инфраструктуры;–развитый кадровый потенциал –высокий уровень образования населения;–развитая информационная инфраструктура;–установление налоговых льгот резидентам техниковнедренческой особой экономической зоны, а также организациям, имеющим нематериальные активы, предоставление грантов;–программа поддержки малых инновационных предприятий;–наличие инновационных разработок;–развитая страховая сфера;–развитый фондовый рынок
Поле «СИУ»Стратегия должна быть построена таким образом, чтобы за счет появившихся возможностей попытаться преодолеть имеющиеся в системе слабости.Так, создание законодательных, организационных, экономических и иных условий, необходимых для формирования системы коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности и введения в экономический оборот объектов интеллектуальной собственности позволит:–ликвидировать недостаточно проработанное нормативноправовое обеспечение инновационной системы;–избежать отсутствия развития механизмов создания, деятельности и координации субъектов инновационной инфраструктуры;–повысить восприимчивость предприятий к использованию технологий;–низкий уровень государственночастного партнерства;–недостаточный уровень развития венчурного финансирования;–низкая доля поддержки более поздних процессовинновационного развитияПоле «СЛВ»Регион должен вырабатывать такую стратегию, которая позволила бы ему как избавиться от слабости, так и попытаться предотвратить нависшую над ней угрозу.Так, для предотвращения угрозы отсутствия роста инновационноактивных предприятий необходимо ликвидировать такие слабые факторы как:–недостаточно проработанное–нормативноправовое обеспечение инновационной системы;–недостаток персонала требуемой квалификации;–отсутствие развития механизмов создания, деятельности и координации субъектов инновационной инфраструктуры;–недостаток персонала требуемой квалификации;–отсутствие развития механизмов создания, деятельности и координации субъектов инновационной инфраструктуры;–низкая восприимчивость предприятий к внедрению и использованию технологий;–недостаточный уровень государственного финансирования;–низкий уровень государственночастного партнерства;–недостаточный уровень развития венчурного финансирования;–низкая доля поддержки более поздних процессов инновационного развитияПоле «СЛУ»Стратегия должна предполагать использование силы системы для устранения угрозы.Так, для устранения угрозы развития региона по экстенсивному пути в дальнейшем необходимо использовать следующие сильные стороны:–развитый научнопроизводственный комплекс;–разнообразие субъектов инновационной инфраструктуры;–развитая информационная инфраструктура;–программа создания промышленных округов;–установление налоговых льгот резидентам техниковнедренческой особой экономической зоны,а также организациям, имеющим нематериальные активы, предоставление грантов;–программа поддержки малых инновационных предприятий;–наличие инновационных разработок;–развитая страховая сфера;–развитый фондовый рынок
Pestанализ показал, что в макросреде системы практически равным образом распределены отрицательные и положительные факторы.Etomанализ позволил сделать вывод, что в макросреде наиболее благоприятными являются социальные и научные факторы. Конкурентными преимуществами макрорегиона являются экономическая и социальная освоенность территории, экономикогеографическое положение, мощная научноинтеллектуальная база, диверсифицированная экономика, близость к крупнейшим мировым рынкам, налаженные внешнеэкономические связи, высокий уровень жизни и миграционная притягательность. Уровень технологического развития удовлетворителен, однако, в настоящее время вклад России и округа в процесс модернизации экономики связан в основном с применением заимствованных технологий. Отрицательные факторы связаны, прежде всего, с экономической ситуацией в России и ЦФО. Значительное влияние оказывают и политические, юридические факторы. Одной из угроз развития Подмосковья является проект расширения города федерального значения Москва, согласно которому территория инновационного центра «Сколково» и наукограда Троицк в скором будущем присоединится к Москве. При этом органы власти Московской области не учитывают следующие факторы, препятствующиеинновационному развитию в регионе, а именно, отсутствуют –единая система управления инновационным развитием в регионе; комплексное развитие территории (возложение надежд на уже развитые инновационные центры); нет учета влияния внешних факторов при построении