Некоторые психологические особенности готовности к материнству студенток различных профессиональных направлений
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Григорьян
И.
Г. Некоторые психологические особенности готовности к материнству студенток различных профессиональных направлений // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2012. – №2 (Февраль). – С.
31–35. – URL:
http://e-koncept.ru/2012/1213.htm.
Аннотация. Статья посвящена исследованию жизненных ориентиров девушек, обучающихся в вузе. Рассматриваются теоретические вопросы, диагностика сформированности готовности к материнству. Излагаются результаты исследования по сформированности психологической готовности к материнству у студенток различных специальностей обучения.
Текст статьи
Григорьян Иветта Гарегиновна,концертмейстер, аспирантФГБОУ ВПО «Поволжская государственная социальногуманитарная академия», г.Самара radmila_2009@mail.ru
Некоторые психологические особенности готовности к материнству студенток различных профессиональных направлений
Аннотация. Статья посвящена исследованию жизненных ориентиров девушек, обучающихся в вузе. Рассматриваются теоретические вопросы, диагностика сформированности готовности к материнству. Излагаются результаты исследования по сформированности психологической готовности к материнству у студенток различных специальностей обучения.Ключевые слова:студенчество, смысл, беременность, психологическая готовность, материнство, семья.
Жизнь любого человека объективно имеет смысл, который им либо осознается, либо нет[1]. Смысловые структуры личности образуют целостную систему и обеспечивают регуляцию жизнедеятельности субъекта в соответствии с жизненной необходимостью. Смысловые структуры личности представленышестью разновидностями –личностным смыслом, смысловой установкой, мотивом, смысловой диспозицией, смысловым конструктом и личностными ценностями. В качестве одной из основных линий развития смысловой сферы в онтогенезе человека рассматривается прогрессирующее опосредование социальными ценностями: сначала ценностями ближайшего семейного окружения, затем малых референтных групп, затем больших профессиональных групп и т. д.Кроме того, развитие смысловой сферы –означает развитие своих смысловых ориентаций ирефлексивного отношения к ним, т.е.способности осуществить по отношению к жизни ценностносмысловое самоопределение.Студенческий возраст представляет собой особый период в жизни человека, прежде всего в силу того, что по общему смыслу и по основным закономерностям возраст от восемнадцати до двадцати пяти составляет, скорее, начальное звено в цепи зрелых возрастов, чем заключительное в цепи периодов детского развития. Заслуга самой постановки проблемы студенчества как особой социальнопсихологической и возрастной категории принадлежит психологической школе Б.Г.Ананьева[2]. Студенчество включает людей целенаправленно, систематически овладевающих знаниями и профессиональными умениями, занятых, как предполагается, усердным учебным трудом. Как социальная группа оно характеризуется профессиональной направленностью, сформированностью устойчивого отношения к будущей профессии.В социальнопсихологическом аспекте,по сравнению с другими группами населения студенчество отличается наиболее высоким и образовательным уровнями,активным потреблением культуры и высоким уровнем познавательной мотивации. В то же время студенчество –социальная общность, характеризуемая наивысшей социальной активностью и достаточно гармоничным сочетанием интеллектуальной и социальной зрелости[3].Студент является активным, самостоятельно организующим свою деятельность субъектом педагогического взаимодействия. Ему присуща специфическая направленность познавательной и коммуникативной активности на решение конкретных профессиональноориентированных задач.Этот этап в жизни человека связан с формированием относительной экономической самостоятельности, отходом от родительского дома, а иногда образованием собственной семьи. Студенчество –центральный период становления человека, личности в целом, проявления самых разнообразных интересов. Студенты объединены общими для всехвидами деятельности –обучением, повседневным общением в студенческих группах. Все это приводит к выработке специфических черт образа и стиля жизни, духовных интересов и потребностей, осознания своей причастности и принадлежности к студенчеству.Студенческий этап в жизни молодого человека –эта та часть жизни, в которой личность, динамично развивающаяся и накапливающая социальный и свой личный опыт, стремится постичь суть своего бытия, цели жизни и результаты уже совершенного ранее. Проблема динамики личностных ценностей в ситуации быстроменяющихся социальноэкономических условий является принципиально важной для решения вопросов, связанных с личностным развитием молодых людей, с переосмыслением личностных ценностей и их смыслового содержания. Изучение личностных ценностей и смысложизненных ориентаций студентов высшей школы становится актуальным и значимым в современных условиях [4].Целью нашего исследования сталопроведение сравнительного анализа психологической готовности кматеринству у студенток различных специальностей обучения.
