Психологическое сопровождение старшеклассников в период подготовки к ЕГЭ
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Романова
А.
Н. Психологическое сопровождение старшеклассников в период подготовки к ЕГЭ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2012. – №10 (Октябрь). – С.
31–35. – URL:
http://e-koncept.ru/2012/12135.htm.
Аннотация. В статье обсуждается необходимость подготовки старшеклассников к итоговой аттестации в формате ЕГЭ. Рассматривается технология работы с выпускниками по формированию психолого-педагогической готовности к ЕГЭ. Предлагаемая технология работы анализируется с точки зрения ее результативности.
Ключевые слова:
психологическое сопровождение, готовность к сдаче егэ, психолого-педагогическая технология, результативность деятельности
Текст статьи
Романова Алла Николаевна,соискатель кафедры социальной психологииФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университетим. К. Минина»,г. Нижний Новгород romanovaalla7@mail.ru
Психологическое сопровождение старшеклассников в период подготовки к ЕГЭ
Аннотация.В статье обсуждается необходимость подготовки старшеклассников к итоговой аттестации в формате ЕГЭ. Рассматривается технология работы с выпускниками по формированию психологопедагогической готовности к ЕГЭ. Предлагаемая технология работы анализируется с точки зрения ее результативности.Ключевые слова:психологическое сопровождение, готовность к сдаче ЕГЭ, психологопедагогическая технология, результативность деятельности.
Идея психологического сопровождения является востребованной и достаточно разработаннойв образовательной практике и в настоящее времяполучила импульс для развития в связи с введением новых стандартов образования. Стандарты второго поколения, ориентированные надостижениене только предметных,но метапредметных и личностных образовательных результатовневозможно внедрить в практикубез учета возрастнонормативноймодели и социальной ситуацииразвития обучающихся, что является основой и для реализации идеи психологического сопровождения[1].
АвторыГ. Бардиер,М. Битянова, В. Мухина, Ю. Слюсарев, Т.Яничеваполагают, чтоважнейшей характеристикой психологического сопровождения является создание условий для перехода личности к самопомощи;в процессе психологического сопровождения специалист создает условия и оказывает необходимую поддержку для перехода от позиции «я не могу» к позиции «я могу сам справляться со своими жизненными трудностями». Психологическое сопровождение предполагает поиск скрытых ресурсов развития человека, опору на его собственные возможности и создание на этой основе психологических условий для саморазвития личности и адаптации в социуме [2–6]. Психологическоесопровождение выпускников в период итоговой аттестации является необходимым направлением работы психолога образовательного учреждения. ЕГЭ на просторах российского образовательного пространства –явление, имеющее уже более чем десятилетнюю историю. На сегодняшний день имеется огромное количество материалов для выпускников и педагогов, обеспечивающих правовую и организационную, содержательную и методическую подготовку кЕдиному государственному экзамену. Однако все эти направления подготовки предполагают лишь инструментальную готовность выпускников и не способствуют формированию психологической готовности к такому серьезному испытанию. Между тем,при отсутствии психологической подготовки,нередко бывает так, что выпускникзнает предмет, умеет решать те или иные задачи, но в итоге не справляется с экзаменационными заданиями, т.к. не уверен в своих силах,не умеет управлять своими эмоциями, не умеет контролировать и регулировать свою деятельность, не овладел навыками, определяемыми особенностями процедуры ЕГЭ[7]. Центральным, системообразующим ориентиром в процессе подготовки к экзамену является понятие психологической готовностивыпускника к сдаче выпускного экзамена[8].Под психологической готовностьюк ЕГЭ мы понимаем внутренний настрой на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализациюи приспособление возможностей личности для успешной деятельности в ситуации сдачи экзамена.Процедура ЕГЭ требует особой стратегии деятельности: выпускнику необходимо определить для себя, какие задания и в каком соотношении он будет выполнять, определение стратегии становится ключевым моментом, поскольку это во многом определяет экзаменационную оценку. Выбороптимальной стратегииможет представлять некоторую трудность для ученика. В данном контексте под индивидуальной стратегией деятельности мы понимаем совокупность приемов, способов и стратегий, которые в соответствии со своими личностными особенностями использует ученик, и которые позволяют ему добиться наилучших результатов на экзамене.