стратегии инновационного развития региона; различные организации, ориентированные на экономическое развитие области, не работают как интегрированная инфраструктура, отсутствие у власти, бизнесструктур и научного сообщества единой стратегии перевода региональной экономики на инновационный путь развития; действующая инфраструктура поддержки инноваций не адаптирована к потребностям целевых групп и работает недостаточно эффективно; отсутствуют до сих пор отдельные ключевые элементы инфраструктуры для поддержки инноваций; недостаточно квалифицированных кадров для работы в области коммерциализации научных разработок и трансфера технологий, у руководителей и менеджеров научных и других организаций отсутствуют специальные знания и опыт в данной сфере; недостаточно разработаны механизмы развития инновационной деятельности в регионе,развивающиеся инновационные структуры вынуждены подстраиваться под существующую нормативноправовую и организационноэкономическую базу, недостаточно стимулирующую инновационные процессы. Итак, подведем итог.Инновационная политика Московской области реализуется Правительством Московской области на основе политики Российской Федерации в области развития инновационной системы и Стратегии социальноэкономического развития Московской области. Для координации научнотехнической и инновационной деятельности образованы Московский областной совет по научнотехнической и инновационной политике при Губернаторе Московской области и рабочая группа по сотрудничеству между Правительством Московской области и Российской академией наук. Московская область обладает серьезным стартовым потенциалом для развития инновационной деятельности в регионе.Конкурентным преимуществом Московской области является наличие научнообразовательного комплекса, способного обеспечитьразработку и внедрение современных технологий. Регион восприимчив и готов к внедрению технологий и инноваций. Тем не менее,уровень инновационной активности врегионе недостаточен с точки зрения требований современной эконо мики.Анализ динамики инновационной деятельности в Московской области с 2000 по 2010 год подтвердил данное утверждение. В течение 10 лет существенных изменений в инновационном развитии региона не было, предприятиями реализуется незначительное количество инновационных проектов и программ. Экстенсивные факторы играют ключевую роль в росте экономики региона.Факторный анализ Р. Солоу показал, что рост ВРП с 2006 по 2011 год был обусловленпреимущественно использованием основных фондов. Отсутствие высокого уровня инновационного развития в Московской области связано, прежде всего,с недостаточно эффективным управлением инновационной деятельности.
Ссылки на источники1.ФишманБ.Е., ВасиленкоВ.С.К вопросу о характере фазового портрета экономикоматематической модели Р.Солоу // Синергетика природных, технических и социальноэкономических систем: сборник статейV Международной научной конференции (май, ноябрь 2008 года). –Тольятти: Издво ПВГУС, 2008.–С. 240–244.2.Регионы России. Социальноэкономические показатели,2011г. –URL:www.gks.ru.3.Закон Московской области от 13 мая 2006г. №75/2006ОЗ «О научной, научнотехнической и инновационной деятельности на территории Московской области», принят постановлением Московской областной Думыот 3 мая 2006 г. № 9/178П.4.Постановление Правительства МО от 15.12.2006 N 1164/49 «О Стратегии социальноэкономического развития Московской области до 2020 года»(вместе со «Среднесрочной программой социальноэкономического развития Московской области до 2010 года»).
Kukushkina Veronica, associate Professor of Moscow Financial and Law Academy, Moscowveronika282@mail.ru Model of innovative development of the Moscow RegionAbstract. This article is an attempt to identify the model of the Moscow region by the neoclassical growth model R.Solou. To confirm these results, the author has analyzed the dynamics of innovation in the region, as well as identify barriers to innovative development of the Moscow region.Keywords:model, innovation, region, development.
ISSN 2304120X
Модельинновационного развитиярегиона:Московская область
Аннотация.Встатье осуществлена попытка выявить модель развития Московской области посредством неоклассической модели роста Р.Солоу. Для подтверждения полученных результатов, автором была проанализирована динамика инновационной деятельности в регионе, а также определены факторы, препятствующие инновационному развитию Московской области. Ключевые слова: модель, инновация, регион,развитие.
