Работа над текстом «Жемчужина» Джона Стейнбека с использованием технологий критического мышления и интерактивного чтения в 8 классе

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Тиунова Н. Ю. Работа над текстом «Жемчужина» Джона Стейнбека с использованием технологий критического мышления и интерактивного чтения в 8 классе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2012. – №8 (Август). – С. 66–70. – URL: http://e-koncept.ru/2012/12110.htm.
Аннотация. В разработке предлагается вариант использования на уроке английского языка технологий интерактивного чтения и критического мышления на примере работы над текстом «Жемчужина» Джона Стейнбека. Представленный урок создает условия для творческого осмысления информации, данной в тексте, знакомит учащихся с творчеством великого американского писателя.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Тиунова Наталья Юрьевна, учитель английского языка первойквалификационной категории, КОГОАУ «Кировский экономикоправовой лицей», г. Кировtiunova_marina@mail.ru

Работа надтекстом «Жемчужина» Джона Стейнбека с использованием технологий критического мышления и интерактивного чтения в 8 классе

Аннотация.В разработке предлагается вариант использования на уроке английского языка технологий интерактивного чтения и критического мышления на примере работы надтекстом «Жемчужина» Джона Стейнбека[1]. Представленный урок создает условия для творческого осмысления информации, данной в тексте, знакомит учащихся с творчеством великого американского писателя.Ключевые слова: технология критического мышления, технология интерактивного чтения, работа надтекстом на уроке английского языка.

В настоящее время в современной школе возрастает роль иностранных языков, так как припомощи языка ребенок может выразить свои мысли, проявить свою индивидуальность и развить свои способности к творчеству. В школе следует создавать условия, необходимые для всестороннего развития личности: интеллектуальных и творческих способностей, нравственных качеств, способности к самообразованию. Чтение представляет собой интегрирующий вид речевой деятельности, так как позволяет развивать иноязычные речевые умения, мышление, память, внимание, воображение, творчество. Интерактивное чтение есть процесс, при котором учащимся приходится использовать уже имеющиеся знания, дополняя их новой информацией, которую они получают во время работы с текстом. Очевидно, что активизация личного опыта и чувств ребенка необходима, так как способствует более успешному усвоению материала на уроке.

Критическое мышление представляет собой самостоятельное мышление, где главной является работа с информацией. Использование этойтехнологии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с текстом (с информацией). Критическое мышление подразумевает умение прогнозировать, выдвигать гипотезы, обобщать, сравнивать, рассуждать, выражать свою точку зрения, устанавливать связи, выявлять причины.Уроки с использованием технологий критического мышления и интерактивного чтения отличаютсяот уроков в традиционном обучении. Ученики –не пассивные слушатели, они –главные действующие лица на уроке. Учитель всего лишь координирует деятельность учащихся. Именно поэтому применение технологий интерактивного чтения и критического мышления на уроке в современной школе является особенно актуальным.Работа на уроке носит продуктивный личностный характер. Продуктивное обучение ориентировано на создание учениками образовательного продукта. Ученики создают продукцию, адекватную взрослой, и только затем знакомятся с вариантом великого американского писателя.Читателям предлагается методическая разработка урока английского языкана тему «Что ты читаешь?» (“WhatDoYouRead?”)в 8мклассепо учебнометодическому комплексу К.И.Кауфман, М.Ю.Кауфман «Английский язык: Счастливый английский.ру/ HappyEnglish.ru»(8 класс)[2]. Дидактической целью урока является создание условий для творческого осмысления информации, данной в тексте, в рамках технологий критического мышления и интерактивного чтения.Образовательнаяцель–получение сведений о жизни Джона Стейнбека и знакомство учащихся с творчеством великого американского писателя. Развивающаяцель заключается в развитиииноязычных речевых способностей, памяти, восприятия, внимания, воображения, творческих способностей учащихся. Воспитательной целью является воспитание уважительного отношения к общекультурным ценностям, расширение кругозора, воспитание культуры сотрудничества и общения на уроке. К практическим задачам урока можно отнести:–развитие умений чтения с полным пониманием содержания текста;–совершенствование лексических навыков по теме «Книги»;–развитие грамматических навыков по теме «Модальные глаголы»;–совершенствование речевых умений монологической и диалогической речи;–совершенствованиеумений письма.Формами организации познавательной деятельности являются фронтальная, групповая, парная, индивидуальная. На уроке применяются личностнодеятельностноориентированный, творческопоисковый методы обучения. К используемым на уроке дидактическим принципам относятся воспитывающее обучение, целенаправленность, доступность, наглядность, системность. Необходимые на уроке средства обучения –экран, мультимедийная презентация «WhatDoYouRead?» либо раздаточный материал (слайды мультимедийной презентации в распечатанном виде).Структура урока и его ход представлены в таблицах (табл. 1, 2).Таблица 1Структура урока

