Использование программного комплекса «Адаптивная система тестирования» в учебном процессе вуза

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Егоров П. Н., Хазова В. И., Хазова В. И. Использование программного комплекса «Адаптивная система тестирования» в учебном процессе вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2012. – №8 (Август). – С. 1–5. – URL: http://e-koncept.ru/2012/12097.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам создания тестовых заданий и проведения тестирования учащихся средствами программного комплекса «Адаптивная система тестирования». Авторы предлагают также методику создания карточек программированного контроля знаний, основанную на особенностях работы конструктора тестов «Адаптивной системы тестирования».
Раздел: Отдельные вопросы сферы образования
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Егоров Петр Николаевич,кандидат технических наук, доцент кафедр теории корабля и гидромеханики, теоретической и прикладной механики ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный техническийуниверситет им. Р. Е. Алексеева», г.Нижний Новгородegorov50@inbox.ru

Хазова Вероника Ивановна,старший преподаватель кафедры теоретической и прикладной механики ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный технический университет им. Р. Е. Алексеева», г.Нижний Новгород diplomla@mail.ru

Хазова Виктория Ивановна,старший преподаватель кафедры теоретической и прикладной механики ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный технический университет им. Р. Е. Алексеева», г.Нижний Новгород diplomla@mail.ru

Использование программного комплекса «Адаптивная систематестирования» в учебном процессе вуза

Аннотация. Статья посвящена вопросам создания тестовых заданий и проведения тестирования учащихся средствами программного комплекса «Адаптивная система тестирования». Авторы предлагают также методику создания карточек программированного контроля знаний, основанную на особенностях работы конструктора тестов«Адаптивной системы тестирования».Ключевые слова:теория корабля, прикладная механика, компьютерное тестирование.

В настоящее время, когда в учебном процессе возрастает роль самостоятельной работы студентов и использование компьютеров, необходимость внедрения различных систем быстрой и оперативной проверки знаний студентов весьма актуальна. Пакет программ «Адаптивная система тестирования» позволяет проводить программированный контроль знаний студентов в различных режимах, варьирующихся от «жесткого» (простановка оценки при ограниченном во времени опросе) до «мягкого» –без оценки и неограниченномвремениопроса. Также возможен и режим самотестирования.Пакет «Адаптивная система тестирования», подробности техдокументации которого изложены в работе [1], приобретен Нижегородским государственным техническим университетом (НГТУ)для использования в учебном процессе в 2005 г. Структура пакета «Адаптивная система тестирования» показана нарисунке (рис.1). Он состоит из следующих подпрограмм:–конструктор тестов(предназначен для составления отдельных тестовых заданий и объединения их в группы (тесты) по желанию составителя). На выходе конструктор образует файл <имя_теста>.ast, который не является окончательным и может всячески редактироваться;–конвертор тестов(предназначен для конвертирования файлов <имя_теста>.astв соответствующие им файлы <имя_теста>.asq, которые уже окончательно скомпилированы и не могут быть изменены);–конвертор SWAP(предназначен для обмена различными тестовыми заданиями изуже имеющихся astфайлов при создании новых тестов). Конвертор SWAP

Рис. 1. Блоксхема и файловая структура пакета «Адаптивная система тестирования»