Проблема формирования психологической готовности старшеклассников к ЕГЭ требует комплексного подхода на основе построения психологопедагогической технологии,которая позволила бы не только спланировать конкретные мероприятия по решению вышеозначенной проблемы, но и отследить результативность ее решения. Мы рассматриваем технологию в процессуальном аспекте:как описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств достижения планируемых результатов обучения[9].Рассмотрим ключевые этапыпредлагаемойпсихологопедагогической технологии.1 этап. Определение проблемы, формулирование целей деятельности.Проблема заключалась в недостаточной психологической готовности старшеклассников, педагогов и родителей кданной форме экзамена.Целью программыявлялосьформирование психологической готовности к ЕГЭ у учащихся старших классов.Цель реализовывалась через следующиезадачи.1.Помочь старшеклассникам в выработке индивидуального стиля деятельности, оптимального на ЕГЭ; создать условия для отработки оптимальной стратегии и тактики поведения в период подготовки и во времяединого государственногоэкзамена.2.Показать педагогам значимость организации дифференцированной психологопедагогической помощи и поддержкивыпускников; возможности формирования компонентов психологической готовности к ЕГЭ в рамках учебного процесса.3.Создать условия для оказания психологической и информационнойподдержкиродителям выпускников, сдающих ЕГЭ.2 этап. Определение параметров диагностики. Подбор адекватных методовисследования. Входная психодиагностика.Исходя из структуры психологической готовности к ЕГЭ, были выбраны следующие параметры для входной диагностики.1.Индивидуальныепсихологические особенности:–личностная и ситуативная тревожность:STAI(СпилбергерХанин,1978);–уровень субъективного контроля:опросник УСКДж. Роттера (адаптация Е.Ф.Бажина,С.А.Голынкиной,А.М.Эткинда);–общий уровень саморегуляции поведения, показатели развития регуляторноличностных свойств–гибкости и самостоятельности:ССПМ(В.И. Моросанова,1998);–используемые копингстратегии:«Индикатор копингстратегий»Д. Амирхана (адаптирован Н.А. Сиротой,1994,В.М.Ялтонским,1995).2.Параметры психологопедагогической готовности выпускников к экзамену:анкета «Готовность выпускников к экзамену»,разработанная М. Ю.Чибисовой, определяющая уровень тревоги, связанной с экзаменом, уровень владения техниками самоконтроля за эмоциональным состоянием и уровень знакомства с процедурой экзамена.Исследование проводилосьс 2009 по 2012годсреди выпускников11хклассов МБОУ «Гимназия № 50» г. Нижнего Новгорода(выборка 110 учащихся, возраст учащихся 16,7 лет, из них –72 (65%) девочки и 38 (35%)мальчики).Опишем некоторые результаты, полученныепри входной психодиагностике.По методике изученияситуативной и личностной тревожности(STAIСпилбергераХанина)были выделены три группы выпускников, различающихся по уровнюличностной тревожности:–«низко тревожные»–25 выпускников (23%);–«средне тревожные» –58 школьников (58%);–«высоко тревожные»–21 школьник (19%).Далее работа велась по исследованию спецификивыделенных групп. По результатам проведенного исследования мы можем отметить, что «высоко тревожные»выпускники имеют значимые отличия от других групп(значимость различий рассчитывалась с помощью φ* критерия Фишера) и характеризуются: –низкимуровнемсубъективного контроля:не видят связи между своими действиями и значимыми для них событиями жизни, не считают себя способными контролировать эту связь и полагают, что большинство событий и поступков являются результатом случая или действий других людей, в неудачах склоны обвинять других людей или обстоятельства;–недостаточными навыками саморегуляции: в быстро меняющейся обстановке чувствуют себя неуверенно, с трудом привыкают к переменам в жизни, к смене обстановки и образа жизни. Они не способны адекватно реагировать на ситуацию, быстро и своевременно планировать деятельность и поведение,разработать программу действий, выделить значимые условия, оценить рассогласование полученных результатов с целью деятельности и внести коррекции. В результате могут возникать регуляторные сбои и, как следствие, неудачи в выполнении деятельности.–испытывают затруднения при использовании имеющихся у нихличностных ресурсов для поиска возможных способов эффективного разрешения проблемы и активного копинга;–высокой экзаменационной тревожностью: волнуютсяи беспокоятся при мысли о предстоящем экзамене, не чувствуют уверенности в том, что смогут успешно его сдать, не видят преимуществ в ЕГЭ по сравнению с традиционным экзаменом;–недостаточными навыками саморегуляции: испытывают трудности вправильном распределениивремении сил во время экзамена, не знают, каквыбрать наилучший способ выполнения заданий,не представляют, как можно успокоиться в трудной ситуации, то есть не владеют навыками самоконтроля и самоорганизации деятельности в ситуации экзамена.Таким образом, результаты исследования показали, что выделенные группы выпускников: «низко тревожные», «средне тревожные» и «высоко тревожные»,существенно отличаются по направленности локусконтроля, стилю саморегуляции поведения, используемым копингстратегиям, уровню эмоциональной устойчивости встрессовых ситуациях, уровню испытываемой тревоги в ситуации экзамена, владению навыками самоконтроля и самоорганизации деятельности. Исходя из всего вышеизложенного,подход к организации психологопедагогической работы спредставителямиэтих групп должен отличатся.Для того чтобы помочь старшеклассникаммаксимально использовать имеющиеся у них ресурсы и компенсировать слабые стороны, необходимоиспользованиедифференцированного подхода.Таким образом, в результате проведения диагностикимы получили достаточно информации об основных потребностях и проблемах изучаемого контингента, на основе чего смогли спланировать дальнейшую работу.3 этап. Отбор, адаптация,либо разработка соответствующих программ психологопедагогического сопровождения.