Интегрированный курс по выбору «Узнай мир» для учащихся средней школы

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Фоминых О. Ю., Захарова Л. Ю. Интегрированный курс по выбору «Узнай мир» для учащихся средней школы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2012. – №10 (Октябрь). – С. 41–45. – URL: http://e-koncept.ru/2012/12137.htm.
Аннотация. Элективный интегрированный курс «Узнай мир» рассчитан на 25 часов. В нём выявляются основные системные понятия, являющиеся общими для химии, физики и биологии. Учащиеся глубже, чем на уроках, рассматривают все агрегатные состояния, делая акценты на те вещества и системы, которые окружают человека в природе. Данная программа позволяет ответить на вопросы: чем мы дышим, что мы пьём, где мы живём, что надо делать для сохранения благоприятной экологической обстановки и своего здоровья. Значительное место в курсе отводится эксперименту. Практические работы по своему содержанию приближены к жизни, в них исследуются жизненно важные объекты: воздух, вода, почва; с использованием местного материала, интересующего школьника
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Фоминых Ольга Юрьевна,учитель физики высшей квалификационнойкатегории МАОУ СОШ № 82, г. Пермьolforyou2010@mail.ru

Захарова Людмила Юрьевна,учитель химии высшей квалификационной категории ГКБС(К)ОУ «Школаинтернат для незрячих и слабовидящих детей», г. Пермьzacharovalu@mail.ru

Программа интегрированного курса по выбору «Узнай мир»

Аннотация. Элективный интегрированный курс «Узнай мир» рассчитан на 25 часов. В нём выявляются основные системные понятия, являющиеся общими для химии, физики и биологии. Учащиеся глубже, чем на уроках, рассматривают все агрегатные состояния, делая акценты на те вещества и системы, которые окружают человека в природе. Данная программа позволяет ответить на вопросы: чем мы дышим, что мы пьём, где мы живём, что надо делать для сохранения благоприятной экологической обстановки и своего здоровья. Значительное место в курсе отводится эксперименту. Практические работы по своему содержанию приближены к жизни, в нихисследуются жизненноважные объекты: воздух, вода, почва; с использованием местного материала, интересующего школьника. Ключевые слова: элективный курс, интеграция, единая картина мира, агрегатные состояниявещества.

Развитие науки, сопровождающееся увеличением объема знаний в каждой области, ведет к информационной перенасыщенности школьных программ, в первую очередь по естественнонаучным дисциплинам (физика, химия, биология).С учетом наметившейся тенденции сокращения количества часов, отводимых на изучение предметов естественнонаучного цикла, это может привести к снижению уровня усвоения материала. Преодолеть возникающие трудности можно через интеграцию знаний (ведение интегрированных предметов) [1].Привлечение дополнительной информации межпредметного характера позволяет заинтересовать школьников, повысить их познавательную активность, расширить знания о глобальных проблемах, развивать аналитические способности. Предлагаемый курс «Узнай мир» направлен на поддержание базовых предметов физики и химии, а также на удовлетворение познавательных интересов учащихся.Изучение курса будет способствовать реализации общекультурного компонента содержания образования, так как предусматривает формирование целостного представления о мире и месте человека в нем. Содержание данного элективного курса развивает представления о веществе во всех его возможных состояниях. Теоретическое изложение способствует не только углублению базового компонента физики и химии, но и расширяет экологический кругозор учащихся; вырабатывает ответственное отношение к природе; обосновывает необходимость ведения здорового образа жизни для сохранения здоровья не только каждого человека, но и всего общества.Актуальность предлагаемого элективного курса вызвана значимостью рассматриваемых вопросов и проблем, которые ставит перед нами сама жизнь. Учителя и учащиеся имеют хорошую возможность заниматься самостоятельной познавательной и практической деятельностью в вопросах межпредметного характера, поэтому курс будет полезен широкому кругу учащихся.Общимипринципамиотбора содержания программы курсабыли выбранысистемность,целостность, научность, доступность для учащихся основной школы, практическая направленность. Данный образовательный курс является источником знаний, он расширяет и углубляет базовый компонент; обеспечивает интеграцию необходимой информации. Курс позволит полнее учесть интересы и профессиональные намерения школьников, следовательно, сделает обучение более интересным и, соответственно, позволит получить более высокие результаты.В содержание программы заложены следующие идеи.1.Восприятие единой картины мира.2.Комплексное применение знаний, перенос идей из одной науки в другую.3.Мировоззренческая направленность. 4.Оптимизация и интенсификация учебной, и педагогической деятельности.Элективный курс предусматривает оптимальное использование современных технологий, в частности, личностноориентированных и развивающих; различные организационные формы обучения: лекции, семинары, практические и лабораторные работы, познавательные игры, экскурсии. Курс предполагает использование таких видовконтроля, как: текущий (выполнение практических работ, решение задач, кроссвордов, тестирование), итоговый (анкетирование, защита проектов, синквейны).Ведущая цель курса –углубить и расширить материал по теме «Агрегатные состояния вещества и их изменения в природе», а также совершенствовать практические навыки по решению задач и проведению эксперимента.Эта цель будет достигнута при решении следующей системызадач.Дидактические задачи:–вооружить учащихся комплексными интегрированными знаниями о веществах, которые окружают человека в повседневной жизни; –развить специальные умения и навыки обращения с веществами, учить выполнять несложные исследования;–развить познавательные компетенции учащихся в области физики и химии;–создавать условия для формирования естественнонаучной картины мира на основе синтеза репродуктивных знаний учащихся в области физики и химии; формировать у учащихся представления о единстве мира.Развивающие задачи:–развивать у учащихся общенаучные методы познания: сравнивать, выделять главное, обобщать, систематизировать и делать выводы; –развивать самостоятельность и творчество при решении практических задач;Воспитательные задачи:–развивать внутреннюю мотивацию к учению, повышать интерес к познанию физики и химии; –раскрыть роль интегрированных знаний в познании природы и ориентировать учащихся на здоровый образ жизни;