БлокиЭтапы урокаВремяЦелевойОрганизационный момент, постановка цели, речевая зарядка5 минутПроцессуальныйОсновная часть урока30минутАналитическийРефлексия, информация о домашнем задании, оценка учащихся5 минут

Таблица 2Ход урокаIблок. ЦелевойДеятельность учителяИнформационное пространствоДеятельность учащихся1.Организационный момент.Приветствует учениковGoodafternoon, everybody! NicetomeetyouОтвечают на приветствие2.Целеполагание. Постановка цели урока с целью мотивации учащихся и актуализации предстоящей темыComplete the sentence: When you make a new friend, ask him,“What do you ……?(read)Слушают, осмысливают и участвуют в формулировании цели урокаGroup Work Questions for the discussion:1.Do you like reading books?2.Do you prefer to read books in Russian or in English?3.Who is your favourite writer?4.Do you want to read a story written by an Americanwriter at this lesson?Деятельность учителяИнформационное пространствоДеятельность учащихся3.Подготовка к работе надтекстом для чтения «ThePearl».Знакомит с биографией американского писателя Джона Стейнбека.Организует повторение 3х форм неправильных глаголов.Задает вопросы, организует работу учащихся по снятию лексических трудностейJOHN STEINBECK19021968; He is a famous American writer. He was born in California. Many of his novels were about the hard lives of poor families in California. Many of his novels were later made into Hollywood filmsВыполняют задания–What do you think this story is about?–Does the story have a happy end?–Compose a short story under the title “The Pearl”Отвечают на вопросыAnswer the question

What is important for you? Why?–To have a lot of money;–To have a friendly and healthyfamilyОтвечают на вопросыIrregular Verbs

InfinitivePastPastParticipleПрятать

Ударить

Стрелять

Ужалить

Бросать

Получить



Заносят в таблицу три формы неправильных глаголов, сверяются с доскойDo You know the meaning of these words?–Pearldiver–водолаз, добывающий жемчуг;–Scorpion sting –укус скорпиона;–Shell –ракушка;–Pearl dealer –торговец жемчугом;–To destroy –разрушить;–Canoe –каное, челнок;–To attack –нападать;–Rifle –винтовкаЧитают и переводят словаMatch Word Combinationshave no moneyto pay the doctora very lowthe babyto geta higher priceto stealpriceto getthe pearlto treatthe pearlto be hitby the first rifle shot

Соотносят фразы, сверяются с доскойIIблок. Процессуальный1.Организует работу по чтению текста, используя мультимедийную презентацию