Программа психологопедагогического сопровождения, чтобы отвечать требованию результативности,должна базироваться на теоретических предпосылках, исследуемой проблемы, данных диагностических исследований и потребностейобразовательного учреждения.Для оптимального результата по подготовке старшеклассниковк ЕГЭ также необходимо включение в программу, как полноправных субъектов, педагогов и родителей.На данном этапе быларазработана и апробирована авторская программа психологопедагогического сопровождения«Экзамены без проблем». 4 этап. Реализация программ.Развивающий этап включал в себя реализацию взаимосвязанных программработы со старшеклассниками, педагогами и родителями.Программа работы со старшеклассникамивыстраиваласьна основании данных психологопедагогической литературы о компонентах готовности к ЕГЭ, представлений о значимых характеристиках, которые требуются учащимся в процессе сдачи ЕГЭ, а также на анализе результатов полученных при проведении исследований. На наш взгляд необходимо учитывать трудности, которые могут возникать у учащихся при подготовке и сдаче ЕГЭ. В групповую и индивидуальную работу включалисьзадания иупражнения на преодоление когнитивных, личностных и процессуальных трудностей. Исходя изрезультатов исследований, впрограмму психологической работы со старшеклассниками были включены занятия на осознание своегоотношения к ЕГЭ, отработку уверенности в себе, повышения стрессоустойчивости, формированию навыков саморегуляции, ознакомление с рациональными приемами работы с информацией.Важным элементом программыявляласьделовая игра «Сдаем ЕГЭ», которая отчасти моделирует ситуацию единого государственного экзамена и может помочьучащимся справиться с процессуальными трудностями при сдаче ЕГЭ. На заключительном занятии учащиеся писали для себя «Рецепт успешной сдачи экзамена». Написание «рецепта» позволилостаршеклассникам, с одной стороны, занять субъектнуюпозицию и сделать материал занятий личностно значимым, а с другой –даловозможность получить рекомендации ориентированные на конкретного учащегося, отработать индивидуальнуюстратегию и тактику поведения во время подготовки и сдачи экзамена.Определим несколько ключевых моментов, которые былиотражены в программеработы с педагогическим коллективом.
На момент начала реализации программы педагоги весьма настороженно, а в ряде случаев инегативно оценивали проведение итоговой аттестации в форме ЕГЭ, а так как старшеклассники большую часть временипроводят в школе, в общении с педагогами то, несомненно, дети зачастую перенимают негативное отношение взрослых к ЕГЭ. Поэтому в работу с педагогамивключалисьзанятия на осознание и изменение своего отношения к ЕГЭ.В работе с педагогами было показано,влияниепсихологическихособенностейучащихся на их поведение, результативность деятельности итрудности, возникающие в процессе ЕГЭ. Педагогам необходимо «научиться видеть» детей «групп риска» по отношению к ЕГЭ и оказывать наиболее оптимальные формы психологопедагогической поддержки. Было обращено внимание наметоды и приемы саморегуляции, актуализировались знания о способах работы с информацией, рациональных приемах запоминания с тем, чтобы учителя смогли транслировать эти знания старшеклассникам. Для работы с педагогами на наш взгляд более эффективным является применение активных технологий, в том числе технологий взаимообучения.Припостроении системы работы с родителямиучитывалось, что для родителей чрезвычайно важными являются вопросы информационной поддержки процесса итоговой аттестации. Недостаточная информированность родителейможет привести к нагнетанию излишней напряженности и негативно отразиться на выпускниках.Данный вопрос находится по большей мере в компетенции заместителя директора, поэтому были организованы родительские собрания, круглые столысовместными усилиями разных специалистов: заместителя директора,психолога и учителейпредметников, каждый из которых освещает вопросы, находящиеся в его компетенции. Также в работу с родителями,включалисьзанятия на осознание и изменение родительского отношения к ЕГЭ.Исходяиз того, что лишь незначительная часть родителейспокойно относятся к предстоящему экзамену,важной частью занятий с родителями стали методики, направленные нарегуляцию эмоционального состояния.5 этап. Итоговая психодиагностика.Итоговаяпсиходиагностика проводилась в конце учебного годапо параметрам: ситуативная и личностная тревожность, субъективный локусконтроля, саморегуляция поведения, используемые копингстратегии и параметры педагогической готовности к ЕГЭ.6этап. Определение уровня достижения поставленныхцелей.На данном этапе подводились итоги работы, определялся уровень достижения поставленных целей, при необходимости планировалась дополнительнаяиндивидуальнаяработа с педагогами, учащимися и родителями, выдавалисьрекомендации.С целью определения результативности авторской программы «Экзамены без проблем» сравнивались результатыучастников программы до и после ее реализации (констатирующий и контрольный срезы), для анализа результатов применялись методы математической обработки данных.Проиллюстрируем произошедшие изменения по психологопедагогическим показателям готовности к ЕГЭ;использовалась анкета «Готовность выпускников к экзамену» М. Чибисовой. Полученные данные представлены в таблице(табл. 1);значимость различий рассчитывалась с помощью критерия χ² Пирсона.Таблица 1Сравнительные данные распределения испытуемых экспериментальной (n=50) и контрольной групп (n=50) по параметрам готовности к ЕГЭ по итогам констатирующего и контрольного срезов (абсолютные значения)
УровниПоказатели готовности
Знакомство с процедуройУровень тревогиНавыки самоконтроля,самоорганизации