Эффективность инновационной деятельности определяется еевкладом в экономический рост региона. Как известно, на региональном уровне основным показателем, позволяющим судить об экономическом развитии региона, являетсяваловой региональный продукт (ВРП). Определениеисточников экономического роста региона позволяет выявить те факторы, которые обуславливают рост ВРП, не влияют на него или даже оказывают отрицательное воздействие. Воспользуемся неоклассическоймоделью роста Р. Солоу, для выявления источников экономического роста. Согласно данной модели, в качестве основных источников роста выступают три переменные:труд, капитал и уровень развития технологии.В качестве факторов производства выступают затраты на капитал и труд. Часть темпа прироста выпуска, которая не изменяется под влиянием выше указанных факторов, называется «остатком» Р. Солоу и характеризует неидентифицируемый фактор производства,которому можно отнести уровень технологического развития[1].Проведем анализна основе статистических данных в текущих ценах источников роста Московской области с 2006 по 2011 год на основе факторной модели роста Солоу.Результаты анализа (табл.1) показали, что экстенсивные факторы играют ключевую роль в росте экономики региона. Действительно, рост ВРП с 2006 по 2011 год был обусловлен использованием основных фондов, которое позволило преодолеть отрицательное воздействие остатка Солоу:. Влияние интенсивного фактора в период с 2006 по 2011 год в Московской области не было выявлено. Однако в таких развитых странах как США рост ВРП достигается преимущественно за счет темпов технического прогресса. В дальнейшем в связи с истощением ресурсов, рост возможенлишь при наличии подавляющей инновационной составляющей.Для подтверждения полученных результатов, автором была проанализирована динамика инновационной деятельности в регионе [2].1.Число созданных передовых технологий.Начиная с 2000 года, увеличивалось количество созданных передовых технологий. Лишь в 2009 году отмечается значительное снижение данногопоказателя, что связано с финансовоэкономическим кризисом (рис. 1). В целом за 10 лет темп прироста составил 60%.
2.Число используемых передовых технологий. С2000 по 2006 год, отмечалось постоянное увеличение числа используемых передовых технологий. С 2006 года данный показатель снижался, а затем, с 2008 года, стал восстанавливаться (рис. 2). В целом за 10 лет темп прироста составил 124%. Таблица 1Факторный анализ модели Солоу для Московской области (в текущих ценах, млн. рублей)
Показатель200620072008200920102011За период 2007–2011Значимость фактораВаловый региональный продукт708062,1934328,91295649,91645753153062317965357202889,8
Изменение ВВП–226266,8361321350103,1–1151302659121088472,9Y/Y–0,319560,3867170,27021–0,069960,173731,5372563Основные фонды (на конец года; полнаяучет.стоимость)176277321438372932730345983139392194442527169181442,3Изменение основных фондов–3810647888935271014793885033082679754K/K–0,2161730,36798180,179730,1385580,127771,52019233Доля в росте ВВП(K/K)/(Y/Y)–2,2945212,26352042,1022782,5736052,472832,34879951Вклад капитала (Доля в росте ВВП*темп прироста)–0,496010,8329340,377840,356590,315953,570627Фонд оплаты труда141121179 954241 112303 881315 013357 3261 397 2860,19Изменение оплаты труда–38 83361 15862 76911 13242 313216 205
L/L–0,2751750,33985350,2603310,0366330,134321,53205405
Доля в росте ВВП–0,1926020,18609350,1846460,2058070,19890,19398964Вклад труда (Доля в росте ВП*темп прироста)–0,0530,0632450,048070,007540,026720,2972026A/A––0,22945508–0,5094617–0,15569827–0,43408921–0,168938–2,33057335–1,51606
Рис.1. Динамика созданных передовых технологий,2000–2010 гг.
Рис. 2.Динамика используемых передовых технологий,2000–2010 гг.