не является обязательным объектом системы, поэтому на рисунке его элементы показаны пунктиром;–администратор(предназначен для организации и контроля доступа студентов к тестирующей программе). Подгружая файлы <имя_теста>.asq, позволяет создавать базу данных о списках студенческих групп, кодовых номерах тестируемых и датах проведения тестирования, которая содержится в файле <имя_базы>.sbd. Для назначения графика доступа к тестам администратор создает также файл <имя_журнала>.adm.Здесь же формируется база данных с результатами тестирования;–система тестирования(осуществляет непосредственное тестирование студентов). Использует файлы <имя_теста>.asq, <имя_базы>.sbdи<имя_журнала>.adm.Результаты тестирования, кроме вывода на экран монитора непосредственно во время опроса, также передаются в файл <имя_базы>.sbdи могут быть воспроизведены в любое время администратором.С точки зрения установки на компьютер пакет «Адаптивная система тестирования» разделен на три самостоятельные программы: «Конструктор», «Администратор»и«Система тестирования», которые ставятся последовательно друг за другом. Удаление программ выполняется в обратной последовательности. Пакет «Адаптивная система тестирования» допускает многоуровневую защиту информации от несанкционированного доступа –все вышеперечисленные файлы могут быть запаролены. Кроме того, каждому студенту может быть присвоен свой индивидуальный код доступа.Опыт работы с пакетом «Адаптивная система тестирования»позволяет отметить следующие его преимущества:–хорошая совместимость (несмотря на то, что пакет был создан во времена PentiumI–IIи Windows95, он вполне работоспособен на современных процессорах с операционной системой WindowsXP). Единственная особенность –при установке в WindowsXPнадо давать положительные ответы на предупреждения установщика программ о необходимости сохранения более «свежих XPверсий» некоторых из используемых dllбиблиотек;–возможность подключения большинства совместимыхсWindowsпрограмм (MicrosoftOffice, ACAD, Corelи др.). Отдельные фрагменты вопросов, созданные в таких внешних программах (например, кусочки текстаWord, формулыMicrosoftequation, сканированные jpgизображения и т.п.) компилируются в таком важном элементе пакета как OLEбиблиотека. Здесь, в хранилище оверлейных (подгружаемых) объектов, эти отдельные фрагменты вопросов могут легко и независимо изменяться, заменяться и удаляться. Такой подход существенно облегчает редакционную работу по составлению тестовых заданий.Наиболее важной и интересной частью пакета является «Конструктор тестов». Кроме варьирования различных типов тестовых заданийон предоставляет разработчику тестов следующие возможности:–независимость (от других компонентов пакета) опроса студентов в режиме самотестирования (отсутствует лишь привязка к таким данным как фамилии и академические группы студентов, дата проведения тестирования и т.п.);–переход от привычной 5ти балльной к более информативной и современной рейтинговой шкале оценки знаний (пакет позволяет варьировать время ответа на тот или иной вопрос, указывать различную степень его сложности и использовать разнообразные схемы формирования рейтинга);–использование цвета (уход от привычной чернобелой графики в сторону цветной улучшает восприятие, делает вид программного продукта более современным и расширяет инструментарий составления тестовых заданий);–использование сканированных изображений и фотографий. Например, на экране можно разместить одновременно до 6ти небольших цветных изображений форматов jpgили bmpи составить вопрос типа: «Отметьте правильные изображения такихто объектов». На рисунке (рис. 2)показан «экран» вопроса, составленного из четырехцветных цифровых фотографий. Ответ считается верным лишь при указании обоих правильных объектов;–преимущества удобного графического редактора (позволяет легко перемещать по полю экрана различные элементы тестового задания и предлагает многочисленные схемы их размещения).

Рис. 2. Экран вопроса, составленного из цветных цифровых изображений (фотографий)Последнее обстоятельство оказывается весьма удобнымпри составлении обычных (бумажных) карточек программированного контроля знаний студентов. Получив в конструкторе тестов окончательный «экран» того или иного тестового задания, можно нажатием клавиши «PrintScreen» сканировать его, а затем отредактировать любым графическим редактором Windows(как правило, достаточно обрезать лишнее, уменьшить и сжать по вертикали) и сохранить в буферном файле как рисунок. Затем, объединив на одной странице Wordфайла несколько таких рисунков (экранов вопросов), получаем готовую карточку, которую надо лишь немного отредактировать: проставить номера вопросов и ответов, а затем распечатать. На рисунке (рис. 3)показана Wordзаготовка (шаблон) 2х страничнойобычной (бумажной) карточки программированного контроля по теме «Редукторы» («Прикладная механика», «Детали машин»), составленной из 5 «экранов» вопросов.

Рис. 3. Компьютерная Wordзаготовка (шаблон) 2х страничной карточки программированногоконтроля знаний студентов

После распечатки такой карточки,двалиста ее печати склеиваются оборотными сторонами. Получается одна общая карточка с лицевой и оборотной сторонами. Далее на карточке (можно просто вручную) лишь проставляют: в заголовках –номера вопросов, а на местах квадратиков –номера ответов.На следующем рисунке (рис. 4)показано сканирование той же, но уже готовой к проведению обычного (некомпьютерного) опроса бумажной карточки. Видно, что при составлении тестовых заданий, предусматривающих возможность обычного (бумажного) использования, необходимо содержание вопросов и ответов по возможности сжимать и концентрировать в верхней левой части экрана. Это в дальнейшем позволяет:–размещать на одной бумажной странице карточки больше вопросов;–увеличивать экраны отдельных тестовых заданий на карточке, что делает ее более «читабельной». Рис. 4. Та же двух страничная карточка программированного контроля знаний студентов в бумажном варианте

На следующем рисунке (рис. 5)показаны состав и шкала оценок тестов, используемых на кафедре «Теория корабля и гидромеханика». Видно, что в тест входит пятьтестовых заданий. Поэтому число правильных ответов совпадает с оценкой за тест по обычной 5ти балльной шкале оценок.