ЭГКГЭГКГЭГКГ
Конст.Контр.Конст.Контр.Конст.Контр.Конст.Контр.Конст.Контр.Конст.Контр.Низкий––2–2030171410–139Средний292024252218292924262833Высокий213024258247162498Достоверность различийр0,05р0,05р0,05р0,05р0,01р0,05
Как видно из таблицы, в контрольной группек концу учебного года по параметрамготовности к ЕГЭ: знакомство с процедурой экзаменаи владение навыками самоорганизации и самоконтроля зафиксирован незначительный позитивный сдвиг (статистически не достоверен (р0,05)).По показателю уровень тревогизафиксирован сдвиг отрицательной направленности ( увеличилоськоличество выпускников с высоким уровнем тревогив 1,7 раза (с 8% до 14%), меньше стал процентстаршеклассников с низким уровнем тревогис 34% до 28%). Однако различия, зафиксированые в контрольной группене являются статистически значимыми.По результатам реализациипрограммы психологопедагогическогосопровождения в экспериментальной группе были полученны следующие данные:–зарегистрированы положительная динамика по показателям владения навыками самоконтроля и самоорганизации (р0,01) и снижение уровня тревоги (р0,05);–по показателю знакомство с процедурой экзамена зафиксирована положительная динамика по увеличению количества учащихся с высоким уровнем развития данного параметра, хотя этот сдвиг статистически не достоверен (р0,05).Таким образом, в экспериментальной группе зафиксированы сдвиги положительной направленности по большинству исследуемых показателей: участники программы стали лучше владеть навыками самоорганизации и самоконтроля собственной деятельности, несколько снизился уровень тревоги перед экзаменом. Для контрольной группы различия не являются статистически значимыми.В целом, по итогамреализациипрограммы психологопедагогического сопровождения в экспериментальной группе можно констатировать статистически достоверныеизменения по следующим показателям:–снизились показатели ситуативнойтревожности;–зафиксированы сдвиги положительной направленности по шкалам интернальности: общая интернальность, интернальность в производственных и межличностных отношениях, интернальностьв отношении здоровья и болезни, интернальность в области достижений и интернальность в области неудач;–повысилсяобщий уровень саморегуляции и показатели регуляторноличностного свойства–самостоятельности.–увеличилось количество участников эксперимента,использующих активные поведенческие копингстратегии:разрешение проблем и поиск социальной поддержки;–участники программы стали лучше владеть навыками самоорганизации и самоконтроля собственной деятельности, снизился уровень тревоги перед экзаменом.В контрольной группе статистически достоверных сдвигов положительной направленности зафиксировано не было.Полученныерезультаты свидетельствуют об эффективности разработанной и апробированной комплексной программы психологического сопровождения старшеклассников «Экзамены без проблем».Статистически значимая позитивная динамика большинства показателей является следствием достижения цели программы–выработки индивидуального стиля деятельности, оптимального на ЕГЭ, отработка стратегии и тактики поведения в период подготовки к единому государственному экзамену.Приобретаемый опытобсуждения и проработки, значимых проблем, связанных с выпускными экзаменами, фиксирует вниманиестаршеклассников на более эффективных стратегиях поведения в период подготовки и сдачи экзаменов.Занятия со старшеклассниками в активных формахспособствовали закреплению не просто знаний и умений, но и формированию позитивного отношения к вышеозначенной проблеме,развитию навыков саморегуляциии самоконтроля, эффективного межличностного взаимодействия в эмоциональнонапряженных,стрессовых ситуациях, отработке активных копингстратегий.
Ссылки на источники1.Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли// Под ред. А. Г. Асмолова.–М.:Просвещение, 2011.–160 с.2.БитяноваМ.Р.Психолог в школе: Содержание и организация работы. М.: Сентябрь, 1998. –127 с.3.Слюсарев Ю.В. Психологическое сопровождение как фактор активизации саморазвития личности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. –С.Пб., 1992. –23 с.4.БардиерГ., РомазанИ., ЧередниковаТ. Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. –СПб.: Стройлеспечать, 1996. –86 с.5.МухинаВ.С., ГорянинаВ.А.Развитие, воспитание и психологическое сопровождение личности в системе непрерывного образования: концепция и опыт работы ИРЛ РАО//Воспитание и развитие личности: Материалы международной научнопрактической конференции. Под ред. В. А. Горяниной. –М.:ИРЛ РАО, 1997. С. 4–12.6.ЯничеваТ. Психологическое сопровождение деятельности школы. Подход. Опыт. Находки //Журналпрактическогопсихолога. –1999.–№3. –С. 101–119. 7.Гапонова С.А., Дятлова К.Д. Единый государственный экзамен: точка зрения студентов и преподавателей вуза//Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского.–2011. –№3(3).–С. 26–31.8.Чибисова М.Ю. Психологическая подготовка к ЕГЭ. Работа с учащимися, педагогами и родителями. –М.: Генезис, 2009. –184 с.9.ГузеевВ.В. Образовательнаятехнологияотприемадофилософии. –М.: Сентябрь, 1996. –112 с.
Romanova Аlla,рostgraduate of social psychology department FBGEI HPE –Federal Budget Government Educational Institution of Higher Professional Education state pedagogical university of Nizhny Novgorodromanovaalla7@mail.ruThepsychological support ofseniors in the period of preparation for the United state examinations.Annotation.In the article the author discusses the necessity of seniors’ preparation for the final tests in the form of the United state examinations. The technology of working with seniors on the formation their psychological and educational readiness to the Unitedstate examination is considered. The proposed technology is analyzed from the point of view of its effectiveness.