3.Инновационная активность организаций. В целом за 10 лет наблюдается снижение инновационной активности предприятий в регионе (рис. 3).Действительно, в Московской областинизкая восприимчивость предприятий к внедрению и использованию передовых технологий. Причины –отсутствие достаточных финансовых средств на развитие, высокий экономический риск, долгий срок окупаемости нововведений, низкий платежеспособный спрос на новые продукты.
Рис. 3. Динамика инновационной активности организаций, в %, 2000–2010 гг.
4.Конечным результатом инновационной деятельности является внедрение в производство более эффективных видов технологий, сырья, создание новых и совершенствование действующих видов продукции. С 2000 по 2008 год объем инновационных товаров, работ и услуг увеличивался. В 2009 году наблюдается сокращение данного показателя, что связано с финансовоэкономическим кризисом (рис.4).
Рис. 4. Объем инновационных товаров и работ (млн. рублей), 2000–2010 гг. В целом за 10 лет данный показатель увеличился в 12 раз. Несмотря на значительное увеличение объема инновационных товаров, работ и услуг, их доляв общем объеме отгруженных товаров, работ и услуг остается весьма низкой. За последние десять лет данный показатель увеличился лишь на 5% (рис. 5).
Рис.5.Объем инновационных товаров, работ и услуг в % от общего объема отгруженных товаров, выполненных работ и услуг,2000–2010 гг.
Сокращение доли отгрузки инновационной продукции, наблюдаемое в последние два года,произошлоза счет увеличения объемов производимой неинновационной продукции.Далее на основе объективных данных статистики был произведен анализ качественной характеристики инновационной деятельности в регионе.1.Удельный вес организаций, осуществляющих технологические, маркетинговыеи организационные инновации, 2010г., в % (рис.6).
Рис. 6.Удельный вес организаций, осуществляющих технологические, маркетинговые и организационные инновации,2010г., в %
Как видно из диаграммы, предприятия Московской области преимущественно занимаются разработкой, внедрением новых либо усовершенствованныхпроизводственных технологий, что,в свою очередь, позволяет повысить экономическую эффективность производства региона. Наиболее характерные организационные изменения для предприятий Московской области связаны с применением современных систем контроля качества и сертификации товаров, работ и услуг, реализацией мер по развитию персонала, внедрением современных методов управления на основе информационных технологий. 2.Удельный вес организаций, осуществляющихотдельные виды инновационной деятельности в общем числе организаций, осуществляющих технологические инновации, 2010 г., в % (рис.7). Актуальность данного вида инновационной деятельности связана с обновлением производственного оборудования.
Рис. 7.Удельный вес организаций, осуществляющих отдельные виды инновационной деятельности в общем числе организаций, осуществляющих технологические инновации,2010 г., в %
3.Технологический обмен в организациях, осуществляющих технологические инновации,2010 г., в % (рис.8).
Рис. 8.Технологический обмен в организациях, осуществляющих технологические инновации,2010 г., в%
Интенсификации инновационных процессов, кроме собственных технологических разработок, во многом способствует технологический обмен. Наиболее распространенными формами приобретения и передачи новых технологий, характерными для организаций большинства видов экономической деятельности, являлась покупка оборудования и объектов интеллектуальной собственности (права на патенты, лицензии на использование изобретений).4. Затраты на технологические инновации поисточникам финансирования, 2010г., в % (рис.9). Основным источником финансирования инновационной деятельностиявляется самофинансирование. В число источников финансирования технологических инноваций на 2010годполностью отсутствует финансы венчурных фондов, и практически отсутствуют средства, привлекаемые из внебюджетных фондов. Итак, анализ динамики с 2000 по 2010 год и качественных индикаторов инновационной
Рис. 9. Затраты на технологические инновации по источникам финансирования, в %
деятельности в Московской области показал, что в течение 10 лет существенных изменений в инновационном развитии региона не было, предприятиями реализуется незначительное количество инновационных проектов и программ. Рассмотримдействующую сегодня модель управления инновационнымразвитиемрегиона. Инновационная политика Московской области реализуется Правительством Московской области на основе политики Российской Федерации в области развития инновационной системы и Стратегии социальноэкономического развития Московской области.