В соответствии с этим сформулирована гипотезао существовании различий готовности к материнству у студенток различных профессиональных направлений.Выборку составили студентки городов Самара и РостовнаДону. В данном исследовании приняли участие девушки различных специальностей: музыка, химия, биология, журналистика, география, кулинарное искусство; а такжестуденткиуниверситета путей сообщения и университета гражданской авиации (г.РостовнаДону).С помощью подобранного психодиагностического комплекса методик нами были выявлены особенности сформированности компонентов психологической готовности студенток к материнству. Составлена анкета для студенток. При помощи теста В.М.Миниярова по определению социальнопсихологического типа личности были изучены личностные особенности студенток [5]. Для определения факторов, ассоциирующихся с рождением ребенка использован опросник В.В.Бойко [6]; примененамодифицированная диагностика уровня взаимоотношений с будущим ребенком Е.В.Бондаревской. Также мы использовали вопросник С.Бэм по изучению маскулинностифемининности [7].Необходимость применения анкеты была обусловлена тем фактом, что кроме психологических характеристик личности, детерминацию типов материнства составляют социальнодемографические факторы неповторимой жизненной ситуации женщины. Наиболее эффективную возможность получения подобной информации дает анкетирование.Все вопросы анкеты мы разделили на группы: 1) биографические данные; 2)сведения о составе и типе семьи; 3) ближайшие и отдаленные жизненные планы; 4)декларируемое отношение к будущему ребенку и материнству; 5) декларируемое отношение к проблемам материнства (раннее материнство, кризис рождаемости и др.); 6)декларируемые взаимоотношения с членами родительской семьи; 7)источники информации о материнстве, детстве, интимных отношениях между полами.В проводимом опросе приняли участие 200 студенток.
Возраст студенток от 19 до 21 года.Девятнадцатилетние составляют 7,5%, двадцатилетние –69,5%, и девушки 21 года составляют –23,0%.12,5% девушек живут в законном браке, 25% живут в незарегистрированном браке, остальные 62,5% живут вместе с родителями, в студенческих общежитиях,или снимают жилье на время учебы в вузе.Данные о составе родительской семьи испытуемых распределились следующим образом: в полной семье проживают 73,0%девушек, в неполной –27,0%.Анализ анкетных данных по группе параметров «ближайшие и отдаленные жизненные планы» показал, что среди актуальных жизненных проектов большинство девушек назвали замужество, при этом заводить детей 18% девушек считают на данный момент времени невозможным. 15,5% девушек считают карьеру не главной в жизни женщины. 18,0% не испытывают к теме материнства никакого интереса. Остальной процент опрошенных считают, что: к роли матери пока не готовы; не имеют материальной базы. Самый низкийпроцент –всего 8%–считают материнство большой общечеловеческой ценностью.Данные о желаемом количестве детей распределились следующим образом: хотят иметь одного ребенка –38,0%; двух –46,0%; трех –15,0%; более трех –2,5%. 3,5% девушек ответили, что вообще не желают иметь детей.Важным моментом в наших исследованиях мы считаем диагностику материнскодочернихотношений. Свои отношения с матерью охарактеризовали как любовь, дружбу, взаимопонимание и уважение 31,5%; хорошие, но не доверительные –24,0%; хорошие, доверительные, но с некоторыми разногласиями –32,0%; плохие, с частыми ссорами –12,5%.Сиблингов имеют –49,5% опрошенных. Оценивают свои отношения с братьями и сестрами как очень хорошие и доверительные 24,0%; удовлетворительные, но с частыми ссорами –16,5%; отстраненные, сложные –9,0%.Ответы на вопрос об источниках информации о существовании интимных отношений между мужчиной и женщиной и зачатии ребенка мы разделили на следующие группы: от родителей (в основном от матери) –43%; от друзей –57,0%. Из средств массовой информации о существовании интимных отношений не узнал никто.Свое отношение к ранней беременности в подростковом возрасте определили только как отрицательное. Все опрошенные считают, что детей нужно заводить только при условии хорошей материальной базы, и только после окончания вуза.Разговоры о будущем материнстве в группе сверстниковзаходят у 77,0%. Остальные 23,0% вообще не заводят никаких разговоров о детях.Одним из факторов, детерминирующих формирование материнства, является биологический. К данному фактору мы отнесли здоровье женщины и наличие вредных привычек. Этим и было обосновано введение в анкету вопроса о субъективной оценке своего здоровья и наличии вредных привычек. Свое здоровье оценили как отличное 26,0%; как хорошее –65,0%; удовлетворительное –9,0%.Наличие вредных привычек отмечают у себя 53,0%; у 47,0% вредные привычки, по их мнению, отсутствуют.Подготовку к будущему материнству в семье считают хорошей 43,0%; удовлетворительной –57,0%. Отличной подготовку в семье никто не считает.На вопрос о том, какую бы Вы хотели создать семью, наибольший процент девушек предполагает создание традиционной патриархальной семьи–53,0 %; 30,5% хотят создать нуклеарную семью; в незарегистрированном браке хотят жить 5,0%. Хотят жить для себя, не создавая семьи –11,5%!К сожалению,лишь 23,5% опрошенных девушек рассматривают материнство как совокупность передачи религиозного, педагогического и воспитательного опыта и полагают, что для подготовки к будущему материнству необходимо знать традиции воспитания предыдущих поколенийиопыт общения с младшими детьми в семье 49,5%; считают подготовку к будущему материнству лишней –21,0%; 6,0% считают, что им вообще рано думать о материнстве.Также нас интересовали параметры,по которым, возможно, существуют различия в сформированности психологической готовности к материнству у девушек. Один изпараметров –это личностные качества студенток: фемининность и маскулинность.