Совершенствование методического обеспечения учебного процесса в магистратуре экономического направления

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Шульмин В. А. Совершенствование методического обеспечения учебного процесса в магистратуре экономического направления // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2012. – №10 (Октябрь). – С. 26–30. – URL: http://e-koncept.ru/2012/12134.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам совершенствования методического обеспечения в магистратуре по направлению «Экономика». В соответствии с компетентностным подходом к образовательному процессу автор отмечает значение разработки учебно-методических комплексов учебных дисциплин. Раскрывается содержание разработанного автором учебно-методического комплекса по дисциплине «Маркетинг отраслевых рынков». Автором также дается характеристика разработанного (в соавторстве) учебно-методического пособия по подготовке магистерской диссертации экономического направления.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Шульмин Владимир Алексеевич,кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и организации производства ФГБОУ ВПО «Марийский государственный технический университет», г.ЙошкарОлаvladimir_shulmin@mail.ru

Совершенствование методического обеспечения учебного процесса в магистратуре экономического направления

Аннотация. Статья посвящена вопросам совершенствования методического обеспечения в магистратуре по направлению«Экономика». В соответствии с компетентностным подходом к образовательному процессу автор отмечает значение разработки учебнометодических комплексовучебных дисциплин. Раскрывается содержание разработанного автором учебнометодического комплекса по дисциплине «Маркетинг отраслевых рынков». Автором также дается характеристика разработанного (в соавторстве) учебнометодического пособия по подготовке магистерской диссертации экономического направления.Ключевые слова: магистратура, федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования третьего поколения, компетентностный подход, учебнометодические комплексы, результаты образования, основная образовательная программа, научноисследовательская работа студентов, магистерская диссертация.