Для координации научнотехнической и инновационной деятельности образованы Московский областной совет по научнотехнической и инновационной политике при Губернаторе Московской области и рабочая группа по сотрудничеству между Правительством Московской области и Российской академией наук. Заключено соглашение о сотрудничестве между Правительством Московской области и Российской академией наук, основными целями которого являютсяформирование и развитие регионального сегмента национальной инновационной системы на базе научнотехнического и инновационного потенциалов РАН и Московской области;организация и осуществление научной и научнотехнической деятельности научными центрами РАН, расположенными на территории Московской области, в интересах социальноэкономического развития Московской области.С точки зрения нормативноправового обеспечения инновационной деятельности, в регионе 13 мая 2006 годапринятЗакон «О научной, научнотехнической и инновационной деятельности на территории Московской области»[3].Также 3 февраля 2011 года постановлением Московской областной Думы был принят Закон Московской области «Об инновационной политике органов государственной власти Московской области». Значимым для развития экономики Московской области являетсяпринятие следующих нормативноправовых актов.1.Закон Московской области «О промышленных округах в Московской области», которым законодательно определены правовые, организационные иэкономические условия создания и функционирования промышленных округов на территории региона, что способствуют созданию и распространению инноваций.2.Система показателей оценки инновационной деятельности, основная часть показателей была включена в «Системупоказателей социальноэкономического развития Московской области», установленную постановлением Губернатора Московской области для разработки прогноза развития инновационной сферы. 3.В целях налогового стимулирования инновационной деятельности Законом Московской области «О льготном налогообложении в Московской области» установлены налоговые льготы резидентам техниковнедренческой особой экономической зоны, а также организациям, имеющим нематериальные активы.4.Постановлением Правительства Московской области утверждена долгосрочная целевая программа Московской области «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Московской области на 2009–2012 годы». Приоритетной сферой определено малое инновационное предпринимательство.5. В Московской области действует закон «О Московских областных грантах», направленный на реализацию особо значимых для области научнотехнических и инновационных проектов.Основным документом, регулирующим вопросы инновационной политики в регионе, является Программа социальноэкономического развития.Согласно ей, развитие инновационной деятельности в регионе должно обеспечиваться благодаря следующим мерам органов власти:
разработка нормативной правовой базы инновационной деятельности в Московской области;
разработка механизмов ресурсной поддержки инновационной деятельности, в том числе механизмов создания фондов венчурного финансирования;
формирование благоприятной среды для инновационной деятельности, привлекательной для инвестиций в научную и производственную сферу экономики;
создание институтов поддержки инновационной деятельности, формирование и развитие инфраструктуры инновационной деятельности, способствующей коммерциализации результатов исследований и разработок, их использованию в производстве инновационной и наукоемкой продукции;
финансирование научноисследовательских и опытноконструкторских работ по созданию и внедрению производства новой или усовершенствованной продукции в рамках мероприятий областных целевых программ;
предоставление грантов Московской области для финансирования создания объектов интеллектуальной собственности и внедрения результатов научноисследовательских работ в производство;
размещение государственного заказа на закупку продукции, созданной в результате инновационной деятельности. В 2010 году были подведены итоги реализации Среднесрочной программы социальноэкономического развития Московской области до 2010 года [4].В ходе реализации программы не были достигнуты отдельные показатели программы по развитию инновационной деятельности, по увеличению производства инновационной и наукоемкой продукции (рис.10,11).
Это говорит о неэффективности проведенной политики и управления в инновационной сфере. В Московской области отмечается отсутствие единой инновационной политики. В регионе не приняты Программа и Стратегия инновационного развития Московской области, где была бы обозначена цель инновационного развития, задачи, направленные на достижение поставленной цели и описаны инструменты, механизмы поддержки по основным направлениям развития инновационной деятельности в регионе. Отмечается отсутствие комплексного инновационного развития территории. Многие эксперты связывают развитие инновационной деятельности в регионе по большей степени лишь с проектом «Сколково», на который воздвигнуты большиенадежды.