Kino was a poor pearl diver. One day, a scorpion stung his baby, so he took the baby to the doctor. But Kino had no money to paythe doctor. He only had some very poor pearls. The doctor didn’t want to treat the baby…Читают текст2.Задает вопрос по содержаниюWhy did the doctor refuse to treat the baby?Отвечают письменно, затем устно3.Предлагает учащимся текстLater that day, Kino went diving for pearls. While he was diving, he saw avery large shell. He swam down and down and picked up the shell. He took his knife and opened the shell… Inside, there was...Читают текст4.ЗадаетвопроснаантиципациюWhat was there inside the shell?Отвечают письменно, затем устноДеятельность учителяИнформационное пространствоДеятельность учащихся5.Предлагает прочитатьвариант писателя…a beautiful pearl –the greatestpearl in the world!Сравнивают свой вариант с вариантом писателя6.Организует чтение текстаKino and his wife Juana were very happy. Now they would have enough money to…Читают текст7.Творческое задание. Предлагает продолжить предложениеComplete the sentenceЗаписывают свой вариант предложения8.Предлагает сравнить свой вариант с вариантом писателя…to treat the baby, to educate him, buy new clothes and even a rifleЧитают вариант писателя9.Организует работу по чтению текстаThat evening lots of people came to their house. The doctor also came, because he had heard about the pearl. The doctor looked around the house, because he knew that they had hidden the pearl somewhereЧитают текст10.Задает вопрос интерпретационныйWhy did the doctor visit them later that day?Отвечают письменно, затем устно11.Организует чтениетекстаIn the middle of the night, while Kino and his family were sleeping, Kino suddenly heard a noise. Someone was trying to get the pearl!In the darkness, Kino jumped up with his knife but someone hit him on the head and ran awayЧитают текст12.Задает вопрос интерпретационныйWhy did people try to get into Kino and Juana’s house?Отвечают письменно, затем устно13.Организует чтение текстаThe next morning Kino took the pearl to the pearl dealers.There were many dealers but they all worked for one man and they always gave the divers the lowest pricefor their pearlsЧитают текст14.Задает вопрос интерпретационныйWhy was Kino unhappy with theprice the dealers offered him?Отвечают письменно, затем устно15.Организует чтение текстаKino was very angry. He decided to...Читают текст16.ЗадаетвопроснаантиципациюWhat did Kino decide to do?Отвечают письменно, затем устно17.Предлагает сравнить свойвариант с вариантом писателя…to go to the capital city and to sell the pearlСравнивают свой вариант с вариантом писателя18.Задает вопрос по содержаниюWhy did he decide to go to the capital?Отвечают письменно, затем устно19.Организует чтение текстаJuana said that the pearl was eviland that it was going to destroythem. She tried to throw the pearl into the seabut Kino stopped herЧитают текст20.Предлагает вставить вместо пропусков модальные глаголыComplete the dialogue with can, need, have to, need, should, shouldn’t, mustJuana:The pearl is evil. We 1____ throw it into the sea.Kino: We 2 ____ do that. We 3____ sell it and get a lot of money. And we 4____ money to educate our son. We 5 ____ buy new clothes. Juana:This pearl 6 ____ destroy our lifeЗаполняют пропуски модальными глаголами21.Предлагает проверить правильность выполнения задания (ответы на интерактивной доске)Juana:The pearl is evil. We 1 mustthrow it into the sea.Kino: We 2 shouldn’tdo that. We 3 should sell it and get a lot of money. And we 4 needmoney to treat our son. We 5 have tobuy new clothes. Juana:This pearl 6 candestroy our life