Keywords:psychological support, readiness to take USE, psychological and educational technology, effectiveness of activities.
Рецензент:Гапонова София Александровна, доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой социальной психологии ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университетим. К. Минина»ISSN 2304120X
Психологическое сопровождение старшеклассников в период подготовки к ЕГЭ
Аннотация.В статье обсуждается необходимость подготовки старшеклассников к итоговой аттестации в формате ЕГЭ. Рассматривается технология работы с выпускниками по формированию психологопедагогической готовности к ЕГЭ. Предлагаемая технология работы анализируется с точки зрения ее результативности.Ключевые слова:психологическое сопровождение, готовность к сдаче ЕГЭ, психологопедагогическая технология, результативность деятельности.
Идея психологического сопровождения является востребованной и достаточно разработаннойв образовательной практике и в настоящее времяполучила импульс для развития в связи с введением новых стандартов образования. Стандарты второго поколения, ориентированные надостижениене только предметных,но метапредметных и личностных образовательных результатовневозможно внедрить в практикубез учета возрастнонормативноймодели и социальной ситуацииразвития обучающихся, что является основой и для реализации идеи психологического сопровождения[1].
АвторыГ. Бардиер,М. Битянова, В. Мухина, Ю. Слюсарев, Т.Яничеваполагают, чтоважнейшей характеристикой психологического сопровождения является создание условий для перехода личности к самопомощи;в процессе психологического сопровождения специалист создает условия и оказывает необходимую поддержку для перехода от позиции «я не могу» к позиции «я могу сам справляться со своими жизненными трудностями». Психологическое сопровождение предполагает поиск скрытых ресурсов развития человека, опору на его собственные возможности и создание на этой основе психологических условий для саморазвития личности и адаптации в социуме [2–6]. Психологическоесопровождение выпускников в период итоговой аттестации является необходимым направлением работы психолога образовательного учреждения. ЕГЭ на просторах российского образовательного пространства –явление, имеющее уже более чем десятилетнюю историю. На сегодняшний день имеется огромное количество материалов для выпускников и педагогов, обеспечивающих правовую и организационную, содержательную и методическую подготовку кЕдиному государственному экзамену. Однако все эти направления подготовки предполагают лишь инструментальную готовность выпускников и не способствуют формированию психологической готовности к такому серьезному испытанию. Между тем,при отсутствии психологической подготовки,нередко бывает так, что выпускникзнает предмет, умеет решать те или иные задачи, но в итоге не справляется с экзаменационными заданиями, т.к. не уверен в своих силах,не умеет управлять своими эмоциями, не умеет контролировать и регулировать свою деятельность, не овладел навыками, определяемыми особенностями процедуры ЕГЭ[7]. Центральным, системообразующим ориентиром в процессе подготовки к экзамену является понятие психологической готовностивыпускника к сдаче выпускного экзамена[8].Под психологической готовностьюк ЕГЭ мы понимаем внутренний настрой на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализациюи приспособление возможностей личности для успешной деятельности в ситуации сдачи экзамена.Процедура ЕГЭ требует особой стратегии деятельности: выпускнику необходимо определить для себя, какие задания и в каком соотношении он будет выполнять, определение стратегии становится ключевым моментом, поскольку это во многом определяет экзаменационную оценку. Выбороптимальной стратегииможет представлять некоторую трудность для ученика. В данном контексте под индивидуальной стратегией деятельности мы понимаем совокупность приемов, способов и стратегий, которые в соответствии со своими личностными особенностями использует ученик, и которые позволяют ему добиться наилучших результатов на экзамене.