Процесс подготовки магистров в высшей школе ставит перед обучающимися две основные задачи: вопервых, овладеть суммой современных научных знаний и практических навыков по данному направлению, вовторых, уметь творческимыслить,решать разнообразныесложные научные и производственные задачи. Как предусматривает федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования третьего поколения (ФГОС–3) [1],магистр по направлению подготовки080100 «Экономика» готовится к следующим видам профессиональной деятельности: научноисследовательской; проектноэкономической; аналитической; организационноуправленческой. Эти требованияпредопределяютвсе содержание учебного процессав магистратуре, где упор делается в первую очередь на раскрытие творческого потенциала будущих магистров экономики.В контексте нашего исследования стоит привести интересноевысказывание О.И.Шушляпина:«Поскольку студент (магистр) не получает готовых знаний в форме готовых ответов преподавателя, то он сам должен предложить свои версии развертывания конкретных ситуаций, и в этих случаях у студента формируются самостоятельность, самоуважение и, самое главное, способность самостоятельно думать, рассуждать, анализироватьнекий динамический процесс возникновения, становления и развития данной ситуации, используя метод «внутренней игры»»[2].Реализация компетентностного подхода, как указывается в упомянутом выше стандарте,должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий, результатов работы студенческих исследовательских групп, вузовских и межвузовских телеконференций) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.Как показывает многолетний опыт преподавания автором различных дисциплин студентам магистратурынаправленияподготовки 080100 в рамках только аудиторных занятий основательно изучить предусмотренный рабочимипрограммами теоретический материал и закрепить его в соответствующих навыках и умениях не представляется возможным. В этой связи для успешного освоения курса студенты магистратуры должнывыполнить весьма большой объем самостоятельнойработы.В этой связи можносогласиться с В.И.Загвязинским, что именно самостоятельная работа студентов«формирует готовность к самообразованию, создает базу непрерывного образования» в условиях быстрого обновления знаний [3].Хорошим подспорьем в самостоятельной работе магистрантов являются учебнометодические комплексы дисциплин (УМКд), которые представляют собой совокупность структурированных учебнометодических материалов, обеспечивающих полный дидактический цикл обучения, предназначенных для оптимизации овладения студентом общекультурными и профессиональными компетенциями в соответствии с основной образовательной программой по направлению подготовки.Определенный интересв этой связи представляетразработанный автором учебнометодический комплекс дисциплины «Маркетинг отраслевых рынков», являющийся оригинальной разработкой. Онпредназначендля студентов магистратуры направления «Экономика» (профиль «Экономика фирмы и отраслевых рынков»), изучающих названную выше дисциплину. При этом особое внимание в комплексе уделяется методике организации самостоятельной работы магистрантов,которая включает несколько направлений, в частности, подготовку научных докладов, написание рефератов, подготовкук практическим занятиям, выполнение расчетнографическихработ (РГР) и др.Даются рекомендации магистрантам по организации самостоятельной работы, а также по успешному освоению дисциплины. График самостоятельной работы в течение семестра приведен в рабочей программе.Разработанный автором учебнометодический комплекс состоит из ряда разделов.Вопервых, эторабочая программа дисциплины, которая является центральным разделом всего УМКд. К разработке рабочей программы автор подходил с учетом компетентностного подхода в образовании в соответствии с требованиями ФГОС–3. Поэтому в рабочей программе дается описание компетенций, формируемых в результате изучения дисциплины, а также представлены результаты образования (РО), являющиеся целью освоения дисциплины: по группам «знать», «уметь», «владеть». Перечисленные результаты образованияявляются основой для формирования следующих компетенций.1. Общекультурных(ОК–1):способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень.2. Профессиональных(ПК–2): способность обосновывать актуальность, теоретическую и практическую значимость избранной темы научного исследования.3. Дополнительных профессиональных:–(ДПК–3)способность применять результаты маркетинговых исследований отраслевого рынка и разрабатывать предложения, направленные на повышение конкурентоспособности отрасли и предприятия, диверсификации отраслевых рынков;–(ДПК–4)способность проводить мониторинг и диагностику состояния отраслевого рынка, выявлять тенденции и факторы его развития;–(ДПК–5)способность разрабатывать прогноз и оценивать перспективы развития отраслевого рынка.Формулировки компетенций ОК–1 и ПК–2 выбраны из федерального образовательного стандарта [4]. Что касается дополнительных профессиональных компетенций, то для их определения использовалась методика опроса экспертов.В рабочей программе содержится и описание образовательных технологий, применяемых автором в учебном процессе с учетом специфики изучаемой дисциплины: классическиеипроблемныелекции, семинары–деловые игры, творческиепрактикумы, классические аудиторные практические занятия и др.Вовторых, УМКд включает технологическую карту изучения дисциплины, отражающую график прохождения контрольных испытаний и сдачи работ, содержащуюбаллы,которые можно получить за каждый из указанных в технологической карте видов учебной деятельности. Разработка и использование технологический карт по дисциплинам предусмотреныдействующей в Марийском государственном техническом университете системой «Ритм». Последняя предполагает проведение в течение семестра текущих аттестаций студентов (как правило, трех), и при наборе по результатам этих аттестаций соответствующей суммы баллов студенты имеютправо получить зачет по дисциплине или соответствующую экзаменационную оценку (от «удовлетворительно» до «отлично»). В этой связи в технологической карте вся дисциплина «Маркетинг отраслевых рынков» разбита нами на три модуля:–«Маркетинг как концепция рыночного управления в отраслях и сферах деятельности»;–«Изучение конкурентови завоевание преимуществ в конкурентной борьбе»;–«Маркетинг в отдельных отраслях и сферах деятельности»(банки, туризм и др.).Втретьих, нами разработаны и представлены в УМКд методические рекомендации для преподавателя по организации и технологии обучения магистрантов. Здесь имеетсяграфик изучения дисциплины, содержащий даты проведения текущих контрольных испытаний; методы обучения и контроля, ссылки на блоки заданий для проведения практических занятий; ссылки на соответствующие блоки фонда оценочнодиагностических средств. К последним относятся контрольные вопросы, тесты, задания по всем разделам изучаемой дисциплины.В этом разделе автор подробно характеризует особенности применения различных образовательных технологий с учетом специфики образовательного процесса в магистратуре, даются методические рекомендации по применению тех или иных образовательных технологий.Например, подчеркивается, что «спомощью проблемной лекции обеспечивается достижение следующихосновных целей обучения:–вызвать интерес к теме;–активизировать познавательную деятельность студентов;–формировать культуру мышления;–развивать продуктивное мышление студентов» [5].При этом отмечено, что проблемная лекция направлена именно на творческое усвоение магистрантами принципови закономерностей изучаемой науки, нацеливает обучающихся на самостоятельную внеаудиторную работу, активное усвоение получаемых знаний и применение их на практике.