Проверяют правильность выполнения заданияДеятельность учителяИнформационное пространствоДеятельность учащихся22.Задает оценочный вопрос–Was Juana right?Отвечают на вопросы письменно, затем устно23.Задает оценочный вопрос–What would you do? Would you throw the pearl into the sea?24.Задаетвопроснаантиципацию–What do you think will happen next?25.Организует работу по чтению текстаSoon afterwards, Kino was attackedin the darkness by a groupof men. He defended himself with the knife and killed one of the men. Kino and Juana decided…Читают текст26.ЗадаетвопроснаантиципациюWhat did they decide to do?Отвечают письменно, затем устно27.Предлагает сравнить свой вариант с вариантом писателяThey decided … to get away from the town but someone had madea hole in their canoe so they couldn’t go by sea. When the night came, Juana and Kino started to walk towards the mountainswith their baby. Kino wanted…Сравнивают свой вариант с вариантом писателя28.ЗадаетвопроснаантиципациюWhat did he want?Отвечают письменно, затем устно29.Предлагает сравнить свой вариант с вариантом писателя…he wanted to get to the capital and sell the pearl. He kept making plans about the futureСравнивают свой вариант с вариантом писателя30.Организует работу по чтению текстаDuring the day, they found a place to hide. They were resting when they saw that three hunters were following them. Kino, Juana and their baby hidЧитают текст31.Задает вопрос интерпретационныйWhy did the fighters follow them?Отвечают письменно, затем устно32.Организует работу по чтению текстаThat evening, the hunters camped next to the waterfall. Juana couldn’t keep the baby quietso Kino decided…Читают текст33.ЗадаетвопроснаантиципациюWhat did he decide?Отвечают письменно, затем устно34.Предлагает сравнить свой вариант с вариантом писателя…tokill the menСравнивают свой вариант с вариантом писателя35.Организует работу по чтению текстаA hunter fired his riflejust as Kino attacked. Kino took the man’s rifle and killed him and the other men. But suddenly everything went very quietand Kino knew that something was wrong. He went back to the caveЧитают текс36.ЗадаетвопроснаантиципациюWhat did he see?Отвечают письменно, затем устно37.Предлагает сравнить свой вариант с вариантом писателяThe baby was dead! He had been hit by the first rifle shot. Kino and Juana walked back to the town carrying the body of their dead baby. They walked slowly. The people came out to meet them but they ignored everybodyСравнивают свой вариант с вариантом писателя38.Предлагает учащимся описать чувства главных героев рассказаComplete the sentences:Kino and Juana were–____________________,–____________________,–full of_____and______, –____________________.Their child was __________.Kino and Juana walked towards the sea. Kino took out the pearl

Описывают чувства главных героев рассказаДеятельность учителяИнформационное пространствоДеятельность учащихся39.ЗадаетвопроснаантиципациюWhat did he do?Отвечают письменно, затем устно40.Предлагает сравнить свой вариант с вариантом писателяKino threw it into the waterСравнивают свой вариант с вариантом писателя41.Задает интерпретационный вопросWhy did Kino and Juana throw the pearl into the sea?Отвечают письменно, затем устно42.Задает оценочные вопросыThe end.Does the story have a happy end?Do you like the end of the story? Why? Why not?Отвечают письменно, затем устно43.Предлагается описать характеры главных действующих лиц рассказаDescribe these characters:Kino; Juana; The DoctorОписывают характеры основных действующих лиц рассказа44. Предлагает учащимся составить задания для своих товарищейWhat can you remember? Take turns to describe actionsin the story. Who did them?Example:This personpicked up the shell. Inside, there was a beautiful pearl.

(Kino)Описывают события рассказа без упоминания имен людей; остальные догадываются о том, кто совершил45. Учитель предлагает пересказать текст, используя фразыRetell the story. Use these phrases:–To sting the baby;–to treat the baby;–have no money to pay the doctor;–to find the shell;–to get a higher price;–to steal the pearl;–to get the pearl;–to be hit by the first rifle shot;–tothrow the pearl into the waterПересказывают текст46. Определение воспитательного потенциала рассказа.Учитель предлагает учащимся работу в группах: А) Озаглавить текст; В) Определить мораль рассказаWork in groups and answer the questions:A) What title would you give to the story?Выполняют предложенные задания в группахB) Which statements (ad) do you think is the best moral to the story?–

Money only brings unhappiness.–

Poor people can never win.–

Society is very unfair.–

We should not exploit the sea.Give your reasonsIII блок. Аналитический1.Рефлексия.Задает оценочный вопросGive your opinion about the book:It is worth reading.