С детства под воздействием различного воспитания, мальчиков и девочек нацеливают на определенные стереотипы поведения. Речь идет о формировании гендерной идентичности личности, то есть отождествлении себя с определенным полом, отношение к себе как к представителю определенного пола, освоение соответствующих ему форм поведения и формирования личностных характеристик –маскулинности или фемининности [8]. Под маскулинностью понимаютнабор личностных и поведенческих черт, соответствующих стереотипу «настоящего мужчины», мужественности. Фемининность, в свою очередь, совокупность личностных характеристик, соответствующих стереотипу женственности. Балансом, или гармоничным сочетанием в личности и поведении маскулинных и фемининных черт в гендерной психологии принято считать андрогинию.Соответственно, можно предположить, что женщина, воспитанная по «мужскому» стереотипу и обладающая в большей степени маскулинными качествами, вряд ли будетставить на первое место реализацию себя как матери. Для нее будет важнее нечто другое, например, карьерный рост. И наоборот, женщина, обладающая качествами фемининности, будет ориентирована в большей степени на семью, на детей. Хотяв нашей культуре, в современной России большинство женщин обладает элементами и маскулинности и фемининности, то есть можно наблюдать андрогинию. Это позволяет ставить на одну ступень значимости и рождение ребенка и карьеру.После обработки вопросника С.Бэм по изучению личностных качеств (маскулинности и фемининности), мы получили, что основная категория для всей выборки –андрогиния [9]. Наименьшее количество андрогинных девушек оказалось на музыкальном факультете –28,0%, среднее количество оказалось нафакультете журналистики –75,0%. Студентки, обучающиеся в университете гражданской авиации андрогинны на 100%. На географическомфакультете девушкиразделились поровну –50% андрогинных, 50%–фемининных.Обратим вниманиена то, что портреты, составленныенами из выбранных качеств, различны. Портрет девушек, обучающихся на гуманитарном факультете –фемининная, любящая детей, умеющая уступать, помочь, сочувствовать. Портрет девушек, обучающихся на техническом факультете –андрогинная, сочетающая в себе женственность и независимость, нежность и твердость во взглядах.Следующим параметром, определяющим различие психологической готовности к материнству, является представление о факте рождения ребенка. Рождению ребенка всегда предшествуют мысли о том, как это будет: тяжело или легко. Разные ассоциации возникают при обдумывании решения о рождении ребенка [10].Для исследования данного вопроса использована методика «Факты, ассоциирующиеся с рождением ребенка в семье» В.В.Бойко [11].Методика состоит из тридцати трех суждений, которые несут в себе положительный, отрицательный и нейтральный смысл.Все суждения мы разделили на четыре основных компонента, по которым нами изучалась готовность к материнству: мотивационноценностный, эмоциональноволевой, операциональноповеденческий, когнитивный.Мы предположили, что выбор позитивных факторов соответствует высокому уровню сформированности готовности к материнству. Поэтому выбор негативных факторов соответствует низкому уровню сформированности готовности к материнству.Испытуемым предлагалось из перечисленных факторов выбрать те, которые у них в большей степени ассоциируются c рождением ребенка. Распределение выбора факторов, ассоциирующихся с рождением ребенка, у девушек отличалась в зависимости от факультета.Мотивационноценностный компонент включает в себя следующие ассоциации:‒рождение ребенка –это благотворная встряска, новые впечатления;‒возможность проявить свою нежность, заботу;‒ребенок –помощник в семье,встарости;
‒ребенок –наследник всего хорошего во мне;‒ребенок –надежда и будущее родителей;‒ребенок укрепляет семью, чувства между супругами;‒возможность вырастить доброго, отзывчивого человека;‒ребенок самый благодарный объект вложения наших сил;‒ребенок придает смысл жизни;‒дети –это гордость родителей;‒разладинапряжение в семье;‒материальные затруднения;‒необходимость оставить работу, коллектив;‒ребенок –приемник моих недостатков;‒ребенок –проблема жилья;‒проблемы с устройством в ясли, сад;‒завести ребенка –значит привязать себя к дому;‒дети отнимают лучшую часть нашей жизни;‒зависимость от бабушек, дедушек.Мотивационноценностный компонент наиболее выражен у девушек, обучающихся на музыкальном факультете –13,5%. Далее –химический –12,2%; на географическом –11,8%; на биологическом –11,6%; на факультете журналистики –11,0%; на факультете иностранных языков –10,8%; на кулинарном –10,6%; на железнодорожном –10,3%; и наименьший процент у студенток университета гражданской авиации –8,3%.Эмоциональноволевой компонент включает в себя следующие ассоциации:‒радостьв доме;‒ребенок –это детская ласка, привязанность к отцу, матери;‒радость материнства, отцовства;‒это самый близкий человек в горе и радости;‒риск для здоровья;‒большая физическая нагрузка;‒это волнение за их судьбу, будущее.Эмоциональноволевой компонент наиболее выражен у девушек, обучающихся на химическом факультете –12,0%; на музыкальном и географическом –11,9%; на факультете иностранных языков –11,6%; на железнодорожном –11,4%; на факультете журналистики –11,3%; на биологическом–10,6%; на кулинарном –10,0%; наименее выражен у студенток университета гражданской авиации –9,4%.Когнитивный компонент включает в себя следующие ассоциации:‒возможность вырастить образованного, интересного человека;‒ребенок –это возможность проявитьсвои воспитательские способности;‒трудности в обучении, воспитании;‒сложность дать хорошее образование, профессию.