–развивать экологическую культуру учащихся.Во вводной части курса, опираясь на основные системные понятия, рекомендуется построить древо наук с целью выявления общих вопросов в физике и химии. Часть общих тем освещает вещества различных агрегатных состояний. Разбор этих вопросов начинается с представления древних учений о четырёх стихиях: воздухе, земле, воде, огне. В основной части, состоящей из шести тем, учащиеся глубже, чем на уроках, рассмотрят все агрегатные состояния (газ, жидкость, твердое и плазму), делая акценты на те вещества и системы, которые нас окружают в природе. Все вместе должны найти ответы на вопросы: чем мы дышим, что мы пьём, где мы живём, что надо делать для сохранения благоприятной экологической обстановки и своего здоровья. Предполагается, что учащиеся вместе с учителембудут обсуждать и исследовать эти жизненноважные аспекты с экологических и валеологических позиций, и особое внимание следует уделить изучению воздействия вредных веществ на организм человека и способам защиты от этих воздействий.Значительное место в содержании данного курса отводится эксперименту. Выполнение его формирует у учащихся навыки работы с веществами, практические умения и навыки, необходимые каждому человеку. Кроме того, эксперимент выступает в роли источника знаний и формирует научную картинумира. Практические работы по своему содержанию приближены к жизни, т.к. предполагается исследовать жизненноважные объекты: воздух, воду, почву. Необходимо использовать местный материал, по возможности организовать экскурсии в лаборатории СЭС, водоочистительную станцию, и др. Часть времени рекомендуется отвести на решение задач проблемного характера с экологическим содержанием, что обеспечит не только закрепление и развитие специальных навыков, но и формирование активной жизненной позиции.Использование Интернетресурсов пополняет содержательный компонент курса, помогает объяснять многие явления природы и закономерности, обогащает теорию наглядностью.Уровень усвоения материала предполагается отслеживать с помощью кратковременных тестовых и других заданий. Для поддержания интереса к обучению предлагаются занимательные задания в виде кроссвордов, загадок, головоломок.Ниже приводим описание содержания курса и его тематический план (табл.1).