Вчетвертых,весьма важным в УМКд является раздел, в котором содержатся методические рекомендации для обучающихся по изучению дисциплины. Здесь даются советы, касающиесяпланированияи организации времени, необходимого на изучение дисциплины в рамках самостоятельной работы.Рекомендации по работе с литературой исходят из того, что в настоящее время издано большое количество учебников и учебных пособий, которые в разной степени могут быть полезны для студентов. Эти книги отличаются как полнотой представленного в них теоретического материала, так иразличной методологией. Может существенно отличаться и стиль изложения, который в ряде случаев оказывается весьма трудным для понимания. Поэтому обучающимся необходимо выбрать те книги, где в доступной форме и с достаточной полнотой изложен материал курса. Желательно также, чтобы в этих книгах были приведены задания и методические рекомендации по их выполнению. Студентам следует обращать внимание на наличие на титульном листе книги записи о том, что она рекомендована или допущена в качестве учебника или учебного пособия для студентов данной специальности или жестудентов экономических специальностей.Более предпочтительным является гриф «рекомендовано». Ориентиром для выбора учебной литературы является ее перечень, представленный в рабочей программе дисциплины, в котором литература подразделяется на основную и дополнительную. Также полезно обращаться и к тем книгам, которые будут рекомендованы преподавателем при изучении отдельныхтем.Изучению магистрантами дисциплины способствует использование материалов данного комплекса. В начале следует, прежде всего, внимательно ознакомится с представленными в учебнометодическом комплексе рабочей программой и методическими рекомендациями по изучению дисциплины. Благодаря этому сформируется определенное представление о структуре и содержании курса, тех знаниях и умениях, которые студенты должны приобрести при его изучении. Для планирования ритмичной самостоятельной работы необходимо обратить внимание на соответствующий график, который содержится в рабочей программе дисциплины.Важность повышения эффективности самостоятельной работы студентов объясняется еще и тем, что в учебных планах вузов имеет место тенденция к сокращению времени аудиторных занятий. Так, по данным А.К.Луковцевой,«отношение времени, отводимого на аудиторную работу, ковремени, отводимомуна самостоятельную работу, во всем мире составляет 1:3,5» [6].В УМКд представлена таблица, определяющая содержание самостоятельной работы магистрантов в соответствии с учебным планом и рабочей программой дисциплины «Маркетинг отраслевых рынков».Впятых, в комплексесодержится подготовленный автором конспект лекций –обновляемое учебное издание, представляющее собой комплекс лекций, освещающий содержание учебной дисциплины, включающий в себя план лекций, теоретический материал, разбитый по темам иих схематическое представление, с указанием ссылок на основную и дополнительную литературу. Конспект содержит описание основных дидактических единиц по каждой лекции в соответствии с рабочей программой.Кроме указанных разделовУМКд такжесодержит:–методические указания по выполнению практических работ;–методические указания по выполнению расчетнографических работ;–методические указания по выполнению курсовых работ;–фонд оценочнодиагностических средств,обеспечивающий систематический контроль преподавателем результативности изучения дисциплины;–глоссарий (словарь терминов и определений).В рамках внеаудиторной самостоятельной работы исключительно важное значение имеет участие магистрантов в научноисследовательской работе. Как отмечает, например, Е.В.Захарова:«Научноисследовательская работа студентов (НИРС) –это эффективный способ и средство формирования и развития у студентов мотивации к творчеству, ответственности и самостоятельности, а также способ наиболее полно реализовать индивидуальный подход в обучении и воспитании студентов». [7].По нашему мнению, основными задачами НИРС являются: развитие и закреплениенавыков научной творческойдеятельности,участие магистрантовв реальных научных исследованиях, знакомство с современными научными методологиями, работа с научной литературой; выявление способных студентов для дальнейшего обучения в аспирантуре. Все это способствует успешной работе над магистерской диссертацией.Научноисследовательская работа студентов, в том числе и магистрантов, выполняемая во внеучебное время, может организовыватьсяв различных формах, в частности,работа в студенческих научных семинарах; участие студентов в выполнении госбюджетных или хоздоговорных научных работ, в рамках межвузовских или внутривузовских грантов, совместно с отдельными преподавателями, являющимися, как правило,научными руководителями магистрантов и ведущими научные исследования по индивидуальной тематике, проведение ежегодных студенческих научнотехнических конференций и публикация по их итогам сборников научных трудов,участие студентов во внешних конференциях, в том числе республиканских, всероссийских и международных, подготовка научных докладов под руководством ведущих преподавателей факультета; организация и проведение внутривузовских предметных олимпиад; организация и проведение конкурсов студенческих научных работ и др.В этой связи автором и профессором М.М. Ахмадеевой издано соответствующееучебнометодическое пособие [8]. Целью этого пособия является оказание методической помощи магистрантам направления магистратуры «Экономика» на всех этапах подготовки и защиты магистерской диссертации. Руководствуясь поставленной целью,авторы определили следующие основные задачи: показать особенности магистерской диссертации экономического направления, ее отличия от дипломной работы специалиста и выпускной квалификационной работы бакалавра, раскрыть этапы работы над рукописью диссертационной работы, дать рекомендации по подготовке диссертации к защите и по процедуре защиты.Из сформулированной цели и задач вытекает структура учебнометодического пособия.В первой главе подробно раскрываются требования к магистерской диссертации и ее структура, во второй главе даются подробные рекомендации по выбору темы диссертационной работы, в третьей –излагаются обязанности научного руководителя, методические и организационные вопросы взаимодействия магистранта с руководителем и консультантами. Методические вопросы написания диссертации и оформления рукописи подробно излагаются в четвертой и пятой главах. В шестой главе рассмотрены вопросы процедуры защиты магистерской диссертации. Авторы рекомендуют в каждой главе приводить краткие выводы, что позволит четко сформулировать итоги каждого этапа исследования и дает возможность освободить общие выводы по работе от второстепенных подробностей.Для более успешного использования магистрантами предлагаемого пособия рекомендуется обращение к контрольным вопросам и тестам, а также использовать понятийный аппарат, который приведен в пособии.Авторы дают рекомендации по выбору темы диссертационной работы. Например, тема может быть связана с темой ранее выполненной квалификационной работы бакалавра, а магистерская диссертация является ее развитием и углублением. Безусловно, магистрант может выбрать тему на основе материалов, собранныхво время производственной практики, а такжев соответствии с заявкой (заказом) предприятия на разработкукакойлибо актуальной для предприятия темы. Весьма полезными для магистрантов являются приложения, представленные в нашем учебнометодическом пособии: оформление титульного листа магистерской диссертации; задание на выполнение магистерской диссертации; содержание отзывов научного руководителя и рецензентов, пример оформления оглавления; содержание индивидуального плана работы студентамагистранта и др.