Когнитивный компонент наиболее выражен у студенток химического факультета –13,7%; у девушек факультета журналистики –12,6%; У студенток музыкального, биологического, географического факультетов –12,0%; у студенток факультета иностранных языков –10,4%; у студенток железнодорожного –10,1%; кулинарного –9,8%; наименее выражен у студенток университета гражданской авиации –7,4%.Операциональноповеденческий компонент включает в себя такие ассоциации:‒дети –это веселые игры, содержательный отдых;‒бессонные ночи;‒возня с пеленками, кашками.Операциональноповеденческий компонент наиболее выражен у студенток, обучающихся на факультете иностранных языков –14,0%; на факультете журналистики –13,2%; на музыкальном факультете –12,0%; на биологическом и географическом –11,6%; на химическом –10,9%; у студенток железнодорожного –10,1%; у студенток университета гражданской авиации –8,5%; наименее выражен у студенток кулинарного факультета –8,1%. Мотивационноценностный блок направлен на формирование мотивации проявленияустойчивого интереса к проблеме материнства, к базовым материнским качествам, стремление видеть ребенка похожим на себя, проявление устойчивого интереса, как к психологическим качествам ребенка, так и его будущему.В данном блоке при развитии эмпатии, рефлексии и уровня самоконтроля личности происходит первичная актуализация ценностей, связанных с потребностью в самореализации, самосовершенствовании и самоуважении; ценностей, связанных с самоутверждением себя через материнство как личности (престижность и общественная значимость роли матери, признание своего биологического предназначения ближайшим значимым окружением), адекватной ценности ребенка; возможности обогащения своей творческой индивидуальности через развитие базовых материнских качеств. Эмоциональноволевой блок –это коррекция эмоциональной сферы личности. Усвоенные ранее знания о природе материнства и значимости адекватного материнского отношения для развития личности ребенка, а также привлекательность материнства как такового приобретают личностную значимость и ценность, и приводят к принятию ответственности за последствия своих поступков. В результате этого девушка становится более самостоятельной в принятии решений, уверенной в себе. Данный эффект достигается через: эмоциональное переживание состояния «быть матерью»; развитие отношение к ребенку как к желанному и значимому существу и связанные с этим положительные и отрицательные эмоции; вхождение в состояние эмоционального комфорта в процессе ментального взаимодействия с будущим ребенком; принятие эмоций ребенка и возвращение их с положительным вектором.Когнитивный блок предполагает осуществление воздействия на те когниции личности, которые непосредственно и опосредованно связаны с материнской сферой. Изменение представлений на уровне имеющейся информации и существующих знаний является необходимым этапом формирования психологической готовности к материнству. Сюда относится формирование комплекса биологических, физиологических, педагогических и психологических знаний, связанных с ребенком, его развитием и предназначением в обществе. Операциональноповеденческий блок включает в себя выработку навыков по созданию условий для появления ребенка на свет, развития и воспитания ребенка; общение с ребенкомкак специфический вид деятельности, выработку стилей воспитания; комплексы действий и операций по уходу за ребенком.Для девушек с высоким уровнем готовности к материнству, рождение ребенка рассматривается как самостоятельный факт, несущий радость, смысл, волнение. Ребенка не рассматривают как препятствие, преграду, не возлагают на него функции миротворца или цепей, связывающих семью. Наоборот, видят в нем самого близкого, родного человека, который со временем станет опорой и помощником. Мы предполагаем, что выбор именно таких суждений говорит о чадолюбии, положительном отношении к ребенку. В этоммы видим проявление высокого уровня готовности к материнству.Рождение ребенка у девушек с низким уровнем готовности к материнству, ассоциируется с риском для здоровья, необходимостью оставить работу, коллектив. Карьера является неотъемлемой частью их жизни. Поэтому мы можем предположить, что ребенок ими воспринимается, как преграда к дальнейшему росту по профессиональной лестнице. Выдвинутая нами гипотеза нашла подтверждение: различия сформированности готовности к материнству у девушек существует в зависимости от выбора специальности обучения.Однако, учитывая сложность, многогранность и актуальность изучаемой проблемы, мы планируем продолжить исследования психологической готовности к материнству у студенток в процессе их обучения в вузе.
Ссылки на источники1–3. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания.–СПб.: Питер, 2001. –272с.
4.Валинурова Н. Г., Матвейчев О. А. Антипсихология: современный человек в поисках смысла: монография. –Екатеринбург:Издво Уральского унта, 2004. –267 с.5.Минияров В.М. Комплексная диагностика характера:методическое пособие.–Самара: Издво СГПУ;СНЦ РАН, 2004. –44с.6.Психология и психоанализ беременности: хрестоматия/ Сост. Д. Я.Райгородский.–Самара: Издательский Дом «БахрахМ», 2003. –784 с.7–10. Бендас Т. В. Гендерная психология: учебное пособие. –СПб.: Питер, 2005. –431 с.11. Психология и психоанализ беременности.
GrigorjanIvetta,The postgraduate student, the leaderof the Volga State Academy of sociohumanitarian, Samararadmila_2009@mail.ru
Some psychological features of readiness for motherhood of students of various professional directionsAbstract. Article is devoted research of vital reference points of the girls trained in high school. Theoretical questions, diagnostics form readiness for motherhood are considered. Results of research on form are stated to psychological readiness for motherhood at students of various specialities of training.Keywords:students, sense, pregnancy, psychological readiness, motherhood, a family.