Содержание курса(1 часв неделю, всего 25 часов)Введение (1 час).Перекрестки физики, химии и биологии. Древние учения о четырех стихиях. Тема №1. Агрегатные состояния веществ на основе МКТ (3 часа). Агрегатные состояния веществ. Типы кристаллических решеток. Свойства веществ в различных агрегатных состояниях. Изменения агрегатных состояний веществ.Тема №2. Атмосфера. Воздух, которым мы дышим (4 часа). Атмосфера. Состав воздуха. Кислород. Растения как поставщики и потребители кислорода. Основные виды загрязнений воздуха и их источники. Кислотные дожди.Увеличение концентрации углекислого газа и метана в атмосфере. Парниковый эффект и его возможные последствия. Озоновый слой. Трансформация кислорода в озон, защитная роль озонового слоя Земли. Его значение для жизни на Земле и нарушение целостности.Пути решения проблемы защиты атмосферы. Сокращение выброса углекислого газа за счёт повышения эффективности топлив, замена бензина и других нефтепродуктов экологически менее вредными топливами. Водородное топливо. Перспективы использования альтернативных источников энергии:ветра, солнца. Международное законодательство по проблеме охраны атмосферы. Приёмы поддержания чистоты воздуха в помещениях.Практическая работа №1. Определение состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Состав воздуха в кабинете химии. Химическое загрязнение атмосферы. Анализ состава атмосферных осадков на кислотность.Тема №3. Гидросфера. Вода, которую мы пьём (4 часа). Гидросфера. Распределение вод гидросферы. Круговорот воды в природе, его значение в сохранении природного равновесия. Вода –универсальный растворитель. Влияние растворителя на химическую активность веществ (проявление токсичности веществ при их растворении в воде). Память формы. Осмос. Тургор. Осмотическое давление. Химический состав природных вод. Жёсткость воды. Санитария питьевой воды. Понятие о ПДК веществ в водных стоках. Водоочистительные станции. Методы, применяемые для очистки воды, их эффективность. Охрана природных вод: законодательство, международное сотрудничество.Практическая работа №2. Анализ водопроводной и технической воды. Сравнение чистой и загрязнённой воды по параметрам: запах, цвет, прозрачность, рН, наличие осадка после отстаивания, пригодность для использования. Практическая работа №3. Определение жёсткости воды.Тема №4. Литосфера. Разнообразие твердых веществ (5часов).Твердые тела: кристаллические, аморфные, композиты. Проектырефераты: «Природные минералы».Кристаллические премудрости. Особенности твердых тел, имеющих кристаллическую структуру. Монокристаллы. Симметрия кристаллов, пространственная решетка. Как образуются кристаллы. Использование ЦОР; демонстрационные и лабораторные опыты.Поликристаллы. Изотопия. Кристаллическая структура солей. Поваренная соль. Получение поваренной соли и ее очистка. Практическая работа №4.Аморфные тела. Особенности внутреннего строения и физических свойств аморфных тел. Стекло. Мед. Молекулярные и биологические кристаллы.Аллотропность. Полиморфизм. Графит и алмаз в технике, ювелирной и электронной промышленности.Тема №5. Плазма –четвертое состояние вещества (3часа).Живой огонь –от мифологии к науке. Мир огня. Огонь, его возникновение и особенности.Возникновение плазмы, распространение ее в природе. Формы плазмы, свойства, параметры, квазинейтральность плазмы. Движение частиц плазмы. Отличия плазменного и газообразного состояния.

Применение плазмы в науке и технике. Магнитосфера Земли. Магнитные бури и причины их возникновения. Ионосфера Земли. Полярное сияние. Космическая плазма и космические лучи. Контроль знаний.

Тема №6. Дом, в котором мы живём. Экология жилища и здоровье человека (4 часа). Пылевые загрязнения помещений. Влияние шума на здоровье человека. Материалы, из которых построены дома, мебель, покрытия. Радиационные загрязнения. Растения в доме. Животные и насекомые в квартире. Приёмы разумного ведения домашнего хозяйства. Вопросы экологии в современных квартирах.Практическая работа №5. Определение относительной запылённости воздуха в помещениях.Курение как одна из вредных привычек, нарушающих экологию жилища и здоровье человека.Решение задач с экологическим содержанием.Заключительное занятие.Подведение итогов (1 час).Таблица 1Учебнотематический план

№п/пТема, изучаемые вопросыЧасовДемонстрации,лабораторныеопытыФормазанятия

Образовательныйпродукт1

Введение. Перекрестки физики, химии и биологии. Древние учения о четырех стихиях1ПрезентацияЛекция с элементами беседыСхема: «Древо наук»Тема № 1. Агрегатные состояния веществ на основе МКТ2

Агрегатные состояния веществ и типы кристаллических решеток

1Модели кристаллических решеток, справочники, учебные таблицыЛекциябеседаКраткий конспект, таблица3

Свойства веществ в различных агрегатных состояниях1Оборудование для опытов, видеоматериалыЛабораторные опыты, беседаОтчет4

Изменения агрегатных состояний веществ1ИнтернетресурсыБеседа, кроссворды, загадки, задачиСинквейнТема №2. Атмосфера. Воздух, которым мы дышим5

Атмосфера. Состав воздуха. Основные виды загрязнений воздуха и их источники. Кислотные дожди1Опыты: образование кислоты при сгорании серы, доказательство существования атмосферыСеминарпрактикумДиаграмма«Состав воздуха», таблица «Видызагрязнений»