В пособии приведены критерии, по которым оценивается диссертациямагистра:–уровень теоретической, научноисследовательской проработки проблемы;–качество и методика анализа;–полнота и системность вносимых предложений по рассматриваемой проблеме;–самостоятельность ее разработки.

Ссылки на источники1.Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 080100 «Экономика» (квалификация (степень) «магистр»). Утвержден Министерством образования и науки Российской Федерации от 20 мая 2010 г. № 543 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14.07.2010 г. № 17819).2.Шушляпин О.И. Личностноориентированный и групповой подход при самостоятельной работе в вузах: обоснование некоторых активных и инновационных методов обучения // Вопросы образования. –2011. –№ 16 (379).–С. 25–30.3.Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация.–М: Академия, 2001.–192 с.4.Федеральный государственный образовательный стандарт.Указ. соч.5.Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования: проектирование основной образовательной программы: методические рекомендации и материалы / авт.сост.: Н.Н. Старыгина, Г.И. Смирнова, Н.Н. Пятницкая,А.С. Масленников, Г.Л.Гаврилова, Л.С. Кохановская. Под общей редакцией Н.Н. Старыгиной. –ЙошкарОла: Марийский государственный технический университет, 2010.6.Луковцева А.К.Психология и педагогика. Курс лекций.–М.: КДУ, 2008.–192 с. 7.Захарова Е.В. Пути оптимизации самостоятельной работы студентов в вузе // Известия РГПУ им.А.И.Герцена. Аспирантские тетради. –2007. –№3. –С. 281–284.8.Ахмадеева М.М., Шульмин В.А.Магистерская диссертация экономического направления: методика подготовки, оформление и процедура защиты. –ЙошкарОла: Марийскийгосударственныйтехническийуниверситет, 2008.

ShulminVladimir,CandidateofEconomicalSciences, readerinEconomicsandOrganizationofProductionofMariStateTechnicalUniversity,YoshkarOlavladimir__shulmin@mail.ruMethodological improvement of the educational process in the MA course of economic trendAnnotation.The article is devoted to improving the methodological support to the MA course with the trend «Economy». In accordance with the competencebased approach to the educational process the author notes the importance of developing teaching materials of the subjects. The content developed by the author of educational and methodical complex on the discipline "Marketing of industrial markets" is being opened. The author also describes the developed (in collaboration) educational and methodical manual on preparing to the master’s thesis of economic trend.Keywords: MA course, Federal State educational standard of higher professional education of the third generation, competencebased approach, teaching materials, results of education, main educational program, scientificresearch work of students, master’s thesis.ISSN 2304120X