Проблема формирования психологической готовности старшеклассников к ЕГЭ требует комплексного подхода на основе построения психологопедагогической технологии,которая позволила бы не только спланировать конкретные мероприятия по решению вышеозначенной проблемы, но и отследить результативность ее решения. Мы рассматриваем технологию в процессуальном аспекте:как описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств достижения планируемых результатов обучения[9].Рассмотрим ключевые этапыпредлагаемойпсихологопедагогической технологии.1 этап. Определение проблемы, формулирование целей деятельности.Проблема заключалась в недостаточной психологической готовности старшеклассников, педагогов и родителей кданной форме экзамена.Целью программыявлялосьформирование психологической готовности к ЕГЭ у учащихся старших классов.Цель реализовывалась через следующиезадачи.1.Помочь старшеклассникам в выработке индивидуального стиля деятельности, оптимального на ЕГЭ; создать условия для отработки оптимальной стратегии и тактики поведения в период подготовки и во времяединого государственногоэкзамена.2.Показать педагогам значимость организации дифференцированной психологопедагогической помощи и поддержкивыпускников; возможности формирования компонентов психологической готовности к ЕГЭ в рамках учебного процесса.3.Создать условия для оказания психологической и информационнойподдержкиродителям выпускников, сдающих ЕГЭ.2 этап. Определение параметров диагностики. Подбор адекватных методовисследования. Входная психодиагностика.Исходя из структуры психологической готовности к ЕГЭ, были выбраны следующие параметры для входной диагностики.1.Индивидуальныепсихологические особенности:–личностная и ситуативная тревожность:STAI(СпилбергерХанин,1978);–уровень субъективного контроля:опросник УСКДж. Роттера (адаптация Е.Ф.Бажина,С.А.Голынкиной,А.М.Эткинда);–общий уровень саморегуляции поведения, показатели развития регуляторноличностных свойств–гибкости и самостоятельности:ССПМ(В.И. Моросанова,1998);–используемые копингстратегии:«Индикатор копингстратегий»Д. Амирхана (адаптирован Н.А. Сиротой,1994,В.М.Ялтонским,1995).2.Параметры психологопедагогической готовности выпускников к экзамену:анкета «Готовность выпускников к экзамену»,разработанная М. Ю.Чибисовой, определяющая уровень тревоги, связанной с экзаменом, уровень владения техниками самоконтроля за эмоциональным состоянием и уровень знакомства с процедурой экзамена.Исследование проводилосьс 2009 по 2012годсреди выпускников11хклассов МБОУ «Гимназия № 50» г. Нижнего Новгорода(выборка 110 учащихся, возраст учащихся 16,7 лет, из них –72 (65%) девочки и 38 (35%)мальчики).Опишем некоторые результаты, полученныепри входной психодиагностике.По методике изученияситуативной и личностной тревожности(STAIСпилбергераХанина)были выделены три группы выпускников, различающихся по уровнюличностной тревожности:–«низко тревожные»–25 выпускников (23%);–«средне тревожные» –58 школьников (58%);–«высоко тревожные»–21 школьник (19%).Далее работа велась по исследованию спецификивыделенных групп. По результатам проведенного исследования мы можем отметить, что «высоко тревожные»выпускники имеют значимые отличия от других групп(значимость различий рассчитывалась с помощью φ* критерия Фишера) и характеризуются: –низкимуровнемсубъективного контроля:не видят связи между своими действиями и значимыми для них событиями жизни, не считают себя способными контролировать эту связь и полагают, что большинство событий и поступков являются результатом случая или действий других людей, в неудачах склоны обвинять других людей или обстоятельства;–недостаточными навыками саморегуляции: в быстро меняющейся обстановке чувствуют себя неуверенно, с трудом привыкают к переменам в жизни, к смене обстановки и образа жизни. Они не способны адекватно реагировать на ситуацию, быстро и своевременно планировать деятельность и поведение,разработать программу действий, выделить значимые условия, оценить рассогласование полученных результатов с целью деятельности и внести коррекции. В результате могут возникать регуляторные сбои и, как следствие, неудачи в выполнении деятельности.–испытывают затруднения при использовании имеющихся у нихличностных ресурсов для поиска возможных способов эффективного разрешения проблемы и активного копинга;–высокой экзаменационной тревожностью: волнуютсяи беспокоятся при мысли о предстоящем экзамене, не чувствуют уверенности в том, что смогут успешно его сдать, не видят преимуществ в ЕГЭ по сравнению с традиционным экзаменом;–недостаточными навыками саморегуляции: испытывают трудности вправильном распределениивремении сил во время экзамена, не знают, каквыбрать наилучший способ выполнения заданий,не представляют, как можно успокоиться в трудной ситуации, то есть не владеют навыками самоконтроля и самоорганизации деятельности в ситуации экзамена.Таким образом, результаты исследования показали, что выделенные группы выпускников: «низко тревожные», «средне тревожные» и «высоко тревожные»,существенно отличаются по направленности локусконтроля, стилю саморегуляции поведения, используемым копингстратегиям, уровню эмоциональной устойчивости встрессовых ситуациях, уровню испытываемой тревоги в ситуации экзамена, владению навыками самоконтроля и самоорганизации деятельности. Исходя из всего вышеизложенного,подход к организации психологопедагогической работы спредставителямиэтих групп должен отличатся.Для того чтобы помочь старшеклассникаммаксимально использовать имеющиеся у них ресурсы и компенсировать слабые стороны, необходимоиспользованиедифференцированного подхода.Таким образом, в результате проведения диагностикимы получили достаточно информации об основных потребностях и проблемах изучаемого контингента, на основе чего смогли спланировать дальнейшую работу.3 этап. Отбор, адаптация,либо разработка соответствующих программ психологопедагогического сопровождения.Программа психологопедагогического сопровождения, чтобы отвечать требованию результативности,должна базироваться на теоретических предпосылках, исследуемой проблемы, данных диагностических исследований и потребностейобразовательного учреждения.Для оптимального результата по подготовке старшеклассниковк ЕГЭ также необходимо включение в программу, как полноправных субъектов, педагогов и родителей.На данном этапе быларазработана и апробирована авторская программа психологопедагогического сопровождения«Экзамены без проблем». 4 этап. Реализация программ.Развивающий этап включал в себя реализацию взаимосвязанных программработы со старшеклассниками, педагогами и родителями.Программа работы со старшеклассникамивыстраиваласьна основании данных психологопедагогической литературы о компонентах готовности к ЕГЭ, представлений о значимых характеристиках, которые требуются учащимся в процессе сдачи ЕГЭ, а также на анализе результатов полученных при проведении исследований. На наш взгляд необходимо учитывать трудности, которые могут возникать у учащихся при подготовке и сдаче ЕГЭ. В групповую и индивидуальную работу включалисьзадания иупражнения на преодоление когнитивных, личностных и процессуальных трудностей. Исходя изрезультатов исследований, впрограмму психологической работы со старшеклассниками были включены занятия на осознание своегоотношения к ЕГЭ, отработку уверенности в себе, повышения стрессоустойчивости, формированию навыков саморегуляции, ознакомление с рациональными приемами работы с информацией.Важным элементом программыявляласьделовая игра «Сдаем ЕГЭ», которая отчасти моделирует ситуацию единого государственного экзамена и может помочьучащимся справиться с процессуальными трудностями при сдаче ЕГЭ. На заключительном занятии учащиеся писали для себя «Рецепт успешной сдачи экзамена». Написание «рецепта» позволилостаршеклассникам, с одной стороны, занять субъектнуюпозицию и сделать материал занятий личностно значимым, а с другой –даловозможность получить рекомендации ориентированные на конкретного учащегося, отработать индивидуальнуюстратегию и тактику поведения во время подготовки и сдачи экзамена.Определим несколько ключевых моментов, которые былиотражены в программеработы с педагогическим коллективом.