I recommend this book to everybody.

This book is brilliant.

This book makes you cry.

This book makes you think.

The plot of the book is exciting.

This book is thrilling.

This book is not worth reading.

It’s a waste of time.

This book bored me to death.

Отвечают на вопросДеятельность учителяИнформационное пространствоДеятельность учащихся2.Рефлексия.Задает оценочный вопросWhat have you learnto do today?It seems to me that I was good at:VV•reading and translating in English;

•answeringthe questions;

•acting out the dialogue;

•using modal verbs in speech;

•predicting (anticipating) the story.

Total:________My mark is:________

Отвечают на вопрос3. Информация о домашнем заданииYou have received a letter from your Englishspeaking penfriend who writes:I’m so bored. There‘s nothing to do around here. My friend recommends me to read books. I’m keen on books. I prefer reading detective stories and science fiction. My friend likes adventure stories and fantasy.What is your favourite genre? What book would you recommend me to read? What are you reading now?All the best,John

Записывают домашнее задание4.Оценка учащихся.Учитель оценивает работу учащихся, подводит итоги

Оценивают свою работу на уроке

При организации урока интерактивного чтения необходимо предлагать интересные, аутентичные, соответствующие возрасту учащихся тексты. Учащиеся должны иметь возможность высказывать свое мнение в устной или письменной форме. Задания должны быть интересными и понятными, представлять собой реальные возможности для обсуждения. Если учащиеся вовлечены в дискуссию, то понимание ими текста будет достигнуто не только за счет вопросов, которые задает учитель, но и за счет коммуникации с другими учениками. Учителю, выступающему в роли организатора, необходимо иметь заранее заготовленные, продуманные вопросы, которые бы способствовали активизации мыслительных процессов учащихся. Необходимо стремиться вовлечь всех учащихся в обсуждение, поддерживая их, организуя фронтальную, парную или групповую работу. Урок может быть проведен с использованием мультимедийной презентации. В случае отсутствия технической возможности представить ученикам на уроке презентацию в электронном виде, можно предложить её печатный вариант в форме раздаточного материала. Чтобы учащиеся не прочитали правильный ответ на вопрос раньше, чем создадут собственную версию развития событий в произведении, более эффективным было бы оформить раздаточный материал в виде книжки, где вопросы и ответы будут размещены наразных страницах.Опыт показывает, что учащиеся с огромным интересом читают тексты, если на уроке они предложены для чтения с использованием технологий критического мышления и интерактивного чтения. Интерактивное чтение способствует развитию языковых умений учащихся.



Ссылки на источники1.NewOpportunities.RussianEdition.PreIntermediate:Student’sBook/MichaelHarris, DavidMower, AnnaSikorzynska, IrinaLarionova, OksanaMelchina, IrinaSolokova; PearsonLongman; JohnSteinbeck. –“ThePearl”, С. 62–63.2.КауфманК. И., КауфманМ. Ю., Английскийязык: Счастливыйанглийский.ру/ HappyEnglish.ru: учебникдля8 кл. общеобраз.учрежд.–Обнинск: Титул,2008. –256с.

Tiunova Natalia, teacher of English, Kirov Lyceum of Economics and Law, Kirovtiunova_marina@mail.ruJohn Steinbeck, “The Pearl”. Critical Thinking Technology, Interactive Reading Technology.Abstract. Thelesson offersthe option of usingtechnologiesof interactivereading andcritical thinking. The article deals withthe text "The Pearl" by John Steinbeck. This lessonmakes it possible to think creatively aboutthe information givenin the text, it helps tointroduce students thework of the greatAmerican writer.Keywords: critical thinking technology, interactive reading technology, the reading lesson.

Рецензент: Горев Павел Михайлович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры математического анализа и методики обучения математике ВятГГУ, главный редактор журнала «Концепт»