Рецензент: Акопов Гарник Владимирович, доктор психологических наук, декан факультета психологииФГБОУ ВПО «Поволжская государственная социальногуманитарная академия».
Некоторые психологические особенности готовности к материнству студенток различных профессиональных направлений
Аннотация. Статья посвящена исследованию жизненных ориентиров девушек, обучающихся в вузе. Рассматриваются теоретические вопросы, диагностика сформированности готовности к материнству. Излагаются результаты исследования по сформированности психологической готовности к материнству у студенток различных специальностей обучения.Ключевые слова:студенчество, смысл, беременность, психологическая готовность, материнство, семья.
Жизнь любого человека объективно имеет смысл, который им либо осознается, либо нет[1]. Смысловые структуры личности образуют целостную систему и обеспечивают регуляцию жизнедеятельности субъекта в соответствии с жизненной необходимостью. Смысловые структуры личности представленышестью разновидностями –личностным смыслом, смысловой установкой, мотивом, смысловой диспозицией, смысловым конструктом и личностными ценностями. В качестве одной из основных линий развития смысловой сферы в онтогенезе человека рассматривается прогрессирующее опосредование социальными ценностями: сначала ценностями ближайшего семейного окружения, затем малых референтных групп, затем больших профессиональных групп и т. д.Кроме того, развитие смысловой сферы –означает развитие своих смысловых ориентаций ирефлексивного отношения к ним, т.е.способности осуществить по отношению к жизни ценностносмысловое самоопределение.Студенческий возраст представляет собой особый период в жизни человека, прежде всего в силу того, что по общему смыслу и по основным закономерностям возраст от восемнадцати до двадцати пяти составляет, скорее, начальное звено в цепи зрелых возрастов, чем заключительное в цепи периодов детского развития. Заслуга самой постановки проблемы студенчества как особой социальнопсихологической и возрастной категории принадлежит психологической школе Б.Г.Ананьева[2]. Студенчество включает людей целенаправленно, систематически овладевающих знаниями и профессиональными умениями, занятых, как предполагается, усердным учебным трудом. Как социальная группа оно характеризуется профессиональной направленностью, сформированностью устойчивого отношения к будущей профессии.В социальнопсихологическом аспекте,по сравнению с другими группами населения студенчество отличается наиболее высоким и образовательным уровнями,активным потреблением культуры и высоким уровнем познавательной мотивации. В то же время студенчество –социальная общность, характеризуемая наивысшей социальной активностью и достаточно гармоничным сочетанием интеллектуальной и социальной зрелости[3].Студент является активным, самостоятельно организующим свою деятельность субъектом педагогического взаимодействия. Ему присуща специфическая направленность познавательной и коммуникативной активности на решение конкретных профессиональноориентированных задач.Этот этап в жизни человека связан с формированием относительной экономической самостоятельности, отходом от родительского дома, а иногда образованием собственной семьи. Студенчество –центральный период становления человека, личности в целом, проявления самых разнообразных интересов. Студенты объединены общими для всехвидами деятельности –обучением, повседневным общением в студенческих группах. Все это приводит к выработке специфических черт образа и стиля жизни, духовных интересов и потребностей, осознания своей причастности и принадлежности к студенчеству.Студенческий этап в жизни молодого человека –эта та часть жизни, в которой личность, динамично развивающаяся и накапливающая социальный и свой личный опыт, стремится постичь суть своего бытия, цели жизни и результаты уже совершенного ранее. Проблема динамики личностных ценностей в ситуации быстроменяющихся социальноэкономических условий является принципиально важной для решения вопросов, связанных с личностным развитием молодых людей, с переосмыслением личностных ценностей и их смыслового содержания. Изучение личностных ценностей и смысложизненных ориентаций студентов высшей школы становится актуальным и значимым в современных условиях [4].Целью нашего исследования сталопроведение сравнительного анализа психологической готовности кматеринству у студенток различных специальностей обучения.
В соответствии с этим сформулирована гипотезао существовании различий готовности к материнству у студенток различных профессиональных направлений.Выборку составили студентки городов Самара и РостовнаДону. В данном исследовании приняли участие девушки различных специальностей: музыка, химия, биология, журналистика, география, кулинарное искусство; а такжестуденткиуниверситета путей сообщения и университета гражданской авиации (г.РостовнаДону).С помощью подобранного психодиагностического комплекса методик нами были выявлены особенности сформированности компонентов психологической готовности студенток к материнству. Составлена анкета для студенток. При помощи теста В.М.Миниярова по определению социальнопсихологического типа личности были изучены личностные особенности студенток [5]. Для определения факторов, ассоциирующихся с рождением ребенка использован опросник В.В.Бойко [6]; примененамодифицированная диагностика уровня взаимоотношений с будущим ребенком Е.В.Бондаревской. Также мы использовали вопросник С.Бэм по изучению маскулинностифемининности [7].Необходимость применения анкеты была обусловлена тем фактом, что кроме психологических характеристик личности, детерминацию типов материнства составляют социальнодемографические факторы неповторимой жизненной ситуации женщины. Наиболее эффективную возможность получения подобной информации дает анкетирование.Все вопросы анкеты мы разделили на группы: 1) биографические данные; 2)сведения о составе и типе семьи; 3) ближайшие и отдаленные жизненные планы; 4)декларируемое отношение к будущему ребенку и материнству; 5) декларируемое отношение к проблемам материнства (раннее материнство, кризис рождаемости и др.); 6)декларируемые взаимоотношения с членами родительской семьи; 7)источники информации о материнстве, детстве, интимных отношениях между полами.В проводимом опросе приняли участие 200 студенток.