На момент начала реализации программы педагоги весьма настороженно, а в ряде случаев инегативно оценивали проведение итоговой аттестации в форме ЕГЭ, а так как старшеклассники большую часть временипроводят в школе, в общении с педагогами то, несомненно, дети зачастую перенимают негативное отношение взрослых к ЕГЭ. Поэтому в работу с педагогамивключалисьзанятия на осознание и изменение своего отношения к ЕГЭ.В работе с педагогами было показано,влияниепсихологическихособенностейучащихся на их поведение, результативность деятельности итрудности, возникающие в процессе ЕГЭ. Педагогам необходимо «научиться видеть» детей «групп риска» по отношению к ЕГЭ и оказывать наиболее оптимальные формы психологопедагогической поддержки. Было обращено внимание наметоды и приемы саморегуляции, актуализировались знания о способах работы с информацией, рациональных приемах запоминания с тем, чтобы учителя смогли транслировать эти знания старшеклассникам. Для работы с педагогами на наш взгляд более эффективным является применение активных технологий, в том числе технологий взаимообучения.Припостроении системы работы с родителямиучитывалось, что для родителей чрезвычайно важными являются вопросы информационной поддержки процесса итоговой аттестации. Недостаточная информированность родителейможет привести к нагнетанию излишней напряженности и негативно отразиться на выпускниках.Данный вопрос находится по большей мере в компетенции заместителя директора, поэтому были организованы родительские собрания, круглые столысовместными усилиями разных специалистов: заместителя директора,психолога и учителейпредметников, каждый из которых освещает вопросы, находящиеся в его компетенции. Также в работу с родителями,включалисьзанятия на осознание и изменение родительского отношения к ЕГЭ.Исходяиз того, что лишь незначительная часть родителейспокойно относятся к предстоящему экзамену,важной частью занятий с родителями стали методики, направленные нарегуляцию эмоционального состояния.5 этап. Итоговая психодиагностика.Итоговаяпсиходиагностика проводилась в конце учебного годапо параметрам: ситуативная и личностная тревожность, субъективный локусконтроля, саморегуляция поведения, используемые копингстратегии и параметры педагогической готовности к ЕГЭ.6этап. Определение уровня достижения поставленныхцелей.На данном этапе подводились итоги работы, определялся уровень достижения поставленных целей, при необходимости планировалась дополнительнаяиндивидуальнаяработа с педагогами, учащимися и родителями, выдавалисьрекомендации.С целью определения результативности авторской программы «Экзамены без проблем» сравнивались результатыучастников программы до и после ее реализации (констатирующий и контрольный срезы), для анализа результатов применялись методы математической обработки данных.Проиллюстрируем произошедшие изменения по психологопедагогическим показателям готовности к ЕГЭ;использовалась анкета «Готовность выпускников к экзамену» М. Чибисовой. Полученные данные представлены в таблице(табл. 1);значимость различий рассчитывалась с помощью критерия χ² Пирсона.Таблица 1Сравнительные данные распределения испытуемых экспериментальной (n=50) и контрольной групп (n=50) по параметрам готовности к ЕГЭ по итогам констатирующего и контрольного срезов (абсолютные значения)
УровниПоказатели готовности
Знакомство с процедуройУровень тревогиНавыки самоконтроля,самоорганизации
ЭГКГЭГКГЭГКГ
Конст.Контр.Конст.Контр.Конст.Контр.Конст.Контр.Конст.Контр.Конст.Контр.Низкий––2–2030171410–139Средний292024252218292924262833Высокий213024258247162498Достоверность различийр0,05р0,05р0,05р0,05р0,01р0,05
Как видно из таблицы, в контрольной группек концу учебного года по параметрамготовности к ЕГЭ: знакомство с процедурой экзаменаи владение навыками самоорганизации и самоконтроля зафиксирован незначительный позитивный сдвиг (статистически не достоверен (р0,05)).По показателю уровень тревогизафиксирован сдвиг отрицательной направленности ( увеличилоськоличество выпускников с высоким уровнем тревогив 1,7 раза (с 8% до 14%), меньше стал процентстаршеклассников с низким уровнем тревогис 34% до 28%). Однако различия, зафиксированые в контрольной группене являются статистически значимыми.По результатам реализациипрограммы психологопедагогическогосопровождения в экспериментальной группе были полученны следующие данные:–зарегистрированы положительная динамика по показателям владения навыками самоконтроля и самоорганизации (р0,01) и снижение уровня тревоги (р0,05);–по показателю знакомство с процедурой экзамена зафиксирована положительная динамика по увеличению количества учащихся с высоким уровнем развития данного параметра, хотя этот сдвиг статистически не достоверен (р0,05).