Рис.10.Количество инновационно активных предприятийв 2010 году по плану и фактически
Рис.11.Доля отгруженной инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции, в %
Для практического воплощенияцелей региона в инновационной сфере необходима система генерации, накопления и распространения знаний. Региональная инновационная система, являясь, с одной стороны, элементом социальноэкономической системы региона, позволяет учесть особенности развития региона во всех сферах общественной жизни, элементы инновационного потенциала, с другой стороны, являясь частью национальной инновационной системы, обеспечивает инновационное развитие региона согласно общероссийскому вектору. Одной из важнейших задач при формировании инновационной системы является развитие инфраструктуры поддержки инновационной деятельности врегионе. Swotанализ региональной инновационной системы Московской областипозволилопределить причины эффективной или неэффективной работы системы, на основании которой и был сделанвывод о том, в каком направлении региону следует развивать свою инновационную систему(табл. 2).
Таблица 2Swotанализ региональной инновационной системы Московской области
Сильные стороны1.Развитый научнопроизводственный комплекс.2.Концентрация наукоградов в регионе.3. Разнообразие субъектов инновационной инфраструктуры.4.Развитый кадровый потенциал –высокий уровень образования населения.5.Развитая информационная инфраструктура.6.Программа создания промышленных округов.7. Установлены налоговые льготы резидентам техниковнедренческой особой экономической зоны, а также организациям, имеющим нематериальные активы, предоставление грантов.8.Программа поддержки малых инновационных предприятий.9.Наличие инновационных разработок.10.Развитая страховая сфера.11.Развитый фондовый рынок.12.Высокий инвестиционный потенциалВозможности1.Создание оптимальной структуры экономики с преобладанием высокотехнологичного сектора и сферы услуг.2.Переориентация научнопроизводственного комплекса на инновационный путь развития.3.Активизация взаимодействия научного сектора, государства и бизнеса.4.Формирование точек инновационного роста, на основе них –кластеров инновационного развития .5.Рост инновационной деятельности малых и средних предприятий Московской области.6.Координация, развитие всех субъектов инновационной инфраструктуры для достижения успеха в инновационном развитии региона.7.Осуществление подготовки и переподготовки кадров для инновационной сферы.8. Создание законодательных, организационных, экономических и иных условий, необходимых для формирования системы коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности и введения в экономический оборот объектов интеллектуальной собственности–в целом для развития инновационной деятельностиСлабые стороны1.Относительная зависимость от решений, принимаемых на федеральном уровне.2. Недостаточно проработанноенормативноправовое обеспечение инновационной системы.3.Недостаток персонала требуемой квалификации.4. Неразвиты механизмы создания, деятельности и координации субъектов инновационной инфраструктуры.5.Низкая восприимчивость предприятий к внедрению и использованию технологий.6.Устаревший парк производственного оборудования.7.Недостаточный уровень государственного финансирования.8.Низкий уровень государственночастного партнерства.9.Недостаточный уровень развития венчурного финансирования.10.Низкая доля поддержки более поздних процессов инновационного развитияУгрозы1.Возможные отрицательныепоследствия решений, принимаемых на федеральном уровне.2.Снижение конкурентоспособности научного сектора.3.Повышение зависимости от иностранных технологий.4.Экстенсивное развитие экономики региона.5. Низкий уровень модернизации итехнического перевооружениядействующих производств.6. Отсутствие роста инновационно активных предприятий
Далее была установлена связь между слабыми и сильными сторонами системы и его возможностями и угрозами в форме матрицы SWOT. На пересечении разделов образуется четыре поля: «СИВ» –сила и возможности, «СИУ» –сила и угрозы, «СЛВ» –слабость и возможность, «СЛУ»–слабость и угрозы. На основанииSwotматрицы была выявлена стратегия инновационного развития региона (табл. 3). Таблица 3Стратегия инновационного развития региона