Рис. 5. Состав и шкала оценок тестов, используемых на кафедре «Теория корабля и гидромеханика»

На следующем рисунке (рис. 6)показаныдругиесостав и шкала оценок тестов, используемых на кафедре «Теоретическая и прикладная механика». Видно, что в тест входит до 20 тестовых заданий. На обеих кафедрах устанавливается следующий режим тестирования:–алгоритм тестирования –случайным выбором тестовых заданий;–способы оценивания –отметка по 5ти балльной шкале;–ограничение по времени –20 минут;–режим проверки –жесткий;–текущие результаты тестирования на экране –не отображаются. Рис. 6. Состав и шкала оценок тестов,используемых на кафедре «Теоретическая и прикладная механика»

В качестве недостатков в работепакета «Адаптивная система тестирования»следует отметить:–«Конструктор» не обеспечивает автоматического приспособления создаваемого графического изображения тестовых заданий к разрешению экрана используемых компьютерных мониторов: может произойти обрезание части графических изображений или «наползание» их друг на друга. Поэтому приходится при смене компьютерного класса предварительно просматривать все тестовые задания и редактировать их, приспосабливая к графике конкретных мониторов. Обычно это возникает при переносе тестовых заданий, созданных на более современных мониторах с высоким разрешением в компьютерные классы с устаревшими компьютерами;–эпизодическое и непредсказуемое искажение некоторых объектов при конвертировании из файлов типа <имя_теста>.astв файлы <имя_теста>.asqс помощью конвертора тестов. Чаще всего это происходит с объектами, созданными с помощью графического редактора формул (MicrosoftEquation3.0). Однако при накоплении некоторого опыта работы этот недостаток частично преодолевается;–невозможность удаления ранее введенных данных по учебным группам и фамилиям студентов. Интерфейс программы «Администратор» это, вроде бы, предусматривает, но на практике попытка реализации такой возможности приводит к сбою в работе системы;–невозможность вывода (кроме, как на экран монитора) ведомостей с результатами тестирования (приводит к сбою в работе системы).В настоящее времяна кафедре «Теория корабля и гидромеханика»созданы «Адаптивные системы тестирования» по следующим дисциплинам:–теория корабля–около 90 тестовых заданий;–гидравлика (созданы на основе обычных карточек тестирования, разработанных коллективом кафедры) –более 250 тестовых заданий. К примеру, объем <имя_теста>.astфайлаэтого теста составляет около 300 МБ, а объем <имя_теста>.asqфайла–около 600 МБ (в этом тесте используется более 820 оверлейных объектов). Объемы <имя_базы>.sbdи<имя_журнала>.admфайлов невелики –не более 10 МБ.Общая структура базы тестов показана нарисунке (рис.7). Система «Адаптивная система тестирования»используется полностью: и «Конструктор», и«Администратор»,и«Система тестирования».На кафедре «Теоретическая и прикладная механика» разработаны тесты по дисциплинам:–теория механизмов и машин (допуски к лабораторным работам);–детали машин (теоретический опрос по зубчатым передачам);–детали машин (допуски к лабораторным работам);–защита курсового проекта по дисциплине «Прикладная механика».ISSN 2304120X

Рис. 7. Структура базы АСТтестов, разработанных на кафедре «ТКиГ»

Тестирование ведется только с помощью «Конструктора»в пробном режиме.Ведется планомерная работа по созданию «Адаптивной системы тестирования»по другим дисциплинам обоих кафедр.

Ссылки на источники1.Тягунова Т. идр. Адаптивная среда тестирования. Версия 1.11.72. ПатентФИПС№ 990474, email:ttn@newmail.ru, cct@staff.mesi.ru. –Copyright, 1999.

EgorovPetr,Candidate of Technical Sciences, associate professor at the chair of ship’s theory and hydromechanics of the Nizhny Novgorod State Technical University, Nizhny Novgorodegorov50@inbox.ruHazova Veronica,chiefteacher at the chair of the theoretical and applying mechanics of the Nizhny Novgorod State Technical University, Nizhny Novgoroddiplomla@mail.ruHazova Victoria,chief teacher at the chair of the theoretical and applying mechanics of the Nizhny NovgorodState Technical University, Nizhny Novgoroddiplomla@mail.ruThe Using of programm complex “Adaptive System of Testing” for teaching in UniversityAbstract.Paper is devoted to the improvement of the teaching process in technical university by using of the program complex “Adaptive System of Testing” software. The authors offer the different methods of compiling variable tests in computer and noncomputer using. Positive and negative features of the ASTsystem are discussed.Keywords:ship’s theory, machine parts, computer testing.