Таким образом, в экспериментальной группе зафиксированы сдвиги положительной направленности по большинству исследуемых показателей: участники программы стали лучше владеть навыками самоорганизации и самоконтроля собственной деятельности, несколько снизился уровень тревоги перед экзаменом. Для контрольной группы различия не являются статистически значимыми.В целом, по итогамреализациипрограммы психологопедагогического сопровождения в экспериментальной группе можно констатировать статистически достоверныеизменения по следующим показателям:–снизились показатели ситуативнойтревожности;–зафиксированы сдвиги положительной направленности по шкалам интернальности: общая интернальность, интернальность в производственных и межличностных отношениях, интернальностьв отношении здоровья и болезни, интернальность в области достижений и интернальность в области неудач;–повысилсяобщий уровень саморегуляции и показатели регуляторноличностного свойства–самостоятельности.–увеличилось количество участников эксперимента,использующих активные поведенческие копингстратегии:разрешение проблем и поиск социальной поддержки;–участники программы стали лучше владеть навыками самоорганизации и самоконтроля собственной деятельности, снизился уровень тревоги перед экзаменом.В контрольной группе статистически достоверных сдвигов положительной направленности зафиксировано не было.Полученныерезультаты свидетельствуют об эффективности разработанной и апробированной комплексной программы психологического сопровождения старшеклассников «Экзамены без проблем».Статистически значимая позитивная динамика большинства показателей является следствием достижения цели программы–выработки индивидуального стиля деятельности, оптимального на ЕГЭ, отработка стратегии и тактики поведения в период подготовки к единому государственному экзамену.Приобретаемый опытобсуждения и проработки, значимых проблем, связанных с выпускными экзаменами, фиксирует вниманиестаршеклассников на более эффективных стратегиях поведения в период подготовки и сдачи экзаменов.Занятия со старшеклассниками в активных формахспособствовали закреплению не просто знаний и умений, но и формированию позитивного отношения к вышеозначенной проблеме,развитию навыков саморегуляциии самоконтроля, эффективного межличностного взаимодействия в эмоциональнонапряженных,стрессовых ситуациях, отработке активных копингстратегий.
Ссылки на источники1.Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли// Под ред. А. Г. Асмолова.–М.:Просвещение, 2011.–160 с.2.БитяноваМ.Р.Психолог в школе: Содержание и организация работы. М.: Сентябрь, 1998. –127 с.3.Слюсарев Ю.В. Психологическое сопровождение как фактор активизации саморазвития личности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. –С.Пб., 1992. –23 с.4.БардиерГ., РомазанИ., ЧередниковаТ. Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. –СПб.: Стройлеспечать, 1996. –86 с.5.МухинаВ.С., ГорянинаВ.А.Развитие, воспитание и психологическое сопровождение личности в системе непрерывного образования: концепция и опыт работы ИРЛ РАО//Воспитание и развитие личности: Материалы международной научнопрактической конференции. Под ред. В. А. Горяниной. –М.:ИРЛ РАО, 1997. С. 4–12.6.ЯничеваТ. Психологическое сопровождение деятельности школы. Подход. Опыт. Находки //Журналпрактическогопсихолога. –1999.–№3. –С. 101–119. 7.Гапонова С.А., Дятлова К.Д. Единый государственный экзамен: точка зрения студентов и преподавателей вуза//Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского.–2011. –№3(3).–С. 26–31.8.Чибисова М.Ю. Психологическая подготовка к ЕГЭ. Работа с учащимися, педагогами и родителями. –М.: Генезис, 2009. –184 с.9.ГузеевВ.В. Образовательнаятехнологияотприемадофилософии. –М.: Сентябрь, 1996. –112 с.
Romanova Аlla,рostgraduate of social psychology department FBGEI HPE –Federal Budget Government Educational Institution of Higher Professional Education state pedagogical university of Nizhny Novgorodromanovaalla7@mail.ruThepsychological support ofseniors in the period of preparation for the United state examinations.Annotation.In the article the author discusses the necessity of seniors’ preparation for the final tests in the form of the United state examinations. The technology of working with seniors on the formation their psychological and educational readiness to the Unitedstate examination is considered. The proposed technology is analyzed from the point of view of its effectiveness.
Keywords:psychological support, readiness to take USE, psychological and educational technology, effectiveness of activities.
Рецензент:Гапонова София Александровна, доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой социальной психологии ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университетим. К. Минина»ISSN 2304120X