Поле «СИВ»Для развития возможностей региона ему следует использовать свои сильныестороны.Для создания оптимальной структуры экономики с преобладанием высокотехнологичного сектора и сферы услуг необходимо, прежде всего, использовать следующие сильные стороны:–развитый научнопроизводственный комплекс;–разнообразие субъектов инновационной инфраструктуры;–развитый кадровый потенциал –высокий уровень образования населения;–развитая информационная инфраструктура;–установление налоговых льгот резидентам техниковнедренческой особой экономической зоны, а также организациям, имеющим нематериальные активы, предоставление грантов;–программа поддержки малых инновационных предприятий;–наличие инновационных разработок;–развитая страховая сфера;–развитый фондовый рынок
Поле «СИУ»Стратегия должна быть построена таким образом, чтобы за счет появившихся возможностей попытаться преодолеть имеющиеся в системе слабости.Так, создание законодательных, организационных, экономических и иных условий, необходимых для формирования системы коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности и введения в экономический оборот объектов интеллектуальной собственности позволит:–ликвидировать недостаточно проработанное нормативноправовое обеспечение инновационной системы;–избежать отсутствия развития механизмов создания, деятельности и координации субъектов инновационной инфраструктуры;–повысить восприимчивость предприятий к использованию технологий;–низкий уровень государственночастного партнерства;–недостаточный уровень развития венчурного финансирования;–низкая доля поддержки более поздних процессовинновационного развитияПоле «СЛВ»Регион должен вырабатывать такую стратегию, которая позволила бы ему как избавиться от слабости, так и попытаться предотвратить нависшую над ней угрозу.Так, для предотвращения угрозы отсутствия роста инновационноактивных предприятий необходимо ликвидировать такие слабые факторы как:–недостаточно проработанное–нормативноправовое обеспечение инновационной системы;–недостаток персонала требуемой квалификации;–отсутствие развития механизмов создания, деятельности и координации субъектов инновационной инфраструктуры;–недостаток персонала требуемой квалификации;–отсутствие развития механизмов создания, деятельности и координации субъектов инновационной инфраструктуры;–низкая восприимчивость предприятий к внедрению и использованию технологий;–недостаточный уровень государственного финансирования;–низкий уровень государственночастного партнерства;–недостаточный уровень развития венчурного финансирования;–низкая доля поддержки более поздних процессов инновационного развитияПоле «СЛУ»Стратегия должна предполагать использование силы системы для устранения угрозы.Так, для устранения угрозы развития региона по экстенсивному пути в дальнейшем необходимо использовать следующие сильные стороны:–развитый научнопроизводственный комплекс;–разнообразие субъектов инновационной инфраструктуры;–развитая информационная инфраструктура;–программа создания промышленных округов;–установление налоговых льгот резидентам техниковнедренческой особой экономической зоны,а также организациям, имеющим нематериальные активы, предоставление грантов;–программа поддержки малых инновационных предприятий;–наличие инновационных разработок;–развитая страховая сфера;–развитый фондовый рынок
Pestанализ показал, что в макросреде системы практически равным образом распределены отрицательные и положительные факторы.Etomанализ позволил сделать вывод, что в макросреде наиболее благоприятными являются социальные и научные факторы. Конкурентными преимуществами макрорегиона являются экономическая и социальная освоенность территории, экономикогеографическое положение, мощная научноинтеллектуальная база, диверсифицированная экономика, близость к крупнейшим мировым рынкам, налаженные внешнеэкономические связи, высокий уровень жизни и миграционная притягательность. Уровень технологического развития удовлетворителен, однако, в настоящее время вклад России и округа в процесс модернизации экономики связан в основном с применением заимствованных технологий. Отрицательные факторы связаны, прежде всего, с экономической ситуацией в России и ЦФО. Значительное влияние оказывают и политические, юридические факторы. Одной из угроз развития Подмосковья является проект расширения города федерального значения Москва, согласно которому территория инновационного центра «Сколково» и наукограда Троицк в скором будущем присоединится к Москве. При этом органы власти