Возраст студенток от 19 до 21 года.Девятнадцатилетние составляют 7,5%, двадцатилетние –69,5%, и девушки 21 года составляют –23,0%.12,5% девушек живут в законном браке, 25% живут в незарегистрированном браке, остальные 62,5% живут вместе с родителями, в студенческих общежитиях,или снимают жилье на время учебы в вузе.Данные о составе родительской семьи испытуемых распределились следующим образом: в полной семье проживают 73,0%девушек, в неполной –27,0%.Анализ анкетных данных по группе параметров «ближайшие и отдаленные жизненные планы» показал, что среди актуальных жизненных проектов большинство девушек назвали замужество, при этом заводить детей 18% девушек считают на данный момент времени невозможным. 15,5% девушек считают карьеру не главной в жизни женщины. 18,0% не испытывают к теме материнства никакого интереса. Остальной процент опрошенных считают, что: к роли матери пока не готовы; не имеют материальной базы. Самый низкийпроцент –всего 8%–считают материнство большой общечеловеческой ценностью.Данные о желаемом количестве детей распределились следующим образом: хотят иметь одного ребенка –38,0%; двух –46,0%; трех –15,0%; более трех –2,5%. 3,5% девушек ответили, что вообще не желают иметь детей.Важным моментом в наших исследованиях мы считаем диагностику материнскодочернихотношений. Свои отношения с матерью охарактеризовали как любовь, дружбу, взаимопонимание и уважение 31,5%; хорошие, но не доверительные –24,0%; хорошие, доверительные, но с некоторыми разногласиями –32,0%; плохие, с частыми ссорами –12,5%.Сиблингов имеют –49,5% опрошенных. Оценивают свои отношения с братьями и сестрами как очень хорошие и доверительные 24,0%; удовлетворительные, но с частыми ссорами –16,5%; отстраненные, сложные –9,0%.Ответы на вопрос об источниках информации о существовании интимных отношений между мужчиной и женщиной и зачатии ребенка мы разделили на следующие группы: от родителей (в основном от матери) –43%; от друзей –57,0%. Из средств массовой информации о существовании интимных отношений не узнал никто.Свое отношение к ранней беременности в подростковом возрасте определили только как отрицательное. Все опрошенные считают, что детей нужно заводить только при условии хорошей материальной базы, и только после окончания вуза.Разговоры о будущем материнстве в группе сверстниковзаходят у 77,0%. Остальные 23,0% вообще не заводят никаких разговоров о детях.Одним из факторов, детерминирующих формирование материнства, является биологический. К данному фактору мы отнесли здоровье женщины и наличие вредных привычек. Этим и было обосновано введение в анкету вопроса о субъективной оценке своего здоровья и наличии вредных привычек. Свое здоровье оценили как отличное 26,0%; как хорошее –65,0%; удовлетворительное –9,0%.Наличие вредных привычек отмечают у себя 53,0%; у 47,0% вредные привычки, по их мнению, отсутствуют.Подготовку к будущему материнству в семье считают хорошей 43,0%; удовлетворительной –57,0%. Отличной подготовку в семье никто не считает.На вопрос о том, какую бы Вы хотели создать семью, наибольший процент девушек предполагает создание традиционной патриархальной семьи–53,0 %; 30,5% хотят создать нуклеарную семью; в незарегистрированном браке хотят жить 5,0%. Хотят жить для себя, не создавая семьи –11,5%!К сожалению,лишь 23,5% опрошенных девушек рассматривают материнство как совокупность передачи религиозного, педагогического и воспитательного опыта и полагают, что для подготовки к будущему материнству необходимо знать традиции воспитания предыдущих поколенийиопыт общения с младшими детьми в семье 49,5%; считают подготовку к будущему материнству лишней –21,0%; 6,0% считают, что им вообще рано думать о материнстве.Также нас интересовали параметры,по которым, возможно, существуют различия в сформированности психологической готовности к материнству у девушек. Один изпараметров –это личностные качества студенток: фемининность и маскулинность.С детства под воздействием различного воспитания, мальчиков и девочек нацеливают на определенные стереотипы поведения. Речь идет о формировании гендерной идентичности личности, то есть отождествлении себя с определенным полом, отношение к себе как к представителю определенного пола, освоение соответствующих ему форм поведения и формирования личностных характеристик –маскулинности или фемининности [8]. Под маскулинностью понимаютнабор личностных и поведенческих черт, соответствующих стереотипу «настоящего мужчины», мужественности. Фемининность, в свою очередь, совокупность личностных характеристик, соответствующих стереотипу женственности. Балансом, или гармоничным сочетанием в личности и поведении маскулинных и фемининных черт в гендерной психологии принято считать андрогинию.Соответственно, можно предположить, что женщина, воспитанная по «мужскому» стереотипу и обладающая в большей степени маскулинными качествами, вряд ли будетставить на первое место реализацию себя как матери. Для нее будет важнее нечто другое, например, карьерный рост. И наоборот, женщина, обладающая качествами фемининности, будет ориентирована в большей степени на семью, на детей. Хотяв нашей культуре, в современной России большинство женщин обладает элементами и маскулинности и фемининности, то есть можно наблюдать андрогинию. Это позволяет ставить на одну ступень значимости и рождение ребенка и карьеру.