Московской области не учитывают следующие факторы, препятствующиеинновационному развитию в регионе, а именно, отсутствуют –единая система управления инновационным развитием в регионе; комплексное развитие территории (возложение надежд на уже развитые инновационные центры); нет учета влияния внешних факторов при построении стратегии инновационного развития региона; различные организации, ориентированные на экономическое развитие области, не работают как интегрированная инфраструктура, отсутствие у власти, бизнесструктур и научного сообщества единой стратегии перевода региональной экономики на инновационный путь развития; действующая инфраструктура поддержки инноваций не адаптирована к потребностям целевых групп и работает недостаточно эффективно; отсутствуют до сих пор отдельные ключевые элементы инфраструктуры для поддержки инноваций; недостаточно квалифицированных кадров для работы в области коммерциализации научных разработок и трансфера технологий, у руководителей и менеджеров научных и других организаций отсутствуют специальные знания и опыт в данной сфере; недостаточно разработаны механизмы развития инновационной деятельности в регионе,развивающиеся инновационные структуры вынуждены подстраиваться под существующую нормативноправовую и организационноэкономическую базу, недостаточно стимулирующую инновационные процессы. Итак, подведем итог.Инновационная политика Московской области реализуется Правительством Московской области на основе политики Российской Федерации в области развития инновационной системы и Стратегии социальноэкономического развития Московской области. Для координации научнотехнической и инновационной деятельности образованы Московский областной совет по научнотехнической и инновационной политике при Губернаторе Московской области и рабочая группа по сотрудничеству между Правительством Московской области и Российской академией наук. Московская область обладает серьезным стартовым потенциалом для развития инновационной деятельности в регионе.Конкурентным преимуществом Московской области является наличие научнообразовательного комплекса, способного обеспечитьразработку и внедрение современных технологий. Регион восприимчив и готов к внедрению технологий и инноваций. Тем не менее,уровень инновационной активности врегионе недостаточен с точки зрения требований современной эконо мики.Анализ динамики инновационной деятельности в Московской области с 2000 по 2010 год подтвердил данное утверждение. В течение 10 лет существенных изменений в инновационном развитии региона не было, предприятиями реализуется незначительное количество инновационных проектов и программ. Экстенсивные факторы играют ключевую роль в росте экономики региона.Факторный анализ Р. Солоу показал, что рост ВРП с 2006 по 2011 год был обусловленпреимущественно использованием основных фондов. Отсутствие высокого уровня инновационного развития в Московской области связано, прежде всего,с недостаточно эффективным управлением инновационной деятельности.
Ссылки на источники1.ФишманБ.Е., ВасиленкоВ.С.К вопросу о характере фазового портрета экономикоматематической модели Р.Солоу // Синергетика природных, технических и социальноэкономических систем: сборник статейV Международной научной конференции (май, ноябрь 2008 года). –Тольятти: Издво ПВГУС, 2008.–С. 240–244.2.Регионы России. Социальноэкономические показатели,2011г. –URL:www.gks.ru.3.Закон Московской области от 13 мая 2006г. №75/2006ОЗ «О научной, научнотехнической и инновационной деятельности на территории Московской области», принят постановлением Московской областной Думыот 3 мая 2006 г. № 9/178П.4.Постановление Правительства МО от 15.12.2006 N 1164/49 «О Стратегии социальноэкономического развития Московской области до 2020 года»(вместе со «Среднесрочной программой социальноэкономического развития Московской области до 2010 года»).
Kukushkina Veronica, associate Professor of Moscow Financial and Law Academy, Moscowveronika282@mail.ru Model of innovative development of the Moscow RegionAbstract. This article is an attempt to identify the model of the Moscow region by the neoclassical growth model R.Solou. To confirm these results, the author has analyzed the dynamics of innovation in the region, as well as identify barriers to innovative development of the Moscow region.Keywords:model, innovation, region, development.
ISSN 2304120X