После обработки вопросника С.Бэм по изучению личностных качеств (маскулинности и фемининности), мы получили, что основная категория для всей выборки –андрогиния [9]. Наименьшее количество андрогинных девушек оказалось на музыкальном факультете –28,0%, среднее количество оказалось нафакультете журналистики –75,0%. Студентки, обучающиеся в университете гражданской авиации андрогинны на 100%. На географическомфакультете девушкиразделились поровну –50% андрогинных, 50%–фемининных.Обратим вниманиена то, что портреты, составленныенами из выбранных качеств, различны. Портрет девушек, обучающихся на гуманитарном факультете –фемининная, любящая детей, умеющая уступать, помочь, сочувствовать. Портрет девушек, обучающихся на техническом факультете –андрогинная, сочетающая в себе женственность и независимость, нежность и твердость во взглядах.Следующим параметром, определяющим различие психологической готовности к материнству, является представление о факте рождения ребенка. Рождению ребенка всегда предшествуют мысли о том, как это будет: тяжело или легко. Разные ассоциации возникают при обдумывании решения о рождении ребенка [10].Для исследования данного вопроса использована методика «Факты, ассоциирующиеся с рождением ребенка в семье» В.В.Бойко [11].Методика состоит из тридцати трех суждений, которые несут в себе положительный, отрицательный и нейтральный смысл.Все суждения мы разделили на четыре основных компонента, по которым нами изучалась готовность к материнству: мотивационноценностный, эмоциональноволевой, операциональноповеденческий, когнитивный.Мы предположили, что выбор позитивных факторов соответствует высокому уровню сформированности готовности к материнству. Поэтому выбор негативных факторов соответствует низкому уровню сформированности готовности к материнству.Испытуемым предлагалось из перечисленных факторов выбрать те, которые у них в большей степени ассоциируются c рождением ребенка. Распределение выбора факторов, ассоциирующихся с рождением ребенка, у девушек отличалась в зависимости от факультета.Мотивационноценностный компонент включает в себя следующие ассоциации:‒рождение ребенка –это благотворная встряска, новые впечатления;‒возможность проявить свою нежность, заботу;‒ребенок –помощник в семье,встарости;
‒ребенок –наследник всего хорошего во мне;‒ребенок –надежда и будущее родителей;‒ребенок укрепляет семью, чувства между супругами;‒возможность вырастить доброго, отзывчивого человека;‒ребенок самый благодарный объект вложения наших сил;‒ребенок придает смысл жизни;‒дети –это гордость родителей;‒разладинапряжение в семье;‒материальные затруднения;‒необходимость оставить работу, коллектив;‒ребенок –приемник моих недостатков;‒ребенок –проблема жилья;‒проблемы с устройством в ясли, сад;‒завести ребенка –значит привязать себя к дому;‒дети отнимают лучшую часть нашей жизни;‒зависимость от бабушек, дедушек.Мотивационноценностный компонент наиболее выражен у девушек, обучающихся на музыкальном факультете –13,5%. Далее –химический –12,2%; на географическом –11,8%; на биологическом –11,6%; на факультете журналистики –11,0%; на факультете иностранных языков –10,8%; на кулинарном –10,6%; на железнодорожном –10,3%; и наименьший процент у студенток университета гражданской авиации –8,3%.Эмоциональноволевой компонент включает в себя следующие ассоциации:‒радостьв доме;‒ребенок –это детская ласка, привязанность к отцу, матери;‒радость материнства, отцовства;‒это самый близкий человек в горе и радости;‒риск для здоровья;‒большая физическая нагрузка;‒это волнение за их судьбу, будущее.Эмоциональноволевой компонент наиболее выражен у девушек, обучающихся на химическом факультете –12,0%; на музыкальном и географическом –11,9%; на факультете иностранных языков –11,6%; на железнодорожном –11,4%; на факультете журналистики –11,3%; на биологическом–10,6%; на кулинарном –10,0%; наименее выражен у студенток университета гражданской авиации –9,4%.Когнитивный компонент включает в себя следующие ассоциации:‒возможность вырастить образованного, интересного человека;‒ребенок –это возможность проявитьсвои воспитательские способности;‒трудности в обучении, воспитании;‒сложность дать хорошее образование, профессию.Когнитивный компонент наиболее выражен у студенток химического факультета –13,7%; у девушек факультета журналистики –12,6%; У студенток музыкального, биологического, географического факультетов –12,0%; у студенток факультета иностранных языков –10,4%; у студенток железнодорожного –10,1%; кулинарного –9,8%; наименее выражен у студенток университета гражданской авиации –7,4%.Операциональноповеденческий компонент включает в себя такие ассоциации:‒дети –это веселые игры, содержательный отдых;‒бессонные ночи;‒возня с пеленками, кашками.Операциональноповеденческий компонент наиболее выражен у студенток, обучающихся на факультете иностранных языков –14,0%; на факультете журналистики –13,2%; на музыкальном факультете –12,0%; на биологическом и географическом –11,6%; на химическом –10,9%; у студенток железнодорожного –10,1%; у студенток университета гражданской авиации –8,5%; наименее выражен у студенток кулинарного факультета –8,1%. Мотивационноценностный блок направлен на формирование мотивации проявленияустойчивого интереса к проблеме материнства, к базовым материнским качествам, стремление видеть ребенка похожим на себя, проявление устойчивого интереса, как к психологическим качествам ребенка, так и его будущему.В данном блоке при развитии эмпатии, рефлексии и уровня самоконтроля личности происходит первичная актуализация ценностей, связанных с потребностью в самореализации, самосовершенствовании и самоуважении; ценностей, связанных с самоутверждением себя через материнство как личности (престижность и общественная значимость роли матери, признание своего биологического предназначения ближайшим значимым окружением), адекватной ценности ребенка; возможности обогащения своей творческой индивидуальности через развитие базовых материнских качеств. Эмоциональноволевой блок –это коррекция эмоциональной сферы личности. Усвоенные ранее знания о природе материнства и значимости адекватного материнского отношения для развития личности ребенка, а также привлекательность материнства как такового приобретают личностную значимость и ценность, и приводят к принятию ответственности за последствия своих поступков. В результате этого девушка становится более самостоятельной в принятии решений, уверенной в себе. Данный эффект достигается через: эмоциональное переживание состояния «быть матерью»; развитие отношение к ребенку как к желанному и значимому существу и связанные с этим положительные и отрицательные эмоции; вхождение в состояние эмоционального комфорта в процессе ментального взаимодействия с будущим ребенком; принятие эмоций ребенка и возвращение их с положительным вектором.Когнитивный блок предполагает осуществление воздействия на те когниции личности, которые непосредственно и опосредованно связаны с материнской сферой. Изменение представлений на уровне имеющейся информации и существующих знаний является необходимым этапом формирования психологической готовности к материнству. Сюда относится формирование комплекса биологических, физиологических, педагогических и психологических знаний, связанных с ребенком, его развитием и предназначением в обществе. Операциональноповеденческий блок включает в себя выработку навыков по созданию условий для появления ребенка на свет, развития и воспитания ребенка; общение с ребенкомкак специфический вид деятельности, выработку стилей воспитания; комплексы действий и операций по уходу за ребенком.Для девушек с высоким уровнем готовности к материнству, рождение ребенка рассматривается как самостоятельный факт, несущий радость, смысл, волнение. Ребенка не рассматривают как препятствие, преграду, не возлагают на него функции миротворца или цепей, связывающих семью. Наоборот, видят в нем самого близкого, родного человека, который со временем станет опорой и помощником. Мы предполагаем, что выбор именно таких суждений говорит о чадолюбии, положительном отношении к ребенку. В этоммы видим проявление высокого уровня готовности к материнству.Рождение ребенка у девушек с низким уровнем готовности к материнству, ассоциируется с риском для здоровья, необходимостью оставить работу, коллектив. Карьера является неотъемлемой частью их жизни. Поэтому мы можем предположить, что ребенок ими воспринимается, как преграда к дальнейшему росту по профессиональной лестнице. Выдвинутая нами гипотеза нашла подтверждение: различия сформированности готовности к материнству у девушек существует в зависимости от выбора специальности обучения.Однако, учитывая сложность, многогранность и актуальность изучаемой проблемы, мы планируем продолжить исследования психологической готовности к материнству у студенток в процессе их обучения в вузе.
Ссылки на источники1–3. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания.–СПб.: Питер, 2001. –272с.
4.Валинурова Н. Г., Матвейчев О. А. Антипсихология: современный человек в поисках смысла: монография. –Екатеринбург:Издво Уральского унта, 2004. –267 с.5.Минияров В.М. Комплексная диагностика характера:методическое пособие.–Самара: Издво СГПУ;СНЦ РАН, 2004. –44с.6.Психология и психоанализ беременности: хрестоматия/ Сост. Д. Я.Райгородский.–Самара: Издательский Дом «БахрахМ», 2003. –784 с.7–10. Бендас Т. В. Гендерная психология: учебное пособие. –СПб.: Питер, 2005. –431 с.11. Психология и психоанализ беременности.
GrigorjanIvetta,The postgraduate student, the leaderof the Volga State Academy of sociohumanitarian, Samararadmila_2009@mail.ru
Some psychological features of readiness for motherhood of students of various professional directionsAbstract. Article is devoted research of vital reference points of the girls trained in high school. Theoretical questions, diagnostics form readiness for motherhood are considered. Results of research on form are stated to psychological readiness for motherhood at students of various specialities of training.Keywords:students, sense, pregnancy, psychological readiness, motherhood, a family.
Рецензент: Акопов Гарник Владимирович, доктор психологических наук, декан факультета психологииФГБОУ ВПО «Поволжская государственная социальногуманитарная академия».